Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по формированию познавательного интереса средствами детской художественной литературы.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Лоенко Анастасия Петровна

Перспективный план на год разработан на основе методического пособия В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_loenko_a.p.docx44.19 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

по формированию познавательного интереса средствами детской художественной литературы. (по В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016)

СЕНТЯБРЬ

Задачи

Наименование ДХЛ

Методы и приемы

Индивидуальная работа

Занятие 1

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки...»

Познакомить с новым произведением ДХЛ, способствовать обогащению впечатлениями, стимулировать к вопросам познавательного характера. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшую сказку. Упражнять в умении использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

Развивать познавательный интерес к устному 

народному творчеству.

Р.Н.С «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы)

Сюрпризный

момент.

Проблемная 

ситуация.

Художественное слово, загадки.

Чтение.

Беседа.

Иллюстрации

к сказкам.

 

упражнять в умении использовать средства выразительности при пересказывании (поза, жесты, мимика, интонация, движения)

уточнить особенности поступков и характера главного героя.

Занятие 2

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Продолжать учить пересказывать знакомые сказки, развивать умение анализировать характер и поступки героев, устанавливать причинно-следственные связи.

Формировать умение строить полные и аргументированные ответы по содержанию сказки.

Развивать интерес к познанию, устному народному творчеству.

Р.Н.С «Заяц-хвастун»

(в обработке О. Капицы) маски зайцев для драматизации, схема, иллюстрации к сказке, игрушка заяц.

Сюрпризный

момент.

Проблемная 

ситуация.

Наглядные

иллюстрации к сказкам

Рассматривание иллюстраций

Использование моделей. 

Беседа.

Обсуждение

Обобщающая 

беседа.

способствовать формированию навыка пересказа знакомой сказки, в её логической последовательности используя модель.

 

Занятие 3

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

Способствовать развитию познавательного интереса к восприятию поэтических произведений о природе

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение

И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Стихотворение

И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

Портрет поэта, картины о поздней и ранней осени, сборник стихотворений.

Художественное слово

Чтения стихотворения различными интонациями. Рассматривание

иллюстраций.

Использование моделей. 

отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихотворения, придерживаясь плана в виде наглядной модели.

совершенствовать интонационную выразительность речи.

Занятие 4

Веселые рассказы Н. Носова

Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова. Развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Развивать чувство юмора, творческое воображение.

Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Портрета

Н. Носова, иллюстрации к рассказам
«Затейники» и «Живая шляпа».

Игровая мотивация.

Художественное слово.

Чтение рассказов, вопросы.

Рассматривание

иллюстраций. Обсуждение.

Обобщающая беседа.

формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.

последовательно вести пересказ.

ОКТЯБРЬ

Занятие 1

Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать произведение, развивать умение анализировать, отвечать на вопросы по тексту. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные.

Воспитывать интерес к детской художественной литературе

Стихотворения

С. Маршака «Пудель» Портрет писателя.

Художественное слово. Напоминание. Загадывание загадки.

Уточнение. Показ иллюстраций с чтением стихотворения

Вопросы, обобщающая беседа.

отвечать на вопросы по тексту.

активизировать в речи существительные и прилагательные.

 

Занятие 2

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Приобщать детей к детской художественной литературе. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным.

Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу.

Воспитывать интерес к русским народным сказкам, стимулировать отражение в речи познавательных вопросов.

Р.Н.С

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой)

Художественное слово. Игровая ситуация. 

Беседа. 

Напоминание.

Рассматривание иллюстраций. 

Показ иллюстраций с чтением.

Объяснение. Обобщающая беседа.

Поощрение.  

упражнять в подборе существительных к прилагательным.

Занятие 3

Литературный калейдоскоп

Помочь детям вспомнить и закрепить названия героев уже известных им сказок.

Развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, отображать в активном, устойчивом интересе к познанию.

Мультимедийное оборудование.

Маски героев сказок. Сюжетные картинки.

Проблемная 

ситуация.

Игровая ситуация. Художественное слово.

Рассматривание

иллюстраций.

Напоминание.

Использование схем. 

Беседа.

Обсуждение.

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи

совершенствовать умение описывать героя сказки с опорой на картинку.

НОЯБРЬ

Занятие 1

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.

Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Р.Н.С «Хаврошечка»

(в обработке А. Н. Толстого)

Сюрпризный момент. Художественное слово, показ иллюстраций с чтением сказки. Вопросы, обобщающая беседа.

запомнить и отразить в речи начальную фразу и концовку произведения.

дифференцировать сказочные ситуации от реальных.

Занятие 2

Обучение рассказыванию по сказке «Айога» (в обработке Д.Нагишкина)

Приобщать детей к художественной литературе, активизировать направленность на познание. Познакомить со сказкой других народов. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке.

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения.

Воспитывать уважительное отношение к близким.

Сказка «Айога» (в обработке

Д.Нагишкина; в сокращении),

мультимедийное оборудование.

Художественное слово. Беседа. Чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом слайдов. Обсуждение.

Объяснение. Обобщающая беседа 

Поощрение.  

придумывание концовки к сказке.

отражать в речи образные выражения, сравнения.

Занятие 3

Чтение рассказа

Б.Житкова «Как я ловил человечков»

Развивать познавательный интерес к средствам художественной литературы.

Учить воспринимать чтение рассказов на слух, отвечать на вопросы сложными предложениями, различать жанры художественной литературы.

Воспитывать умение слушать других.

Рассказ

Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Портрет писателя.

Художественное слово. Беседа, обсуждение, чтение рассказа.

Рассматривание

иллюстраций

Обобщающая беседа 

Поощрение.  

отвечать на вопросы сложными предложениями

отражать в речи жанры художественной литературы.

Занятие 4

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать познавательней интерес к художественной литературе.

Рассказ

В. Бианки «Купание медвежат».

Портрет писателя.

Проблемная 

ситуация. Художественное слово.

Рассматривание

Иллюстраций.

Использование схем. 

Обобщающая беседа. 

Поощрение.  

последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно.

ДЕКАБРЬ

Занятие 1

Чтение стихотворений

о зиме

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, стимулировать познавательный интерес, отражать в речи установление причинно-следственных связей.

Способствовать формированию умения чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать метафоры для описания зимней природы, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Создать условия для проявления интереса к художественному слову, приобщения детей к поэзии.

стихотворение И. Бунина «Первый снег» (в сокращении): отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин» отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»

Художественное слово.

Чтения стихотворения различными интонациями.

Рассматривание

иллюстраций

Использование схем. 

Обобщающая беседа.

Поощрение.

закреплять умение подбирать метафоры для описания зимней природы, задавать вопросы познавательного характера.

совершенствовать диалогическую и монологическую речь, отражать причинно-следственные связи.

Занятие 2

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Помочь детям понять и запомнить содержание сказки, продолжать работу над умением пересказывать сказку близко к тексту.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Воспитывать интерес к художественной литературе, как к средству познания.

Сказка  

«Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева)

Проблемная 

ситуация. Художественное слово.

Рассматривание

иллюстраций

Использование схем. 

Обобщающая беседа.  

продолжать работу над умением пересказывать сказку близко к тексту.

Занятие 3

 Чтение сказки

 П. Бажова «Серебряное копытце»

Познакомить детей со сказкой «Серебряное копытце».

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.

Сказка П. Бажова «Серебряное копытце»

Портрет писателя.

Проблемная 

ситуация. Художественное слово.

Рассматривание

иллюстраций

Использование схем. 

Обобщающая беседа. 

 

содержательно строить высказывания.

Занятие 4

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

Формировать умение внимательно слушать и запоминать стихотворение, выразительно читать его с естественными интонациями.

Развитие познавательного интереса средствам художественной литературы.

Воспитывать умения слушать сверстника; воспитывать любовь к природе.

стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

Художественное слово.

Чтения стихотворения с интонацией. Рассматривание

иллюстраций

Использование схем. 

Обобщающая беседа.

выразительно читать стихотворение с естественными интонациями.

ЯНВАРЬ

Занятие 1

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Приобщать детей к художественной литературе. Активизировать направление на познание, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Формировать умение содержательно строить высказывание.

Воспитывать интерес к художественной литературе, воспитывать умение слушать других.

Рассказ

С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Портрет писателя.

Художественное слово. Беседа, обсуждение. Чтение рассказа,

Рассматривание

иллюстраций

Обобщающая беседа 

Поощрение.  

объяснить, почему это рассказ, а не сказка.

 

Занятие 2

Чтение сказки     Б.

Шергина «Рифмы», стихотворения

 Э. Мошковской «Вежливое слово»

Познакомить детей с необычной сказкой.

Обогащать словарь детей вежливыми словами.

Развивать умение анализировать, обобщать, отображать в активном, устойчивом интересе к познанию.

 Сказки

Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

Проблемная 

ситуация. Художественное слово.

Рассматривание

Иллюстраций.

Использование схем. 

Обобщающая беседа. 

Поощрение.  

вызывать желание рассуждать, делать выводы

Занятие 3

Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»

Способствовать формированию у детей умения внимательно слушать  и пересказывать текст целиком и по ролям; отражать в речи впечатления, эмоциональное отношение.

Создать условия для проявления и развития познавательного интереса, творческой мыслительной активности, творческого воображения; связной, монологической речи.

Воспитывать умение выслушивать до конца монолог товарища, быть внимательным и терпеливым.

Сказка Э. Шима «Соловей и Вороненок»

шапочки – маски для драматизации

Проблемная 

ситуация. Художественное слово.

Рассматривание

иллюстраций

Использование схем.

Инсценировка. Обобщающая беседа. 

Поощрение.  

формировать умение пересказывать текст целиком, устанавливать причинно-следственные связи.

формировать умение пересказывать текст по ролям, отражать в речи эмоциональное отношение.

Занятие 4

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Познакомить с творчеством

 И.З. Сурикова; разучить стихотворение с использованием схематического рисунка.

Способствовать развитию познавательного интереса .

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей.

Стихотворения

(А. Пушкин «Зимний вечер», И. Суриков «Зима», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою...», А. Фет «Кот поет, глаза прищурил»

С. Есенин «Поет зима - аукает...» (по выбору педагога).

И. Суриков «Детство»

Схема- рисунок к стихотворению

Художественное слово.

Чтения стихотворения различными интонациями. Рассматривание

иллюстраций.

Использование схем. 

Обобщающая беседа.

Поощрение.

разучить стихотворение с использованием схематического рисунка

формировать умение соотносить схематический рисунок с текстом.

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Продолжать  приобщать детей к художественной литературе, активизировать направленность на познание. Развивать у детей умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из произведения.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Сказка «Царевна-лягушка»

(в обработке М. Булатова).

Художественное слово, напоминание, загадывание загадки, уточнение, показ иллюстраций с чтением сказки.

Вопросы, обобщающая беседа.

повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки.

Занятие 2

Пересказ сказки

А. Н. Толстого «Еж»

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонацию выразительности.

Развивать познавательный интерес к художественной литературе. Воспитывать бережное отношение к родному краю и к диким животным, которые обитают в лесах.

Сказка А. Н. Толстого «Еж»

Портрет писателя.

Сюрпризный момент. Художественное слово, показ иллюстраций с чтением сказки Вопросы, обобщающая беседа.

Проблемные ситуации.

Поощрение.

пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонацию выразительности.

формировать потребность в познании через проблемные вопросы

Занятие 3

Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки»

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.

Активизировать направленность на познание, проявление эмоционального отношения. Воспитывать умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.

Стихотворение

Ю. Владимирова «Чудаки»

Художественное слово.

Чтение стихотворения различными интонациями. Рассматривание

иллюстраций.

Использование схем. 

выразительно читать стихотворение по ролям.

МАРТ

Занятие 1

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»

Продолжить работу по приобщению детей к поэзии. Развивать познавательный интерес средствами художественной литературы.  

Формировать умение вслушиваться в ритм поэтического текста, умение выразительно, с различными интонациями читать стихи.

Воспитывать доброжелательность, дружелюбие, формировать умение работать в команде.

Стихотворение

Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»

Проблемная 

ситуация. Художественное слово.

Рассматривание

иллюстраций.

Чтения стихотворения различными интонациями.

выразительно, с различными интонациями читать стихи.

Занятие 2

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»

Приобщать детей к художественной литературе, активизация и обогащение словаря по теме «Животные холодных стран».

Учить строить сложноподчиненные предложения.

Воспитывать добрые чувства к природе, интерес к художественной литературе.

Рассказ

Г. Снегирева «Про пингвинов»

Сюрпризный момент. Чтение художественной литературы. Беседа. Показ схем. Обобщающая беседа. 

Поощрение.  

строить сложноподчиненные предложения.

Занятие 3 Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»

Продолжать развивать познавательный интерес у детей к средствами художественной литературы на примере глав из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Учить детей свободно без повторов и не нужных слов пересказывать эпизоды из книги.

Упражнять детей в построении сложноподчиненных предложений.

Воспитывать чуткость к художественному слову.

Рассказ

Г. Снегирева «Про пингвинов»

Проблемная 

ситуация. Художественное слово.

Рассматривание

иллюстраций.

Использование схем. 

Обобщающая беседа. 

Поощрение

пересказывать эпизоды из книги.

упражнять в построении сложноподчиненных предложений.

Занятие 4

Чтение рассказа

В. Драгунского «Друг детства»

Познакомить детей с произведением В. Драгунского «Друг детства». Создать условия для формирования умения чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью, формировать познавательный интерес, умение передавать свое отношение к персонажам.

Способствовать развитию диалогической речи, умения отвечать на вопросы по содержанию произведения, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать доброе, внимательное отношение к человеку в окружающем мире, к игрушкам.

Рассказ

В. Драгунского «Друг детства»

Художественное слово. Беседа, обсуждение, чтение рассказа,

Рассматривание

иллюстраций

Обобщающая беседа 

Поощрение.

формировать умение передавать свое отношение к персонажам.

развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Занятие 5

Чтение сказки «Сивка-Бурка»

Учить детей понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Развивать чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Воспитывать у детей эмоциональную восприимчивость к образному содержанию сказки, умение сопереживать персонажам.

Сказка

 «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).

Художественное слово. Игровая ситуация. 

Беседа. 

Напоминание. 

Рассматривание иллюстраций. 

Объяснение. Обобщающая беседа 

Поощрение

жанровые особенности сказки.

отражать в речи образные выражения.

                           

АПРЕЛЬ

Занятие 1

Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)

Развивать познавательный интерес у детей к художественной литературе.

Развивать умение устанавливать причинно- следственную связь.

Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.

Рассказ Н. Сладков

«Красный снег»;

«Волосатое дерево».

Портрет писателя.

Художественное слово. Беседа, обсуждение, чтение рассказа,

Использование схем. 

Рассматривание

иллюстраций

Обобщающая беседа 

Поощрение.

пересказывать повествовательный рассказ по схеме связно, последовательно

устанавливать причинно- следственную связь.

Занятие 2

 Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»

Познакомить детей с рассказом. Формировать умение детей анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.

Развивать устную речь.

Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.

Рассказ

К. Паустовского «Кот-ворюга»

Художественное слово.

Беседа, Игровая ситуация. 

Обсуждение, чтение рассказа,

Рассматривание

иллюстраций

Обобщающая беседа 

Поощрение.

анализировать художественное произведение.

С Федором Т., формировать умение осознавать сущность поведения героев, делать выводы.

Занятие 3

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль.

Развивать познавательный  интерес к художественной литературе, навыки общения, логическое мышление.

 На основе художественного произведения воспитывать такие качества как, доброта, сострадание, милосердие, отзывчивость.

Сказка

В. Катаева «Цветик-семицветик»

Художественное слово.

Проблемная 

ситуация.

Беседа. 

Напоминание

Рассматривание иллюстраций

Чтение сказки, обсуждение.

Объяснение. Обобщающая беседа. 

Поощрение.

отразить в речи главную мысль произведения.

МАЙ

Занятие 1

Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок».

Познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.Развивать умение анализировать, обобщать, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Воспитывать познавательный интерес средствами художественной литературы.

Рассказ

 В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок».

Проблемная 

ситуация.

Рассматривание

иллюстраций Чтение рассказа, обсуждение.

Объяснение. Обобщающая беседа. 

Поощрение.

отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Занятие 2

Чтение русской народной сказки «Финист - Ясный сокол»

Продолжать знакомить детей с волшебными сказками как литературным жанром. Учить выявлять образный строй волшебной сказки и структуру сюжета. Развивать познавательный интерес, стимулировать потребность к познанию.

Воспитывать интерес к жизни русского народа через устное народное творчество (фольклор).

Р.Н.С

«Финист - Ясный сокол»

Беседа. 

Вопросы.

Напоминание. 

Рассматривание иллюстраций. 

Чтение сказки, обсуждение.

Проблемная ситуация Объяснение.  Поощрение

выявлять и отражать в речи образный строй волшебной сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения

Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (дополнительное образование по изодеятельности)

Перспективный план работы педагога дополнительного образования по изодеятельности...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интереса и потребности в чтении

План разработан с учетом лексической темы, подобраны методические приемы, коррекционная работа....

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (с ОНР) по формированию коммунникативных навыков

Перспективный план включает 9 основных разделов: Содержание всех разделов  программы предусматривает формирование коммуникативных компетенций у детей: специальными знаниями, умениями и навыками, ...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения

Перспективный план по формированию у  детей старшего дошкольного возраста на дорогах, природе,в быту....

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «В мире профессий»

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию«В мире профессий»...