Перспективное планирование по ознакомлению воспитанников 5-6 лет с художественной литературой
материал по художественной литературе (старшая группа) на тему

Седых Татьяна Павловна

Знакомит воспитанников с жанрами художественной литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по художественной литературе старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Цель:  знакомить воспитанников с жанрами художественной литературы.

СЕНТЯБРЬ

Малые фольклорные формы.

Цель: Обогащать знания воспитанников о фольклоре.

п\п

Тема

Программное содержание

1.

Песенка «Баю – баю – баю – бай, поскорее засыпай!»

-познакомить воспитанников с особенностями содержания колыбельных песен и приговорок.

2.

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

-продолжать знакомить  с пословицами, поговорками, прибаутками, загадками.

3.

«Русские потешки»

-продолжать знакомить с потешками, с тем, что потешки используют в народных играх;

-познакомить в русскими народными играми.

4.

«Шутку шутить – людей насмешить»

-познакомить с потешным фольклором;

-учить составлять, совместно с воспитателем, потешный рассказ.

ОКТЯБРЬ

Басни

Цель: Дать начальные знания о басне, ее жанровых особенностях, подвести к пониманию аллегории, нравственного смысла, переносного значения слов и сочетаний, воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

1.

Знакомство с творчеством Крылова. «Ворона и лисица»

- обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста («На ту беду Лиса близехонько бежала», «Плутовка к дереву на цыпочках подходит»);

- развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни;

- воспитывать честность и доброту.

2.

«Мартышка и очки»

-развивать умение анализировать произведение;

-формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам.

3.

«Квартет»

-уточнять понятия «басня», «крылатые выражения»;

-учить видеть смысл басни, высказывать своё предположение.

4.

«Стрекоза и муравей»

- воспитывать чуткость к образному строю языка басни;

- понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

НОЯБРЬ

Поэзия

Цель: Развивать интерес к поэзии, желание разучивать стихотворения.

1.

А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.)

(заучивание)

-продолжать учить детей выразительно читать стихи, передавая красоту природы;

-побуждать замечать изобразительно - выразительные средства художественной литературы.

2.

Б. Заходер «Собачкины огорчения»

-чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворений, понимать основную мысль поэтического текста.

3.

С. Маршак «Почта»

-продолжать приобщать к восприятию поэтических произведений;

-закреплять знания о труде взрослых.

4.

Я. Аким «Жадина» (заучивание)

-расширять представление о жадности;

-продолжать учить высказывать своё отношение к герою.

5.

И. Бунин «Первый снег» (заучивание)

-учить внимательно слушать стихотворения русских поэтов;

-развивать интерес к художественной литературе, выразительно читать стихи.

ДЕКАБРЬ

Проза

Цель: Продолжать знакомство детей с творчеством писателей. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.

1.

Л. Толстой «Лев и собачка»

Учить чувствовать характер образов литературного произведения; понимать смысл пословиц.

2.

В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»

-формировать у детей целостное восприятие текста, умение выделять выразительные средства;

-закреплять представления об особенностях разных жанров (стихотворение, сказка, рассказ)

3.

 Л. Пантелеев «Буква «ты»

-формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;

-развивать чувство юмора;

-прививать интерес к художественной литературе.

4.

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»

-помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.;

-продолжать учить участвовать в коллективном разговоре;

-формировать умение содержательно строить высказывание.

ЯНВАРЬ

Сказки народов мира

Цель: Познакомить воспитанников со сказками народов мира. Воспитывать толерантность.

1.

Японская народная сказка «Жёлтый аист»

-расширять представление о понятиях «жадность», «доброта»;

-продолжать учить оценивать поступки героев сказки.

2.

Татарская сказка «Три сестры»

-учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета;

-продолжать учить передавать своё отношение к персонажам.

3.

Болгарская сказка «Волк и сорока»

-продолжать учить понимать образные выражения;

-вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

4.

Немецкая народная сказка

«Глупый крестьянин и умная птица»

-выяснить с воспитанниками чему учит сказка;

-продолжать учить высказывать своё предположение, выслушивать внимательно своих товарищей.

ФЕВРАЛЬ

Литературные сказки

Цель: Побуждать эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Углублять представления детей о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях сказки.

1.

Б. Заходер. «Серая звездочка»

-расширять представление о понятиях «Зло», «добро», «отзывчивость»;

-воспитывать бережное отношение к природе

2.

В. Катаев. «Цветик - семицветик»

-познакомить с творчеством В. П. Катаева;

-воспитывать милосердие и отзывчивость.

3.

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали»

-познакомить детей с шуточным произведением;

-учить понимать шутки.

4.

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы)

-познакомить с творчеством Т. Александровой; -развивать умение выражать свои эмоции при прочтении сказки.

МАРТ

Русские народные сказки

Цель: Формировать интерес к сказкам.

1.

«Царевна – лягушка»

-учить детей выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, удивление) к персонажам русской народной сказки;

-продолжать учить оценивать поступки героев.

2.

«Заяц – хвастун»

-помочь понять смысл и основное содержание сказки;

-учить выделять художественные выразительные средства.

3.

«Добрыня и змей»

-продолжать учить воспринимать образное содержание сказки;

-продолжать знакомить с былинными героями.

4.

«Баба Яга»

-продолжать учить понимать глубокий смысл сказки;

-воспитывать интерес к русским народным сказкам.

АПРЕЛЬ

Сказки народов малой родины

Цель: Воспитывать интерес к произведениями малочисленного народа.

1.

Мансийская сказка «Берестяной нос»

-побуждать эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

2.

Хантыйская сказка «Хочу, не хочу!» (с обыгрыванием)

-знакомить с творчеством народов ханты и манси;

-развивать творчество, речь, внимание, расширять кругозор учащихся;

-воспитывать интерес, любовь к родному краю, сценическую культуру.

3.

Хантыйская сказка «Золотой топор»

-знакомить с творчеством народов ханты и манси;

-продолжать учить называть жанр произведения.

4.

Мансийская сказка «Умная сова»

-продолжать знакомить с творчеством народов ханты и манси;

-учить анализировать поступки героев сказки, выделять главную мысль произведения.

МАЙ

Для чтения в лицах

Цель: Развитие речевой активности через воспроизведение малых литературных жанров.

1.

Г. Сапгир «Лесной разговор»

-продолжать знакомить с приметами весны;

-учить анализировать стихотворение, выделяя основную мысль, которую хотел передать автор;

-развивать внимание, диалогическую речь.

2.

Г. Виеру «Яблоко»

-формирование диалогической речи;

-развивать умение вести диалог от первого лица.

3.

 С. Маршак «Жадина»

-формировать знания о качестве человека, как жадина;

-продолжать учить анализировать поступки героя.

4.

В.Левановский «Хозяйка и кот»

-познакомить детей с пиктограммой стихотворения;

-продолжать учить вести диалог.

5.

Чешская народная песенка, перевод С. Маршак «Разговор лягушек»

-налаживание игрового и речевого взаимодействия детей со сверстниками.

-формирование диалогической и фразовой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогаще...

Перспективное планирование работы с детьми 2 – 3 лет по ознакомлению с устным народным творчеством и художественной литературой.

I неделяII неделяIII неделяIV неделясентябрь«НАША МАША МАЛЕНЬКА…» — чтение рус.н. потешки.Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном...

Перспективный план работы по ознакомлению детей второй младшей группы с художественной литературой.

"Содержание образовательной области "Чтение художественной1 литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребностив чтении, восприятии книг через решение следующих задач:формиро...

Педсовет на тему: «Приобщение воспитанников дошкольных учреждений к чтению художественной литературы»

Педсовет на тему:  «Приобщение воспитанников дошкольных учреждений к чтению художественной литературы»...

Перспективное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на 2019-2020 учебный год.

Перспективное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на 2019-2020 учебный год....

Серия семинаров-практикумов для воспитателей по теме "Развитие речи воспитанников через приобщение их к художественной литературе"

Статья содержит три семинара практикума по темам "Организация книжных уголков в группах", "Что такое рукотворная книга?" и "Методы  обучения детей пересказу и заучиванию ...