Конспект занятия "Калейдоскоп русских народных сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Маслакова Оксана Николаевна

итоговое занятие по разделу "Сказка" для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_russkoy_narodnoy_skazki.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

Иркутский детский дом – интернат для умственно-отсталых детей №2

«Калейдоскоп русских народных сказок.

Составила: Маслакова Оксана Николаевна 

2012

\

«Калейдоскоп русских народных сказок ».

Задачи:

- Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев); совершенствовать умение ориентироваться на коврографе.

- Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

-  Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству; воспитывать любовь к родному языку через знание русских народных сказок.    Воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.  

 

Предварительная работа

1. Чтение русских народных сказок.

2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

3. Обыгрывание сказки «Колобок», «Репка» с помощью настольного театра.

4. Разгадывание загадок.

5. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности».

Демонстрационный материал

  1. Волшебный клубочек.
  2. Волшебный сундучок
  3. Чудо - дерево

4. Коврограф .

5. Настольный театр по сказке «Колобок»; «Репка»; «Теремок»

6. Маски – шапочки для детей.

 

Орг. момент.

Воспитатель:

 Давайте с вами поздороваемся.

 Здравствуйте, ладошки. Хлоп - хлоп - хлоп.

 Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.

 Здравствуйте, щечки. Плюх - плюх - плюх.

 Пухленькие щечки. Плюх - плюх - плюх.

 Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.

 Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.

 Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.

 Здравствуйте, гости. Привет!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом) 

Воспитатель: Ребята, я очень люблю сказки, а вы их любите? (Да!)

 Сейчас мы с вами отправимся в путешествие к русским народным сказкам. Эти сказки сочинил русский народ.

Открывается дверь, появляется волшебный клубок.

Сюрпризный момент:

Ой, ребята, смотрите,  большой волшебный клубочек, пусть он сегодня укажет нам путь. Куда он покатится, в ту сказку мы и пойдем.

 Основная часть.

Воспитатель: Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

В круг скорее становитесь

Крепко за руки  держитесь

Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем начинать.

Воспитатель:

 В гости сказочка идет

 Она встречи с вами ждет

 Много сказок есть на свете,

 Сказки эти любят дети.

(Воспитатель бросает волшебный клубок, клубок катится к каврографу, на котором размещены герои сказки «Колобок»)

Воспитатель: Волшебный клубочек привел нас в гости к первой сказке. Отгадайте сказку.

 

Загадка:

 В сказочке живет

 Он не ёжик и не кот,

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка? (Колобок)

Воспитатель:

 Вижу, сказку вам читали,

 И героя все узнали.

Воспитатель показывает детям героя сказки, колобка

Непоседе-Колобку

Стыть бы на окошке,

Но решил он: «Убегу,

Разомнусь немножко».

Воспитатель: Давайте споем песенку колобка и вспомним, с какими героями он встретился в лесу? (Звучит музыка, дети с воспитателем поют песенку и выкладывают на панно героев сказки) 

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием,   вы вспомнили сказку и правильно всех расставили. А теперь немножко поиграем, повторяйте все  за мной.

Пальчиковая гимнастика

1.Жили-были дед да баба

На поляне у реки.

(Стучим кулачком о кулачок.)

2.И любили очень-очень

На сметане колобки.

(Сжимаем, разжимаем кулачки.)

3.Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.

(Встряхиваем кисти рук.)

4.Ну, а бабушкина внучка

Колобок катала в ручках.

(Трем ладошки.)

5.Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.

(Гладим поочередно руки.)

6.Очень круглый, очень вкусный,

Даже есть его мне грустно.

(Хлопаем в ладоши.)

(Воспитатель бросает волшебный клубок, клубок катится к столу, на котором оформлена выставка иллюстраций по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь»)

Игра: «Узнай сказку» (по иллюстрации)

Цель : развитие зрительного внимания.

Воспитатель:   А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.  

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

 

Игра:  «Узнай сказку» (по отрывку)

Цель: развитие слухового внимания

 Воспитатель:    Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки. (воспитатель читает отрывок по сказке « Маша и медведь»,дети отгадывают.)

Воспитатель:  

 Все минуточку вниманья!

 Сказку я хочу начать…

 Этой сказочки названье

 Поспешите отгадать.

Воспитатель:  

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке! (Маша и медведь)

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили, а сейчас мы превратимся в маленьких медвежат

Физ.минутка «Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так – головой своей крутили (поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)

И в развалочку ходили

         И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (поднимаем попеременно ручки)

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (прыжки вверх)

Воспитатель: Поиграли, отдохнули, теперь мы можем двигаться дальше.  

(Воспитатель бросает волшебный клубок,  дети идут за клубочком, подходят к дереву, на котором висят яркие мешочки с цветными бантиками).

Воспитатель:                              

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

А мешочки на нём,

А мешочки на нём,

Словно яблоки!

Воспитатель:  Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево! Давайте посмотрим, что же это на нем выросло.     Садитесь на ковер в кружочек.

Воспитатель снимает с ветки  мешочки, загадывает загадки, достаёт из мешочков героев сказки «Репка» и даёт каждому ребёнку.  

1. Круглый бок, желтый бок

 Сидит на грядке колобок.

 Врос он в землю крепко.

 Что же это? (Репка.) 

 2. Он седой и с бородой,

 Очень старый и хромой. Кто это?  (Дед)

 3. Она старенькая, седая, добрая и простая,

 В доме с дедушкой живет. внучка как ее зовет (Бабушка) 

 4. У дедушки и бабушки девочка живет

 Как же эту девочку бабушка зовет?  (Внучка) 

 5. Гладишь – ласкается,

 Дразнишь – кусается,

 На цепи сидит,

 Дом сторожит.  (Собака)

 6. У нее четыре лапки, лапки - цап – царапки,

 Пара чутких ушей и она гроза мышей.  (Кошка)

 7. Под полом таится и кошки боится.  (Мышка)

Воспитатель: Ребята, из какой русской народной сказки все эти герои? (Репка) 

Сейчас мы будем рассказывать сказку вместе. Я начну, а вы, кто знает эту сказку, мне помогайте «Посадил дед… (репку), выросла репка (большая – пребольшая) и т. д. » (рассказ сопровождается показом персонажей из настольного театра). Молодцы!

Воспитатель:

Вот под кустиком зверек.

Длинноухий: скок да скок.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это?  (воспитатель показывает зайчика)

Дети.  Зайчик.

Воспитатель:  Ребята, а наш зайчик сидит и плачет, покажите, как зайчик плачет?  (дети изображают плачущего зайчика). Кто обидел зайчика, давайте узнаем.

Воспитатель:    

Лисий дом был изо льда.

Солнце вышло — вмиг вода.

Из домишки лубяного

Лиска выгнала косого.

Как настали холода,

Дом слепила изо льда.

Грело солнце день за днём

И растаял этот дом.

Выгнала она косого

Из домишки лубяного.

Но пришёл петух с косой —

Снова в домике косой.

Кто в далёкие леса

Навсегда ушла? ... (лиса)

Воспитатель.  Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали? Как она называется?

Дети.  «Заячья избушка».

Воспитатель.  

Эта сказка вам знакома?

Кто лису прогнал из дома? (Петушок)

Воспитатель.  

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случится,

Наша сказка впереди.

Игра «Собери сказку»

  1. Цель: развитие мелкой моторики; целостного восприятие.

Воспитатель: А теперь мы можем двигаться дальше. Укатился наш клубок, куда же он нас привел? Смотрите ребята, в чудесном сказочном лесу живут разные звери. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы отгадаете

 

 Загадки:

 1. Живёт в норке,

 Грызёт корки,

 Маленькие ножки,

 Боится кошки.  (мышка) 

 2. Летом в болоте

 Вы ее найдете.

 Зеленая квакушка,

 Кто это? (лягушка). 

 3. Маленький, беленький,

 по лесочку прыг-прыг,

 по снежочку тык-тык. (заяц) 

 4. Кто зимой холодной

 Ходит злой, голодный.  (волк) 

 5. Рыжая плутовка,

 Хитрая, да ловкая,

 В сарай попала,

 Кур пересчитала.  (лиса)

 6. Зимой спит,

 Летом улья ворошит.  (медведь) 

Воспитатель:  Каждый зверь хорош по-своему. Ребята, а в какой сказке живут эти звери?

Дети.  «Теремок».

Воспитатель:  Ребята, смотрите, а что это у нас тут под платочком?  (подходят, смотрят)

Я, волшебный сундучок,

Я, ребята, вам – дружок. (открывают)

Воспитатель:  В нашем волшебном сундучке есть шапочки зверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь.(дети надевают шапочки)

Воспитатель.   А теперь давайте посмотрим, в кого же мы превратились. В кого превратился Максим, а Алёша кто? (интонационно изобразить животное).

Заключительная часть.

Воспитатель.  Ну вот, наше путешествие заканчивается.  Наш клубочек, наверное, сильно устал, пусть он немножко отдохнет и поиграет с нами.

Мы по сказке походили,

В ней все круто изменили. (идут на месте) 

 Мы ногами топали, (топают)

Мы в ладоши хлопали.  (хлопают) 

 Будут в сказке помнить нас.

Наклонились мы на «раз»,  (наклонились) 

На «два» поднимались, (выпрямились)

Всем поулыбались.  (улыбнулись)

И опять потопали.  (топают)

И ручками похлопали.  (хлопают)

Вот какие молодцы,

 Вот какие удальцы!  (руки на пояс)

Воспитатель:  Наш клубочек отдохнул и может показать нам дорогу обратно.

(Звучит русская народная мелодия, дети идут за клубочком)

Воспитатель.  Ну вот, мы и вернулись.

Воспитатель:  Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это наш волшебный сундучок приготовил для вас сюрприз. (воспитатель достает из сундучка подарки, раздает)

А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались? В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей) На этом наше занятие закончено. Спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление краткого рассказа по иллюстрациям русских художников по мотивам волшебных русских народных сказок» с учетом требований ФГОС

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление краткого рассказа по  иллюстрациям русских художников  по мотивам волшебных русских народных сказок» с учетом требова...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....

Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок

Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок....

Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря и русских народных сказок.

Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря  и русских народных сказок....

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...