Серия семинаров-практикумов для воспитателей по теме "Развитие речи воспитанников через приобщение их к художественной литературе"
статья по развитию речи

Балашова Ольга Алексеевна

Статья содержит три семинара практикума по темам "Организация книжных уголков в группах", "Что такое рукотворная книга?" и "Методы  обучения детей пересказу и заучиванию стихотворений". Все семинары проходят с использованием мультимедийного оборудования для показа презентаций, отдельных фотографий и видеозаписей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серия  семинаров – практикумов  

Тема № 1:  «Организация книжных уголков в разных возрастных группах с использованием бережливых технологий»

Цель: закрепить представления воспитателей об  оформлении и оснащении книжного уголка группы в соответствии с возрастными возможностями

Время проведения:  30.09. 2020 год

Средства: мультимедийное оборудование для просмотра презентации по теме семинара (опыт воспитателей г. Дзержинска с ГМО).

План  мероприятия:

  1. Что такое книжный уголок,  его цель,  функции?  Общение с книгой – главная цель.
  2. Просмотр презентации.
  3. Принципы оснащения книжного уголка:

- эстетичность («Книжкина больница», алгоритмы пользования книгами и их ремонт)

- контролировать количество книг – разумное количество. Уголок – это не склад и не архив. Это динамичность книжного материала.

- смена книг. Нельзя целый учебный год книги в одном составе. Меняйте по временам года, по писателям, по темам.

- внесение новой книги согласно занятиям по Гербовой.

- хранение книг (в раннем и младшем возрасте – по возрасту произведения, несколько книг одного произведения, яркие крупные картинки, прочный переплет – картон); (в старшем возрасте – библиотечный принцип расположения книг – цвет и символ – картинка для определения жанра)

- оформление тематических выставок: по писателю, по жанру, по одному произведению разные иллюстрации, к празднику.

- индивидуальные выставки одного ребенка.

4. Раздача  Положения «Лучший книжный уголок среди групп ДОУ». Срок: ноябрь

Тема № 2:  «Роль рукотворной книги в развитии связной речи детей раннего и дошкольного возраста»

Цель: повысить профессиональную компетентность воспитателей по вопросу использования такого средства всестороннего развития ребенка как рукотворная книга.

Время проведения:  08.10. 2020 год

Средства: мультимедийное оборудование для просмотра презентации по теме семинара (опыт воспитателей г. Дзержинска с ГМО).

План  мероприятия:

  1. Просмотр презентации:

- что такое рукотворная (самодельная) книга? (слайды  6, 2). Ее значение!!!

- алгоритм создания книги: рассказать и показать из чего состоит книга – эта работа плавно перетекает из ремонта книг; совместное изготовление одной книги;

- виды рукотворных книг: материал, тематика (н-р, делать книги по событиям – праздникам - День космонавтики, День Победы, Новый год, День защитника Отечества, 8 марта и так далее). Рукотворная книга – как результат проектной деятельности.

2. Хранение рукотворных книг в книжном уголке, их сменяемость.

Тема № 3:  «Разные формы работы с воспитанниками в соответствии с их возрастными возможностями по заучиванию стихотворения и обучению пересказа»

Цель: повысить творческую активность педагогов по методике проведения занятий  по развитию речи – заучивание стихотворений, пересказ.

Время проведения:  28.10. 2020 год

Средства: мультимедийное оборудование для просмотра видеоролика «Мастер-класс победителя городского конкурса «Искусство быть в профессии» в номинации «воспитатель года» по теме «Заучивание стихотворения – расскажи стихи руками».

План  мероприятия:

  1. Анализ методической литературы по группам:

Группа

Тема

Средства

Способы

Творчество

Вторая группа раннего возраста

  1. Сказка «Репка»

  1. Чтение песенки «Три веселых братца»

Игрушки или настольный театр

-

Показ сказки с помощью театра

Показ действий по тексту и повтор детьми, работа тройками

Дети – сами герои (шапочки)

младшая группа

Стих-ие «Приставалочка»

Чтение «Кот, петух и лиса»

Рассматривание «Колобок»

-

Шапочки, медальки.

Разные книжки- иллюстрации

Беседа

Игра-драматизация детьми

элементы костюмов

В книжном уголке несколько книг по одной сказке

Средняя группа

Сказка «Телефон»

Чтение Бунина «Листопад»

Заучивание «Тень, тень-потетень»

В книжном уголке «Телефон» несколько книг

Элементы костюмов

Игрушка – телефон, дети воспроизводят с его помощью разговоры животных

Предварительная работа – наблюдение на прогулке

Чтение по ролям: бабушка и кот с действиями

Иллюстрации

Раздать листочки детям, имитация движениями

Старшая группа

Пересказ сказки «Заяц – хвастун»

Заучивание стих-ия «Осень»

Чтение «Пудель»

Книжка с иллюстраци

ями

-

В книжном уголке выставка произведений Маршака

Беседа,

Слово - план

Рук-во в устной форме

Чтение с беседой по иллюстрациям

Схемы, мнемодорожка

Движения с листочками

Мнемотаблица сказки

Подготовительная к школе группа

Заучивание «Ласточки пропали»

Сказка

«Хлебный голос»

Без наглядности

Без наглядности

Выразительное чтение, беседа о приметах осени

Чтение и беседа по прочитанному

Мнемоквадраты

отдельные предметы: ласточка, грач, гора, ночь (черный круг), лист, ветер, окно

Картинки по тексту

  1. Просмотр презентации «Мнемотехника в старшем дошкольном возрасте» (опыт работы другого ДОУ с конкурса «Искусство быть в профессии – 2020»)

  1. Способы заучивания и пересказа:
  • Рассматривание иллюстрации – последовательность сюжета
  • Показ движениями содержания произведения «Расскажи стихи руками» (руки и пальцы – пальчиковая гимнастика или игра; все части тела – пластика)
  • Мнемотехника (квадраты, дорожки, таблицы) – схематизация
  • Драматизация разными видами театра
  • Материал в книжном уголке по пройденному произведению (книги, картинки, схемы, тематическая выставка)
  1. Просмотр  видеоролика «Мастер-класс победителя городского конкурса «Искусство быть в профессии – 2018» по теме «Расскажи стихи руками»

Способы заучивания и пересказа:

  • Рассматривание иллюстрации – последовательность сюжета
  • Показ движениями содержания произведения «Расскажи стихи руками» (руки и пальцы – пальчиковая гимнастика или игра; все части тела – пластика)
  • Мнемотехника (квадраты, дорожки, таблицы) – схематизация
  • Драматизация разными видами театра
  • Материал в книжном уголке по пройденному произведению (книги, картинки, схемы, тематическая выставка)