Главные вкладки

    Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интереса и потребности в чтении
    календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа) на тему

    Клюшина Наталья Константиновна

    План разработан с учетом лексической темы, подобраны методические приемы, коррекционная работа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perspektivnyy_plan_raboty_s_detmi.docx43.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Примерное тематическое планирование работы по формированию у детей интереса и потребности в чтении

    Неделя

    Лексическая тема

    Тема занятия, цель

    Методические приемы

    Коррекционная работа

    1

    День знаний

    Школа

    Школьные принадлежности

    Чтение  рассказа Л.Толстого «Филиппок»

    Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последова-тельность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами.        

    Чтение, беседа по содер-жанию, упражнение «Я начну, а вы закончите»

    - Проговаривание неко-торых строк из произве-дения

     - Физминутка «Девочки и мальчики»

    -Мимические упражне-ния «Покажи настрое-ние»

    2

    Детский сад

    Игрушки

    Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

    Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любовь к художественной литературе.

    Чтение, рассматривание иллюстраций к сказке, д/и «Что такое хорошо», д/у «Подбери образное слово», творческое зада-ние «Мои семь жела-ний»

    - Проговаривание строк часто встречающихся в сказке (Лети, лети лепесток…)

    - Пальчиковая гимнасти-ка «На большом диване в ряд ..»

    - Развитие общей мото-рики «Подарки»

    3

    Человек

     Части тела

    Чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка»

    Учить детей эмоциональному восприятию произведе-ния. Развивать способность анализировать литератур-ный текст,  давать  оценку поступкам героев, вырази-тельно передавать диалог действующих лиц. Воспиты-вать уважение к старшим.

    Беседа о пожилых людях, психогимнастика «Старушка», чтение рас-сказа, вопросы по содер-жанию

    - Пальчиковая гимнасти-ка «В гости к пальчику большому»

    - Мимическая гимнасти-ка «Настроение»

    4

    Овощи

    Чтение  рассказа Н. Носова «Огурцы»

    Продолжать учить детей правильно отвечать на вопросы, выражать свои мысли, отношения к произведению, обогащать словарь. Формировать у детей нравственные чувства и качества личности. Воспитывать уважение к труду взрослых.

    Чтение, рассматривание иллюстраций беседа по содержанию, д/и «Узнай по описанию»

    - Упражнения на согла-сование слов с движе-нииями «Урожай»

    - Пальчиковая гимнасти-ка «Солим капусту»

    5

    Фрукты. Ягоды

    Чтение  рассказа Л.Толстого «Косточка»

    Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последова-тельность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами.        

    Чтение, беседа по содер-жанию, упражнение «Я начну, а вы закончите», решение проблемных ситуаций.

    - Проговаривание неко-торых строк из произве-дения

    -Пальчиковая гимнасти-ка «Компот»

    - Упражнения на согла-сование слов с движени-ями «Ежик и барабан»

    6

    Овощи. Фрукты

    Рассказывание  русской народной сказки

    «Мужик и медведь»

    Учить понимать образное содержание и идею сказки , оценивать характер и поступки героев, обогащать сло-варь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

    Беседа о русских народ-ных сказках, рассматри-вание иллюстраций к сказке, выразительное чтение произведения, вопросы по содержанию, инсценирование отрыв-ков

    - Упражнения на согла-сование слов с движе-нииями «Урожай»

    - Пальчиковая гимнасти-ка «Солим капусту»

    7

    Осень

    Заучивание стихотворения А. Ерикеева «Наступила осень»

    Учить детей выразительно читать наизусть стихотво-рение, передавая свое настроение. Упражнять в слово-бразовании относительных прилагательных от слова  «осень». Развивать слуховую память. Воспитывать чувство прикрасного.

    Загадка об осени, рас-сматривание иллюстра-ций на тему «Золотая осень», чтение стихотво-рения, вопросы по со-держанию, заучивание наизусть, рассказывание стихотворения детьми.

    -Упражнения на согла-сование слов с движе-нииями «Осенью» Н. Нищева

    - Пальчиковая гимнасти-ка «Вышел дождик на прогулку» Н. Нищева

    8

    Деревья

    Чтение  рассказа М. Пришвина «Этажи леса»

    Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последова-тельность развития сюжета; обогащать речь фразеоло-гизмами. Развивать умение замечать выразительно-изобразительные средства. Воспитывать экологичес-кое мировоззрение, наблюдательность.

    Чтение и беседа по со-держанию, рассматрива-ние иллюстраций, отга-дывание загадок, д/игры «Какой лес», «С какого дерева листочек»

    -Пальчиковая гимнасти-ка «Про листочки»

    - Психоэтюд «Осеннее дерево»

    -Развитие общей мотто-рики «Ветер дует нам в лицо

    9

    Одежда. Обувь

    Чтение рассказа Н. Носова «Шляпа»

     Учить детей замечать и использовать выразительные средства языка литературного произведения, понимать характеры и поступки героев. Развивать чувство юмора, творческое воображение. Воспитывать устойчивое внимание.

    Чтение, беседа по содержанию, рассматри-вание иллюстраций, д/у «Закончи рассказ»

    -Пальчиковая гимнасти-ка «Ботинки» Нищева Н.

    10

    Головные уборы

    Чтение стихотворения Л. Воронковой

    «Маша-растеряша»

    Продолжать учить детей понимать шуточные стихо-творения. Развивать чувство юмора. Воспитывать опрятность, аккуратность, желание убирать за собой вещи на место.

    Чтение стихотворения, беседа по содержанию, повторное чтение, д/и «Путаница»

    -Проговаривание неко-торых строк из произве-дения

    -Пальчиковая гимнасти-ка  «Посчитаем обувь»

    11

    Домашние животные

    Чтение басни Л. Толстого «Собака и ее тень»

    Продолжать учить осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы. Развивать  точность, выразительность, ясность изложения мысли.Воспитывать чуткость к образному строю языка.

    Беседа о творчестве Л. Толстого, чтение басни, беседа по содержанию, д/у «Объясни смысл пословицы»

    - Проговаривание посло-виц

    -Пальчиковая гимнасти-ка «Собака», «Кошка»

    - Развитие общей мото-рики «Хозяюшка»

    12

    Домашние животные и их детеныши

    Чтение  рассказа  К. Паустовского

    «Кот – ворюга»  

    Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать характер произведения и  взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать связную речь детей. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

    Вступительная беседа о домашних животных, чтение произведения, вопросы по его содержа-нию, д/и «Назови ласково»

    Пальчиковая гимнасти-ка «Кошка»

    - Прием эмпатии «Го-лодный, наглый кот»

    13

    Домашние птицы

    Рассказывание украинской сказки

    «Хроменькая уточка»

    Познакомить детей с украинской народной сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки. Развивать умение отвечать на вопросы педа-гога полными, распространенными предложениями. Воспитывать любовь к народному фольклору.

    Беседа, рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций,  вопросы по прочитанному, раз-бор образных слов и вы-ражений

    -Пальчиковая гимнасти-ка «Гуси»

    -Упражнение на разви-тие выразительности го-лоса, мимики, жестов.

    14

    Домашние птицы и их птенцы. Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

    Чтение (с элементами драматизации) русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»

     Развивать у детей способность к целостному воспри-ятию сказки в единстве ее содержания и художест-венной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра. Упражнять в умении передавать диалог сказочных персонажей. Воспитывать интерес к народному творчеству.

    Рассказывание сказки, рассматривание иллюст-раций, вопросы по со-держанию, драматиза-ция сказки с помощью кукол бибабо

    - Психогимнастика (имитация повадок до-машних птиц)

    15

    Зима

    Заучивание И. Сурикова «Зима»

    Продолжать учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы  замечать изобразительно-выразительные средства, составлять лирические сказки на тему «Танец снежинок». Развивать эстетическое восприятие, воображение. Воспитывать  поэтический слух.

    Чтение стихотворения, беседа по содержанию, заучивание, чтение наи-зусть детьми

    - Развитие общей мотори- ки «Снежная баба»

    -Развитие дыхания «Вью-га»

    16

    Зимующие птицы

    Чтение басни «Ворона и лисица»

    Продолжать знакомить детей с жанровыми особен-ностями басни, учить понимать аллегорию, ее обоб-щенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства худо-жественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. Воспитывать чесность и доброту.

    Беседа о творчестве И.А. Крылова, рассматрива-ние портрета,  чтение басни, беседа по содер-жанию.

    -Мини-этюды (на разви-тие мимики, жестов, пантомимики и диалоги-ческой речи)

    17

    Новый год. Зимние забавы

    Чтение рассказа Н. Носова «На горке»

    Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.

    Беседа о праздновании Нового года, упражне-ние «Скажи по-друго-му»,  чтение рассказа, беседа по содержанию, д/у «Объясни смысл пос-ловицы», «Я начну, а вы закончите».

    -Проговаривание посло-виц

    - Упражнение на согла-сование слов с движе-ниями «Снежная баба»

    -Мимические упражне-ния «Покажем настрое-ние»

    18

    Дикие животные наших лесов

    Сказка

     «Лиса и козел»

    Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка

    «Про зайца – длинные уши…»

    Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров. Упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов. Воспи-тывать стремление к точному словоупотреблению.

    Беседа о сказках, где ге-рой заяц; д/игры: «Назо-ви ласково», «Скажи по-другому», «На что похо-же?», чтение сказки, беседа по содержанию

    - Развитие общей мотори-ки «На водопой»

    - Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

    19

    Дикие животные Юга и Севера

    Чтение рассказа Б. Житков

    «Как слон спас хозяина от тигра»

    Расширять знания детей о диких животных юга. Учить внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать экологическое мировоззрение. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность.        

    Беседа о диких живот-ных юга, чтение адапти-рованного текста, беседа по содержанию, д/у «Ск-жи по-другому», «Закон-чи предложение».

    -Пальчиковая гимнасти-ка «Где обедал воро-бей?»

    - Физминутка «Жираф»

    20

    Профессии

    Чтение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

    Расширять представления детей о профессиях взрос-лых, значимости их труда. Продолжать учить замечать в тексте выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию его содержания. Развивать внимание, усидчивость. Воспитывать умение слушать.

    Чтение, беседа по содержанию, рассматри-вание иллюстраций, д/и «Кому что нужно для работы?»

    - Пальчиковая гимнасти-ка «Повар готовил обед»

    - Развитие общей мото-рики «Шоферы»

    21

    Инструменты

    Знакомство с малыеми фольклорными формами

    Продолжать знакомить детей с малыми фольк-лорными формами: пословицами, поговорками, скоро-говорками. Учить воспроизводить образные выраже-ния, понимать переносное значение слов и словосоче-таний. Развивать умение придумывать загадки. Воспи-тывать интерес к устному народному творчеству.

    Рассматривание иллюст-раций, д/и «Наши помощники», «Отгадай загадку и придумай свою»

    -Проговаривание скоро-говорок с разным тем-пом речи и интонацией

    -Пальчиковая гимнасти-ка «Строим дом»

    -Развитие общей мото-рики «Пила»

    22

    Транспорт

    Чтение рассказа Е. Ильина

     «Машины на нашей улице»

    Учить детей осмысливать содержание прочитанного, понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки. Развивать навыки пересказа литератур-ного текста. Воспитывать безопасное поведение на улицах города.

    Беседа о  транспорте, правилах ДД, чтение произведения, вопросы по содержанию, рас-сматривание иллюстра-ций с опасными ситуа-циями.

    - Пальчиковая гимнасти-ка  «В гости»

    - Гимнастика для глаз

    - Физминутка «Шофер»

    23

    День защитника Отечества

    Заучивание Е. Благинина «Шинель»

    Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение. Развивать поэтический слух, умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Воспитывать уважение и благо-дарность к людям, защищающим Родину.

    Рассматривание иллюст-раций, чтение стихотво-рения, заучивание, рас-сказывание наизусть де-тьми, д/и «Какие защит-ники?»

    -Развитие общей мото-рики «На параде»

    -Дыхательная гимнасти-ка «Надуем воздушные шарики»

    24

    Семья

    Рассказывание русской народной сказки

    «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

    Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, компо-зиционных, языковых особенностях русской сказки. Развивать поэтический слух: умение слышать и выде-лять в тексте выразительные средства. Воспитывать любовь к народному фольклору.

    Рассказывание, вопросы по содержанию, рас-сматривание иллюстра-ций.

    -Проговаривание неко-торых строк из сказки

    -Пальчиковая гимнасти-ка «Семейка»

    - Физминутка «Брату впору башмаки…»

    25

    Мамин праздник

    Сказка «Айога»

    Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

    Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение о маме. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Развивать слуховую память. Воспитывать чуткость к художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать приятное маме.

    Рассматривание иллюст-раций, чтение стихотво-рения, заучивание, рас-сказывание наизусть детьми, р/и «Интона-ция»

    -Упражнения на разви-тие мимики, жестов

    «Ласковый    сын»

    -Пальчиковая гимнас-тика «Помощники»

    26

    Город

     Страна

    Чтение  рассказа С.А. Баруздина

     «Страна, где мы живем»

    Учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию.  Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать любовь к Родине, своему городу, окружающим людям.

    Рассматривание иллюст-раций, чтение произве-дения, беседа по содер-жанию, д/и «Почтальон»

    - Физминутка «Мы по городу шагаем»

    -Пальчиковая гимнасти-ка «Крыша», «Мостик»

    27

    Дом, его части

    Чтение сказки

    «Три поросенка»

    Продолжать учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать ее образный язык.  Разви-вать творческую активность в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки. Воспиты-вать интерес к авторским произведениям.

    Загадка, чтение сказки, беседа по содержанию, рассматривание иллюст-раций, придумывание различных вариантов продолжения сказки.

    -Физминутка «Строим дом»

    -Пальчиковая гимнасти-ка «Замок»

    -Гимнастика для глаз

    28

    Квартира

    Мебель

    Электроприборы

    Чтение стихотворения  С. Маршака

     «Откуда стол пришел?»

    Обогащать знания детей о мебели, ее изготовлении. Продолжать учить эмоционально воспринимать образ-ное содержание произведения, осмысливать его идею. Закреплять представления детей о жанровых особен-ностях литературных произведений (сказка, стихотво-рение, рассказ). Воспитывать познавательный интерес.

    Загадки, чтение стихо-творения, беседа по со-держанию, рассматрива-ние иллюстраций, и/у «Вспомнить, в каких произведениях упомина-ются предметы мебели».

    - Пальчиковая гимнасти-ка «1,2,3,4-много мебели в квартире»

    - Упражнение на разви-тие мимики, жестов.

    -Психогимнастика

    29

    Космос

    Земля

    Чтение  рассказа Л. Обуховой «Вижу землю»

    Продолжать учить детей внимательно слушать произ-ведение, отвечать на вопросы по содержанию, запоми-нать последовательность развития сюжета. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, учить фантазировать и мечтать.

    Чтение, беседа по содер-жанию, рассматривание иллюстраций.

    - Психогимнастика «В невесомости»

    -Упражнение на согла-сование слов с движе-ниями «Ждут нас быстрые ракеты»

    30

    Посуда

    Чтение К. Чуковский «Федорино горе»

    Закреплять умение детей понимать нравственный смысл прочитанного; мотивированно оценивать пос-тупки героев. Углублять представления детей о соот-ветствии названия текста его содержанию. Система-тизировать знания о посуде. Развивать умение инсце-нировать произведение. Воспитывать желание быть опрятным.

    Беседа, чтение произве-дения, беседа по содер-жанию, рассматривание иллюстраций, инсцени-ровка отдельных эпизо-дов сказки.

    -Проговаривание от-дельных строк из произ-ведения

    -Упражнения на разви-тие эмоций, мимики

    -Дыхательная гимнасти-ка «Пыхтящий чайник»

    31

    Продукты питания

    Сказка

    «Лиса и кувшин»

    Чтение рассказа В. Драгунского

     «Тайное - становится явным»

    Продолжать  учить детей понимать нравственный смысл литературного произведения, мотивированно оценивать поступки героя рассказа. Развивать внима-ние, усидчивость. Воспитывать умение внимательно выслушивать ответы других детей.

    Чтение, беседа по содер-жанию, обсуждение пос-ловиц, сочинение деть-ми рассказа по посло-вице («Шило в мешке не утаишь»).

    -Пальчиковая гимнасти-ка

    -Упражнение на разви-тие мимики, жестов.

    32

    Весна

    Заучивание стихотворения З. Александровой «Дождик»

    Учить детей выразительными интонациями переда-вать любование картиной природы при чтении наи-зусть стихотворения, учить замечать изобразительно-выразительные средства. Закреплять умение отвечать на вопросы педагога стихотворными строчками по содержанию произведения. Развивать память, наблюдательность. Воспитывать любовь к окружаю-щей природе.

    Загадка о дожде, аудио-запись «Дождь»,  выра-зительное чтение стихо-творения, вопросы, зау-чивание стихотворения детьми, д/и «Образуй слово»

    -Пальчиковая гимнасти-ка «Дождик»

    -Мимические упражн-ния «Покажи настрое-ние»

    - Развитие общей мото-рики «Речеек»

    33

    Весенние праздники

    День Победы

    Заучивание  стихотворения Л. Некрасова

    «День Победы»

    Учить детей выразительно  осмысленно читать наизусть стихотворение Продолжать развивать память поэтический слух. Воспитывать чуткость к художест-венному слову Воспитывать чувство патриотизма.

    Беседа о празднике, рас-сматривание иллюстра-ций, чтение стихотворе-ния педагогом, вопросы по содержанию, повтор-ное чтение с установкой на заучивание, р/и «Интонация»

    - П/у «Слушай команду»

    - Развитие общей мото-рики «На параде»,

    -Дыхательная гимнасти-ка «Надуем воздушные шарики»

    34

    Перелетные птицы

    Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»

    Учить осмысливать и оценивать характеры пер-сонажей сказки. Развивать у детей способность к це-лостному восприятию сказки в единстве ее содержа-ния и художественной формы. Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочно-го жанра.

    Чтение, беседа по содер-жанию, рассматривание иллюстраций, придумы-вание каких-либо изме-нений в содержании сказки

    - Упражнения на разви-тие мимики, жестов.

    - Прием эмпатии

    - Пальчиковая гимнас-тика «Ласточка»

    35

    Цветы. Насекомые

    Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

    Продолжать знакомить детей с баснями, с их жанро-выми особенностями; подвести к пониманию идеи, смысла пословиц о труде. Развивать умение детей осмысливать аллегорию басни, оценивать характер персонажей. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

    Рассматривание иллюст-раций сказок о труде, беседа по ним; чтение басни, вопросы по со-держанию, творческое упражнение «Что озна-чает пословица».

    -Пальчиковая гимнасти-ка «Вырос красивый цветок»

    - Физминутка «По дороге мы идем»

    36

    До свиданья, детский сад! Здравствуй, школа!

    Итоговая литературная викторина

    Закреплять и систематизировать знания детей о знакомых литературных произведениях, их особен-ностях. Развивать способность детей высказывать раз-вернутые суждения. Воспитывать интерес к художест-венной литературе.

    Беседа, рассматривание иллюстраций, д/у  «От-гадай фамилию писате-ля», «Кто больше знает пословиц», «Отгадай за-гадки», «Узнай сказку»

    -Упражнение на согла-сование слов с движе-ниями, на развитие мимики, жестов.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения

    Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...

    Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (дополнительное образование по изодеятельности)

    Перспективный план работы педагога дополнительного образования по изодеятельности...

    "Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ПДД"

    1. Блок " Улица " ( сентябрь - октябрь )Цель: знакомство с улицей ( тротуар, проезжая часть, пешеходный переход..), обучение детей правилам поведения на улице и необходимым мерам предосторожности.Форм...

    Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

    "Формирование  у детей старшего дошкольного возраста морально-нравственных качеств через приобщение  к культуре и традициям русского народа"...

    Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (с ОНР) по формированию коммунникативных навыков

    Перспективный план включает 9 основных разделов: Содержание всех разделов  программы предусматривает формирование коммуникативных компетенций у детей: специальными знаниями, умениями и навыками, ...

    Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию дружеских отношений

    Персективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию дружеских отношений...