Тема: «Ознакомление дошкольников с детской книжной графикой»
статья по художественной литературе на тему

      Для приобщения детей к художественной культуре, для привития

 им художественного вкуса, эстетической взыскательности, была создана система педагогической работы по ознакомлению детей 3 – 7 лет с книжной графикой, разработанная в соответствии с программой развития и воспитания детей «Детство» на кафедре дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета. Автор системы «Детям о книжной графике», Н.А. Курочкина.

     Система представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники

 печати и иллюстрации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_rabot_serebryakova.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ознакомление дошкольников с детской книжной графикой»

      Для приобщения детей к художественной культуре, для привития

 им художественного вкуса, эстетической взыскательности, была создана система педагогической работы по ознакомлению детей 3 – 7 лет с книжной графикой, разработанная в соответствии с программой развития и воспитания детей «Детство» на кафедре дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета. Автор системы «Детям о книжной графике», Н.А. Курочкина.

     Система представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники

 печати и иллюстрации.

      Рассматривая иллюстрации с детьми, мы формируем в детях любовь к

 прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь

 к Родине.  Картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости. В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несёт в себе высокие художественные образы, дающие ребёнку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.

       Рассматривая иллюстрации, я хочу активизировать своё внимание не

 только на нравственное и эстетическое воспитание ребёнка, но и на развитие связной речи. Рассматривание всегда сопровождается обсуждением, рассказом, пересказом.

       Так же в своей работе с детьми по ознакомлению с детской книжной графикой я включила работу по составлению детьми сказок, сочинительство продолжений уже известным сказкам и рисование иллюстраций к сказкам, составление своих мини – книг.

      Художественное развитие – сложный и длительный процесс, и начинается он в раннем дошкольном возрасте. В этот период интенсивно

 развивается эстетическое восприятие, формируется художественный вкус.

Анализ педагогической литературы даёт основание сделать вывод о том, что

в дошкольном возрасте происходит становление и формирование разных

видов художественной деятельности: музыкальной, изобразительной,

 художественно – речевой.

В работе с детьми по ознакомлению с детской  книжной графикой  над развитием у детей интереса к книге, книжной иллюстрации, я

решаю следующие задачи:

прививаю любовь к художественной литературе; идёт развитие сравнительного анализа; развитие зрительной наблюдательности; учу общаться по поводу увиденного; учу определять жанровый характер произведения; показываю роль и выразительность точки, линии, штриха, контура или силуэта; знакомлю с цветом как средством передачи настроения.

Очень большое значение при формировании высших психических функций у детей имеет организация предметно – пространственной развивающей среды в групповом помещении.

Поэтому свою работу я начала с организации в группе развивающей среды, которая успешно способствует освоению детей детской книжной графикой.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению у  дошкольника чувства уверенности в себе, даёт ему возможность испытывать и использовать способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Для наилучшего эффекта я использую следующее:

предметные и сюжетные картинки по художественным произведениям; объёмные иллюстрации различных художников графиков.

В уголке изобразительного искусства имеются  различные изобразительные материалы: простые карандаши твёрдые и мягкие, мелки, фломастеры, цветные карандаши, шариковые ручки, восковые и масляные мелки, трафареты, шаблоны, книжки – раскраски, образцы штрихов и способов штриховки.

Имеется уголок художественной литературы для свободного просматривания иллюстраций самостоятельно и под руководством педагога; различные виды театра (пальчиковый, теневой, настольный, кукольный), а так же костюмы маски, атрибуты для обыгрывания сказок.

Внимательно рассматривая иллюстрации, дети учатся  «читать рисунки», узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них. При рассматривании рисунков обращаем внимание детей на некоторые средства художественной выразительности – форму, строение, позу, жест, фактуру поверхности (пушистый, лохматый и т.д), цвет, положение в пространстве. Учимся подражать голосам, позам, движениям животных, птиц. Стараюсь  доступно объяснить детям значение рисунков в книге, рассказывать, кто их создаёт. При этом у детей развивается художественный вкус.

Большое значение уделяется пересказу художественной литературы по иллюстрациям. Ребёнок выстраивает в единую цепь всю серию иллюстраций, при этом сопровождая пересказом свои действия. Этот вид пересказа способствует развитию внимания, памяти и связной речи.

В своей работе я использую и подвижные игры, где с помощью жестов, мимики, движений, дети обыгрывают  сюжеты иллюстраций, к каким – либо сказкам. Такие игры развивают воображение, память, творческие способности.

Дети самостоятельно и под моим руководством обыгрывают сказки.

Инсценировки сказок способствуют развитию творческих способностей, развитию связной и выразительной речи.

Особое внимание  уделяется сочинению сказок и иллюстрирование их. Все сочинённые  сказки собранны в сборник. Сочинение и иллюстрирование этих сказок развивается память, связную речь, воображение, эстетический вкус, творческие способности, умение строить сюжет. Иллюстрируя сказки, дети перевоплощаются в художников иллюстраторов. Наряду с нравственными, эстетическими, творческими качествами у детей развивается любовь к изобразительному искусству, развивается пальцевая моторика, воображение.

   Не последнее место в работе с детьми занимает развитие мелкой

моторики, что положительно сказывается на развитии речи, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, подготовки руки к обучению письму, развития воображения.  В развитии мелкой моторики, я использую штриховку. Дети раскрашивают книжки – раскраски, рисуют по точкам, в рисовании используют различные виды штрихов, пользуясь различными графическими материалами.

Сегодня перед различными образовательными организациями ( детским садом, школой, библиотекой, учреждениями дополнительного образования) как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читателя.

       Социологические исследования в нашей стране и за рубежом ( Материалы Международной научной конференции «Детское чтение на рубеже веков. Проблемы. Исследования. Прогнозы»// «Библиотека». – 2000. - №6; Материалы Конгресса в поддержку чтения, 2001 г.) выявили такие негативные тенденции:

  • Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков;
  • Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео- и аудиотехника практически вытеснили книгу из их жизни;
  • Подмена подлинной детской художественной литературы «суррогатами» массовой культуры и т.д.

       Чтобы избежать таких проблем, следует начать знакомить ребёнка с книгой как можно раньше – задолго до того, как он сам научиться читать. «Только книга может обогатить мир ребёнка, сделать его интересным, полным необычных открытий и наслаждений новым знанием. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Ждать праздника ума и души от общения с нею» (З.А.Гриценко).

  Маленький ребёнок в детском саду и книга… Как сделать их первую встречу яркой и запоминающейся? Как «влюбить» ребёнка – дошкольника в художественную литературу так, чтобы он стал её пленником на всю жизнь?

 Несомненно, это проблема заинтересовала меня, как педагога дошкольного учреждения. В современных программах воспитания и развития детей дошкольного возраста предусмотрено их знакомство с художественной литературой, определены формы и методы этой работы.

   Вот уже несколько лет наш детский сад работает по программе «ДЕТСТВО». В разделе программы «Ознакомление с художественной литературой» определены задачи приобщения детей к книге, чтению.

    Понимая особую значимость сказки в развитии ребёнка, я с большим интересом отнеслась к их подбору: у нас есть русские народные и авторские сказки, сказки народов ближнего и дальнего зарубежья.

При отборе книг я уделяю внимание не только содержанию, но и художественному оформлению: детская книга должна быть привлекательной, яркой и воспитывать вкус. В нашей детской библиотеке есть книжки-игрушки и книжки –картинки для детей раннего возраста, книжки-панорамы; с ними можно и поиграть, а это для малышей, как известно, очень важно.

            Учитывая психологические особенности детей-дошкольников, в библиотеку «поселили» удивительную куклу – Гошу – книгоношу (это имя дети придумали сами.) Он встречает детей в библиотеке, готовит для них «сюрпризы», приносит новые издания, учит правильному обращению с книгой.

 К сожалению, в наш век новых  информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. «Жить сегодня интереснее, чем читать», - говорят они и активно живут в «другой цивилизации», где источников знаний много. Книга только один из них. Но не следует забывать: очень важный! Почему?

                      Как утверждают специалисты, с одной стороны, телевидение пробуждает интерес к окружающему; например, мультфильм может стать стимулом к прочтению книги: после просмотра легче воспринимается сложный книжный текст. С другой стороны, ребёнок, уже наизусть зная содержание произведения «по мультику», отказывается читать книгу. Кроме того, частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. Телевидение приучает употреблять готовые схемы и образы: дети, которые много смотрят телевизор, книгам предпочитают комиксы, у них отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности.

     Книга же, напротив даёт возможность домыслить, «дофантазировать».

 

   

   

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с детской литературой.

Приемы и методы работы по ознакомлению дошкольников с детской литературой(отечественной и зарубежной)....

конспект занятия: "Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью, графикой, скульптурой как часть патриотического воспитания".

         Знание живописи необходимо для воспитания любви к родной земле, русской природе, к «малой» Родине и Отечеству, для формирования гражданской позиции растущего ч...

Детская книжная графика Раисы Михайловны Бардиной - Шпирко

Иллюстрации к детским книгам иркутской художницы Р. Бардиной. Фотографии с ее персональной выставки в г.Иркутске. Картины и графика....

Конспект НОД по приобщению к художественной литературе через детскую книжную графику в старшей группе Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» по ролям

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская областьКонспект НОД по приобщению к ху...

Конспект НОД по приобщению к художественной литературе через детскую книжную графику в подготовительной группе Тема: «Иллюстрации к продолжению русской народной сказке «Колобок»

Серебрякова Татьяна Александровнавоспитатель высшей квалификационной категорииМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребёнкадетский сада №4 «Золотой ключик&r...