Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения
консультация по обж (старшая группа)
Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста на дорогах, природе,в быту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 40.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения
в МДОУ «Д/с №144» г. Магнитогорска
Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
- формировать представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формировать осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Безопасный отдых на природе:
- формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе;
- формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано. Что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;
- знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе;
- знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах:
- уточнить знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора;
- знакомить детей с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети;
- знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов;
- продолжать знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен»,
«Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности:
- закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека;
- продолжать знакомить с правилами поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.);
- расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.);
- закрепить и расширить знания о правилах езды на велосипеде, роликах и т.п.;
- уточнить знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара;
- знакомить с работой службы спасения – МЧС;
- закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами;
- формировать умение обращаться за помощью к взрослым;
- закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»);
- закреплять умение называть свою фамилию и имя, домашний адрес.
К концу года ребенок:
- соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду;
- соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
- различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная команда», «Полиция»), объясняет их назначение;
- понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей среде).
Дата | Тема | Содержание, вид деятельности |
Сентябрь 1 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Беседа: «Службы «01», «02», «03» всегда на страже». Цель: Формировать представления о службах спасения 01, 02, 03. Уточнить представления о профессиях пожарника, врача, милиционера, спасательных служб. Д/ игра «Спасатели». Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение с натуральным предметом; стимулировать развитие зрительного восприятия, учить находить предмет по его схематическому изображению. Д/игра «Скорая помощь». Цель: учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской скорой помощи по телефону 103. С/Р игра «Служба спасения». Цель: вызвать у детей интерес к профессии спасателя; воспитывать чуткое, внимательное отношение к пострадавшему, доброту, отзывчивость, культуру общения. |
2 неделя | Безопасность на дорогах | Беседа "Всем ребятам надо знать как по улице шагать". Цель: Уточнение представлений об устройстве дорог и улиц, безопасном поведении. Д/игра «Я – шофер». Цель: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию. С/Р игра «Водители и пешеходы». Цель: продолжать учить детей организовывать сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу; уточнить представления детей о взаимодействии водителей и пешеходов, уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на дороге воспитывать уважительное отношение друг к другу, дружелюбие, развивать творческую инициативу, самостоятельность. |
3 неделя | Дорожные знаки | Беседа «История дорожного движения». Цель: познакомить с историей |
возникновения дороги, автомобиля, правил дорожного движения. Закрепить умение различать дорожные знаки по их назначению. Д/игра «Найди и расскажи». Цель: упражнять в умении находить названный ведущим знак. Д/игра «Подбери знак». Цель: учить сравнивать дорожные знаки по значению, развивать наблюдательность. | ||
4 неделя | Безопасность в природе | Беседа «Ядовитые грибы и ягоды». Цель: Пояснить детям, что жизнь и здоровье человека зависит от того, как он умеет обращаться с природой. Познакомить с правилами поведения на природе, закрепить знания о ядовитых грибах. Рассматривание энциклопедий о грибах, ягодах. Загадывание загадок о грибах и ягодах. С/игра «В лесу». Цель: способствовать развитию знаний о природе. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе. |
Октябрь 1 неделя | Правила пожарной безопасности | Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?». Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя. Тематическое рассказывание «Пожарный». Цель: познакомить с историей возникновения профессии Пожарного. Уточнить знания номера телефона для вызова пожарных. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Д/игра «Чем пожар я потушу». Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д. Беседа «Правила эвакуации при пожаре». Цель: закрепить правила эвакуации при пожаре из детского сада. |
Знать, как вести себя при сильной задымленности. Учить сохранять спокойствие, собранность, воспитывать чувство ответственности. | ||
2 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Беседа «Охрана жизни и здоровья при общении с огнем». Цель: развивать и закреплять знания о правилах пожарной безопасности. Чтение Житкова «Пожар». Опытно – экспериментальная деятельность «Опасная свеча». Цель: закрепить, какую опасность таит в себе пожар, формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты. Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре». Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания педагога и исполнять их. |
3 неделя | На игровой площадке и на улице | Беседа «На игровой площадке». Цель: формировать представление детей об источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке. Совместное рассуждение воспитателя и детей «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки». Цель: учить соблюдать правила безопасного поведения на участке, напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке. Просмотр презентации «Оказание первой помощи. Знакомство с правилами». Рассматривание иллюстраций, картинок. Практическая деятельность. |
4 неделя | Незнакомец | Беседа «Внешность человека может быть обманчива». Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Практическое занятие «Не откроем волку дверь». Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, |
научить их правильно себя вести в таких случаях. Беседа «Осторожно, не знакомый!». Цель: рассмотреть опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, учить правильно вести себя в таких ситуациях. Д/игра «Знакомый, свой, чужой». Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал. | ||
Ноябрь 1 неделя | Безопасность на дорогах | Беседы «Два светофора», «Правила для пешеходов». Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на улице. Д/ игра «Воробушки и автомобиль». Цель: закреплять полученные знания о Правилах дорожного движения. Занятие «Безопасность на дороге». Цель: Закрепить названия профессий людей, которые обеспечивают безопасность на дорогах. Продолжить знакомить с работой светофора, объяснить какую важную роль он играет на проезжей части. |
2 неделя | Электроприборы | Беседа «Осторожно – электроприборы». Цель: уточнить и систематизировать знания детей о бытовых электроприборах. Учить бережному отношению к своему здоровью. Д/игра «Четвертый лишний». Цель: учить находить и называть предметы, которые могут стать причиной пожара. Моделирование ситуации «Один дома». Цель: прививать чувство собственной безопасности находясь дома. Презентация «Правила техники безопасности с электрическими приборами». Цель: закрепить знания по предупреждению несчастных случаев в быту. |
3 неделя | Электроприборы | Беседа «Опасность оборванных проводов». Цель: дать понятие словам: электричество, электроэнергия. Учить быть особенно внимательными и |
осмотрительными, если вы оказались возле электрического столба. Чтение художественной литературы: сказка «Кот Федот». Цель: закреплять знания о мерах предосторожности в отношении бытовых электроприборов через художественное произведение. Рассказ «Цветик – Семицветик». Цель: формировать навыки поведения детей во время отсутствия взрослых. Учить детей выбирать безопасные игры и развлечения. Повторить правила пользования электрическими приборами. Учить детей оказывать друг другу первую медицинскую помощь. | ||
4 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Беседа «Если ребенок потерялся». Цель: Уточнить знания детей о большом городе. Формировать знания о «чужих» и «своих». Объяснить детям, какие опасности могут подстерегать их при контакте с незнакомыми людьми. Уточнить знания о домашнем адресе и номере телефона. Объяснить безопасное поведение при контакте с чужими людьми. Уточнить знания о том, к кому можно обратиться за помощью. Ситуативный разговор «Как бы вы поступили в данной ситуации». Д/игра «Почтальон». Цель: закрепить знание и умение иметь назвать Ф.И., свой адрес. С/Р игра «Полиция». Цель: Учить детей правильно вести себя на улице, когда остаются одни. Сформировать представление о том, что нельзя разговаривать и уходить с незнакомыми людьми. |
Декабрь 1 неделя | Осторожно гололёд | Тематическая беседа «Зимние дороги». Цель: познакомить с явлениями природы «Гололед», «Снегопад». Дать знания о том, что зимой дороги скользкие, торможение транспорта происходит не сразу. Закрепить понятие «Безопасное поведение на дорогах». |
Практическое упражнение «Правила поведения при гололеде и гололедице». Цель: познакомить с таким природным явлением, которое бывает зимой, как гололед и гололедица. | ||
2 неделя | Человек и его здоровье | Рассказ по картинкам «Почему заболели ребята». Беседа «Опасные невидимки» (микробы). Экспериментально – исследовательская деятельность «Что я вижу в микроскоп». Познавательная деятельность «Реши кроссворд». Чтение «Воспаление хитростей» А. Милн. |
3 неделя | Безопасное поведение в природе | Ситуативный разговор «Как мы можем спасти природу». Цель: Знакомить с красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в неё. Д/игра "Загадки – отгадки". Цель: Продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи; проводить классификацию, вооружить детей системой элементарных знаний о природе; помочь запомнить некоторые виды исчезающих животных и растений. С/р игра "Спасатели леса." Цель: способствовать развитию основ экологического сознания детей. |
4 неделя | Новый год без забот | Викторина «Пусть елка Новогодняя нам радость принесет». Цель: закреплять и пополнять знания о правилах пожарной безопасности во время Новогоднего праздника. Беседа «Зимние каникулы». Цель: закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части, зимой нельзя ходить под козырьком домов, опасно выходить на лед и т.д. «Зимние забавы». Презентация «Зимние забавы». Цель: |
продолжать формировать представление о правилах безопасности во время проведения зимних игр, воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу. | ||
Январь 2 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Игровой тренинг «Правила поведения на льду». Цель: познакомить с запрещающими правилами поведения на льду. Развивать чувство самосохранения, умения избежать трагических ситуаций. Игровая ситуация «Первая помощь при обморожении». Цель: познакомить с опасностями грозящими человеку в зимний период, учить оказывать первую помощь при обморожении, учить играть согласно заданной теме. Викторина «Что всегда должно быть в домашней аптечке?». Цель: дать знания о препаратах помогающих оказать первую помощь в опасных для здоровья ситуациях. |
3 неделя | Литературная викторина «Что? Где? Когда?». Цель: познакомить с литературными произведениями в которых описываются ситуации опасные для жизни человека. | |
4 неделя | Моделирование ситуации «Я потерялся». Цель: закрепить знания домашнего адреса, Ф.И. отчества родителей. Развивать умение обращаться за помощью к взрослым. Д/игра «Я б в полицию пошел, пусть меня научат». Цель: знакомить с работой полицейского, его обязанностями. Учить пользоваться телефоном, умело объяснять причину вызова полиции. | |
Февраль 1 неделя | Безопасное поведение в природе | Беседа «Замерзшая речка совсем не каток». Цель: Знакомство с правилами поведения на льду. Знакомить с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности. Д/игра " Что для чего". Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы - К. |
Ушинский «Умей обождать». | ||
2 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Беседа «Поведение в транспорте». Цель: приучать ребенка к культуре поведения в транспорте. Занятие «Уроки Светофорика. Правила безопасности в транспорте». Цель: познакомить с понятием «мертвая зона», меры безопасности при посадке, в салоне транспорта. |
3 неделя | Безопасное поведение в природе | Беседа "Осторожно, сосульки и снег с крыши!". Цель: дать детям знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека. При падении с крыши, сосульки и снег могут нанести серьезную травму человеку. Учить предвидеть опасность, не ходить вблизи крыш, на которых есть сосульки. |
4 неделя | Осторожно газ | Беседа «Кухня – не место для игр». Цель: уточнить представление детей о опасностях таящихся на кухне. Чтение художественной литературы «Пир мышей». Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя. С/Р игра «Приготовление пищи». Цель: познакомить с газом и его свойствами. Чтение художественной литературы Г.Я. Павлова «Разговор на детских посиделках о газе». Цель: через литературное произведение знакомить детей с пользой газа для человека. |
Март 1неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Занятие «Проделки Королевы простуды». Цель: формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей. Научить детей правилам безопасного поведения в зимний период, осторожности в период гололёда. Практическая работа с опытами «Осторожно, микробы!» Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно – гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых |
заболеваний – микробах. Развлечение «Как стать Неболейкой». Цель: Формирование у детей представления о здоровом образе жизни. Учить детей следить за своим здоровьем. Уметь оказать себе и другим людям элементарную помощь. | ||
2 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Беседа «Когда нельзя слушаться старших». Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Беседа «Когда нельзя слушаться старших». Д/игра "Можно - нельзя", Д/игра «Добрый или злой человек». Цель: определять, какие люди представляют серьезную опасность для жизни, а с каким можно обращаться за помощью. Способствует воспитанию уверенности в своих силах и осторожность. Учит предчувствовать и оценивать опасность. Д/игра «Один дома». Цель: познакомит детей с источниками опасности в быту, поможет уточнить и систематизировать данные представления, научит различать потенциально опасные предметы; способствует формированию мер предосторожности и возможных после6дствиях их нарушения. Укрепит зрительную память, наблюдательность и внимание, научит ребенка защищать свою жизнь. |
3 неделя | Человек и его здоровье | Беседа «Домашние питомцы». Цель: разъяснить, что контакты с животными могут быть опасными, учить заботится о своей безопасности. Моделирование ситуации «Встреча с незнакомым животным». Цель: Учить правильному обращению с незнакомым животным, ознакомить с правилами поведения в опасных ситуациях. |
4 неделя | Правила безопасности в природе | Беседа «Будем беречь и охранять природу». Цель: Воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представления о том какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению. |
Апрель 1неделя | Дорожные знаки | Беседа «Знай и выполняй правила уличного движения». Цель: закрепить знания о том, что нельзя играть около проезжей части, что транспорт ездит по правой стороне дороги и др. Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода». Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами. Проблемная ситуация «Элементы дороги – зебра, разметка и прочее…». Цель: формировать потребность в заботе о своей безопасности. |
2 неделя | Безопасность на дороге | Беседа «Катание на велосипеде, роликах, самокате». Цель: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях. Д/ игра "Опасно - не опасно". Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных; уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях. С/р игра "На станции технического обслуживания автомобилей". Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин. |
3 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Беседа "Ящик с инструментами". Цель: поговорить о безопасном обращении с инструментами, о том что они требуют |
внимательного и бережного отношения к ним. Д/игра «Четвертый лишний». Цель: развивать умение обобщать и исключать. Д/игра «Откуда эта вещь?». Цель: закрепить знания детей о назначении предметов, учить правильно использовать игровые атрибуты. С/р игра "Строители". Цель: Учить самостоятельно, определять и продумывать замысел строительства детского сада по проекту, подбирать для его воплощения необходимые строительные материалы. Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом игр. | ||
4 неделя | Правила пожарной безопасности | Викторина «Чтобы не было огня, не играйте вы в меня». Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, прививать детям навыки осторожного обращения с огнём. Воспитывать наблюдательность, внимательность, продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях. |
Май 1неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Беседа «На игровой площадке». Цель: формировать представление детей об источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке. Совместное рассуждение воспитателя и детей «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки». Цель: учить соблюдать правила безопасного поведения на участке, напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке. Оказание первой помощи. Знакомство с правилами. Рассматривание иллюстраций, картинок. |
2 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Беседа «Мой дом», «Открытое окно и балкон - это опасно». Цель: закреплять правила безопасности в теплый период |
времени года. Д/игры «Я знаю - это опасно». «Бывает – не бывает?». Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; охранительное самосознание. С/р игра «Семья». Цель: Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом. | ||
3 неделя | Безопасность на дорогах | Беседы «Играем во дворе», «И во дворе ездят машины». Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. Д/игра «Как избежать неприятностей?». Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображённые на картинках. Обыгрывание и обсуждение ситуаций которые могут произойти во дворе. |
4 неделя | Безопасное поведение в природе | Беседа «На воде, на солнце». Цель: Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила безопасности. Д/игра "Что такое хорошо и что такое плохо". Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого. Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни. Ситуативный разговор " Если на улице гроза и сильный ветер". Цель: рассказать о правилах поведения во время грозы и шквального ветра. Д/игра "Опасно - не опасно". Цель: |
Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных ,уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание. Воспитывать чувство взаимопомощи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения
Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности.
План работы с детьми по ОБЖ на год. Старшая группа детского сада....
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интереса и потребности в чтении
План разработан с учетом лексической темы, подобраны методические приемы, коррекционная работа....
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (с ОНР) по формированию коммунникативных навыков
Перспективный план включает 9 основных разделов: Содержание всех разделов программы предусматривает формирование коммуникативных компетенций у детей: специальными знаниями, умениями и навыками, ...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Формирование безопасного поведения детей 5-6 лет на дорогах»
перспективный план работы по ПДД...
«Использование QR-кодов и среды программирования ScratchJr в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения на дороге «В поисках светофора»».
laquo;Использование QR-кодов и среды программирования ScratchJr в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения на дороге...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о культурном наследии нашей Родины.
План работы по формированию чувства привязанности к семье,детскому саду, городу, стране через изобразительную деятельность и создание мини-музеев....