Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по формированию познавательного интереса средствами детской художественной литературы.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Перспективный план на год разработан на основе методического пособия В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
по формированию познавательного интереса средствами детской художественной литературы. (по В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016)
СЕНТЯБРЬ | ||||||||
Задачи | Наименование ДХЛ | Методы и приемы | Индивидуальная работа | |||||
Занятие 1 Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки...» | Познакомить с новым произведением ДХЛ, способствовать обогащению впечатлениями, стимулировать к вопросам познавательного характера. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшую сказку. Упражнять в умении использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения). Развивать познавательный интерес к устному народному творчеству. | Р.Н.С «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) | Сюрпризный момент. Проблемная ситуация. Художественное слово, загадки. Чтение. Беседа. Иллюстрации к сказкам. |
упражнять в умении использовать средства выразительности при пересказывании (поза, жесты, мимика, интонация, движения) уточнить особенности поступков и характера главного героя. | ||||
Занятие 2 Пересказ сказки «Заяц-хвастун» | Продолжать учить пересказывать знакомые сказки, развивать умение анализировать характер и поступки героев, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение строить полные и аргументированные ответы по содержанию сказки. Развивать интерес к познанию, устному народному творчеству. | Р.Н.С «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) маски зайцев для драматизации, схема, иллюстрации к сказке, игрушка заяц. | Сюрпризный момент. Проблемная ситуация. Наглядные иллюстрации к сказкам Рассматривание иллюстраций Использование моделей. Беседа. Обсуждение Обобщающая беседа. | способствовать формированию навыка пересказа знакомой сказки, в её логической последовательности используя модель.
| ||||
Занятие 3 Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» | Способствовать развитию познавательного интереса к восприятию поэтических произведений о природе Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении). Совершенствовать интонационную выразительность речи. | Стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении). Портрет поэта, картины о поздней и ранней осени, сборник стихотворений. | Художественное слово Чтения стихотворения различными интонациями. Рассматривание иллюстраций. Использование моделей. | отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихотворения, придерживаясь плана в виде наглядной модели. совершенствовать интонационную выразительность речи. | ||||
Занятие 4 Веселые рассказы Н. Носова | Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова. Развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Развивать чувство юмора, творческое воображение. Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы. | Портрета Н. Носова, иллюстрации к рассказам | Игровая мотивация. Художественное слово. Чтение рассказов, вопросы. Рассматривание иллюстраций. Обсуждение. Обобщающая беседа. | формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту. последовательно вести пересказ. | ||||
ОКТЯБРЬ | ||||||||
Занятие 1 Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель» | Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать произведение, развивать умение анализировать, отвечать на вопросы по тексту. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные. Воспитывать интерес к детской художественной литературе | Стихотворения С. Маршака «Пудель» Портрет писателя. | Художественное слово. Напоминание. Загадывание загадки. Уточнение. Показ иллюстраций с чтением стихотворения Вопросы, обобщающая беседа. | отвечать на вопросы по тексту. активизировать в речи существительные и прилагательные.
| ||||
Занятие 2 Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» | Приобщать детей к детской художественной литературе. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, стимулировать отражение в речи познавательных вопросов. | Р.Н.С «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой) | Художественное слово. Игровая ситуация. Беседа. Напоминание. Рассматривание иллюстраций. Показ иллюстраций с чтением. Объяснение. Обобщающая беседа. Поощрение. | упражнять в подборе существительных к прилагательным. | ||||
Занятие 3 Литературный калейдоскоп | Помочь детям вспомнить и закрепить названия героев уже известных им сказок. Развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, отображать в активном, устойчивом интересе к познанию. | Мультимедийное оборудование. Маски героев сказок. Сюжетные картинки. | Проблемная ситуация. Игровая ситуация. Художественное слово. Рассматривание иллюстраций. Напоминание. Использование схем. Беседа. Обсуждение. | развивать умение устанавливать причинно-следственные связи совершенствовать умение описывать героя сказки с опорой на картинку. | ||||
НОЯБРЬ | ||||||||
Занятие 1 Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» | Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе. | Р.Н.С «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого) | Сюрпризный момент. Художественное слово, показ иллюстраций с чтением сказки. Вопросы, обобщающая беседа. | запомнить и отразить в речи начальную фразу и концовку произведения. дифференцировать сказочные ситуации от реальных. | ||||
Занятие 2 Обучение рассказыванию по сказке «Айога» (в обработке Д.Нагишкина) | Приобщать детей к художественной литературе, активизировать направленность на познание. Познакомить со сказкой других народов. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. Воспитывать уважительное отношение к близким. | Сказка «Айога» (в обработке Д.Нагишкина; в сокращении), мультимедийное оборудование. | Художественное слово. Беседа. Чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом слайдов. Обсуждение. Объяснение. Обобщающая беседа Поощрение. | придумывание концовки к сказке. отражать в речи образные выражения, сравнения. | ||||
Занятие 3 Чтение рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков» | Развивать познавательный интерес к средствам художественной литературы. Учить воспринимать чтение рассказов на слух, отвечать на вопросы сложными предложениями, различать жанры художественной литературы. Воспитывать умение слушать других. | Рассказ Б. Житкова «Как я ловил человечков» Портрет писателя. | Художественное слово. Беседа, обсуждение, чтение рассказа. Рассматривание иллюстраций Обобщающая беседа Поощрение. | отвечать на вопросы сложными предложениями отражать в речи жанры художественной литературы. | ||||
Занятие 4 Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать познавательней интерес к художественной литературе. | Рассказ В. Бианки «Купание медвежат». Портрет писателя. | Проблемная ситуация. Художественное слово. Рассматривание Иллюстраций. Использование схем. Обобщающая беседа. Поощрение. | последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно. | ||||
ДЕКАБРЬ | ||||||||
Занятие 1 Чтение стихотворений о зиме | Познакомить детей со стихотворениями о зиме, стимулировать познавательный интерес, отражать в речи установление причинно-следственных связей. Способствовать формированию умения чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать метафоры для описания зимней природы, совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Создать условия для проявления интереса к художественному слову, приобщения детей к поэзии. | стихотворение И. Бунина «Первый снег» (в сокращении): отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин» отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы» | Художественное слово. Чтения стихотворения различными интонациями. Рассматривание иллюстраций Использование схем. Обобщающая беседа. Поощрение. | закреплять умение подбирать метафоры для описания зимней природы, задавать вопросы познавательного характера. совершенствовать диалогическую и монологическую речь, отражать причинно-следственные связи. | ||||
Занятие 2 Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки, продолжать работу над умением пересказывать сказку близко к тексту. Развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать интерес к художественной литературе, как к средству познания. | Сказка «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева) | Проблемная ситуация. Художественное слово. Рассматривание иллюстраций Использование схем. Обобщающая беседа. | продолжать работу над умением пересказывать сказку близко к тексту. | ||||
Занятие 3 Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» | Познакомить детей со сказкой «Серебряное копытце». Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства. | Сказка П. Бажова «Серебряное копытце» Портрет писателя. | Проблемная ситуация. Художественное слово. Рассматривание иллюстраций Использование схем. Обобщающая беседа. |
содержательно строить высказывания. | ||||
Занятие 4 Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» | Формировать умение внимательно слушать и запоминать стихотворение, выразительно читать его с естественными интонациями. Развитие познавательного интереса средствам художественной литературы. Воспитывать умения слушать сверстника; воспитывать любовь к природе. | стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» | Художественное слово. Чтения стихотворения с интонацией. Рассматривание иллюстраций Использование схем. Обобщающая беседа. | выразительно читать стихотворение с естественными интонациями. | ||||
ЯНВАРЬ | ||||||||
Занятие 1 Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» | Приобщать детей к художественной литературе. Активизировать направление на познание, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Формировать умение содержательно строить высказывание. Воспитывать интерес к художественной литературе, воспитывать умение слушать других. | Рассказ С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» Портрет писателя. | Художественное слово. Беседа, обсуждение. Чтение рассказа, Рассматривание иллюстраций Обобщающая беседа Поощрение. | объяснить, почему это рассказ, а не сказка.
| ||||
Занятие 2 Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» | Познакомить детей с необычной сказкой. Обогащать словарь детей вежливыми словами. Развивать умение анализировать, обобщать, отображать в активном, устойчивом интересе к познанию. | Сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» | Проблемная ситуация. Художественное слово. Рассматривание Иллюстраций. Использование схем. Обобщающая беседа. Поощрение. | вызывать желание рассуждать, делать выводы | ||||
Занятие 3 Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок» | Способствовать формированию у детей умения внимательно слушать и пересказывать текст целиком и по ролям; отражать в речи впечатления, эмоциональное отношение. Создать условия для проявления и развития познавательного интереса, творческой мыслительной активности, творческого воображения; связной, монологической речи. Воспитывать умение выслушивать до конца монолог товарища, быть внимательным и терпеливым. | Сказка Э. Шима «Соловей и Вороненок» шапочки – маски для драматизации | Проблемная ситуация. Художественное слово. Рассматривание иллюстраций Использование схем. Инсценировка. Обобщающая беседа. Поощрение. | формировать умение пересказывать текст целиком, устанавливать причинно-следственные связи. формировать умение пересказывать текст по ролям, отражать в речи эмоциональное отношение. | ||||
Занятие 4 Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» | Познакомить с творчеством И.З. Сурикова; разучить стихотворение с использованием схематического рисунка. Способствовать развитию познавательного интереса . Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей. | Стихотворения (А. Пушкин «Зимний вечер», И. Суриков «Зима», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою...», А. Фет «Кот поет, глаза прищурил» С. Есенин «Поет зима - аукает...» (по выбору педагога). И. Суриков «Детство» Схема- рисунок к стихотворению | Художественное слово. Чтения стихотворения различными интонациями. Рассматривание иллюстраций. Использование схем. Обобщающая беседа. Поощрение. | разучить стихотворение с использованием схематического рисунка формировать умение соотносить схематический рисунок с текстом. | ||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||||
Занятие 1 Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» | Продолжать приобщать детей к художественной литературе, активизировать направленность на познание. Развивать у детей умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из произведения. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. | Сказка «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова). | Художественное слово, напоминание, загадывание загадки, уточнение, показ иллюстраций с чтением сказки. Вопросы, обобщающая беседа. | повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки. | ||||
Занятие 2 Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж» | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонацию выразительности. Развивать познавательный интерес к художественной литературе. Воспитывать бережное отношение к родному краю и к диким животным, которые обитают в лесах. | Сказка А. Н. Толстого «Еж» Портрет писателя. | Сюрпризный момент. Художественное слово, показ иллюстраций с чтением сказки Вопросы, обобщающая беседа. Проблемные ситуации. Поощрение. | пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонацию выразительности. формировать потребность в познании через проблемные вопросы | ||||
Занятие 3 Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки» | Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям. Активизировать направленность на познание, проявление эмоционального отношения. Воспитывать умение конструктивно взаимодействовать друг с другом. | Стихотворение Ю. Владимирова «Чудаки» | Художественное слово. Чтение стихотворения различными интонациями. Рассматривание иллюстраций. Использование схем. | выразительно читать стихотворение по ролям. | ||||
МАРТ | ||||||||
Занятие 1 Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном» | Продолжить работу по приобщению детей к поэзии. Развивать познавательный интерес средствами художественной литературы. Формировать умение вслушиваться в ритм поэтического текста, умение выразительно, с различными интонациями читать стихи. Воспитывать доброжелательность, дружелюбие, формировать умение работать в команде. | Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном» | Проблемная ситуация. Художественное слово. Рассматривание иллюстраций. Чтения стихотворения различными интонациями. | выразительно, с различными интонациями читать стихи. | ||||
Занятие 2 Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение» | Приобщать детей к художественной литературе, активизация и обогащение словаря по теме «Животные холодных стран». Учить строить сложноподчиненные предложения. Воспитывать добрые чувства к природе, интерес к художественной литературе. | Рассказ Г. Снегирева «Про пингвинов» | Сюрпризный момент. Чтение художественной литературы. Беседа. Показ схем. Обобщающая беседа. Поощрение. | строить сложноподчиненные предложения. | ||||
Занятие 3 Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» | Продолжать развивать познавательный интерес у детей к средствами художественной литературы на примере глав из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Учить детей свободно без повторов и не нужных слов пересказывать эпизоды из книги. Упражнять детей в построении сложноподчиненных предложений. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Рассказ Г. Снегирева «Про пингвинов» | Проблемная ситуация. Художественное слово. Рассматривание иллюстраций. Использование схем. Обобщающая беседа. Поощрение | пересказывать эпизоды из книги. упражнять в построении сложноподчиненных предложений. | ||||
Занятие 4 Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» | Познакомить детей с произведением В. Драгунского «Друг детства». Создать условия для формирования умения чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью, формировать познавательный интерес, умение передавать свое отношение к персонажам. Способствовать развитию диалогической речи, умения отвечать на вопросы по содержанию произведения, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать доброе, внимательное отношение к человеку в окружающем мире, к игрушкам. | Рассказ В. Драгунского «Друг детства» | Художественное слово. Беседа, обсуждение, чтение рассказа, Рассматривание иллюстраций Обобщающая беседа Поощрение. | формировать умение передавать свое отношение к персонажам. развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. | ||||
Занятие 5 Чтение сказки «Сивка-Бурка» | Учить детей понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Развивать чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Воспитывать у детей эмоциональную восприимчивость к образному содержанию сказки, умение сопереживать персонажам. | Сказка «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова). | Художественное слово. Игровая ситуация. Беседа. Напоминание. Рассматривание иллюстраций. Объяснение. Обобщающая беседа Поощрение | жанровые особенности сказки. отражать в речи образные выражения.
| ||||
АПРЕЛЬ | ||||||||
Занятие 1 Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову) | Развивать познавательный интерес у детей к художественной литературе. Развивать умение устанавливать причинно- следственную связь. Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе. | Рассказ Н. Сладков «Красный снег»; «Волосатое дерево». Портрет писателя. | Художественное слово. Беседа, обсуждение, чтение рассказа, Использование схем. Рассматривание иллюстраций Обобщающая беседа Поощрение. | пересказывать повествовательный рассказ по схеме связно, последовательно устанавливать причинно- следственную связь. | ||||
Занятие 2 Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга» | Познакомить детей с рассказом. Формировать умение детей анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы. Развивать устную речь. Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания. | Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга» | Художественное слово. Беседа, Игровая ситуация. Обсуждение, чтение рассказа, Рассматривание иллюстраций Обобщающая беседа Поощрение. | анализировать художественное произведение. С Федором Т., формировать умение осознавать сущность поведения героев, делать выводы. | ||||
Занятие 3 Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» | Продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль. Развивать познавательный интерес к художественной литературе, навыки общения, логическое мышление. На основе художественного произведения воспитывать такие качества как, доброта, сострадание, милосердие, отзывчивость. | Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик» | Художественное слово. Проблемная ситуация. Беседа. Напоминание Рассматривание иллюстраций Чтение сказки, обсуждение. Объяснение. Обобщающая беседа. Поощрение. | отразить в речи главную мысль произведения. | ||||
МАЙ | ||||||||
Занятие 1 Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». | Познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.Развивать умение анализировать, обобщать, отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать познавательный интерес средствами художественной литературы. | Рассказ В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». | Проблемная ситуация. Рассматривание иллюстраций Чтение рассказа, обсуждение. Объяснение. Обобщающая беседа. Поощрение. | отвечать на вопросы по содержанию произведения. | ||||
Занятие 2 Чтение русской народной сказки «Финист - Ясный сокол» | Продолжать знакомить детей с волшебными сказками как литературным жанром. Учить выявлять образный строй волшебной сказки и структуру сюжета. Развивать познавательный интерес, стимулировать потребность к познанию. Воспитывать интерес к жизни русского народа через устное народное творчество (фольклор). | Р.Н.С «Финист - Ясный сокол» | Беседа. Вопросы. Напоминание. Рассматривание иллюстраций. Чтение сказки, обсуждение. Проблемная ситуация Объяснение. Поощрение | выявлять и отражать в речи образный строй волшебной сказки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/09/picture-264380-1370797428.jpg)
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения
Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (дополнительное образование по изодеятельности)
Перспективный план работы педагога дополнительного образования по изодеятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-620216-1428662429.jpg)
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интереса и потребности в чтении
План разработан с учетом лексической темы, подобраны методические приемы, коррекционная работа....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-1127767-1552919589.jpg)
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (с ОНР) по формированию коммунникативных навыков
Перспективный план включает 9 основных разделов: Содержание всех разделов программы предусматривает формирование коммуникативных компетенций у детей: специальными знаниями, умениями и навыками, ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-934148-1506246785.jpg)
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Формирование безопасного поведения детей 5-6 лет на дорогах»
перспективный план работы по ПДД...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/20/picture-1491133-1697790149.jpg)
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения
Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста на дорогах, природе,в быту....
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «В мире профессий»
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию«В мире профессий»...