Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения
консультация по обж (старшая группа)

Неверовская Татьяна Валентиновна

Перспективный план по формированию у  детей старшего дошкольного возраста на дорогах, природе,в быту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения

в МДОУ «Д/с №144» г. Магнитогорска

Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Задачи:

  • формировать представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формировать осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Безопасный отдых на природе:

  • формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе;
  • формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано. Что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;
  • знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе;
  • знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность на дорогах:

  • уточнить знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора;
  • знакомить детей с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети;
  • знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов;
  • продолжать знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен»,

«Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности:

  • закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека;
  • продолжать знакомить с правилами поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.);
  • расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.);
  • закрепить и расширить знания о правилах езды на велосипеде, роликах и т.п.;
  • уточнить знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара;
  • знакомить с работой службы спасения – МЧС;
  • закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами;
  • формировать умение обращаться за помощью к взрослым;
  • закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»);
  • закреплять умение называть свою фамилию и имя, домашний адрес.

К концу года ребенок:

  • соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду;
  • соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
  • различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная команда», «Полиция»), объясняет их назначение;
  • понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
  • различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
  • знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей среде).

Дата

Тема

Содержание, вид деятельности

Сентябрь

1 неделя

Безопасность собственной

жизнедеятельности

Беседа: «Службы «01», «02», «03» всегда на страже». Цель: Формировать

представления о службах спасения 01, 02,

03. Уточнить представления о профессиях пожарника, врача, милиционера,

спасательных служб.

Д/ игра «Спасатели». Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение с натуральным предметом; стимулировать развитие зрительного

восприятия, учить находить предмет по его схематическому изображению.

Д/игра «Скорая помощь». Цель: учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской скорой помощи по телефону 103.

С/Р игра «Служба спасения». Цель: вызвать у детей интерес к профессии спасателя; воспитывать чуткое,

внимательное отношение к

пострадавшему, доброту, отзывчивость, культуру общения.

2 неделя

Безопасность на дорогах

Беседа "Всем ребятам надо знать как по улице шагать". Цель: Уточнение

представлений об устройстве дорог и улиц, безопасном поведении.

Д/игра «Я – шофер». Цель: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.

С/Р игра «Водители и пешеходы». Цель: продолжать учить детей организовывать

сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу; уточнить

представления детей о взаимодействии водителей и пешеходов, уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на дороге воспитывать уважительное отношение друг к другу, дружелюбие, развивать творческую

инициативу, самостоятельность.

3 неделя

Дорожные знаки

Беседа «История дорожного движения».

Цель: познакомить с историей

возникновения дороги, автомобиля, правил дорожного движения. Закрепить умение

различать дорожные знаки по их назначению.

Д/игра «Найди и расскажи». Цель: упражнять в умении находить названный ведущим знак.

Д/игра «Подбери знак». Цель: учить

сравнивать дорожные знаки по значению, развивать наблюдательность.

4 неделя

Безопасность в природе

Беседа «Ядовитые грибы и ягоды». Цель: Пояснить детям, что жизнь и здоровье человека зависит от того, как он умеет обращаться с природой.

Познакомить с правилами поведения на природе, закрепить знания о ядовитых грибах.

Рассматривание энциклопедий о грибах, ягодах.

Загадывание загадок о грибах и ягодах. С/игра «В лесу». Цель: способствовать развитию знаний о природе. Формировать понимание необходимости соблюдения

человеком правил поведения в природе.

Октябрь

1 неделя

Правила пожарной безопасности

Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?». Цель: уточнить знания детей о правилах

пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя.

Тематическое рассказывание

«Пожарный». Цель: познакомить с историей возникновения профессии Пожарного. Уточнить знания номера

телефона для вызова пожарных. Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Д/игра «Чем пожар я потушу». Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д.

Беседа «Правила эвакуации при пожаре». Цель: закрепить правила

эвакуации при пожаре из детского сада.

Знать, как вести себя при сильной задымленности. Учить сохранять

спокойствие, собранность, воспитывать чувство ответственности.

2 неделя

Безопасность собственной

жизнедеятельности

Беседа «Охрана жизни и здоровья при общении с огнем». Цель: развивать и закреплять знания о правилах пожарной безопасности.

Чтение Житкова «Пожар».

Опытно – экспериментальная

деятельность «Опасная свеча». Цель: закрепить, какую опасность таит в себе пожар, формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты.

Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре». Цель: закрепить знания

эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания педагога и исполнять их.

3 неделя

На игровой площадке и на улице

Беседа «На игровой площадке».

Цель: формировать представление детей об источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке.

Совместное рассуждение воспитателя и детей «Правила поведения на участке

д/сада во время прогулки». Цель: учить

соблюдать правила безопасного поведения на участке, напомнить об опасностях,

которые подстерегают их на участке. Просмотр презентации «Оказание первой помощи. Знакомство с правилами».

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Практическая деятельность.

4 неделя

Незнакомец

Беседа «Внешность человека может быть обманчива». Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность

незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Практическое занятие «Не откроем волку дверь». Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные

ситуации, как контакты с чужими людьми,

научить их правильно себя вести в таких случаях.

Беседа «Осторожно, не знакомый!». Цель: рассмотреть опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, учить правильно вести себя в таких ситуациях.

Д/игра «Знакомый, свой, чужой». Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам.

Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.

Ноябрь

1 неделя

Безопасность на дорогах

Беседы «Два светофора», «Правила для пешеходов». Цель: Расширять знания

детей о правилах поведения на улице. Д/ игра «Воробушки и автомобиль». Цель: закреплять полученные знания о Правилах дорожного движения.

Занятие «Безопасность на дороге». Цель: Закрепить названия профессий людей,

которые обеспечивают безопасность на дорогах. Продолжить знакомить с работой светофора, объяснить какую важную роль

он играет на проезжей части.

2 неделя

Электроприборы

Беседа «Осторожно – электроприборы». Цель: уточнить и систематизировать знания детей о бытовых электроприборах. Учить бережному отношению к своему здоровью.

Д/игра «Четвертый лишний». Цель: учить находить и называть предметы, которые могут стать причиной пожара.

Моделирование ситуации «Один дома».

Цель: прививать чувство собственной безопасности находясь дома.

Презентация «Правила техники безопасности с электрическими

приборами». Цель: закрепить знания по предупреждению несчастных случаев в

быту.

3 неделя

Электроприборы

Беседа «Опасность оборванных проводов». Цель: дать понятие словам: электричество, электроэнергия. Учить

быть особенно внимательными и

осмотрительными, если вы оказались возле электрического столба.

Чтение художественной литературы: сказка «Кот Федот». Цель: закреплять знания о мерах предосторожности в отношении бытовых электроприборов через художественное произведение.

Рассказ «Цветик – Семицветик». Цель: формировать навыки поведения детей во

время отсутствия взрослых. Учить детей выбирать безопасные игры и развлечения.

Повторить правила пользования

электрическими приборами. Учить детей оказывать друг другу первую

медицинскую помощь.

4 неделя

Безопасность собственной

жизнедеятельности

Беседа «Если ребенок потерялся». Цель: Уточнить знания детей о большом городе. Формировать знания о «чужих» и «своих». Объяснить детям, какие опасности могут подстерегать их при контакте с

незнакомыми людьми. Уточнить знания о домашнем адресе и номере телефона.

Объяснить безопасное поведение при контакте с чужими людьми. Уточнить

знания о том, к кому можно обратиться за помощью.

Ситуативный разговор «Как бы вы поступили в данной ситуации».

Д/игра «Почтальон». Цель: закрепить знание и умение иметь назвать Ф.И., свой адрес.

С/Р игра «Полиция». Цель: Учить детей правильно вести себя на улице, когда

остаются одни. Сформировать представление о том, что нельзя

разговаривать и уходить с незнакомыми людьми.

Декабрь

1 неделя

Осторожно гололёд

Тематическая беседа «Зимние дороги».

Цель: познакомить с явлениями природы

«Гололед», «Снегопад». Дать знания о том, что зимой дороги скользкие, торможение транспорта происходит не сразу. Закрепить понятие «Безопасное поведение на

дорогах».

Практическое упражнение «Правила поведения при гололеде и гололедице».

Цель: познакомить с таким природным явлением, которое бывает зимой, как

гололед и гололедица.

2 неделя

Человек и его здоровье

Рассказ по картинкам «Почему заболели ребята».

Беседа «Опасные невидимки» (микробы).

Экспериментально – исследовательская деятельность «Что я вижу в

микроскоп».

Познавательная деятельность «Реши кроссворд».

Чтение «Воспаление хитростей» А. Милн.

3 неделя

Безопасное поведение в природе

Ситуативный разговор «Как мы можем спасти природу». Цель: Знакомить с

красной книгой, с отдельными представителями животного и

растительного мира, занесенными в неё. Д/игра "Загадки – отгадки". Цель: Продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи; проводить классификацию, вооружить детей

системой элементарных знаний о природе; помочь запомнить некоторые виды

исчезающих животных и растений. С/р игра "Спасатели леса." Цель: способствовать развитию основ

экологического сознания детей.

4 неделя

Новый год без забот

Викторина «Пусть елка Новогодняя нам радость принесет». Цель: закреплять и пополнять знания о правилах пожарной

безопасности во время Новогоднего праздника.

Беседа «Зимние каникулы». Цель: закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части, зимой нельзя ходить под козырьком домов, опасно выходить на лед и т.д. «Зимние забавы».

Презентация «Зимние забавы». Цель:

продолжать формировать представление о правилах безопасности во время

проведения зимних игр, воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу.

Январь

2 неделя

Безопасность собственной

жизнедеятельности

Игровой тренинг «Правила поведения на льду». Цель: познакомить с запрещающими правилами поведения на льду. Развивать чувство самосохранения, умения избежать трагических ситуаций.

Игровая ситуация «Первая помощь при обморожении». Цель: познакомить с

опасностями грозящими человеку в зимний период, учить оказывать первую помощь при обморожении, учить играть согласно заданной теме.

Викторина «Что всегда должно быть в

домашней аптечке?». Цель: дать знания о

препаратах помогающих оказать первую помощь в опасных для здоровья ситуациях.

3 неделя

Литературная викторина «Что? Где?

Когда?». Цель: познакомить с

литературными произведениями в которых

описываются ситуации опасные для жизни человека.

4 неделя

Моделирование ситуации «Я

потерялся». Цель: закрепить знания домашнего адреса, Ф.И. отчества родителей. Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.

Д/игра «Я б в полицию пошел, пусть меня научат». Цель: знакомить с работой полицейского, его обязанностями. Учить пользоваться телефоном, умело объяснять

причину вызова полиции.

Февраль

1 неделя

Безопасное поведение в природе

Беседа «Замерзшая речка совсем не каток». Цель: Знакомство с правилами поведения на льду. Знакомить с

качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений

сформулировать правила безопасности.

Д/игра " Что для чего".

Рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы - К.

Ушинский «Умей обождать».

2 неделя

Безопасность собственной

жизнедеятельности

Беседа «Поведение в транспорте». Цель: приучать ребенка к культуре поведения в транспорте.

Занятие «Уроки Светофорика. Правила безопасности в транспорте». Цель:

познакомить с понятием «мертвая зона», меры безопасности при посадке, в салоне транспорта.

3 неделя

Безопасное поведение в природе

Беседа "Осторожно, сосульки и снег с крыши!". Цель: дать детям знания о том, что сосульки могут быть опасны для

человека. При падении с крыши, сосульки и снег могут нанести серьезную травму

человеку. Учить предвидеть опасность, не ходить вблизи крыш, на которых есть

сосульки.

4 неделя

Осторожно газ

Беседа «Кухня – не место для игр». Цель: уточнить представление детей о

опасностях таящихся на кухне.

Чтение художественной литературы

«Пир мышей». Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя.

С/Р игра «Приготовление пищи». Цель: познакомить с газом и его свойствами.

Чтение художественной литературы Г.Я.

Павлова «Разговор на детских посиделках о газе». Цель: через

литературное произведение знакомить детей с пользой газа для человека.

Март

1неделя

Безопасность собственной

жизнедеятельности

Занятие «Проделки Королевы простуды». Цель: формировать

представление о здоровье как одной из основных ценностей. Научить детей

правилам безопасного поведения в зимний период, осторожности в период гололёда. Практическая работа с опытами

«Осторожно, микробы!» Цель:

Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно –

гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых

заболеваний – микробах.

Развлечение «Как стать Неболейкой».

Цель: Формирование у детей

представления о здоровом образе жизни. Учить детей следить за своим здоровьем.

Уметь оказать себе и другим людям элементарную помощь.

2 неделя

Безопасность собственной

жизнедеятельности

Беседа «Когда нельзя слушаться

старших». Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных

контактов с незнакомыми людьми Объяснить ребенку, что приятная

внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Беседа «Когда нельзя слушаться старших».

Д/игра "Можно - нельзя", Д/игра

«Добрый или злой человек». Цель: определять, какие люди представляют

серьезную опасность для жизни, а с каким можно обращаться за помощью.

Способствует воспитанию уверенности в своих силах и осторожность. Учит

предчувствовать и оценивать опасность. Д/игра «Один дома». Цель: познакомит детей с источниками опасности в быту, поможет уточнить и систематизировать данные представления, научит различать потенциально опасные предметы;

способствует формированию мер предосторожности и возможных

после6дствиях их нарушения. Укрепит зрительную память, наблюдательность и внимание, научит ребенка защищать свою

жизнь.

3 неделя

Человек и его здоровье

Беседа «Домашние питомцы». Цель: разъяснить, что контакты с животными могут быть опасными, учить заботится о своей безопасности.

Моделирование ситуации «Встреча с незнакомым животным». Цель: Учить правильному обращению с незнакомым животным, ознакомить с правилами

поведения в опасных ситуациях.

4 неделя

Правила

безопасности в природе

Беседа «Будем беречь и охранять природу». Цель: Воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать

представления о том какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению.

Апрель 1неделя

Дорожные знаки

Беседа «Знай и выполняй правила уличного движения». Цель: закрепить знания о том, что нельзя играть около проезжей части, что транспорт ездит по правой стороне дороги и др.

Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода». Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.

Проблемная ситуация «Элементы

дороги – зебра, разметка и прочее…».

Цель: формировать потребность в заботе о

своей безопасности.

2 неделя

Безопасность на дороге

Беседа «Катание на велосипеде, роликах, самокате». Цель: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на

велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях.

Д/ игра "Опасно - не опасно". Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных; уметь предвидеть и предупредить

результаты возможного развития

ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных

ситуациях.

С/р игра "На станции технического обслуживания автомобилей". Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения,

проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.

3 неделя

Безопасность собственной

жизнедеятельности

Беседа "Ящик с инструментами". Цель: поговорить о безопасном обращении с

инструментами, о том что они требуют

внимательного и бережного отношения к ним.

Д/игра «Четвертый лишний». Цель:

развивать умение обобщать и исключать. Д/игра «Откуда эта вещь?». Цель: закрепить знания детей о назначении предметов, учить правильно использовать игровые атрибуты.

С/р игра "Строители". Цель: Учить самостоятельно, определять и продумывать замысел строительства

детского сада по проекту, подбирать для его воплощения необходимые

строительные материалы. Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать

атрибуты в соответствии с сюжетом игр.

4 неделя

Правила пожарной безопасности

Викторина «Чтобы не было огня, не играйте вы в меня». Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, прививать детям навыки осторожного обращения с огнём.

Воспитывать наблюдательность, внимательность, продолжать учить

поведению в экстремальных ситуациях.

Май

1неделя

Безопасность собственной

жизнедеятельности

Беседа «На игровой площадке». Цель: формировать представление детей об

источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке.

Совместное рассуждение воспитателя и детей «Правила поведения на участке

д/сада во время прогулки». Цель: учить

соблюдать правила безопасного поведения на участке, напомнить об опасностях,

которые подстерегают их на участке. Оказание первой помощи. Знакомство с правилами.

Рассматривание иллюстраций, картинок.

2 неделя

Безопасность собственной

жизнедеятельности

Беседа «Мой дом», «Открытое окно и балкон - это опасно». Цель: закреплять

правила безопасности в теплый период

времени года.

Д/игры «Я знаю - это опасно». «Бывает – не бывает?». Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от

неопасных; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в

различных ситуациях; охранительное самосознание.

С/р игра «Семья». Цель: Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно

выбранным делом.

3 неделя

Безопасность на дорогах

Беседы «Играем во дворе», «И во дворе ездят машины». Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые

могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам

предосторожности.

Д/игра «Как избежать неприятностей?». Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные

ситуации, изображённые на картинках.

Обыгрывание и обсуждение ситуаций которые могут произойти во дворе.

4 неделя

Безопасное поведение в природе

Беседа «На воде, на солнце». Цель: Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья

только в том случае, если соблюдать правила безопасности.

Д/игра "Что такое хорошо и что такое плохо". Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого. Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе

самому, так и окружающим тебя

людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

Ситуативный разговор " Если на улице гроза и сильный ветер". Цель: рассказать о правилах поведения во время грозы и шквального ветра.

Д/игра "Опасно - не опасно". Цель:

Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных

,уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития

ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения

в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание. Воспитывать

чувство взаимопомощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения

Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интереса и потребности в чтении

План разработан с учетом лексической темы, подобраны методические приемы, коррекционная работа....

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (с ОНР) по формированию коммунникативных навыков

Перспективный план включает 9 основных разделов: Содержание всех разделов  программы предусматривает формирование коммуникативных компетенций у детей: специальными знаниями, умениями и навыками, ...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по формированию познавательного интереса средствами детской художественной литературы.

Перспективный план на год разработан на основе методического пособия В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016...

«Использование QR-кодов и среды программирования ScratchJr в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения на дороге «В поисках светофора»».

laquo;Использование QR-кодов и  среды программирования ScratchJr в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста  по формированию основ безопасного поведения на дороге...