Серия семинаров-практикумов для воспитателей по теме "Развитие речи воспитанников через приобщение их к художественной литературе"
статья по развитию речи
Статья содержит три семинара практикума по темам "Организация книжных уголков в группах", "Что такое рукотворная книга?" и "Методы обучения детей пересказу и заучиванию стихотворений". Все семинары проходят с использованием мультимедийного оборудования для показа презентаций, отдельных фотографий и видеозаписей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Серия семинаров – практикумов
Тема № 1: «Организация книжных уголков в разных возрастных группах с использованием бережливых технологий»
Цель: закрепить представления воспитателей об оформлении и оснащении книжного уголка группы в соответствии с возрастными возможностями
Время проведения: 30.09. 2020 год
Средства: мультимедийное оборудование для просмотра презентации по теме семинара (опыт воспитателей г. Дзержинска с ГМО).
План мероприятия:
- Что такое книжный уголок, его цель, функции? Общение с книгой – главная цель.
- Просмотр презентации.
- Принципы оснащения книжного уголка:
- эстетичность («Книжкина больница», алгоритмы пользования книгами и их ремонт)
- контролировать количество книг – разумное количество. Уголок – это не склад и не архив. Это динамичность книжного материала.
- смена книг. Нельзя целый учебный год книги в одном составе. Меняйте по временам года, по писателям, по темам.
- внесение новой книги согласно занятиям по Гербовой.
- хранение книг (в раннем и младшем возрасте – по возрасту произведения, несколько книг одного произведения, яркие крупные картинки, прочный переплет – картон); (в старшем возрасте – библиотечный принцип расположения книг – цвет и символ – картинка для определения жанра)
- оформление тематических выставок: по писателю, по жанру, по одному произведению разные иллюстрации, к празднику.
- индивидуальные выставки одного ребенка.
4. Раздача Положения «Лучший книжный уголок среди групп ДОУ». Срок: ноябрь
Тема № 2: «Роль рукотворной книги в развитии связной речи детей раннего и дошкольного возраста»
Цель: повысить профессиональную компетентность воспитателей по вопросу использования такого средства всестороннего развития ребенка как рукотворная книга.
Время проведения: 08.10. 2020 год
Средства: мультимедийное оборудование для просмотра презентации по теме семинара (опыт воспитателей г. Дзержинска с ГМО).
План мероприятия:
- Просмотр презентации:
- что такое рукотворная (самодельная) книга? (слайды 6, 2). Ее значение!!!
- алгоритм создания книги: рассказать и показать из чего состоит книга – эта работа плавно перетекает из ремонта книг; совместное изготовление одной книги;
- виды рукотворных книг: материал, тематика (н-р, делать книги по событиям – праздникам - День космонавтики, День Победы, Новый год, День защитника Отечества, 8 марта и так далее). Рукотворная книга – как результат проектной деятельности.
2. Хранение рукотворных книг в книжном уголке, их сменяемость.
Тема № 3: «Разные формы работы с воспитанниками в соответствии с их возрастными возможностями по заучиванию стихотворения и обучению пересказа»
Цель: повысить творческую активность педагогов по методике проведения занятий по развитию речи – заучивание стихотворений, пересказ.
Время проведения: 28.10. 2020 год
Средства: мультимедийное оборудование для просмотра видеоролика «Мастер-класс победителя городского конкурса «Искусство быть в профессии» в номинации «воспитатель года» по теме «Заучивание стихотворения – расскажи стихи руками».
План мероприятия:
- Анализ методической литературы по группам:
Группа | Тема | Средства | Способы | Творчество |
Вторая группа раннего возраста |
| Игрушки или настольный театр - | Показ сказки с помощью театра Показ действий по тексту и повтор детьми, работа тройками | Дети – сами герои (шапочки) |
младшая группа | Стих-ие «Приставалочка» Чтение «Кот, петух и лиса» Рассматривание «Колобок» | - Шапочки, медальки. Разные книжки- иллюстрации | Беседа Игра-драматизация детьми | элементы костюмов В книжном уголке несколько книг по одной сказке |
Средняя группа | Сказка «Телефон» Чтение Бунина «Листопад» Заучивание «Тень, тень-потетень» | В книжном уголке «Телефон» несколько книг Элементы костюмов | Игрушка – телефон, дети воспроизводят с его помощью разговоры животных Предварительная работа – наблюдение на прогулке Чтение по ролям: бабушка и кот с действиями | Иллюстрации Раздать листочки детям, имитация движениями |
Старшая группа | Пересказ сказки «Заяц – хвастун» Заучивание стих-ия «Осень» Чтение «Пудель» | Книжка с иллюстраци ями - В книжном уголке выставка произведений Маршака | Беседа, Слово - план Рук-во в устной форме Чтение с беседой по иллюстрациям | Схемы, мнемодорожка Движения с листочками Мнемотаблица сказки |
Подготовительная к школе группа | Заучивание «Ласточки пропали» Сказка «Хлебный голос» | Без наглядности Без наглядности | Выразительное чтение, беседа о приметах осени Чтение и беседа по прочитанному | Мнемоквадраты отдельные предметы: ласточка, грач, гора, ночь (черный круг), лист, ветер, окно Картинки по тексту |
- Просмотр презентации «Мнемотехника в старшем дошкольном возрасте» (опыт работы другого ДОУ с конкурса «Искусство быть в профессии – 2020»)
- Способы заучивания и пересказа:
- Рассматривание иллюстрации – последовательность сюжета
- Показ движениями содержания произведения «Расскажи стихи руками» (руки и пальцы – пальчиковая гимнастика или игра; все части тела – пластика)
- Мнемотехника (квадраты, дорожки, таблицы) – схематизация
- Драматизация разными видами театра
- Материал в книжном уголке по пройденному произведению (книги, картинки, схемы, тематическая выставка)
- Просмотр видеоролика «Мастер-класс победителя городского конкурса «Искусство быть в профессии – 2018» по теме «Расскажи стихи руками»
Способы заучивания и пересказа:
- Рассматривание иллюстрации – последовательность сюжета
- Показ движениями содержания произведения «Расскажи стихи руками» (руки и пальцы – пальчиковая гимнастика или игра; все части тела – пластика)
- Мнемотехника (квадраты, дорожки, таблицы) – схематизация
- Драматизация разными видами театра
- Материал в книжном уголке по пройденному произведению (книги, картинки, схемы, тематическая выставка)