конспект занятия по художественной литературе
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Муратшина Танзиля Тимергазиевна

познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_hudozhestvennoy_literature.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

«Центр развития ребенка детский сад № 5 «Рябинка»

Занятие по ознакомлению с художественной литературой для детей младшего  дошкольного возраста.

Чтение ненецкой сказки

«Как медведь хвост  потерял»

http://www.nachalka.com/photo/d/53079-4/medved.jpg 

                                 2017г.                                                              Муратшина Т Т

Тема: Чтение ненецкой сказки «Как медведь хвост потерял».

Программное содержание: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения.

Предварительная работа: Беседа о животных Севера,  рассматривание книг, иллюстраций, альбомов с изображением животных Севера, д/и: «У кого кто?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний»,  просмотр презентации о Севере; чтение стихотворений о Ямале.

Материал: Иллюстрации с изображением животных Крайнего Севера; карта географическая; загадки о животных.

Словарная работа: Северный полюс, трехэтажный дом, льдины, добыча, длинный водонепроницаемый  мех, «Сила есть – ума не надо».

Содержание  образовательной деятельности.

Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришел гость, кто это?  (Белый медвежонок)

 Мы вместе с белым медвежонком отправимся на Северный полюс (показ  на карте).

- Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет? Потому что Северный полюс, ребята, - это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах холодно в течение всего года и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы. Там сначала  солнце прячется, а затем также долго не сходит с неба.

- А почему не видно белых медведей?  Потому, ребята, что они такие же белые как снег, их не видно.

- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде ни кустика, ни травинки? Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. (Рассматриваем картинку из серии «Северный полюс»). Вот он подплыл к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Так наклонился, что тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже становятся его добычей.  У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.

-Ребята, а в лесу живет белый медведь? А какой? Верно, бурый медведь. Почему его зимой не видно? (Он спит в берлоге)

- Знаете ли вы какие животные в лесу  живут? Сейчас поиграем  в игру «Угадай по описанию» и узнаем  кто же живет в лесу?

- Крупное животное с ветвистыми широкими рогами? (Олень)

- Бурый, косолапый, неуклюжий? (Медведь)

- Серый, злой, голодный? (Волк)

- Трусливый, длинноухий. Серый или белый? (Заяц)

- Проворная, запасливая, рыжая, ловкая? (Лиса)

Воспитатель: Ребята, вы знаете немало сказок о животных. Во многих сказках главная героиня лиса. Какими словами можно сказать о лисе, о ее внешности? – Вспомните сказки, в которых рассказывается о лисе?(«Лиса и волк», «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», и.т.д.)

Физкультминутка

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась под дуплом.

Влево –  вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

 (Прыжки в стороны чередуются с приседаниями и бегом на месте).

- Сегодня я прочитаю вам еще одну ненецкую народную сказку «Как медведь хвост потерял», эта сказка о хитрой лисе и глупом медведе.

Чтение сказки (приложение).

- Какую русскую народную сказку напоминает эта северная сказка? (Волк и лиса)

- В чем их сходство и различие?

- Кто главные герои сказки?

- Расскажите, какой вы представляете лису?

- Какими словами о ней можно сказать? (хитрая, рыжая, плутовка, обманщица)

-  Вспомните, а как говорится о лисе в сказке, а как о медведе?

Чтение сказки второй раз.

- Как вы понимаете слова «Сила есть – ума не надо»?

- Чему учит эта сказка?

Итог. - Как называется сказка, которую я вам прочитала? Какие животные в ней главные герои?

- Кто придумал эту сказку?

                                                                                                                    Приложение

Как медведь хвост потерял (ненецкая сказка).

   У медведя хвост пушистей и длинней был, чем у лисы. Той завидно стало. И однажды она сказала медведю:

- Пойду рыбку половлю. Хочется свеженькой.

- Как же…из  подо льда то? удивился медведь.

- Да просто: суну хвост в прорубь, и сижу. Как нацепляется побольше – выдерну.

  И побежала. Чтоб не рассмеяться над простофилей ненароком. Давно заметила плутовка: сильные звери доверчивы. Не зря же ее отец лис сказал о медведе : сила есть – ума не надо. И хитрить незачем: хрясь лапой – и пожалуйста кушай на здоровье. А не подвернулось мясо – черемшой, своим персональным «медвежьим луком», диким медом или ягодой лакомится. Не жизнь – малина. Любимая ягода.

  С утра приметила лиса : неподалеку мужики рыбу ловили. Сейчас поняла : собираются домой. Легла у дороги как мертвая. Увидели ее мужики и на мешки с рыбой бросили. Снова сели на переднюю, незагруженную нарту, едут, о лисе не вспоминают. Отравилась чем то , так ей и надо! А она мешок с рыбой прогрызла, рыбу выкидала и убежала.

   Часть спрятала, а с самой крупной побежала в лес; на виду у медведя стала есть. Повизгивает от удовольствия. Медведю и то завидно стало.  Хвостом  то и я могу наловить! решился.

  Пошел на реку, засунул хвост в прорубь, оставленную рыбаками, и сидит. Долго сидел.

  - Все же я не лиса, мне много надо, - думал. А ночью уже, мороз потрескивает. Как ни шуба, а мерзнуть стал. Попытался привстать, потянул хвост – не идет.

- Ргр! – обрадовался. – Понацеплялось! – рванул изо всех сил, да и оторвал хвост. Оттого и нет его у медведя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе

Конспект занятия называется "Путешествие в деревню "Сказкино"....

Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди» Старшая группа

Программное содержание: Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.Развити...

Конспект занятия по художественной литературе для старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Мир сказок и приключений»

Конспект занятия по художественной литературе для старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Мир сказок и приключений»...