Главные вкладки

    План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему:
    Конспект НОД по социальному миру (чтение художественной литературы) в старшей группе В.Катаев "Цветик - семицветик"

    Панина Елена Николаевна

    Конспект занятия по социальному миру в старшей группе на тему В.Катаев "Цветик - семицветик"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_tsvetik-semitsvetik_avtosohranennyy.docx70.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОД по социальному миру (чтение художественной литературы)

    в старшей группе №8

    Тема: В. Катаев

    «Цветик-семицветик»

    2017 год

    Конспект НОД по социальному миру (чтение художественной литературы)

    в старшей группе «Цветик - семицветик»

    Образовательная область: речевое развитие.

    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

    Цель: познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик - семицветик».

    Задачи:

    Образовательные

    • Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини;
    • Формировать интерес к чтению художественной литературы;
    • Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

    Развивающие

    • Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
    • Развивать речь, память, логическое и творческое мышление;
    • Развивать речевое внимание (внимательно слушать сказку).

    Воспитательные

    • Воспитывать любовь к художественной литературе, к героям произведения;
    • Способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь;

    Методические приемы: игровой, наглядный, чтение сказки воспитателем, вопросы к детям, физминутка, поощрение детей, использование ИКТ.

    Предварительная работа: просмотр мультфильма «Цветик - семицветик», беседа о жанрах разных сказок, чтение народных и авторских сказок.

    Демонстрационный материал и оборудование: магнитная доска, портрет В.Катаева, презентация к сказке, текст сказки «Цветик - семицветик», аудиозапись песни группы Домисолька «Цветик - семицветик».

    Ход НОД

    (Дети играют в игровой зоне группы. Воспитатель разлаживает на столе лепестки и привлекает внимание детей)

    В: ребята, как вы думаете, что это? (Лепестки)

    В: Давайте проверим, получится у нас цветок или нет.

    (Дети собирают цветок)

    В: Как вы думаете, из какой сказки цветок?

    В: Сегодня я хочу познакомить вас со сказкой. Мы с вами знаем сказки народные – русские-народные, сказки других стран и народов. А есть и авторские сказки. Вспомните, сказки каких авторов мы с вами знаем? (Ответы детей)

    В: Сегодня я вам расскажу сказку Валентина Катаева «Цветик - семицветик», в которой девочка Женя с помощью волшебного цветка выполнила семь своих желаний.

    (Воспитатель читает сказку В.Катаева «Цветик - семицветик»)

    Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.

    Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела. Сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, и счастливо облизывается.

    - Ах, вредная собака! - закричала Женя и бросилась ее догонять.

    Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала.

    Вдруг откуда ни возьмись - старушка.

    - Девочка, девочка, почему ты плачешь?

    Женя старушке все и рассказала.

    Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

    - Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется - цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.

    С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

    - Этот цветик, - сказала старушка, - не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

    Лети, лети, лепесток,

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь коснешься ты земли -

    Быть по-моему вели.

    Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.

    Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало.

    Что делать? Женя уже собиралась по своему обыкновению заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.

    - А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!

    Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:

    Лети, лети, лепесток,

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь коснешься ты земли -

    Быть по-моему вели.

    Вели, чтобы я была дома с баранками! Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках - связка баранок!

    Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: "Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!"

    Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон - семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и - бац! - раскололась на мелкие кусочки.

    - Ты опять что-то разбила! - закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку? Тяпа-растяпа!

    - Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! - закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:

    Лети, лети, лепесток,

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь коснешься ты земли -

    Быть по-моему вели.

    Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни - глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.

    Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.

    - Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!

    - Чего захотела! Не видишь - это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.

    - Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?

    - Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.

    - Значит, не принимаете?

    - Не принимаем. Уходи!

    - И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам - кошкин хвост!

    Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

    Лети, лети, лепесток,

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь коснешься ты земли -

    Быть по-моему вели.

    Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе! Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок. Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!

    - Ай, мамочка, замерзаю! - закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий – в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой – самый большой.

    Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:

    Лети, лети, лепесток,

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь коснешься ты земли -

    Быть по-моему вели.

    Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе! И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются:

    - Ну и где же твой Северный полюс?

    - Я там была.

    - Мы не видели. Докажи!

    - Смотрите - у меня еще висит сосулька.

    - Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?

    Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит - у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной - большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы.

    "Ну, - думает, - я вам сейчас покажу, у кого игрушки!"

    Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:

    Лети, лети, лепесток,

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь коснешься ты земли -

    Быть по-моему вели.

    Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: "папа-мама", "папа-мама". Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу.

    Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась. Но это было только начало.

    За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях.

    Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.

    - Довольно, довольно! - в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову.

    -Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь...

    Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили... Уже весь город был завален до самых крыш игрушками. Женя по лестнице - игрушки за ней. Женя на балкон - игрушки за ней. Женя на чердак - игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:

    Лети, лети, лепесток,

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь коснешься ты земли -

    Быть по-моему вели.

    Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины. И тотчас все игрушки исчезли. Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.

    - Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и думает:

    "Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю- ка я себе, пожалуй, два кило "мишек". Нет, лучше два кило "прозрачных". Или нет... Лучше сделаю так: велю полкило "мишек", полкило "прозрачных", сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться".

    Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

    - Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

    - Витя. А тебя как?

    - Женя. Давай играть в салки?

    - Не могу. Я хромой.

    И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

    - Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

    - Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

    - Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

    С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

    Лети, лети, лепесток,

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь коснешься ты земли -

    Быть, по-моему, вели.

    И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

    В: Ребята давайте мы с вами так же как и Витя с Женей весело поиграем.

    Физминутка на песню группы Домисолька «Цветик - семицветик»

    Есть на свете место, это знаю точно

    Где цветет волшебный сказочный цветок

    Цветик семицветик мой король цветочный

    Дарит детям чудо каждый лепесток

    Лети, лети лепесток

    Через запад на восток

    Через север через юг

    Возвращайся, сделав круг

    Лишь коснешься ты земли

    Быть, по-моему, вели

    Быть, по-моему, вели

    В песнях и легендах он растет наверно

    Он цветет в прекрасных сказочных мечтах

    Знаю, что однажды, унесенный ветром

    Радугу надежды он зажжет в сердцах.

    Лети, лети лепесток

    Через запад на восток

    Через север через юг

    Возвращайся, сделав круг

    Лишь коснешься ты земли

    Быть, по-моему, вели

    Быть, по-моему, вели

    И когда над миром купол свой чудесный

    Цветик семицветик ярко распахнет

    Станет мир прекрасным солнечным и светлым

    И в тот миг волшебный счастье к нам прийдет.

    Лети, лети лепесток

    Через запад на восток

    Через север через юг

    Возвращайся, сделав круг

    Лишь коснешься ты земли

    Быть, по-моему, вели

    Быть, по-моему, вели

    В: Ребята, я вам прочитала сказку и теперь хочу проверить, как внимательно вы меня слушали. А для этого нужно вам ответить на вопросы:

    • Какое название у сказки?
    • Кто автор сказки?
    • Кто главный герой сказки?
    • Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок?
    • Как вы поняли, что старушка была доброй феей?
    • Какой вам показалась Женя? Что вы о ней можете сказать?
    • Какие из желаний, которые загадала Женя, показались вам ненужными? Почему вы так решили?
    • Какие желания показались важными? Объясните, почему вы так думаете?
    • Почему мы говорим. Что это сказка? Что сказочного в этой истории?

    В: В сказке вам встретились интересные выражения: «Женя любила считать ворон»

         Как вы это поняли? В каких еще случаях говорят, что ты ворон считаешь?

         Как сказать про это по - другому?

         «Увидев медведей на Северном полюсе, Женя закричала что есть мочи»

         Что означает это выражение?

         Также неожиданно старушка исчезла, «как сквозь землю провалилась»

         Как это? (Ее не стало, исчезла, вдруг пропала)

    В: Хорошая и добрая девочка Женя, но ее желание по поводу игрушек мне

    совсем не понравилось, жадное какое-то желание. Подумайте, как его

    можно было бы изменить, чтобы оно стало добрым?

    В: Представьте себя на месте Жени, закройте глаза и загадайте желание.

    Потом возьмите по лепестку, произнесите волшебные слова и озвучьте

    желание.

    В: Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (нет,

    достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную

    минуту, не ждать, когда вас попросят об этом).

    Используемая литература

    1. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 288 с. – (Развиваем речь).
    2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.
    3. Интернет ресурсы (maam.ru).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Тема « Детский звуковой журнал» Воспитатель: Е.В.Васильченко

    Цель:  Закрепить понятие « журнал», познакомить детей с особенностями звукового журнала, активизировать детские творческие способности по созданию звукового журнала.Материал:различные детские жур...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО "Коммуникация", "Чтение художественной литературы" в старшей группе

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО "Коммуникация", "Чтение художественной литературы" в старшей группе на основе норвежской народной сказки "Пирог"....

    открытое НОД по образовательной области "Чтение художественной литературы" в старшей группе

    Тема: «Литературная викторина по русским народным сказкам» (итоговое НОД)Цель:Закрепить представление детей о жанре «сказка»; о многообразии литературных жанров;Уточнить и обогатить представлени...

    Конспект ОД по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Беседа «Наши мамы».

    Задачи: • продолжить работу по приобщению детей к поэзии; • поощрять рассказы детей о своем восприятии конкретного поступка поэтического персонажа; • формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику ...

    Конспект НОД по окружающему миру с элементами рисования в старшей группе «Наш город – Санкт-Петербург»

    Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга, его историей.Задачи:- продолжать формировать интерес к нашему городу, к его истории и архитектуре;- воспитывать любовь к св...

    Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) вторая младшая группа на тему: "Стихотворения А. Барто".

    Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) вторая младшая группа на тему: "Стихотворения А. Барто"....