Конспект занятия по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Аксарина Елена Александровна

Конспект занятия по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы.

Тема: «Как трудно быть хорошим» с использованием технологии продуктивного чтения – слушания на примере рассказа М. Зощенко «Бабушкин подарок»

Цель: обеспечение эмоционально-образного восприятия текста, его смысла.

Задачи:

Обучающие: создать условия для восприятия содержания текста, его эмоциональной составляющей; побуждать к рассуждению детей о том, как бороться с обидчивостью, завистью, «невоспитанными» поступками;

создать условия для формирования любознательности, познавательной мотивации.

Развивающие: развивать связную речь, как средство общения, формировать самостоятельность, целенаправленность в выполнении творческого задания, воображение, творческую активность, наблюдательность, мышление; крупную и мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать потребность общения с книгой, дружеские отношения со сверстниками.

Форма работыподгрупповая.

Виды детской деятельности: коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); восприятие художественной литературы (художественно – эстетическое развитие, двигательная (физическое развитие, речевое развитие.

Оборудование: книга с текстом, иллюстрации к книге, портрет автора, два подарка (игрушка и монетки, монетки по 10 копеек на каждого ребёнка, мяч.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы.

Тема: «Как трудно быть хорошим» с использованием технологии продуктивного чтения – слушания на примере рассказа М. Зощенко «Бабушкин подарок»

Цель: обеспечение эмоционально-образного восприятия текста, его смысла.

Задачи:

Обучающие: создать условия для восприятия содержания текста, его эмоциональной составляющей; побуждать к рассуждению детей о том, как бороться с обидчивостью, завистью, «невоспитанными» поступками;

создать условия для формирования любознательности, познавательной мотивации.

Развивающие: развивать связную речь, как средство общения, формировать самостоятельность, целенаправленность в выполнении творческого задания, воображение, творческую активность, наблюдательность, мышление; крупную и мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать потребность общения с книгой, дружеские отношения со сверстниками.

Форма работыподгрупповая.

Виды детской деятельности: коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); восприятие художественной литературы (художественно – эстетическое развитие, двигательная (физическое развитие, речевое развитие.

Оборудование: книга с текстом, иллюстрации к книге, портрет автора, два подарка (игрушка и монетки, монетки по 10 копеек на каждого ребёнка, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент. Вводное слово воспитателя.

Приветствие.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбку друг другу.

- А теперь, подарим свои улыбки друг другу и пожелаем хорошего настроения.

2. Мотивационный этап.

Дети подходят к столику и обращают внимание на 2 подарка в упаковке. Спрашиваю,что это? (подарки). Хотите посмотреть, что там? (да) Открываем оба подарка, смотрим: один подарок игрушка, а другой монетки в коробочке. Спрашиваю детей, понравились ли им оба подарка, почему? А какой подарок они выбрали бы? И почему? (ответы детей могут быть разными) Уточняю, что игрушкой можно сразу играть, а на монетки придётся ещё что- то купить, пройдёт какое – то время. Привлекаю детей к тому, что такой подарок, как монетки, однажды привёл к не очень приятной истории. Хотите её послушать? (да). Тогда присаживайтесь на стульчики, я вам её расскажу, она называется «Бабушкин подарок».

3. Исполнительский этап (первичное слушание произведения, работа с текстом во время чтения)

«У меня была бабушка (У мальчика, которого зовут Минька.) И она меня очень горячо любила. (Что значит горячо)

Она каждый месяц приезжала к нам в гости и дарила нам игрушки. (Интересно, к кому к нам) И вдобавок приносила с собой целую корзинку пирожных.

Из всех пирожных она позволяла мне выбрать то, которое мне нравится.

А мою старшую сестрёнку Лелю (Вот почему к нам, оказывается есть еще сестренка Леля) бабушка не очень любила. (Интересно, почему? Что можно предположить) И не позволяла ей выбирать пирожные. Она сама давала ей какое придётся. И от этого моя сестрёнка Леля всякий раз хныкала и сердилась больше на меня, чем на бабушку. (Как вы думаете, почему на брата больше)

В один прекрасный летний день бабушка приехала к нам на дачу.

Она приехала на дачу и идёт по саду. В одной руке у неё корзинка с пирожными, в другой — сумочка.

И мы с Лелей подбежали к бабушке и с ней поздоровались. И с грустью увидели, что на этот раз, кроме пирожных, бабушка нам ничего не принесла. (А что еще дети ждали от бабушки)

И тогда моя сестрёнка Леля сказала бабушке:

— Бабушка, а кроме пирожных ты разве нам сегодня ничего не принесла?

И моя бабушка рассердилась на Лелю и так ей ответила:

— Принесла. Но только не дам невоспитанной особе, которая так откровенно об этом спрашивает. Подарок получит благовоспитанный мальчик Миня, который лучше всех на свете благодаря своему тактичному молчанию. (Кого любила больше бабушка? Как вы считаете)

И с этими словами бабушка велела мне (Мальчику Миньке) протянуть руку. И на мою ладонь она положила десять новеньких монеток по десять копеек.

И вот я стою как дурачок и с восторгом (с радостью) смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони. (обрадовался, что они новенькие) И Леля тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит. Только у неё глазёнки сверкают недобрым огоньком. (Что же сейчас будет)

Бабушка полюбовалась на меня и пошла пить чай.

И тогда Леля с силой ударила меня по руке снизу вверх, (Это как? Покажите) так что все мои монеты подпрыгнули на ладони и попадали в траву и в канаву. (Почему она так поступила, как вы думаете)

И я так громко зарыдал, что сбежались все взрослые — папа, мама и бабушка. И все они моментально нагнулись и стали разыскивать упавшие мои монетки.

И когда были собраны все монетки, кроме одной, бабушка сказала:

— Видите, как правильно я поступила, что не дала Лельке ни одной монеты! Вот она какая завистливая особа. «Если,— думает,— не мне,— так и не ему!» Где, кстати, эта злодейка в настоящий момент? (Как вы думаете, куда делась Лёля? Почему)

Чтобы избежать трёпки, (т. е. наказания) Леля, оказывается, влезла на дерево и, сидя на дереве, дразнила меня и бабушку языком. (Как вы думаете, почему Лёлька дразнила брата и бабушку)

Соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лелю из рогатки, чтоб снять её с дерева. Но бабушка не позволила ему это сделать, потому что Леля могла упасть и сломать себе ногу. Бабушка не пошла на эту крайность и даже хотела отобрать у мальчика его рогатку. (Все-таки переживает за внучку)

И тогда мальчик рассердился на всех нас и на бабушку в том числе и издали стрельнул в неё из рогатки. (Ай-я-яй, вот так поступок)

Бабушка, ахнув, сказала:

— Как это вам нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. (Обиделась на всех) Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтоб не иметь подобных историй. (Вот так) Лучше вы привозите ко мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз, в пику (назло) Лельке, буду дарить ему подарки. (А разве можно делать назло кому-то)

Папа сказал:

— Хорошо. Я так и сделаю. Но только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку! Конечно, Леля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. (Догадались, почему папа так сказал) Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестрёнке несколько монеток, видя, что у неё ничего нет. И этим он не довёл бы свою сестрёнку до злобы и зависти. (Вот, оказывается, как надо поступать!»

Сидя на своём дереве, Лелька сказала:

— А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные. (А вы также считаете)

Бабушка не пожелала больше оставаться в саду.

И все взрослые ушли пить чай на балкон.

Тогда я сказал Леле:

— Леля, слезь с дерева! Я подарю тебе две монетки.

Леля слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. (А надо было так сделать сразу)

И в хорошем настроении пошё л на балкон и сказал взрослым:

— Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Леле две монетки.

Бабушка ахнула от восторга. И мама тоже ахнула. (А вы согласны, что он теперь лучший мальчик на свете) Но папа, нахмурившись, сказал:

— Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться. (Согласны или нет)

И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку. И ничего об этом не сказал взрослым. (Можно теперь поступок Миньки назвать правильным)

Итого, у Лельки стало три монеты, и четвёртую монетку она нашла в траве, где она меня ударила по руке. (Так всё таки, поровну ли поделил Минька монеты с сестрой)

И на все эти четыре монеты Лелька купила мороженое. И она два часа его ела, наелась, и ещё у неё осталось.

А к вечеру у неё заболел живот, и Лелька целую неделю пролежала в кровати.

И вот, ребята, прошло с тех пор много лет. И до сих пор я отлично помню папины слова. (Кто помнит) Какие слова?

Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. (Согласны) Но к этому, дети, я всегда стремился. И то хорошо.

4. Концептуальная беседа по тексту.

1. Понравилось ли вам произведение?

2. Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала? (Сказку, рассказ, былину). Почему вы решили, что это рассказ? (ответы детей)

Краткая информация о новом авторе произведения:

Дети, этот рассказ написал известный советский писатель Михаил Михайлович Зощенко. Родился он в Санкт Петербурге. Писать он начал еще восьмилетним мальчиком – сначала это были стихотворения, потом рассказы. Работал он в студии известного нам детского писателя Корнея Чуковского, который отмечал его юмористические рассказы, но при личной встрече Зощенко оказался очень печальным человеком. В основном, Зощенко писал детские рассказы.

(показываю портрет автора)

Подвижная игра в кругу с мячом «Согласны-несогласны!»

Дети встают в круг и я предлагаю им ответить правильно на мои вопросы по прочитанному. Если тот, кто поймал мяч отвечает правильно, то остальные дети топают, хлопают, прыгают.

1. Назовите главных героев рассказа? (Лёля, Минька). Кто из них был старше? (Лёля)

2. Какие подарки привозила бабушка внукам? (пирожные и игрушки)

3. Какой подарок получил Минька, но не получила Лёля? (десять новых монет по десять копеек)

4. Вы бы могли тоже обидеться, когда с вами так поступили бы? (ответы детей)

5. По какой причине Лёля с силой ударила Миньку по руке? (от злости) Зависть заставляет человека совершать дурные поступки.

6. Почему папа причислил Миньку к «не лучшим» мальчикам на свете? (потому что лучший мальчик поделился бы с сестренкой монетками и такой ситуации бы не произошло)

7. Сколько всего монеток выделил Минька для своей сестры Лёли? (три)

8. Сколько монет в итоге стало у Лёли и на что она их потратила? (4, на мороженое)

9. Как должен, по мнению папы, вести себя мальчик, которого можно назвать «лучшим мальчиком на свете»(он должен сделать что-нибудь хорошее и не хвастаться при этом) Меняется в конце рассказа отношение Миньки к сестре? Понял ли он, что вызвало раздражение Лёли? (да, ему стало стыдно и жалко Лёльку)

10. Легко или трудно стать очень хорошим? (по мнению автора рассказа, очень трудно).

Ребята, мы знаем с вами, что в каждом тексте есть главная мысль. Давайте попробуем найти главную мысль в рассказе автора. Что он нам хотел показать в этом рассказе, какую идею донести? (дети подтверждают свои ответы) : о том, что неправильные поступки и детей, порой и взрослых могут вызвать у людей чувство обиды, зависти. Поэтому, по жизни надо стараться поступать правильно, справедливо. А если уж с вами поступили некрасиво, то надо уметь сдерживать свои чувства или уметь объяснить невоспитанному человеку правила поведения в данной ситуации (не залезать на дерево и не дразниться, показывая язык как Лёля).

Творческое задание : предлагаю детям разделиться на пары и сесть за столы. Перед ними нечётное количество монеток в стаканчике (5,7, 9 и т. д). Прошу детей достать монетки кучкой и попробовать их разделить поровну между собой (дети выполняют и комментируют). Уточняем, куда деть оставшуюся монетку (отдать кому- нибудь или договориться, купить на них что – то и сделать общим и т. д.).

5. Рефлексивный этап.

1. Ребята, вам понравилось сегодня работать?

2. О чём сегодня вы узнали?

3. Дети, попробуйте дать другое название этому рассказу? («Зависть»«Как трудно быть хорошим»)

4. Ребята, а как было можно избежать этой неприятной ситуации детям? (поделить подарок поровну сразу)

4. А вам трудно быть хорошими? Всегда? В каких ситуациях?

5. Какие у вас возникали чувства, когда я читала этот рассказ?

6. О чём вы сможете сегодня рассказать родителям?

7. Как вы думаете, трудно ли всегда быть хорошим?

8. Дети, а можем мы сегодня в ходе ваших самостоятельных игр сделать какую- нибудь памятку или может какой – нибудь знак для правила из рассказа? Попробуете?

Стихотворение – напутствие в конце занятия (Рита Б.):

«Мой добрый друг, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Помог кому-то и радуйся,

Награды не надо большей!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение художественной литературы для детей подготовительной группы

Цель:Учить замечать красоту, чудеса природы, восхищаться ею на примере художественных произведений....

Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы Тема: «Чтение рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода»

продолжать  развивать интерес к художественной литературе, пополнить литературный багаж новым рассказом;Обращать внимание на выразительные средства;Воспитывать чувство сострадания к  героям...

Проект по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы «Доброе чтение»

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художест...

Конспект занятия по «Чтению художественной литературе» во второй младшей группе (3-4 года) Тема: «Чтение сказки в стихах К.И.Чуковского «Мойдодыр»

Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое раз...

Конспект занятия по «Чтению художественной литературе» во второй младшей группе (3-4 года) Тема: «Чтение стихотворений о животных»

Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое раз...

Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) для детей подготовительной группы. Тема: Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»

Цель: Познакомить детей со сказкой Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»Задачи:1. Формировать умение внимательно слушать и понимать содержание сказки, отвечать полным предложением на вопрос...