Игры для ознакомления дошкольников с художниками-иллюстраторами детских книг.
книга по художественной литературе на тему

Полтавцева Ирина Николаевна

Игры Игры для ознакомления дошкольников с художниками-иллюстраторами детских книг позволяют познакомить детей с художниками -иллюстраторами   (Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин,  Е. М. Рачев, Ю. Д. Конашевич и др.)  

- выразительными средствами, индивидуальной манерой передачи образа;

Закрепить умение находить четвертого героя из другой сказки и объяснять, почему он лишний.

 

• Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

• Развивать зрительное восприятие.

• Развивать монологическую и диалогическую речь.

• Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.

Формировать умение всматриваться в иллюстрации, отмечать выразительные средства в рисунках художников. Отмечать сходство и отличия иллюстраций двух художников.

 

-воспитывать нравственные качества, через анализ содержания произведений авторов;

 

 Игра "Сложи иллюстрацию"

Цель. Учить детей из частей составлять целое изображение, называть сказку,  потешку, действующих лиц.       Формировать у детей устойчивый интерес к творчеству художников – иллюстраторов;

- развивать эмоциональную отзывчивость на  художественные произведения;

Ход игры. Дети из частей собирают целое изображение сюжета сказки. Ребенок должен назвать сказку или потешку и художника – иллюстратора. А затем рассказать потешку или сказку.

 

 Игра "Расскажи сказку"

Цель. Учить детей пересказывать сказку полно, последовательно, выразительно;  развивать умение располагать в правильно последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память.. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Ход игры. По картинкам художников – иллюстраторов дети рассказывают знакомые сказки.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель. Учить детей из частей составлять целое изображение, называть сказку,  потешку, действующих лиц.       Формировать у детей устойчивый интерес к творчеству художников – иллюстраторов;

- развивать эмоциональную отзывчивость на  художественные произведения;

Ход игры. Дети из частей собирают целое изображение сюжета сказки. Ребенок должен назвать сказку или потешку и художника – иллюстратора. А затем рассказать потешку или сказку.

Цель. Учить детей пересказывать сказку полно, последовательно, выразительно;  развивать умение располагать в правильно последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память.. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Ход игры. По картинкам художников – иллюстраторов дети рассказывают знакомые сказки.

Цель. Формировать умение всматриваться в иллюстрации, отмечать выразительные средства в рисунках художников. Отмечать сходство и отличия иллюстраций двух художников.

-воспитывать нравственные качества, через анализ содержания произведений авторов;

Ход игры. Воспитатель объясняет детям игру: «Дети, перед вами лежат разные иллюстрации, посмотрите, как их много, эти иллюстрации вам уже знакомы. Их нарисовали разные художники – иллюстраторы. Вам необходимо выбрать иллюстрации к тем художникам, которые их нарисовали.

Воспитатель спрашивает детей, как они догадались. Ребенок объясняет – манеры  изображения художника.

   Цель. познакомить детей с художниками -иллюстраторами  детских книг (Ю. А. Васнецов,

Е. И. Чарушин,  Е. М. Рачев, Ю. Д. Конашевич.)  

- выразительными средствами, индивидуальной манерой передачи образа;

Закрепить умение находить четвертого героя из другой сказки и объяснять, почему он лишний.

Задачи.

• Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

• Развивать зрительное восприятие.

• Развивать монологическую и диалогическую речь.

• Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.

Ход игры. Показать ребенку карточку и сказать: "Посмотри здесь нарисованы 4 героя, 3 из них из одной сказки, а 4-ый из другой, он лишний. Как ты думаешь о какой сказке здесь идет речь? Какой герой лишний? Почему ты так думаешь?

Цель.    Развивать интерес к книге и книжной иллюстрации.

Воспитывать художественный вкус, любовь к детской книге бережное отношение к ней.

Ход игры. Дети собирают сюжет сказки по картинкам в правильной последовательности.

Цель. Дать детям представление о жанровых особенностях загадок; формировать умения отличать их от других произведений малых фольклорных форм; развивать умения осмысливать загадки.

Ход. Воспитатель:  – Много   сказок за год мы прочитали, многие сказки вы рисовали, чтоб новую сказку вам рассказать, должна я героев из сказки позвать, но сначала загадки вы угадайте, героя из сказки все вспоминайте!

Воспитатель загадывает детям загадки по сказкам.

Воспитатель: - Все загадки отгадали и героев вы узнали, в гости их я приглашаю, ну, а вам напоминаю, сказки очень нам нужны, и для всех они важны, сказочных героев, дети,

встречайте, в весёлые игры с ними играйте!

           Цель:  познакомить детей с графическими изобразительными материалами, возможностями их использования в собственной деятельности;

- развивать творческую активность в создании собственных сюжетных композиций.

Цель. закрепить у детей представление об особенностях средств выразительности, используемых художниками Ю. А. Васнецовым Е. И. Чарушиным.

Материал. Карточки-иллюстрации, изображающие разных животных, выполненные художниками Ю. Васнецовым и Е. Чарушиным (l-й вариант). Большие и маленькие карты (2-й вариант по типу «Лото»).

Ход игры. l-й вариант. Играют З-4 ребенка. У каждого несколько карточек с иллюстрациями двух художников. Детям предлагается разобрать картинки по группам, т. е. в одну группу рисунок Чарушина, в другую – Васнецова. Объяснить, почему так подобрали. Как узнали?

 

 2-й вариант. Игра по типу «Лото». Детям раздаются большие карты – по одной каждому. В углу карты изображено одно животное (например, заяц), нарисованное Ю. Васнецовым или Е. Чарушиным. У воспитателя маленькие карточки с изображениями животных, выполненными тем или иным художником. Воспитатель показывает карточку и спрашивает: «Кто нарисовал меня?» Дети, посмотрев на свою карту, определяют по манере изображения, кто художник, и поднимают руку. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою карту.

Цель. Поупражнять детей в видении своеобразия художественного языка двух иллюстраторов – Ю. Васнецова и Е Чарушина.

Материал. Два нарисованных домика-книжки в стиле Ю. Васнецова (декоративная манера) и Е. Чарyшина (реалистическая манера). На коньке каждого дома нарисован в манере определенного художника петушок.  Ход игры.

Играют 3-4 ребенка. Воспитатель расставляет на противоположных концах домики, а в центр стола кладет рисунки зверей, выполненные Чарушиным и Васнецовым.

Воспитатель: «Дети, послушайте, что однажды случилось в детском саду.

На книжной полке стояли очень интересные книжки, в них рисунки разных животных, нарисованные художниками Чарушиным и Васнецовым. Днем эти книжки рассматривали дети, и животным – зайчикам, лисичкам, серым волкам, мишкам – очень нравилось, что на них так внимательно смотрят, любуются ими. Но пришел вечер, потом ночь, и уже никто на них не смотрел. Скучно им стало. Вот они все и выпрыгнули из книжек, собрались вместе и стали друг перед другом хвастаться. Одни кричали: «Мы сказочные, мы нарядны», а другие говорили: «Зато мы как настоящие!» Стали они хороводы водить да танцевать. Так развеселились, что и забыли, в какой книжке, в каком домике они живут. Пришло утро, а звери так и не могли узнать свой дом. Они очень растерялись, перепугались и перепутались. Сидят все вместе и горюют. Поможем им свои дома-книжки отыскать? Давайте сначала домики рассмотрим. Это что за дом? (Показываем дом-книжку, нарисованный в стиле Ю. Васнецова.) Да, это сказочный теремок. А как он расписан? Какие на нем узоры? Вот какой сказочный! И кто же его нарисовал? (Ю. Васнецов.) А это что за дом? (Дом-книжка, нарисованный в стиле Е. Чарyшина.) Как настоящая избушка лесника. Здесь могут жить лесные звери, которых лечит и подкармливает лесник. Как избушка нарисована? Похожа на настоящий дом? Кто его мог нарисовать? (Е. Чарyшин.)

А сейчас попробуем помочь животным, показать каждому его дом. Дети по очереди выполняют задание, при этом рассказывают, почему они относят то или иное животное к определенному домику.

По выполнении задания воспитатель говорит детям: «Вот мы и помогли животным найти свои книжки-дома. То-то они радуются! А еще они довольны потому, что вы правильно узнали, какой художник их нарисовал! А мы сейчас споем им песенки и прочитаем стихи про них».

Цель. Развивать у детей наблюдательность, умение узнавать по позе, жесту характер героя и рассказывать, какой он.

Материал. Силуэтные фигурки в разных эмоциональных состояниях.

Ход игры. Дети сидят перед экраном, освещенным сзади, и воспитатель демонстрирует вырезанную из бумаги крупную фигурку.

Ход игры.

Воспитатель: «Дети, сейчас мы с вами посмотрим театр теней. На экране будут появляться герои, а вы попробуйте их узнать – они из знакомых вам книг. Нужно рассказать, кто это; какой герой – добрый или злой; объяснить, как догадались». При демонстрации, если дети затрудняются, можно подсказать им, высказавшись от лица героя, что он хочет делать или с кем собирается встретиться. Если герой из книги, можно предложить найти книжку, в которой он действует. Книги нужно расположить близко от детей. Показать действия и настроения героев можно, используя веселые и добрые картинки животных.

Цель: соотносить содержание потешки с иллюстрацией. Закрепить у детей представление о связи рисунка в книге с текстом. Развивать зрительное восприятие, учить видеть творческую манеру изображения художника, его умение по-своему раскрывать текст, обогащая его изобразительно.

Материал. Иллюстрации художников Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева к потешкам, с которыми дети знакомы; можно взять и несколько новых.

Организация. Дети сидят за столами, у каждого набор иллюстраций названных художников.

l-й вариант. Воспитатель объясняет детям игру: «Дети, перед вами лежат разные иллюстрации, посмотрите, как их много, некоторые вам уже знакомы, а другие нет. Я сейчас буду читать вам потешки, а вы постарайтесь найти иллюстрацию к прочитанной потешке и покажите мне ее. Слушайте. (Читает потешку):

Ваня, Ваня-простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Найдем иллюстрацию к этой потешке.

Дети находят и показывают. Воспитатель спрашивает детей, как они догадались. Ребенок объясняет. Воспитатель: «А как зовут художника, который нарисовал эту потешку? (Ю. Васнецов.) Как догадались? (Говорят об особенности манеры изображения художника.) Расскажите мне, что придумал художник и чего нет в тексте? (Читаем потешку еще раз.) О чем не говорится в потешке? (О деревне, о тучках, о том, что растет в огороде, о цветах, о вороне; о том, как одет Ваня, что он держит в руках; о том, какая красивая лошадь.) Интересно придумал художник? Как красиво он подобрал краски! Послушаем новую потешку. Найдите эту иллюстрацию:

Ходит кот по лавочке,

Водит кошку за лапочки:

Топы, топы по лавочке!

Цапы, цапы за лапочки!

Дети находят. Воспитатель спрашивает, как догадались?

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть рисунок и рассказать, что интересного придумал художник. Читаем потешку еще раз. Дети рассказывают о находках художника. (Котик большой, черный, глаза желтые, усы большие. На нем рубашка голубая с красным пояском, белый нарядный бантик. Кошечка поменьше, беленькая, в нарядной узорчатой юбке, она вся в бантиках, красные сапожки на лапочках. Видно, что она радуется, довольна, даже язычок высунула. Очень нарядная лавочка. Под лавочкой много маленьких черненьких котят, все в рубашечках оранжевых, танцуют, бегают, с цветочками играют. Лавочка стоит у расписного окошка, вверху петушок нарисован, а по бокам его цветы красивые и птички.)

Воспитатель: «Вот удивительный рисунок! А как вы думаете, какой художник его нарисовал? (Ю. Васнецов.) Как догадались? «Читает следующую шутку- потешку – «Самолет»:

Вот машина так машина:

Нет ни пара, ни бензина,

Не пыхтит, не дымит,

Только крыльями шумит.

Воспитатель предлагает детям найти иллюстрацию к потешке.

Затем идет разговор о том, что интересного придумал художник, о чем не говорится в тексте. Предлагается узнать, кто нарисовал иллюстрацию к потешке (Е. Чарушина), поговорить о том, как дети догадались. Если дети затрудняются в ответе, можно показать знакомые им книги, иллюстрированные художником «Детки в клетке», «Птицы» и др.). Читается другая потешка – «Трус»:

Зайку спрашивает еж:

«Что ты, заинька, ревешь?»

«Очень я перепугался,

С диким зверем повстречался.

Он зеленый, пучеглазый.

Не видал таких ни разу».

– С кем это встретился зайчик? (С лягушкой.) Найдем иллюстрацию к этой потешке и расскажем о ней. Какой художник ее нарисовал? Как догадались? Затем читается следующая потешка, например «Барабек» К. Чуковского:

Рабин Бобин Барабек скушал сорок человек, и корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал башню,

Скушал дом

И кузницу с кузнецом.

А потом и говорит:

«У меня живот болит!»

Снова дети находят иллюстрацию к потешке, рассматривают ее, выясняя, кто ее нарисовал. (В. Сутеев.) Затем читаются еще 2-3 потешки. В конце воспитатель одобряет работу детей.

2-й вариант игры возможен, когда дети знают потешки наизусть. Здесь воспитатель показывает иллюстрацию, спрашивает, кто из художников ее нарисовал, затем предлагает ребенку рассказать потешку. Правильно отгадавшему художника и рассказавшему всю потешку дается поощрительный приз.