Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (с ОНР) по формированию коммунникативных навыков
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Гостевская Лариса Валерьевна

Перспективный план включает 9 основных разделов: Содержание всех разделов  программы предусматривает формирование коммуникативных компетенций у детей: специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения на основе использования собственного опыта дошкольников.

Программа включает в себя  9 основных разделов:

 

         1. РАЗДЕЛ   «УЧИМСЯ  ОБЩАТЬСЯ  С  ПРИРОДОЙ»

         П. РАЗДЕЛ  «УЧИМСЯ  ОБЩАТЬСЯ  С ВНЕШНИМ  МИРОМ»        

         Ш. «ФОРМИРОВАНИЕ  СОБСТВЕННОГО «Я»    

         IY.  «ДЕТИ   И   ВЗРОСЛЫЕ»

         РАЗДЕЛ  Y.  «УЧИМСЯ  ОБЩАТЬСЯ СО СВЕРСТНИКАМИ».

         Y1.  РАЗДЕЛ  «РАЗНЫЕ  ХАРАКТЕРЫ».

         YП.  РАЗДЕЛ    «УМЕНИЕ  ВЛАДЕТЬ  СОБОЙ»                               

         YШ.  КУЛЬТУРА  ОБЩЕНИЯ  

         1Х.  РАЗДЕЛ  «МАЛЕНЬКИЕ ЛЕДИ И ДЖЕНТЕЛЬМЕНЫ»

         Конечные результаты   работы  по программе «Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с  ОНР»:

         Пройдя подготовку по всем разделам программы дети  овладевают приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослым и сверстником, учатся устанавливать дружеские отношения, умеют самостоятельно решать конфликты мирным путем. У детей сформированы практические умения уважительного отношения к окружающим людям, самому себе. Дети  использует в активной речи различные формы приветствия, благодарности, прощания, адекватно ситуации. Способны управлять своим поведением и способами общения,  дают адекватную оценку своему поведению, деятельности.  Дети научились определять эмоциональное состояние персонажей, соотносить его с особенностями их коммуникативного поведения, делать обобщения по поводу мотивов поведения героев и переносить данные умения в сферу общения со сверстниками. Все это способствует налаживанию доброжелательных отношений в группе, формированию навыков управления своими эмоциями. Дети научились поддерживать у себя положительное эмоциональное состояние, умеют осознавать свои эмоции, управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, справляться с обидой), устанавливать не конфликтные отношения со сверстниками.

    Работа по формированию  навыков общения у детей тесно связана и переплетена с содержанием образования в ДОУ и проходят через три со­ставляющих блока: специально организован­ного обучения в форме занятий, совместную деятельность взрослого и ребенка и самосто­ятельную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_dlya_konkursa.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН   РАБОТЫ  С ДЕТЬМИ  СТАРШЕГО  ВОЗРАСТА

С   ОБЩИМ   НЕДОРАЗВИТИЕМ   РЕЧИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ  КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Последовательность проведения  занятий по формированию навыков общения у детей определяется в соответствии с установленным  логопеда   планом   работы  по    лексическим темам

Сроки

Даты  проведения

РАЗДЕЛ

ТЕМЫ

(познавательные занятия, занятия по развитию речи, беседы)

Дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые игры, драматизации, этюды, беседы, упражнения

Результативность

Какие компетентности сформированы у ребенка

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1. « УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ С ПРИРОДОЙ» 

 Цели: дать детям представления о связи и взаимозависимости человека, животных и растительного  мира, об особенностях общения человека с окружающим миром, а также развивать образное мышление.

1. «Времена года» (зима, весна, лето, осень).

Цель: Обучать детей способности:

- различать изменения в природе в разные времена года;

- понимать и ценить красоту родной природы;

- уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы;

- общаться с природой, что поможет им стать лучше и добрее, научит различать хорошее и плохое.

2. Рассматривание картины И.Левитана

«Золотая осень». Слободка». Рассказывание на тему картины.

Цель: Воспитывать умение видеть и понимать картину;

- Учить отвечать на вопросы, используя в речи сравнения и эпитеты для характеристики состояния погоды;

- Учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине и  придумывать к ней свое название.

3. Рассматривание картины И.Шишкина «Зима». Рассказывание на тему картины»,

стр. 92-94 (4)

Цель:  Познакомить детей  с картиной и художником; содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картины; подвести к пониманию художественного образа;

Формировать умение рассказывать о картине последовательно с логическим завершением; Учить описывать свои чувства и настроение, вызываемые картиной: учить подбирать красочные выражения для описания, применять в рассказе знакомые выразительные средства.

4. «Какая  бывает  погода?»   (общение с внешним миром),  стр. 132  (2)

Цель: Обучать детей способности:

- понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека;

- передавать свое эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях (под влияние природных явлений);

- оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное.        

        

5. Рассматривание картины И.Левитана «Весна. Март». Описание на тему картины.

Цель: познакомить детей с описанием картины;

- развивать воображение с помощью приема «вхождение в картину»;

 - подбирать эпитеты, сравнения, мета-форы для определения состояния пого-ды на картине;

- формировать умение описывать содержание, колорит и настроение картины;

- учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, сере-дина, окончание;

- побуждать использовать в высказы-вании выразительные средства.

                

6. «Мир  животных»

    (общение с животными).

 «Умеешь ли ты обращаться с животными?»

Цель: Занятия направлены на обучение детей способности:

- гуманно относиться к животным, любить их и ухаживать за ними;

- учить детей различать диких зверей и домашних животных;

- распознавать детенышей и взрослых животных;

- видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком (по жестам, движениям, эмоциональным  реакциям).

7. Рассматривание картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели». Рассказ на тему картины.

Цель: Воспитывать умение  образно рассказывать о русской природе;

- Учить связно высказывать свои впечатления о картине, подбирать  наиболее точные определения при описании природы на картине;

- Активизировать применение в речи сравнений и эпитетов;

- Учить составлять описательный рассказ.

8 . Рассматривание картины И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Рассказ на тему картины.

Цель: - Знакомить детей с содержани-ем картины;

- помочь почувствовать ее художест-венный образ;

- учить описывать медведей и окруж-ающий пейзаж, передавая настроение картины.

9. «Мои зеленые друзья» (общение с растениями).

Цель: Занятия по данной теме направлены на обучение детей способности:

- понимать и любить красоту окружающего мира;

- бережно относиться к растениям, ухаживать за ними;

- понимать значение растительного мира для состояния человека – его настроения, самочувствия.

10. Рассматривание на тему картины И.Э.Грабаря «Рябинка». Беседа по картине, стр. 107-108

Цель: Продолжать знакомить детей с окружающей природой через  произведения изобразительного искусства;

- учить рассказывать связно и образно, отмечая черты осенней природы;

- воспитывать  умение выражать  понятно свои впечатления и чувства, вызываемые картиной.

Загадки о временах года – развитие мышления, связной речи,  сообразительности.

Дидактическая игра «Времена года» -  закреплять общие представления о признаках лета, осени, зимы, весны.

Дидактическая игра «Какая бывает погода?» - закрепление представлений детей о различной погоде в соответствии с временами годы, знакомство с различными явлениями природы характерными для той или иной погоды.

Этюды на имитацию различных явлений природы «Дует ветер», «Дождик», «Вьюга», «Солнышко», «Лес шумит» - учить передавать различные природные явления при помощи жестов и движений

Экскурсия в лес (парк) учить детей видеть красоту окружающей природы, чувствовать, как она влияет на настроение.  

Инсценирование  народного праздника  «Праздник урожая», «Пришла зима – снег и радость принесла», «Проводы зимы», «Масленица» - расширять  знания детей об окружающем мире, об одном из времен года. 1

Составление рассказа «Про погоду» - учить связно и последовательно рассказывать о погоде; учить использовать в речи сравнения, синонимы, побуждать высказываться выразительно и образно. 133 (2)

Загадки о животных (диких, домашних_ - развитие мышления, связной речи, сообразительности).  

Игра драматизация «Маша обедает» (С.Капутикян)

Цель: воспитывать в детях любовь к животным, желание ухаживать за ними; дает основы общения людей с животными; учить детей подражать голосам животных.  

Игра драматизация «На бабушкином дворе». Стр. 144 (2)

Цель: развивать в детях способность понимать эмоциональное состояние животных (по характеру движений, походке и проч.) и особенности их общения.

Игры-имитации «Медведь», «Волк», «Лиса», «Заяц» - развивать навыки драматизация, учить  передавать образ, характерные признаки, повадки  животных с помощью мимики и жестов.  Стр. 146 (2)

Дидактические игры:

«Домашние животные»

Цель: сформировать у детей доброжелательное и заботливое отношение к домашним животным, обучить детей понимать особенности поведения животных.

«Кто, что любит» - закреплять особенности питания домашних животных»

«Чей голос?», «Кто как разговаривает?»

Цель: Учить детей различать голоса различных животных, самостоятельно имитировать эти голоса.

«Кто, где живет?» - различать места жизни животных

«Кто чей?» «Помогите найти маму» - учить детей называть детенышей домашних животных и птиц, общаться с ними при помощи звуковых сигналов.

«Расскажи о животных, которые живут в лесу» 

Игра-драматизация «Про котенка».

Цель: в процессе игры прививать детям любовь и привязанность к животным, умение сопереживать попавшим в беду зверям.

        

Дидактические игры

«Посажу я семена» - в процессе игры закреплять общие представления о том, откуда появляются растения, где они «живут» и  чем «питаются».

Игру хорошо провести на практике на примере посадки овощей.

«Знаешь ли ты овощи» - учить детей узнавать овощи зрительно, рассказывать о предложенном овоще, где он растет, что нужно делать, чтобы овощ вырос большой и вкусный.

«Чудесный мешочек»  - учить узнавать овощи на  ощупь.

«Определи на вкус» - учить детей определять овощи на вкус.

Игра-драматизация «Веселые овощи» – закреплять знания о характерных особенностях овощей, их пользе и значении для хорошего здоровья и настроения.        

Загадки об овощах (развитие мышления, связной речи, сообразительности.  

Игра-драматизация «Сказка-сон» 

Пройдя подготовку по этому разделу дети узнали:

- чем человек отличается от животных и растений;

-научились чувствовать при-роду, которая может опре-делять наше настроение, поведение;

- могут наблюдать и заботиться о животных и растениях;

- научились подражать характерным жестам, движениям, осанке, позе, эмоциональным реакциям  животных и видеть их аналогии в человеческом поведении, могут определять по жестам, позе, эмоциям настроение животных.

Полученные знания позволяют  подвести детей к пониманию того, как важно любить окружающую природу, чувствовать ее, заботиться о ней, учиться у нее доброте, чуткости, бескорыстию, формируют умение перено-сить хорошее из природы в общение с людьми.

        

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

П. РАЗДЕЛ  «УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ С ВНЕШНИМ  МИРОМ»

(языки общения)

Цели:  дать детям представление:

- о различных средствах и способах коммуника-ции с окружающим внешним миром;

- о важности и значительности органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.

11. «Я  и мое  тело»   (глаза, уши, рот, нос, руки), стр. 170 (2)

Цель: Занятия по данной теме направлены на обучение детей способности понять и оценить роль наших «умных помощников» - органов чувств  - в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах).

12. «Как я помню то, что я помню» (что мы помним друг о друге).

Цель: Занятие по данной теме показывает роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) в процессе общения детей друг с другом, формирования личности и поведения ребенка.

13. «Язык жестов и движений».

Цель: Занятие по данной теме направлено на обучение детей умению различать определенные эмоциональные состояния окружающих взрослых людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений.

14. «Как  понять друг друга»

Цель:         - Дать детям представление о различных формах вежливого общения

между  людьми, знакомить их с правилами этикета;

- Научить вести доброжелательный диалог, используя различные средств выразительности, не обижая и не унижая партнера;

- Учить детей понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, походке, телодвижениям, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения.

15. «Язык чувств»

Цель: Занятия по данной теме направлены на то, чтобы дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом  настроении), научили быть внимательными к чувствам и желаниям других людей, обучить передавать   свои эмоции  другим людям  разными средствами.

16. «Развитие навыков общения»

Цель:

- Учить детей адресовать добрые пожелания окружающим людям: взрослым, сверстникам;

- Актуализировать духовные усилия каждого ребёнка, помочь проявить себя как индивидуальность;

- Развивать произвольность поведения, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

Дидактические игры

«Посылка от обезьянки» - учить детей узнавать фрукты, используя различные органы чувств (осязание, обоняние, вкус, зрение).

Чтение рассказа Е.Пермяка «Про нос и язык»

Дидактическая игра

«Радио» - воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки.

Дидактическая игра «Чего не стало» - развивать зрительную память.

Упражнения:  

«Запомни движение» - развивать зрительно-моторную память  и внимание.

«Запомни  мое лицо» - развивать зрительную и эмоциональную память».

«Кто больше знает имен» - развивать слухоречевую память.

«Я увидел из окна» - развитие зрительного внимания, зрительной памяти

Инсценировка «Мишка и зайка»  

Игры-имитации

«Мы обезьянки», «Правила гигиены», «Кузнечик», «Я не знаю», «Круглые глаза», «Золотые капельки», «Грязь», «Вкусные конфеты», «Северный полюс».

«Кто лучше покажет позу? Кто лучше пройдет?»

Цель: учить детей с помощью пантомимики передавать выразительные позы и движения по заданию.  

Творческая игра «Маска» 

Цель: развитие навыков творческого самовыражения, уверенности в себе. Учить детей с помощью мимики, жестов, движений изображать отрицательное поведение героя (злой, жестокий, хитрый и т.д.), а также противоположное поведение (добрый, заботливый, трудолюбивый и т.п.)

Дидактическая игра «Настроение» - закреплять у детей понятие о различных настроениях, чувствах, которые человек испытывает в тех или иных ситуациях.

Этюды на выражение различных эмоциональных состояний.

«Лисенок боится», «Поссорились и помирились» - учить детей передавать различные эмоциональные состояния с помощью мимики и жестов.

Конечные результаты: Пройдя подготовку по этому разделу, дети:

- узнали, для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, нос, рот, руки;

- научились запоминать наиболее значимую инфор-мацию о своих родных и друзьях, необходимую для нормальных взаимоотношений;

- научились эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства;

- получили начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций;

- научились узнавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение, эмоциональное состояние собеседника;

- правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

- по выражению лица и тела, жестам, эмоциям понимать своего собеседника;

- соблюдать правильную осанку, жестикуляцию при общении.

Полученные знания  дают ребенку первоначальные представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации, а также познакомили ребенка с тем, как можно видеть и понимать себя и других в процессе общения.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Ш.«ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО «Я»» 

Цели:

- Дать детям представление:

- о чувстве собственного достоинства;

- о необходимости оценивать собственные поступки, чувства;

- о способах и выразительных средствах общения (жестах, мимике,

 движениях).

11. «Что я знаю о себе?»

Цель: учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия.

12. «Наши имена и фамилии»,    

Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий; повышать самооценку формировать положи-тельное самовосприятие ребенком своей личности.

Дидактическая игра

«Мой портрет» - научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

Творческая игра «Мой рассказ» 

Цель: формирование у детей способности видеть себя, принимать как свои сильные, так и слабые стороны, говорить о себе позитивно, не стесняясь других.

Игра-драматизация «Почему так?» - развивать в детях сознание собственной адекватности окружающим людям.  

Дидактическая игра «Похвала» 

Цель: развивать способность к самоанализу, навыки видения внутреннего диалога о самом себе.

Творческая игра «Угадай кто это?»

Цель: развивать у детей умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека.

Творческая игра «Кто здесь кто?» - учить детей средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Дидактическая игра «Что есть у игрушки»

Цель: помочь ребенку осознать собственное тело, определить свое положение в окружающем мире, сравнить с себя со сказочными героями, затем друг с другом (не только внешние особенности, но и качества, способности и т.д.)

Упражнение «Кто я?»

Цель:  тренировать у детей способность использования жестов и мимики при подражании предметам внешнего мира.

Упражнение «Самолет»

Цель: развивать уверенность в себе, преодоление страха перед ограничениями и самоограничениями.

«Мой рассказ»   

Цель: формировать у детей способность видеть себя, принимать как свои сильные, так и слабые стороны, говорить о себе позитивно, не стесняясь других.

Конечные результаты:

Пройдя подготовку по этому разделу дети научились:

-различать свои индиви-дуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол);

- описывать свои желания и чувства;

- передавать свои чувства, желания, черты характера средствами пантомимики;

- осознавать свои собст-венные мышечные и эмо-циональные ощущения.

У детей выработаны навыки:

- понимания собственного «Я», своей индивидуаль-ности;

- умение радоваться удаче, успеху, игрушке, развлечению;

- установка «нельзя» и «надо»;

-навыки самостоятельности.

Полученные знания позво-ляют ребенку подойти к пониманию собственного «Я», т.е. прообразу самооценки, и научиться правильно оценивать свои поступки и на их основе различать по выразитель-ным средствам общения и эмоции, и чувства других детей и взрослых.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

IY.   ДЕТИ  И ВЗРОСЛЫЕ

(формирование  потреб-ности в общении с взрослыми).

Цель:

-дать детям представление:

- о нравственном поведении, которое необходимо во вза-имоотношениях между взрос-лыми людьми;

- о добре и зле в поведении окружающих;

- о необходимости уважения, доверия, взаимопонимания и взаимопомощи, заботли-вом отношении к ним.

13.«Взрослые и дети».  

Цель: Развивать интерес к миру взрослых людей, вызывать желание подражать в достойном поведении; воспитывать доброжелательное отношение к взрослым, учить пони-мать, что взрослые – это первые по-мощники и защитники детей.

14. «Я и моя семья».

Цель: - формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;

- воспитывать в детях:

- любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям – папе, маме, бабушке, дедушке, воспитывать желание заботить о близких, развивать чувство гордости за свою семью;

- уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту;

- чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте);

- потребности радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

15. «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Цель:  - дать детям представление о профессиях взрослых;

- учить соотносить действия людей с их профессией; понимать важность и значимость профессиональной деятельности взрослых как для общества, так и самых детей;

- воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь взрослым;

- учить заботиться о близких людях, помогать старшим.

16. «Мы заботимся о маме»

 «Конспекты занятий»

Цель:

Развивать умение проявлять заботу о близких людях, понимать их эмоциональное состояние, оказывать им помощь (успокоить, утешить, выразить в семье внимание к больному); учить анализировать ситуации общения у детей со взрослыми, выражать отношение к поступкам с позиций известных правил; понимать связь между поведением детей и реакцией взрослых. («Маму обрадовало то, что я...»)

17.«Никого роднее мамы в целом мире нет»

Цель: Воспитать у детей чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме;

- обучение выражению внимания и сочувствия к маминой заботе обо всех членах семьи и ее труду;

- воспитание желания помогать маме в ее работе по дому, радовать ее хорошими и добрыми делами и поступками;

- обучение детей на мамином примере умению общаться с другими взрослыми членами семьи и детьми.

18. «Детский сад – моя вторая семья»,

Цель: вызывать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде, развивать логическое мышление, умение выражать свои чувства, развивать связную речь;

способ-ствовать развитию вообра-жения; в тестировании «Детский сад – моя  вторая семья» выявить комфортность ребенка в детском саду.

19. «Кто нас воспитывает?»,

Цель: - воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость;

- уточнить знания о профессиях: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, повар, музыкальный руководитель, тренер по физкультуре, логопед, дворник, прачка и др.

20. «Правила на всю жизнь»

Цель: - закреплять знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное – правила не знать, а выполнять;

- учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих  некрасивых поступках, чтобы в будущем их не повторять;

- формировать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, стойкость перед искушениями, критическое отношение к своему «я», умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера.

21. «Как  мы ходим  в магазин»

Цель: формировать у детей представления о правилах поведения в общественных местах; учить умению речевого общения в модельной ситуации.

22. «На улице»    

Цель: развивать у детей способности воспринимать реальный мир города, улицы;

- правильного  поведения  в транспорте  и общественных местах.

Беседа: «Семейная фотография» - учить детей рассказывать  о своей семье, развитие связной речи.

Этюды «Любящие  родители»   «Бабушкины ладони», «Бабушка заболела»   «Утреннее фото».

Беседы: «Папин портрет», «Дедушкин портрет», «Бабушкин портрет»

Дидактическая игра

«Маленькие  помощники».

Цель: учить детей радовать своих родных, оказывать им посильную помощь, воспитывать у детей желание помогать близким людям, обращаться в процессе совместной деятельности.

Дидактическая  игра: «Грязи  -  нет!»  и пыли  - нет!»

Цель: приучать детей помогать своим родным в работе по дому, учить совместной деятельности и общению.

БЕСЕДА:  Тема: «Что делают наши мамы и папы»

Цель: формировать представление о разных профессиях взрослых, показать значимость каждой профессии.

Дидактическая игра: «Кто больше назовет действий»

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.  

Игра-драматизация «Найди свою маму»

Цель: воспитывать чувство привязанности к самому близкому человеку – маме.

БЕСЕДА  «Чем можно порадовать маму» 

Цель: способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к самому близкому человеку – маме.

Этюды «Любящий сын», «Маме улыбнемся».  

БЕСЕДА «Как быть послушным»   

Цель: воспитывать в детях умение общаться с незнакомыми людьми.

Дидактическая  игра

«Где  это можно купить» 

Цель: закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учить детей различать магазины по их названию, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки, общаться в совместной деятельности.

Дидактическая игра «Магазин игрушек» - учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу»  

Дидактическая игра «Наш город»  

Цель: расширять представления детей о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт в нем ходит, как украшены улицы.

Творческая игра «Автобус»

Цель: развивать социальное поведение, навыки правильного общения в транспорте, фантазию, речь.

Игра-драматизация «Правила уличного движения»

Цель: закреплять знания правил дорожного движения и поведения на улице;

Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках, а также пользоваться пассажирским транспортом.

Игра-драматизация «Едем мы друзья, в дальние края…»  

Цель: расширять представления детей о пассажирском транспорте; поездах, в которых люди путешествуют, переезжают из одного города в другом.

Конечные результаты:

Пройдя подготовку по этому разделу, дети

-усвоили основы нрав-ственности во взаимоотно-шениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми людьми;

- дети учатся уважать взрослых, слышат и понимают чужую боль, страдания другого человека, могут вовремя протянуть руку помощи другу;

- узнали историю своей семьи, что помогает развитию уважения к своим близким, пониманию основы взаимоотношений с родителями, бабушками, дедушками и другими близкими людьми;

- научились проявлять заботу и добрые чувства к своим близким;

- научились видеть досто-инства и недостатки соб-ственного поведения и поведения окружающих взрослых людей в быту и в общественных местах (на улице, в транспорте, в магазине);

-  у детей  начался формироваться «кодекс чести» умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам;

- стали понимать значение труда взрослых, получили  представление о важности и значительности различных профессий.

Полученные знания позволяют воспитывать добрые и  искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье; помогают научить детей ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими, проявлять о них заботу и предлагать им посильную помощь.

        

Я

Н

В

А

Р

Ь

РАЗДЕЛ  Y.      «УЧИМСЯ  ОБЩАТЬСЯ  СО СВЕРСТНИКАМИ»

(формирование   потребности в общении со сверстниками)

Цель: дать детям представление:

- о существовании и значении индивидуальных особеннос- тей своих сверстников;

- об умении и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей;

- о необходимости сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях   друг  с другом;  

- о возможности переживать положительные  эмоциональные состояния от общения с другими детьми;

- об умении высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;

- о необходимости нести радость другим.

23. «Я и другой: мы разные»

Цель: - формировать у детей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга, развивать восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям; учить умению общаться со сверстниками, смотреть в лицо и глаза друг другу.

24. «Дружба».

Цель: - формировать у детей понятия «друг», «друзья», «дружба»;                  - учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения;

-  учить ценить дружбу, беречь ее; воспитывать чувство взаимовыручки.

25. «Мои друзья»

Цель:

- Закрепить у детей понятие «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; учить ценить дружбу, беречь ее; воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи; прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным и т.д.). 

26. «Надежные друзья»  

Цель:

Дать детям возможность глубже осознать, что такое надежные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надежным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания, не совершил предательства; закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление.

27. «Общаемся друг с другом».  

Цель: Уточнить знания детей о средствах общения людей; развивать фантазию, любознательность; воспитывать добрые чувства к сверстникам, желание общаться; наладить новые контакты в мире детей.

Дидактическая игра «Мы – разные»  

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.

БЕСЕДА   «Кто мы?»  

Цель: воспитывать у ребенка интерес к собственной личности (я мальчик, мне шесть лет и т.п.), давать понятие детям о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук и т.р.); показывать отличие конкретного человека от других людей (в имени, возрасте, поле и пр.).

Упражнения

«Спиной друг к другу»   

Цель: вырабатывать умение выделять характерные особенности во внешности другого человека.

«Что не так»

Цель: тренировать зрительную память.

Дидактическая игра «Портреты»

Цель: освоение коммуникативных навыков, научить детей различать чувства, эмоции, переживания людей по выражению лица.

Упражнение «Кто твой сосед»

Цель: обратить внимание детей друг на друга, развитие слухового внимания, ориентировки в пространстве.

БЕСЕДА «Что такое дружба», «Кого можно назвать другом».

Цель: закреплять положительные ассоциации с понятием «друг», «дружба»  

Дидактическая игра «Не забывай о товарищах».

Цель: формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.

Дидактическая игра  «Вспомни имена своих друзей».

Цель: развивать ассоциативную память.

Игра-драматизация «Три товарища». 

Цель: учить детей помогать друг другу, вырабатывать чувство коллективизма.

Этюды «Кто виноват», «Странная девочка», «Два друга» - учить  детей поведению в различных ситуациях, анализ поведения.

Творческая игра «Слепой и поводырь»  с

Цель: овладение  коммуникативными навыками общения с собеседником; формирование доверительного отношения друг к другу, сочувствия.

 

Сюжетно-ролевые игры  «День рождение», «В гостях».  

Цель: знакомить детей с правилами гостеприимства, учить общаться со сверстниками, согласовывать свою деятельность с деятельностью других людей, воспитывает чувства доброжелательности, участия, вырабатывает умение дарить и принимать подарки; учить эмоционально  выражать чувство радости и веселого настроения от общения с окружающими людьми.

Дидактическая игра «Добрые слова» 

Цель: освоение коммуникативных  умений, развитие у детей интереса к другим людям, повышение значимости другого.

Творческая игра «Колдун» 

Цель: овладение неречевыми средствами общения, формирование навыков общения со сверстниками.

Творческая игра «Кто здесь кто?» 

Цель: развитие сотрудничества, учить детей средствами неречевого общения передавать наиболее характерные черты персонажей сказки.

Упражнение «Дублер» 

Цель: преодоление барьеров в общении, повышение самооценки.

Творческая  игра «Про кошку, которая вернулась, и еще о чем-то…»

Цель: помочь детям осознать последствия злых слов и поступков; разрешение вербальных задач.

Конечные результаты.

Пройдя подготовку по этому разделу, дети:

- Научились применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях;

- научились радоваться сами и пытаться понять радость других;

-  представляют себе, что такое «иметь друзей», а также свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

Полученные знания позволяют детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки способствуют формиро-ванию у детей доброты, чуткости,доброжелатель-ности, соучастия и сотрудничества в про-цессе общения, друг с другом.

Выработанные  навыки позволяют дать детям представления о чувстве радости, веселья, юмора; сформировать положительные эмоции в различных ситуациях, что поможет детям в дальнейшем доставлять радость окружающим людям, а также дети научились управлять своим настроением при общении с окружающим миром.

ФЕ

В

Р

А

Л

Ь

Y1.РАЗДЕЛ     «РАЗНЫЕ    ХАРАКТЕРЫ».

(формирование характера в отношениях)

Цель:  Учить  детей

-определять и сравнивать основные черты характера людей;

- научить на основе получен-ных данных строить свое по-ведение в общении друг с другом;

- научить детей понимать, что можно и что нельзя делать;

- учить видеть, понимать и сравнивать свои положитель-ные и отрицательные поступ-ки и привычки с примерами

персонажей литературных произведений;

поведения близких людей, сверстников, героев  сказок и пр.

28. Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо».  

Цель: - формировать у детей представления о добре и зле (добро всегда побеждает зло); о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом;

- воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям;

- чувство взаимопомощи.

29. «Путешествие в страну хорошего характера»

Цель:

Обогатить нравственный опыт детей; продолжать формировать представление о заботливости, уважении, честности, ответственности как об основных, базовых качествах характера. Закрепить умение разрешать проблемные ситуации. Развивать ассоциативное мышление; побуждать детей к осмысливанию своих переживаний и чувств.

30. «Давай никогда не ссориться»  

Цель: - формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов;

- обучать детей правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях;

- формировать у детей способности находить положительное решение в конфликтных ситуациях: поиск компромиссного решения, умение уступать друг другу и считаться в игре не только с собственными желаниями, но и с возможностями других детей;

- обучать пользоваться общими игруш-ками и вещами, делиться ими с другими   детьми;

- воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения;

- совершенствовать себя как личность через общение с людьми.

31. «Учимся играть и работать  дружно»

Цель:

- Учить умению контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми;

- Совершенствовать себя как личность через общение с людьми;

- Сдерживать себя и прислушиваться к мнению других;

- Принимать верные решения в различных жизненных ситуациях;

- Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем;

- Научиться осознавать и бороться с отрицательными чертами своего характера.

32. «Дурные привычки».

Цель: - формировать у детей представления о плохих привычках;

- воспитывать желания следить за своим внешним видом (содержать в порядке одежду, обувь, умываться);

- формировать представление о страхах и путях их преодоления;

- выявить последствия дурных привычек говорить неправду и давать другим детям обидные прозвища, клички или обзываться.

Сюжетно-ролевая игра «Два жадных медвежонка»

Цель: учить детей оценивать героев (хитрый, жадный, глупый доверчивый), сопереживать персонажам; вести себя правильно в затруднительных случаях.

Игра-драматизация   «Узнай себя»  стр.

Цель: учить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками литературных произведений;

- поощрять  стремление ребят избавиться от недостойных  привычек, подражать положительным героям.

БЕСЕДА по рассказу «Добрый поступок Вани».

Цель: дать детям представление о том, что не только в сказках, но и в жизни добро побеждает зло.

Дидактическая игра «Не поделили игрушку».

Цель: учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение. 

БЕСЕДА «На меня в обиде мама…»  

Цель: учить находить правильный выход из конфликтных ситуаций.

Игра-драматизация «Девочка чумазая»  

Цель: воспитывать у детей желание всегда быть чистыми и опрятными.

Сюжетно-ролевая игра «Почему кот моется после еды» 

Цель: закреплять у детей представление о привычке  мыть руки перед едой, понимать и использовать мимику, интонацию; воспитывать чувство юмора.

Дидактическая игра «У страха глаза велики»  

Цель: дать детям представление о страхах и учить преодолевать их.

Дидактическая игра «Не обзывайся».

Цель: Объяснить детям необходимость соблюдения основных правил общения друг с другом и отрицательные последствия привычки давать клички своим ровесникам.

Конечные результаты:

Пройдя подготовку по этому разделу дети:

- получили представление о том, что можно, а что нельзя делать;

- научились различать положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений;

- получили представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек;

- научились видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрица-тельные поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев  сказок и пр.

        После изучения данного раздела дети получили представление о поступках и привычках людей, что даст возможность им в дальнейшем вырабатывать социально значимые мотивы положительного поведения, развивать в себе желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогают развивать в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность  по отношению к себе, позволяют формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности.

М

А

Р

Т

YП.  РАЗДЕЛ    «УМЕНИЕ  ВЛАДЕТЬ  СОБОЙ»

(желаемое и возможное)

Цель:

- учить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми;

- принимать верные решения в различных жизненных ситуациях;

- научить осознавать и бороться с отрицатель-ными чертами своего характера.

33. «Учись расслабляться».

Цель: дать детям возможность почувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя, на обучение их некоторым игровым приемам произвольного расслабления.

34. «Будь внимателен».  

Цель: научить детей быть внимательными, быстро сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации и адекватно реагировать на нее.

35. «Как поступить?»

Цель: - научить детей принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях;

- научить контролировать свое поведение в общении с другими людьми, подавлять чувство страха и уметь бороться с ним.

                

36. «Не хочу быть плохим»  

Цель: прививать детям положитель-ные  привычки, учить преодолевать отрицательные черты характера.

37. «Путешествие в гости к Незнайке».

Цель:

Формировать у детей понятие об уважении, вежливости; используя проблемные ситуации, учить давать правильную оценку разным жизненным ситуациям; развивать умение проявлять уважение к окружающим.

38. «Будем честными и справедливыми».

Цель:

Обобщить знания детей о том, что нужно  всегда говорить правду, не обманывать, не брать чужие вещи без разрешения, брать на себя ответственность за свои поступки; воспитывать справедливое отношение к своим близким и товарищам.

Упражнения «Разговор  с лесом», «Сто рассказало море», «На берегу», «Отдыхаем»

Цель: развивать творческую фантазию, речь, умение расслабляться.

Упражнение «Котята» 

Цель: помогать детям преодолевать скованность стеснительность, учить раскрепощаться.

Игра «Дракон кусает свой хвост» 

«Жмурки»

Цель: повысить эмоциональный настрой детей, способствовать их раскрепощению.

ИГРЫ «Летает - не летает», «Кто лучше слышит», «Это правда или нет», «Хамелеон», «Соседи», «Испорченный телефон», «Будь внимателен», «Кто быстрее», «Я увидел из окна», «Запрещенное движение», «Дикие животные», «Плавает, летает, рычит…».

Цель: Развивать произвольное и слуховое, зрительное  внимание, память.

Упражнение «О страхе» 

Цель: выяснение причин переживаний, демонстрация приемов саморегуляции состояния во взаимодействии с другими людьми и в конфликтной ситуации.

Сюжетно-ролевая игра «Как побороть страх». 

Цель: игра способствует развитию смелости, снятию страхов.

Сюжетно-ролевая игра «Буратино и дети».

Цель: учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.

Этюды: «Лисенок боится», «Гроза», «Ночные звуки», «Хорошее настроение», «Встреча с другом»

Цель: учить детей передавать различные эмоциональные состояния людей – радость, страх, удивление.

БЕСЕДА  «Волшебная лавка»   

Цель: дать детям возможность выяснить, каких качеств им не хватает, чтобы быть добрыми и хорошими.

Упражнение «Хорошо и плохо» 

Цель: закреплять у детей представлений о нравственных нормах, о хороших и плохих поступках; формировать умения правильно оценивать себя и других.

Конечные результаты:

- дети овладели приемами произвольного расслабления;

- научились сосредоточиваться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на нее;

- контролировать  свое поведение в общении с окружающими людьми;

- принимать верные решения в различных жизненных ситуациях;

- научились осознавать и бороться с отрицательными чертами своего характера.

В результате полученных  знаний дети могут:

- произвольно входить в состояние покоя;

- сосредотачиваться и удер-живать внимание в течение заданного времени;

- оценивать и (в случае необходимости) изменять свое поведение в процессе общения с  окружающими людьми;

- преодолевать отрицатель-ные черты характера

А

П

Р

Е

Л

Ь

YШ.   КУЛЬТУРА    ОБЩЕНИЯ  (этикет)

Цель: -дать детям представ-ление о различных формах вежливого общения между  людьми, знакомить их с пра-вилами этикета;

- учить  вести доброжелатель-ный диалог, используя раз-личные средств выразитель-ности, не обижая и не унижая партнера;

- учить культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета.

39. «Давай  поговорим»   

Цель: развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности.

40.«Путешествие в страну вежливых слов».

Цель:

- Обогащать речь детей различными формами приветствия (доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте);

- Вежливыми формами обращения (спасибо, извините, простите);

- Словами прощания (до свидания, до встречи, счастливого пути, прощайте);

- Уточнить значение понятия вежливость;

- Закрепить умение использовать в речи вежливые, «волшебные» слова.

41. «Театр вежливости»

Цель:

- Уточнить знания детей о средствах общения людей; развивать фантазию, любознательность; воспитывать добрые чувства к сверстникам, желание общаться; наладить новые контакты в мире детей;

- Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям.

- Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление.         

-Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

42.  «Секрет «волшебных» слов»  

Цель: воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним,

формировать у детей понимание того, что «волшебные» слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее;

- формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека;

- обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности, способствовать преодолению застенчивости и скованности детей.

43. «Давайте говорить друг другу комплименты!»  

Цель: учить детей быть внимательными  друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, стараться порадовать своим отношением окружающих людей в различных ситуациях; закрепить умение говорить друг другу комплименты; учить детей радоваться самим, когда они делают другим приятное.

44. «Наше настроение». 

Цель: развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

45. «Приятного аппетита»

Цель: дать представление детям о питании как необходимом условии жизнедеятельности человека; закрепить знания этикета во время еды за столом.

        

БЕСЕДА «Как тебя называют» 

Цель: учить детей употреблять различные обращения в зависимости от ситуации.

Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит». 

Дидактическая игра «Умей извиняться».

Цель: Учить детей уместно употреблять различные формы извинений.

БЕСЕДА «Как вести себя во время разговора» 

Цель: знакомить детей с правилами поведения во время разговора.

Игра-драматизация «Черепаха и заяц»  с

Цель: Игра закрепляет у детей навыки общения, умение  правильно вести диалог.

Игра-упражнение «Передай другому»  с

Цель: закреплять навыки вежливого общения с окружающими.

Дидактическая игра «Как Буратино стал вежливым» 

Цель: учить детей культуре общения, вырабатывает у них чуткое, доброжелательное отношение к сверстникам, навык употребления  «волшебных слов».

Творческая игра «Страна вежливости».

Цель: учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия; обучает общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Игра-драматизация «Добрый день» (стихи А.Кондратьева).

Цель: раскрыть детям значение вежливых слов; учить их правильно употреблять слова в речи.

Беседа с использованием стихотворения «Что значит быть вежливым?»

Цель: объяснить детям, что такое истинно вежливый человек, почему он не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям.

Игра-драматизация  по стихотворению З.Мошковской «Вежливое слово»

Цель: приучать  детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.  

Дидактические игры:

«Комплименты»   

Цель: поднять настроение у детей, способствовать появлению уверенности в себе.

«История об улыбке» 

Цель: овладение средствами невербального общения.

Упражнение «Громче»  

Цель: освоение коммуникативных умений, научить детей угадывать настроение, чувства человека по его голосу.

Творческая игра «Что с тобой?»

Цель: способствовать ориентации ребенка на другого человека, формировать предпосылки к проявлению сочувствия, сопереживания.

Упражнение «Диалог»

Цель: учить детей преодолевать робость, повышать самооценку, учить разыгрывать диалоги.

Игра-импровизация «Шутка за шуткой»  

Цель: обратить внимание детей на чувства и переживания других людей, вызванные шутками.

Игра-импровизация «Встреча с другом»  

Цель: развитие вербального и невербального общения; доброжелательного отношения друг к другу.

Игра-драматизация» «Угощение»  

Цель: формировать навыки правильного поведения за столом и общения с присутствующим здесь же гостем; учить детей быть гостеприимными.

Конечные результаты:

- дети овладели приемами вежливого обращения  с окружающими, употребляя в речи «волшебные слова»;

-научились вести доброже-лательный диалог, исполь-зуя различные средств выразительности, не оби-жая и не унижая партнера;

- получили представление о том, что свои мысли и чувства можно передавать в письменном виде;

- научились культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета.

        

После изучения настоящего раздела дети получили знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Дети научились правильно вести себя в различных ситуация дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно  применять правила этикета.

М

А

Й

1Х.  «МАЛЕНЬКИЕ ЛЕДИ И ДЖЕНТЕЛЬМЕНЫ»

Цель: воспитывать культуру общения мальчиков и девочек с учетом специфических черт их характеров.

- дать представление о внешности и манере держать-ся представителей разного пола;

-  учить понимать различия между мальчиками и девоч-ками – как внешние, так и в основных чертах характера и поведения;

- учить  проявлять свои воз-можности при обращении с партнерами противополож-ного пола в различных ситуациях  и игровой деятельности.

46 «Дружба мальчиков и девочек».  

Цель: Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек; формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками.

        

47. «Учимся  дружить». 

Цель: учить умению контролировать свое поведение; совершенствовать себя как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; учить детей согласовывать сои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем.

 

48. «Маленькие рыцари и дамы»

Цель:  

- Формировать у детей представления о сходствах и различиях между маль-чиками и девочками во внешности и поведении;

-Замечать у своих ровесников противоположного пола положи-тельные черты характера и отмечать хорошие поступки;

- Воспитывать у мальчиков такие качества личности, как смелость, мужественность, сила воли, упорство, ловкость, желание защищать девочек, помогать им; у девочек – нежность, тактичность, выдержку, внима-тельность;

- Прививать навык  общения между мальчиками и девочками.

Дидактическая игра «Мальчики и девочки»

Цель: учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и действиям (поведению)  

Дидактическая игра «Кто что носит?» 

Цель: учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Сюжетно-ролевая игра «Наши прически» 

Цель: формировать у детей понятие о такой детали внешнего вида, как прическа; развивать фантазию, воображение.

БЕСЕДА «С кем бы я хотел дружить» 

Цель: формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек; формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками.

Упражнение «Знакомство»

Цель: прививать навык общения мальчиков  с девочками.

Дидактическая игра «Защитники девочек»  

Цель: формировать у детей представление о сходствах и различиях между мальчиками и девочками; воспитывает у мальчиков желание защищать девочек, помогать им.

Игра «Лужа» 

Цель: воспитывать у мальчиков желание помогать девочкам; учит девочек благодарить мальчиков за помощь.

Игра-драматизация «Спящая красавица» 

Цель: учить детей замечать у своих ровесников противоположного пола положительные черты характера и хорошие поступки.

БЕСЕДА «Наши отношения» 

Цель: учить детей культуре общения мальчиков и девочек.

Конечные результаты:

- получили  представление о женственности и мужественности;

- получили представление о внешности и манере держаться представителей разного пола;

- научились понимать различия между маль-чиками и девочками – как внешние, так и в основных чертах характера и поведения;

- научились проявлять свои возможности при обра-щении с партнерами про-тивоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

В результате работы с детьми по этому разделу дети получили представ-ления о половых различиях, о культуре и психологии общения мальчиков и девочек, а также разнополых детей друг с другом. Дети научились понимать и уважать мнение партнеров противополож-ного пола.

Примечание

(1)  -  «Конспекты  занятий по познавательному развитию в старших группах детского сада»

        Волочкова В.Н., Степанова Н.В.

(2) -   «Азбука общения» Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова

(3). - «Формирование гуманных взаимоотношений между детьми»  Составитель Т.И.Икрянникова.

(4) – «Развитие речи и творчества дошкольников», О.С.Ушакова

(5) –   Разработки конспектов занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения

Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (дополнительное образование по изодеятельности)

Перспективный план работы педагога дополнительного образования по изодеятельности...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интереса и потребности в чтении

План разработан с учетом лексической темы, подобраны методические приемы, коррекционная работа....

Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте

Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге,  улице и в транспорте у детей с общим недоразвитием речи н...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по формированию познавательного интереса средствами детской художественной литературы.

Перспективный план на год разработан на основе методического пособия В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения

Перспективный план по формированию у  детей старшего дошкольного возраста на дорогах, природе,в быту....