Конспект ООД по чтению художественной литературы для детей 5-7 лет "Загадки. Скороговорки. Считалки"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Иноземцева Наталия Александровна

Конспект по речевому развитию (чтение художественной литературы) для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zagadki._skorogovorki._schitalki.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ

ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ)

НА ТЕМУ: «ЗАГАДКИ. СКОРОГОВОРКИ. СЧИТАЛКИ.»

                        

        

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

ИНОЗЕМЦЕВА Н.А.

Р.П.МОРДОВО

2017г

Программные задачи:

  • продолжать знакомство с малыми формами фольклора;
  • уточнить и обогатить представления детей о жанрах устного народного творчества, жанровых особенностях;
  • учить запоминать скороговорки, используя мнемотаблицы;
  • формировать интерес к устному народному творчеству;
  • развивать речь, память, внимание, смекалку, логическое мышление;
  • воспитывать бережное отношение к книгам.

Ход занятия 

1. Вступительная часть.

Воспитатель здоровается со всеми воспитанниками и обращает их внимание на книги, принесенный воспитателем.

-Я сегодня принесла для вас несколько новых книг. Давайте рассмотрим их. (Дети рассматривают книги)

-Вам знакомы произведения из этих книг?. Назовите их.  (ответы детей)

-Что их всех объединяет? Здесь животные разговаривают на человеческом языке, есть волшебные предметы, чудеса. Этот литературный жанр называется…СКАЗКА.

-Есть ли у вас любимая сказка? (Ответы детей)

-А сможете ли вы по картинка угадать сказку? (Воспитатель показывает картинку-иллюстрацию к сказке, дети называют её и картинка прикрепляется на доску).

-Скажите, кто является автором всех этих сказок? Кто их сочинил? (Народ)

-Чей народ? (Русский)

-И поэтому они называются  …       русские народные сказки.

-Но к народному творчеству относятся не только сказки. Что еще сочинял народ? (Ответы детей: песни, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, небылицы, скороговорки, считалки.)

-Если вы помните, все это называется … устное народное творчество или фольклор.

-Сегодня мы поговорим о некоторых жанрах устного народного творчества. А о каких именно, вы узнаете, разгадав ребусы.

        

        2. Основная часть

Воспитатель предлагает детям решить 1 ребус.

С

К

О

Р

О

Г

О

В

О

Р

К

И

- Что же такое скороговорка? (ответы детей). Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.

- А вы знаете скороговорки? Кто сможет произнести. Помните, скороговорки нужно произносить быстро и четко.

- Сегодня я хочу вам познакомить с некоторыми скороговорками.

Презентация «Скороговорки»

А сейчас я предлагаю вам выучить скороговорку .

        1. Послушайте.

Сидел воробей на сосне.                                                                         Заснул и свалился во сне.

        2. Обсуждение скороговорки. Показ картинок на доске.

- Понравилась скороговорка? О ком в ней говорится?  Смешная? Может ли быть это правдой? Почему? (У птиц ноги так устроены, что чем сильнее она приседает, тем сильнее лапки ее сжимаются, т. е. сжимают ветку, тем самым предохраняя себя от падения.)

        3. Знакомство с мнемодорожкой.

Чтобы нам легче было запомнить скороговорку, нам помогут схематические картинки, расположенные по порядку, согласно тексту скороговорки. (Воспитатель проговаривает скороговорку и показывает схематические изображения и заполняет дорожку На доске выстраивается мнемодорожка по содержанию скороговорки.)

        4. Проговаривание с опорой на зарисовки.

        5. Прочтение наизусть.

Работа в парах.

А теперь я предлагаю  послушать скороговорку и самим заполнить дорожку . (Детям предлагается послушать скороговорку и самостоятельно расположить схематические зарисовки по тексту скороговорки).

        1. У ежа ежата.                                                                                              У ужа ужата.

        2. На окошке крошку-мошку                                                                             Ловит лапой наша кошка.

- Пришло время решить ребус и угадать следующий жанр устного народного творчества.

С

Ч

И

Т

А

Л

К

И

Считалка – жанр устного народного творчества, который возник очень давно. В далекие времена считалки использовали взрослые. С помощью считалки они распределяли работу: кто отправлялся на охоту, кто чистил рыбу, кто готовил обед и т.д. В наше время считалку относят к детскому фольклору. С помощью считалки определяют, кто в игре водит.

- Вы знаете считалки? Можете рассказать. (Дети рассказывают считалки)

- Я тоже знаю считалку, с её помощью мы выберем         ведущего в нашей игре.  В старину, давным-давно         люди наряду со сказками, скороговорками и считалками придумывали, сочиняли игры и песни.  Я предлагаю вам сыграть в музыкальную народную игру «Леший». Необходимо выбрать ведущего.

Ахи, ахи, ахи, ох!                                                                                         Баба сеяла горох.                                                                             Уродился он пустой.                                                                                      Мы помчимся, ты постой.

Русская народная игра «Леший» (физкультминутка) под музыку

На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это леший, а все остальные звери. Леший  вместе со всеми бежит по кругу. Когда остановится музыка все занимают свободные места. Тот, кому свободного места не находится, становится лешим, и игра продолжается.

- Ребята у нас остался последний ребус. Давайте разгадаем его.

З

А

Г

А

Д

К

И

- Ответьте мне, что такое загадка?

Загадка – это один из малых жанров фольклора, краткое описание предмета,  которое часто дается в переносном значении, а иногда в сравнении с другим. Также загадку называют «мудреным вопросом». Загадка заставляет думать. Она развивает в человеке сообразительность.

- Я для вас приготовила загадки. Попробуйте их отгадать.

Презентация «Русские народные загадки»

3. Заключительная часть.

После выполнения задания воспитатель хвалит детей.

-        С какими жанрами устного народного творчества вы сегодня познакомились? (Загадки, скороговорки, считалки)

- Кто автор этих произведений? (народ)

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?

-Что именно вам запомнилось?

- Русский фольклор богат своим разнообразием. Сегодня мы говорили только о малой части устного фольклора.

- Я для вас приготовила раскраски. Раскрасив рисунки мы сможем с вами сделать книжку-малышку по теме сегодняшнего занятия. Книжку своими руками. На память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»

«Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание.  Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...

Конспект образовательной деятельности "Чтение художественной литературы" для детей 3-4 лет. Сказочка-шумелка по книге Штефани Дале "Земляничная Фея" Книга 1 "Приключения в Солнечном лесу"

Чтение подобной литературы способствует  нравственному развитию и правильному восприятию окружающего мира, мира природы и жизни насекомых, а сказочная форма подачи материала и наделение человечес...

Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы Тема: «Чтение рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода»

продолжать  развивать интерес к художественной литературе, пополнить литературный багаж новым рассказом;Обращать внимание на выразительные средства;Воспитывать чувство сострадания к  героям...

Конспект занятия по чтению художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста «Царевна-лягушка»

Конспект занятия по чтению художественной литературы для  детей старшего дошкольного возраста «Царевна-лягушка»Задачи:Образовательные:Продолжить знакомство с русскими народными с...

Конспект занятия по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы.

Конспект занятия по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы.Тема: «Как трудно быть хорошим» с использованием технологии продуктивного чтения...