Учебно - методическое пособие для воспитателей по работе над сказкой «Сказки знакомые и неизвестные».
учебно-методическое пособие по художественной литературе на тему

Сказки есть в каждом доме, и читают их детям всех возрастов в дошкольном периоде. Дети берут из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. На сказках малыши впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость, добро и зло.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно - методическое пособие для воспитателей по работе над сказкой

«Сказки   знакомые   и   неизвестные».

Введение

Конечно, сказки есть в каждом доме, и читают их детям всех возрастов в дошкольном периоде. Дети берут из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. На сказках малыши впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость, добро и зло.

Однако многие сказки жестокие и в самом содержании несут подавление, насилие и другие негативные моменты. Взрослые сами убеждаются в этом, рассказывая как лиса съела колобка, как сестры издевались над Золушкой, как тяжело живется Иванушке-дурачку.

Еще одна проблема в том, что сказки подаются дошкольникам не разнообразно, т.е. это чтение, рассказывание, в лучшем случае рассказ в лицах или драматизация, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки не в полной мере  используются для развития воображения, мышления, речевого творчества и воспитания  добрых чувств.

С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Поэтому ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Для решения этой проблемы предлагаются методика работы со сказкой. Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе дошкольного воспитания для развития детей, я предлагаю вам схему работы с художественными произведениями, которая складывается из семи разделов.

  • Нравственный урок
  • Воспитание добрых чувств
  • Речевая зарядка
  • Развитие мышления и воображения
  • Сказка и математика
  • Сказка и экология
  • Сказка развивает руки

Конечно, все семь разделов предложенных в схеме, выбраны условно и не претендуют на полное использование во всех произведениях. Их может быть меньше, а может быть и больше. Педагоги могут выбирать из схемы те задания, которые покажутся им важными, интересными полезными для конкретной группы детей или ситуации.  Не обязательно каждую сказку прорабатывать по всем разделам. Пусть вас не смущает, если в какой – то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы педагог мог преобразоваться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и кругосветное путешествие, и возвращение в прошлое, и воспитание добрых чувств, справедливости, патриотизма и др.

Таким образом, эта схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя со сказкой, в целях гармоничного развития личности ребенка.


Рекомендации для взрослых

«Как работать  над сказкой»

  1. Познакомить детей со сказкой лучше не читая, а рассказывая.
  2. Развивать диалогическую речь, т.е. учить отвечать на вопросы по содержанию (кто? что? где?) и поискового характера (почему? отчего? по какой причине? как ты думаешь?). Чередование таких вопросов помогает ребенку думать, делать выводы относительно морали, добра и зла.
  3. Формировать связную речь – значит, тренировать активный словарь детей. Для этого нужно использовать в работе над сказкой следующие речевые игры: «Длинные и короткие слова из этой сказки», «Придумай красивое слово», «Назови по-разному знакомую сказку», «Назови по-разному одну и ту же игрушку, персонажа сказки», «А если бы я оказался в сказке»-игра мечта, «Угадай предмет или персонажа по описанию», «Кем бы ты стал, если бы у тебя выросли 4 ноги?» и др.
  4. Составлять совместно с взрослым сказки с опорой на иллюстрацию, т.е. по предметной модели (2-4 картинки, последовательно раскрывающие действия персонажей) «Придумай сказку про двух котов и птичку». Затем – без опоры на картинку - «Придумай сказку, которая начинается так: жили-были…», «Нарисуй сказку», «Придумай продолжение сказки», «Придумай другой конец сказки» и др.
  5. Научить детей решать противоречия в сказках, значит научить их думать, размышлять, творить.
  6. Учить детей фантазировать, воображать, мечтать – изменять ситуацию в знакомых сказках – «Золушка потеряла не туфельку, а…» Или перевирание сказки: «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка».
  7. Научить детей рассказывать коротко и распространенно «Придумывание коротких и длинных историй», «Сказка про себя самого»
  8. Сочинение сказки по предметно-схематической модели – моделирование сказок. Дети, ориентируясь на символы должны сначала угадать, о какой сказке идет речь, а потом уже и составить сказку или рассказ по схематической модели.
  9. Учить детей проводить эксперименты в сказках – использовать, например, карточки-символы, чтобы определить отношение ребенка к тому или иному герою и его поступку в сказке.

Так следуя этим рекомендациям, постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире – таком знакомом и таком неизвестном. Для того, чтобы у детей получилось придумывание сказок и историй, нужно постараться быть терпеливым, сочинять вместе, поощрять и хвалить за самые незначительные попытки и результаты.


Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Нравственный урок

Не в золоте счастье.

Воспитание добрых чувств

Кто из героев, по-вашему,

добрый (самый добрый) и почему?

В каких словах, поступках проявляется  доброта героев сказки?

На кого из героев сказки вы хотели бы быть похожи, кому хотите подражать?


Сказка и математика

Чем похожи и чем отличаются - простое и золотое яйцо (форма,  вес, цвет)?

Речевая зарядка

Придумайте шуточные вопросы: бабе, деду, яйцу...

Разрешим проблемный вопрос: «Почему же плачут дед и баба?» Составим длинное предложение со словом «яйцо». Пошлем срочную телеграмму деду и бабе.

Подходит ли к сказке пословица «На словах и так и сяк, а на деле никак»?


Сказка и экология

Попробуем проследить эволюционную цепочку развития:

а)        курочка - яйцо - цыпленок - курочка - яйцо...

б)        яйцо - цыпленок - курочка - яйцо...

Вспомним, кто еще (кроме курицы) вылупливается из яйца.

Развитие мышления и воображения

Составим продолжение сказки: «Добрая курочка снесла золотое яичко. Оно было волшебным...» Дальнейшие события лучше при-думывать сообща.


Сказка развивает руки

Нарисуем и декоративно украсим золотое яйцо или вырежем его ножницами из бумаги, наклеим на картон, сделаем к нему подставку.


Три медведя

Русская народная сказка (в обработке Л. Н. Толстого)

Нравственный урок

Чьи хоромы, того и хлеб.

Воспитание добрых чувств

Кому ты больше сочувствуешь: девочке или медведям?

Почему?


Сказка и математика

• Повторите понятие: больше, меньше, еще меньше.

Речевая зарядка

  • Расскажи отрывок, который тебе
    больше всего понравился.
  • Назови сказку по-новому.
  • Девочка пишет письмо бабушке. Отгадаем его содержание.
  • Сочиним свою поговорку о девочке.
  • Подходят ли к сказке фразеологизмы и пословица: «Есть даром хлеб»; «Есть чужой хлеб», «В отпертые  двери  лезут звери»?

Сказка и экология

Вы потерялись в лесу. У вас нет  компаса, идет дождь (светит солнце). Как в разных погодных условиях, используя приметы,  выйти из леса?

Развитие

мышления и воображения 

Придумаем  сказку наоборот: три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было. Как повели себя медведи?


                Сказка развивает руки

Попробуем смоделировать сказку с помощью коричневых кружков разного размера.


Репка

Русская народная сказка

Нравственный урок

                             Вместе вдвое быстрей  

Дело любое  спорится у друзей.

Воспитание добрых чувств

  • Почему деду удалось вырастить
    репку?
  • А если бы не мышка, смог бы
    дед вытащить репку?

Сказка и математика

• Как разделить репку на всех, никого не обидев?

Речевая зарядка

Повторим стишок из сказки «Дедка за репку» тихо - громко - тихо; быстро - медленно - быстро. Поставим частицу «не» перед словом «репка». Получится, что дед вырастил не репку. Придумайте, что же вырастил дед? Подходят ли к этой сказке фразеологизмы и пословицы: «Засучив рукава», «Общий язык»; «Одна ласточка весны не делает», «Дружба дружбой, а служба службой»?


Сказка и экология

  • Как  удалось деду вырастить большую репку?
  • Чем репа полезна?
  • Какие блюда из нее можно приготовить?

Развитие мышления и воображения

Сказка продолжается. Придумайте, что было потом, после окончания сказки: может, репка оказалась волшебной, или, возможно, возникли споры, как ее правильно разделить между всеми.


Сказка развивает руки

• Нарисуйте разные эпизоды сказки на длинной полоске бумаги (рисуют несколько детей).


Рукавичка

                   Русская народная сказка

Нравственный,  урок

В тесноте, да не в обиде.

Воспитание добрых чувств

Поиграем в игру «Хорошо - плохо»: хорошо, что звери встретились в рукавичке;

  • плохо деду без рукавички и т.п.

Сказка и математика

Когда лучше говорить: не три, а трое;

  • не четыре, а четверо?
    Приведите такие примеры из жизни.

Речевая зарядка

Придумаем разные предложения из трех слов: «дед», «собачка», «рукавичка».

Какой дед? (подберите определения).

Пошлем телеграмму, но кому лучше - деду или рукавичке? Подходят ли к нашей сказке фразеологизм и пословицы: «Общий язык»; «Что с юза упало, то пропало», «Вместе тесно, а врозь скучно» (заменим «скучно» на другое слово)?

Развитие мышления

и воображении

Используем метод перевирания сказки: «Шла баба лесом, потеряла платок, бежит ежик, затем осел» и т.д.

Фокус в сказке: «Рукавичка одушевляется и превращается в летучий корабль».


Сказка и экология

• Почему у каждого зверя есть кличка: скребушка. квакушка, побегайчик, сестричка, братик клыкан. забредь?

Сказка развивает руки

• С помощью схем изобрази сказку.


Гуси-лебеди

Русская народная сказка

Нравственный урок

Как аукнется, так и откликнется.

Воспитание добрых чувств

Мне почему-то больше всего в сказке нравятся речка, яблонька и печка. Почему же? А кому сопереживаете вы?


Сказка и математика

• Придумаем считалку с героями сказки.

Речевая зарядка

Почему сказка называется «Гуси-лебеди»? Придумаем ей другое название.

Назовем грустные, веселые слова из сказки.

Возьмем у детей интервью о девочке из сказки.

Этимология слов «причитала», «слезами заливалась».

Как вы дома относитесь к брать
ям (сестрам)?

Отражают ли смысл сказки пословицы: «И мутную воду пьют в невзгоду». «Трудно найти, легко потерять»?

Развитие мышления и воображения

• Придумаем сериал по этой сказке: «Гуси-лебеди невидимки»; «Печка, яблонька и речка стали великанами»; «Дело было зимой»; «Как бы я спасла братца?»


Сказка и экология

• Чем похожи и чем отличаются:

  • лесные и садовые яблочки;
  • ржаные и пшеничные пироги?

Сказка развивает руки

Методом пальцевой живописи изобразите стаю лебедей, унесшую мальчика.

Сделаем книжку-картинку об этом.


Волк и семеро козлят

Русская народная сказка

Нравственный урок

Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло.

Воспитание добрых чувств

Кою вам больше всего жалко в этой сказке?

Как вы относитесь к доверчивости козлят?

Кому вы хотите подарить свои улыбки?


Сказка и математика

Чем похожи и чем отличаются цифры 1 (волк, коза) и 7 (козлята)? Где такие цифры (или числа) встречаются в сказках, в жизни?

Речевая зарядка

Пропойте песенку голосами козы и волка.

Прочитайте сказку только с глаголами.

Как понимать выражение «Полны копытца водицы»? Подходят ли к сказке фразеологизм и пословицы: «Звал волк коз на пир, да за гостинцами не идут». «Не все коту масленица, будет и Великий пост». «Обвел вокруг пальца»?


Сказка и экология

Почему коза легко перепрыгнула костер, а волку это трудно было сделать? Чем похожи и чем отличаются волк и коза, коза и козлята.

Развитие мышления и воображения

Придумаем пароль, который знали только коза с козлятами. Как волк обманет козлят в этих новых обстоятельствах? Сказка наоборот: «Семь волков и один козленок».


Сказка развивает руки

Покажите с помощью  пантомимы эту сказку.


Лиса и заяц

Русская народная сказка

Нравственный урок

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Воспитание добрых чувств

  • Почему зайчик поверил лисе?
  • А кому верите вы''
  • О чем говорят лицо, глаза чело
    века, который что-то просит...

Сказка и математика

Сколько друзей зайчика пытались ему помочь в одиночку? А если бы они все вместе собрались, одолели бы лису?

Речевая зарядка

  • Узнайте сказку по двум словам:
    «переночевать», «по закоулочкам».
  • Кто больше всего задаст вопросов зайчику - получит приз.
  • Этимология слова «закоулочки».
  • Какое из 5 слов в данной сказке
    лишнее: лиса, заяц, избушка, собака, петух?
  • Подходят ли к сказке фразеологизм и пословицы: «Сесть в калошу»; «От добра,  добра не ищут»,
    «Будет тихо, будет и лихо»?

Сказка и экология

Какая избушка лучше летом, какая зимой и почему:

  • ледяная,
  • деревянная,
  • каменная,
  • железная?

Развитие мышления и воображения

Как решить противоречие в сказке, ведь обычно петух боится лисы?

Сказка наоборот: «Зайчик выгоняет лису из ее избушки».


Сказка развивает руки

• Придумайте одну - две схемы,  которым многие бы узнали  сказку.


Кот - серый лоб, козел да баран

Русская народная сказка

Нравственный урок

Один за всех и все за одного.

Воспитание добрых чувств

• Кого в сказке можно назвать самым верным и преданным другом?


Сказка и математика

Сколько волков было в сказке.  Составьте о них задачку.

Речевая зарядка

Почему вынуждены бежать со двора герои сказки? Придумаем два-три новых названия сказки.

Заменим неласковые слова на красивые и ласковые. Что получится?

Прочитаем сказку без глаголов.

Подходят ли к сказке пословицы: «Смелость города берет», «Артель дружбой крепка»?


Сказка и экология

Как можно получить огонь без спичек?

А как добывали огонь в далеком прошлом?

Развитие мышления

и воображения

Сказка наоборот: злые герои (волки) переодеваются в костюмы добрых героев...

Придумайте похожую историю про других животных.


Сказка развивает руки

Рисование эпизода с помощью штампа: поролоновых, металлических фигурок.


Смоляной бочок

Русская народная сказка

Нравственный урок

Долг платежом красен.

Воспитание добрых чувств

Кого бы больше всего уважаете в сказке?

За что?


Сказка и математика

• Составьте считалку про бычка и других       героев: «Раз бычок, два бычок».

Речевая зарядка

  • Как смола выручала бычка?
  • Из сказки убежали существительные - что получится?
  • Придумайте похожие слова от
    слова «бычок».
  • Подходит ли к сказке пословица «Правда всего дороже»?

Сказка и экология

Что мы знаем про елку и смолу

Развитие мышления и воображения

В сказку попала волшебная палочка. Кому она помогала, и что она изменила?


Сказка развивает руки

• Изготовим бычка различными способами (тканевые работы,  семейная аппликация).


Снегурочка

Русская народная сказка

Нравственный урок

Не хлебом единым жив человек.

Воспитание добрых чувств

• Чем мне нравится Снегурочка? Угадайте!


Сказка и математика

Составим загадку про Снегурочку,

 но с числами...

Речевая зарядка

Какими другими именами можно назвать Снегурочку? Как понимать выражения; «Работа у Снегурочки спорится», «Град, точно жемчуг перекатный»?

Почему Снегурочка весной «запечалилась» - покажите такое выражение лица.

Подходит ли к сказке пословица «Было и быльем поросло»?


Сказка и экология

Что такое эхо? Почему оно есть в лесу, а в квартире его нет?

Развитие мышления и воображения

  • Давайте, превратим Снегурочку с
    помощью волшебной палочки в...
  • Чем похожи и чем отличаются
    Снегурочка и Дед Мороз?

Сказка развивает руки

• Методом пальцевой живописи! изобразим Снегурочку.


Лисичка со скалочкой

Русская народная сказка

Нравственный урок

Что посеешь, то и пожнешь.

Воспитание добрых чувств

• Почему же  мне в этой сказке никто особенно не нравится?

Речевая зарядка

Как по-другому назвать сказку? Объясните слово «скалочка».. Какая лиса? Какие мужики? (подбор определений). Частицу  «не»  поставим  перед каждым словом «лисичка» - кто же мог быть на ее месте? Подходят ли к сказке фразеологизм и пословицы: «Поделом ей. поделом»; «Как аукнется, так и откликнется», «Не копай другому яму. сам в нее попадешь»?


Сказка и математика

Сказку превратим в задачку с числами или считалку.

Сказка и экология

  • Почему хвост ответил: «А я все
    тебе мешал бежать»?
  • Почему собака не дружит с лисой?

Развитие мышления и воображения

Коллаж из сказок: - шла лиса с курочкой, а навстречу ей волк, а затем они встретили кота в сапогах... Сочиним новые начало и коней сказки, а середину оставим прежней.


Сказка развивает руки

• Изобразите с помощью открыток и дорисовки эпизод «Собака треплет лису...»


Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Русская народная сказка

Нравственный урок

Мир не без добрых людей.

Воспитание добрых чувств

• Полюбила я Аленушку за то, что она (заботливая, нежная, ласковая, преданная, чуткая ...)


Сказка и математика

На основе сказки составьте задача в два действия.

Речевая зарядка

  • Какие ласковые слова вам нравятся в этой сказке? Почему же не послушался братец сестричку?
  • «Коровье копытне полно водицы» - складно звучит, а почему? «Наряжу в злато-серебро» - как это понимать?
  • Пошлем срочную телеграмму купцу. Поможем ему найти Аленушку, Подходит ли к сказке пословица «Будет и на нашей улице праздник»?

Сказка и экология

• Какие еще копытца могли бы встретиться на пути сестрицы и братца (кроме коровьего, лошадиного, козьего)?

Развитие мышления и воображения

А если бы не пошел слуга за козленком? Что еще можно было придумать, чтобы спасти Аленушку?


Сказка развивает руки

• С помощью пантомимы покажите эпизод из сказки.


Лисичка-сестричка и волк

Русская народная сказка

Нравственный урок

Всякая птичка свои песенки поет.

Воспитание добрых чувств

Кого вам больше всего жалко в сказке (старика, старуху, волка, хозяйку с блинами)?

На каком месте вы хотите остановить сказку? Почему?


Сказка и математика

• Сколько раз и кого обманывала лиса в сказке?

Речевая зарядка

Придумаем новое название сказки. Можно ли назвать рыбку «лакомым куском»?

Какая лиса? волк? старик? (подбор определений). Подходят ли к сказке фразеологизм и пословица: «Попался на удочку»; «Вор у вора дубинку украл»?


Сказка и экологии

Почему старик остановил сани с рыбой?

Какая польза от лисы и других зверей для человека?

Развитие мышления и воображения

• А если бы была не зима, наловил бы волк хвостом рыбы? Давайте сочиним чуть-чуть иную сказку.


Сказка развивает руки

• С помощью тканей и цветной бумаги изобразите эпизод сказки


Маша и медведь

Русская народная сказка

Нравственный урок

Научит горюна другая сторона.

Воспитание добрых чувств

  • Мне жалко в конце сказки мед
    ведя. А вам?
  • Как ему помочь?
  • За кого вы радуетесь в сказке, а
    кому сочувствуете?

Сказка и математика

Вспомним 5 сказок про медведя

Речевая зарядка

Сочиним еще две строчки к двустишию: «Сяду на пенек, Съем пирожок». Почему дедушка и бабушка назвали Машу «умницей»?

 Этимология слова «умница». Как понимать выражение «потужила, погоревала»?

 Подходит ли к сказке пословица «Дома и стены помогают»?


Сказка и экология

Найдите по обобщающим признакам лишнее из пяти слов: медведь, волк, собака, заяц, еж.

Развитие мышления и воображения

Чем похожи и чем отличаются сказки «Маша и медведь» и «Три медведя»?

В какой сказке девочка поступает лучше? Как бы поступили вы?


Сказка развивает руки

• С помощью объемной аппликации изобразите стишок: «Вижу, вижу... Не садись на пенек..



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ / «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...

СКАЗКИ ЗНАКОМЫЕ И НЕИЗВЕСТНЫЕ (методическое пособие для воспитателей по работе над сказкой)

Конечно, сказки есть в каждом доме, и читают их детям всех возрастов в дошкольном периоде. Дети берут из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с пр...

Учебно- методическое пособие для воспитателей и родителей ДОУ "Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ".

Воспитание экологически грамотного поведения детей и родителей к природе.Система работы ДОУ с семьёй....

Учебно-методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. "Перспективный план работы с детьми в средней группе по теме Петербурговедение"

Содержание учебно-методического пособия направленно на: - знакомство с историй возникновения и с основными достопримечательностями города;- формирование восприятия целостной картины мира;- воспит...

Учебно-методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. "Перспективный план работы с детьми в средней группе по теме Петербурговедение"

Учебно-методическое пособиедля воспитателей детских дошкольных учреждений.  «Перспективный план работы с детьми в средней группе по теме Петербурговедение»...

Учебно-методическое пособие для воспитателей и родителей ДОУ. «Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ»

Взрослый мир назвал детей ЦВЕТАМИ ЖИЗНИ. Вся жизнь взрослых-пример для маленьких. Семья -  это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Именно семья закладывает изначальные установки на восприят...