План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи при ознакомлении с художественной литературой
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа) на тему

Василькова Анна

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи при ознакомлении с произведениями художественной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи при ознакомлении с художественной литературой

Тема занятия

Цели

Методы и приемы

Блок 1 «Русские народные сказки»

(4 занятия)

1 и 2 занятие:

 «Крылатый, мохнатый да масляный» (Обр. Карнауховой)

3 и 4 занятие:

«Царевна – лягушка». (Обр. М.Булатова).

Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

1.Рассказывание сказки.

2. Отгадывание загадок.

3.  Дидактические игры:

- «Подскажи словечко» (развитие чувства ритма, звукового восприятия, логического мышления);

- «Подбери нужные слова» (формировать умение подбирать нужные слова, соответственно заданному вопросу);
- «На какого сказочного героя ты похож?» (определение адекватности самооценки).

4. Развивающая игра « А

если бы…»

5. Придумывание нового

названия сказки.

6. Придумывание нового

конца сказки.

7. Пословицы (наизусть):
« Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»,
«Не имя красит человека, а его поступки»,
«Там где дружат, живут не тужат».

Блок 2 «Рассказы о детях»

(4 занятия)

 

1 и 2 занятие:

 Н.Н. Носов. «Огородники» (воспитывать любовь к чтению, развивать чувство юмора).

3 и 4 занятие:

В. Осеева. «Печенье», «Синие листья» (развивать умение слушать художественные произведения, воспитывать дружеские отношения).

Систематизировать представление о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление.

1. Чтение рассказа.

2. Беседа.

 3. Дидактические игры:
- «Закончить пословицу» (расширять у детей знания пословиц, уметь продолжить и закончить пословицу, объяснить её значение);
- «Слова – перевертыши» (чтение стихотворения «Нофелет» В. Берестова. Формировать умение детей придумывать истории с этими словами);
- «Назови одним словом» (формировать умение обобщать объекты, выделять главное в них);

- «Только веселые слова» (вспомнить все веселые слова);

- «Угадай героев сказок, которые живут дружно, сообща» («Репка», «Теремок», «Зимовье зверей», «Крылатый, мохнатый да масляный»).
4. Сочинение загадок.

5. Пересказ эпизода рассказа от имени героя.

 6. Пословица: «Учись на добро отвечать добром»; «Всякий человек в деле познаётся».

Блок 3 «Рассказы о природе»

(4 занятия)

1 и 2 занятие:

 Е. Чарушин «Медвежата» (познакомить детей с творчеством Е.Чарушина – писатель, художник – оформитель).

3 и 4 занятие:

Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» (познакомить детей с творчеством Д. Мамина – Сибиряка, прививать любовь к живой природе).

Продолжать формировать умения подбирать антонимы, прилагательные согласовывать с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания, подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов. Активизировать словарь. Продолжать развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач.

1.Чтение рассказа.

2. Пересказ с помощью иллюстрации.

3. Придумывание нового названия рассказа.

4. Придумывание загадок.

5. Дидактические игры:

- «Скажи наоборот» (учить работать с антонимами);
- «Черное и белое» (добро и зло) (учить подбирать слова противоположные по значению).
- «Подскажи словечко» (развитие чувства ритма, звукового восприятия, логического мышления).
- «Добавь словечко» (развитие чувства ритма, логического мышления).

6. Пословицы:
«Один за всех, все за одного».
«Испокон века книга растит человека».
«Судят не по словам, а по делам».

7. Развивающие игры:

«А если бы…»

«Хорошо-плохо».

Блок 4 Итоговый.

(4 занятия)

1 занятие

Викторина по сказкам

Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать. Активизировать и развивать мышление и память.

1. Рассказ эпизода сказки по иллюстрации.

2. Дидактические игры «Разные слова», «Упала книга с полки, и перепутались все сказки, все герои» (закрепить знания о сказках).

3. Самостоятельное составление рассказа о любимом сказочном герое.

2 занятие

 «Замечательный мир природы»

Активизировать знания и представления. Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значение слов. Развивать творческое воображение и мышление. Продолжать формирование умения составлять связное высказывание.

1. Дорисовывание кляксы на бумаге.

2. Дидактические игры:

 - «Бывает – не бывает», «Играем в слова — ассоциации» (формировать умение подбирать пару к названному слову, развивать мышление, творческие способности, речь).
- «Отгадывание небылиц» (развивать способность мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях).
3.Пословица: «Скажешь курице – она всей улице».

4. Придумывание сказочной истории про кошку Крошку.

3 занятие

Сочинение сказочной истории по игрушке

Формировать умения заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику. Продолжать формирование умения самостоятельно составлять связное высказывание.

1. Дидактические игры:

- «Какой, какая, какое»;

- «Закончи предложение»;

 - Словесная игра «Угадай по описанию» (развитие слухового внимания и памяти);

- «Добавь словечко» (по сказке) (развитие речи, логического мышления, находчивости и сообразительности ребенка).
- «А если бы…» (проблемная ситуация по разным сказкам).
- «Назови одним словом» (развитие умения обобщать объекты, выделять главное в них).

2. Придумывание сказочной истории про игрушку.

3. Рисование истории.

4. Пословица: «Пчела мала, а и та работает».

4 занятие

Придумывание рассказа по сюжетной картинке.

Формировать умения классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнообразные словосочетания, связные высказывания. Развивать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач.

1. Дидактические игры:

- «Какое что бывает?»;

- «Что умеют делать звери?»

2. Рассматривание картинки.

3. Придумывание истории по сюжетной картинке.

4. Пословица: «Дружба не гриб, в лесу не найдешь»,
«Дерево живет корнями, а человек – друзьями».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Развитие связной речи по сказке "Крошечка - Хаврошечка".

Из опыта работы с детьми логопедической группы детского сада. Интеграция в работе специалистов ГБДОУ. С использованием ЭОР....

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию выразительности речи посредством мультипликации.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию выразительности речи посредством мультипликации.октябрь1 неделя1 Игра-упражнение «Дирижеры»Цель: Формировать на...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по формированию познавательного интереса средствами детской художественной литературы.

Перспективный план на год разработан на основе методического пособия В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016...

ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи».

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как ...