Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чтение сказки «Вершки и корешки»
план-конспект занятия по художественной литературе по теме

Федоренко Елена Геннадиевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности  «Чтение сказки «Вершки и корешки»

  Подготовила: воспитатель: Федоренко Елена Геннадиевна

  Программные задачи: Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_2.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  «Чтение сказки «Вершки и корешки»

  Подготовила  воспитатель: Федоренко Елена Геннадиевна

  Программные задачи: Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

   Словарь: потешка, вершки, дуброва, ботва, воз, рожь, урожай, сеять, пахать, жать, заломать, накопать, натаскать, срезать, народная, злой. сильный, ленивый.

   Методы и приемы: чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа, поощрение, сюрпризный момент, пословицы о труде.

  1. Организационный момент

Ребята посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.

Дети. Здравствуйте.

Наша беседа совсем неслучайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.

 - Ребята, приготовьте ладошку, поставьте на нее пальчик, а теперь повторяйте за мной все движения и слова.

Сорока-ворона кашу варила,          водят пальцем по ладошке                                         

            Деток кормила.

           Этому дала, он дрова рубил.          Загибают по очереди пальцы

           Этому дала, он дрова носил.

           Этому дала, он печку топил.

           Этому дала, он воду носил.

           А этому не дала, он дрова не рубил,    грозят пальчиком

          Печку не топил, воду не носил,

         Сиди голодный.

   - Что мы с вами рассказали? (Дети: Стихотворение) Это русская народная потешка. Как вы понимаете слово «потешка»? (Дети: Сказка) Для чего она нужна? Развлекать или раньше говорили потешать малышей. Потеха от слова потешать. Русский народ сочинял не только потешки, сказки, чтобы занимать своих детей. С давних времен люди рассказывали их своим детям, те вырастали и рассказывали своим, и так далее. Вот так сказки и дошли до наших дней. Эти старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня я познакомлю вас с русской сказкой «Вершки и корешки».

   Слушайте внимательно. Я буду задавать вопросы.

  1. Чтение сказки

  - В тексте нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает? (Это то, что у растений находится над землей.) А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой. Показываю картинку (Морковь).

   «Положил мужик репу на воз и повез в город». Что это за «воз» такой? (Дети: Телега) А как вы понимаете выражения «жать рожь»? (Дети: Убирать урожай)

  1. Беседа по содержанию сказки

  - Как называется сказка? (Дети: «Вершки и корешки»)

  - Кто ее сочинил? (Дети: Народ)

 - Значит это … русская народная сказка.

 - Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? (Дети: Он жадный, злой, ленивый, глупый)

 - Давайте вспомним, что делал в сказке медведь. (Дети: Грозился: «Мужик, я тебя заломаю». Договорился с мужиком и ушел в дуброву. Пришел свою долю забирать. Как репу попробовал, так грозно заревел. Дожидался, когда мужик опять приедет за урожаем и стал требовать свою долю).

 - А что можно сказать о мужике? (Дети: Мужик умный, обхитрил медведя)

 - Чем он занимался в сказке? (Дети: Репу сеет. Пашет да работает, Репу копает. Репу наклал на воз и повез в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал жать).

 - Как одним словом назвать все, что он делал? (Дети: Трудился).

 - Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз? (Дети: Медведю – вершки, себе – корешки)

 - А во второй? (Дети: Медведю – корешки, а себе – вершки)

 - Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его? (Дети: Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому что тот ему не помогал)

 - Кто в сказке вышел победителем? (Дети: Победителем в сказке оказался мужик)

 - Почему сильного медведя победил слабый мужик? (Дети: Потому что мужик был умным. А еще, в сказке добро побеждает зло)

 - В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В народе есть такая пословица: «Разум силу победит». Что такое «разум»? (Дети: Разум – это ум) Кто повторит пословицу? Что она означает? (Дети: она означает, что умный может победить сильного) А другая пословица говорит: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться».  Как вы ее понимаете? (Дети: Для того, чтобы добиться хлеба и любой другой еды, надо потрудиться)

            4. Физминутка: речь с движением «В огороде»

 - У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.

В огород пойдем,                          идут по кругу, взявшись за руки

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем,            имитация движений

И картошки накапаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,     показывают круг

Щавеля нарвем немножко                      имитируют

И вернемся по дорожке.                Идут по кругу взявшись за руки

  1. Дидактическая игра «Вершки и корешки»

 - В сказке медведь показан глупым, а был бы чуть-чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких – корешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все вершки и корешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все ве5ршки и корешки? Сейчас проверим.

               Воспитатель на фланелеграф выставляет вершки (картинки) со словами: «Вершок - вершок, где твой корешок?» Ребенок находит подходящий корешок – овощ (картинку) и подставляет, называя его: Вот, это морковь. И так далее.

  1. Давайте вспомним, какую сказку мы слушал? («Вершки и корешки»). А чтобы вы не забыли сказку, вы раскрасите репку, а дома родным расскажите сказку.

Берем стульчики и садимся за столы. Раскрашиваем репки.

  1. Подведение итогов. Оценка работы детей.

- Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. (Дети: Играли с пальчиками. Слушали сказку «Вершки и корешки». Играли в игру «Урожай!». Находили вершки и корешки, раскрашивали репку).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Конспект непосредственно образовательной деятельности чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Чтение сказки «Снегурочка"

Конспект  непосредственно образовательной деятельности Чтение сказки «Снегурочка»Подготовил : воспитатель: Федоренко Елена  ГеннадиевнаЦели: учить воспринимать художес...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Чтение художественной литературы" по мотивам сказки "Дюймовочка".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Чтение художественной литературы" по мотивам сказки "Дюймовочка"....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности чтение художественной литературы в средней группе Тема рассказ С. Алексеева «Я Большой»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности чтение художественной литературы в средней группеТема рассказ  С. Алексеева«Я Большой» Цель: Воспитание чувства патриот...