Комплексное игровое занятие с использованием русских народных сказок
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему

Костюк Валентина Александровна

Конспект игрового занятия по ознакомлению с художественной литературой, для детей средней группы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цель: развивать речевую активность детей дошкольного возраста. .Продолжать знакомить с русскими народными сказками, вспомнить сказки «Три медведя», «Репка»

Задачи:

1. Образовательные:

- расширять и обогащать словарный запас;

- вспомнить содержание русских народных сказок;

- закрепить приметы осени, понятия «фрукты - овощи»

 закрепить с детьми название взрослых диких животных и их детенышей (медведица-медвежонок, волчица-волчонок, лиса-лисенок, ежиха - ежонок, белка - бельчонок)

2. Развивающие: 

- развивать у детей память, внимание, речевой слух, интерес к участию в сказке;

- формировать умение слушать и участвовать в сказке;

- развивать и совершенствовать двигательную активность в ходьбе, беге;

-  развивать интонационные умения и ритмичность движения;

-развивать умение отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

3. Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать инициативность, доброжелательность;

- умение играть в коллективе.

Виды деятельности:

 игровая,

 коммуникативная,

познавательно – исследовательская,

анализ занятия,

поощрение.

Предварительная работа:

Чтение сказок , дидактические игры: «Назови детеныша», «фрукты и овощи».
Рассматривание иллюстраций к прочитанным произведениям.
Прослушивание аудиозаписей сказок.
Консультация для родителей, сказка и ребенок
(см. приложение 1)

Пальчиковая игра «Овощи».
Дидактическая игра «Дружная семейка».

Речевая ритмическая игра «Мишка косолапый» (см. приложение 2)

 Словарная работа:

Активизировать словарь детей.
Словесная игра «Животные и их детеныши», «Что было дальше в сказке», «Герои сказок. Кто из какой?».
Драматизация сказок с помощью разных видов театра (настольный, би-ба-бо, пальчиковый и т.п.).
 (см. приложение 3)

Ресурсы для проведения занятия:

3 медведя (мягкие игрушки, репка; картинки с изображением овощей и фруктов, изображение двух  кастрюль.

Демонстрационный материал: презентационный материал, музыкальное сопровождение, иллюстрация к сказке «Репка».

Ход непрерывной образовательной деятельности:

1часть. Вводная.

Воспитатель:  

Ребята, я вас приглашаю встать в круг.

 - А теперь давайте спросим у себя, проснулись ли мы, готовы ли мы к сегодняшнему дню?

- С добрым утром глазки! Вы проснулись? (Дети совместно с воспитателем - поглаживают веки глаз)

- С добрым утром ушки! Вы проснулись? (поглаживают ушки)

- С добрым утром ручки! Вы проснулись? (хлопаем в ладоши)

- С добрым утором ножки! Вы проснулись? (притопываем)

- С добрым утром солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнышку).

- Какие мы молодцы, мы проснулись, у нас хорошее настроение, мы все улыбаемся. Теперь вы готовы видеть, слышать, рассказывать, отвечать на мои вопросы.

под музыку входит Бабушка - сказочница:

- Здравствуйте, ребята!

Я из сказки к вам пришла,

Сундучок вам принесла,

Сундучок-то не простой,

Он волшебный, не пустой!

Много сказок в нем живет,

Надо взять их на учет.

Воспитатель: А знаете ли вы сказки?

Дети: Да, знаем!

Воспитатель: 1-2-3-4-5 пора в сказку нам играть, кто к началу опоздал, тот на сказку не попал.

2 часть. Основная.

Бабушка - сказочница открывает сундучок и произносит:

- Ой, какой здесь беспорядок!

Срочно помощь мне нужна.

Вы, ребята, помогите,

Сказки все мне разберите.

Воспитатель из волшебного сундучка по очереди достает атрибуты к сказкам и проводит беседу по вопросам.

(звучит музыка три медведя)

Три медведя

Воспитатель: дети, из какой сказки мишка к нам пришел?

Воспитатель: Ребята, а вы помните сказку про трех медведей?

Воспитатель: как их звали?

Дети: Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка.

Воспитатель:

 большой медведь - Михайло Потапыч. Здоровается с детьми. Медведь рассказывает, как они с  Настасьей Петровной осень встречают, и сыночка Мишутку к первой спячке готовят.

Воспитатель: а сейчас, ребята, какое время года?

Воспитатель: а как вы определили, что сейчас осень?

Ребята, а вы заметили как поменялась погода? (ответы детей).

За окном стало хмуро, наше любимое теплое солнышко спрятали темные тучки.

 А когда тучки начинают плакать, на дорожках появляются большие лужи!
А как мы с вами стали одеваться с наступлением Осени?

 (ответы детей).

Мы одеваем курточки, сапожки, шапочки, даже перчатки!

Воспитатель: ребята, скажите мне, пожалуйста, а медведь дикое или домашнее животное?

Дети: дикое животные, потому что они живут в лесу.

Медведь: «А вы знаете, как называются детеныши лесных животных?»

Дети: да.

Показываются картинки с изображением взрослых животных и их детенышей. Нужно их объединить в пары, (белка – бельчонок, медведица – медвежонок, волчица – волчонок, лиса – лисенок, ежиха – ежонок и т. д.).

Дети отвечают:

- Дети это кто?

Это белка

- как зовут детеныша белки?

- бельчонок.

- Это колючая ежиха – детеныш ежонок.

- Это мама Лиса.

- Как зовут детёныша Лисы? – лисёнок.

- мама – зайчиха, а детеныш зайчонок.

-мама – медведица, детеныш медвежонок.

- мама волчица.

- а как зовут ее детеныша? – волчонок.

- А как мы их всех называем? – Дикие животные.

Ребята, давайте попросим бабушку сказочницу показать нам что еще в сундучке есть?

Давайте посмотрим, что в нем лежит.

Воспитатель: Что это, ребята?

Дети:

 Маски медвежат.

детям раздаются маски мишек.

Мы сейчас с вами будем медвежатами.

Обращает внимание, на то, что в сундучке еще что- то лежит

Воспитатель: Это Мишуткины погремушки

Воспитатель:

А давайте мы с ними поиграем, я буду мамой медведицей, а вы мои медвежата.

Игра:

Три медведя шли домой

Папа был большой, большой

Мама чуть поменьше ростом

Ну а сын малютка просто

Очень маленький он был

С погремушками ходил

2. Мишка лапки подними

Мишка лапки опусти

Мишка, мишка покружись

А потом земли коснись

И животик свой потри

123,123 (стучат погремушкой по ладошке).

Воспитатель:

 Молодцы! Ой, ребята, ну какие же вы все умные, да ловкие.! Коль уж вы такие догадливые, помогите отгадать загадки. И к отгадкам добавьте голос — кто как говорит, какие звуки издает.

Отгадывание загадок со звукоподражанием:

В шар свернулся под ногами.

На спине с тремя грибами.

Не споткнись — вдруг упадешь!

Это же колючий … еж.

Звукоподражание: ф-ф-ф.

***

Очень тоненько жужжит

И над нами он кружит.

Берегись и млад, и стар.

Кровь у всех сосёт. комар.

Звукоподражание: з-з-з.

***

У этой птицы нет гнезда,

Но это вовсе не беда.

И на деревьях у опушки

Нам кто «ку-ку» поет? … Кукушка.

Звукоподражание: ку-ку.

***

Воспитатель:

Какие вы молодцы! Все загадки отгадали.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это там Михайло Потапыч, рассматривает?

Дети: овощи.

Медведь:

 А Настасья Петровна любит для нас с Мишуткой готовить: вкусный – борщ и компот. Только тут, все перемешалась, а я никак не могу разложить по кастрюлькам овощи для борща, а фрукты для компота! Я так хотел помочь Настасье Петровне!

Воспитатель:

 ребята, давайте поможем Михайло Потапычу. Из чего будем варить борщ?

Дети. Из овощей.

Воспитатель : Что мы положим в кастрюлю для борща (картофель,морковь,лук, помидор, капусту)

Воспитатель: А в компот?

Дети: фрукты – яблоко, груша, персик.

В конце дети перечисляют, что лежит в обеих кастрюлях.

Воспитатель: молодцы!

Бабушка – сказочница: Ребята, я знаю интересную пальчиковую игру «Овощи в корзиночке» и предлагаю вам в неё поиграть.

Пальчиковая игра: "Овощи"
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке
(Дети делают ладошки «корзинкой».)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
(Сгибают пальчики, начиная с большого.)
Наша Зина – молодец!
(Показывают большой палец.)

Бабушка – сказочница: дети, посмотрите, в сундучке появился еще один герой из сказки. Из какой это сказки?

Дети: Репка.

Воспитатель:

- Кто посадил репку?

- Кто помог вытащить репку?

Воспитатель: Но мне кажется - дружба. Когда мы вместе, нам под силу любые дела, я предлагаю вам сказать какие вы дружные ребята.

Дети, взявшись за руки, образуют круг:

Мы дружные ребята,

Не ссоримся совсем,

Мы дружные ребята,

Скажите это всем!

3часть. Итоговая.

Рефлексия:

Бабушка - сказочница:

-  Ребята а вам понравилось путешествовать по сказкам?

- Какие сказки мы с вами вспомнили?

- Что вам понравилось больше всего?

Мне очень понравилось бывать у вас в гостях. Много вы сказок знаете. А самое главное вы помогли навести порядок в моем сундучке. За вашу помощь, я дарю вам эту корзину с угощениями.

Под музыку дети прощаются с Бабушкой - сказочницей и со сказками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного игрового занятия по русской народной сказке "Колобок"

Конспект расчинан на детей средней группы. Это игровое занятие по русской народной сказке "Колобок"...

Конспект занятия "Калейдоскоп русских народных сказок"

итоговое занятие по разделу "Сказка" для детей младшего дошкольного возраста...

Итоговое открытое занятие: «Калейдоскоп русских народных сказок»

Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев) - Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диал...

Комплексное занятие "Герои русских народных сказок в видах изобразительной деятельности".

Формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры, вырабатывать учебные навыки; воспитывать чувство товарищества; желание прийти друзьям на помощь.С...