Заучивание стихотворения "Осень"
план-конспект занятия по художественной литературе на тему

Апука Светлана Валентиновна

НОД по образовательной области "Чтение художественной литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Заучивание стихотворения И. Белоусова "Осень"

Цель. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение

И. А.  Белоусова "Осень" (в сокращении). Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно. Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.   Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Ход занятия

Игра «Один — много»

 - Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один — много».

 Я называю цветок, а тот, кому я бросаю мяч,  должен сказать, как мы скажем, когда их много.

Пион – пионы

Астра - астры

Ромашка – ромашки

Василек – васильки

 Мак – маки

 Лилия – лилии

 Одуванчик – одуванчики

Роза – розы

Подснежник – подснежники

Ландыш – ландыши

Нарцисс — нарциссы

Тюльпан – тюльпаны

Гвоздика – гвоздики

Фиалка – фиалки

Петуния – петунии

Георгин – георгины

Ирис - ирисы

Дети садятся  на стульчик

- Отгадайте – ка загадку

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен.
Я - ...

Сегодня я вас познакомлю со  стихотворением  про осень, написал его Иван Алексеевич Белоусов. «Осень».

-Помните, когда мы с вами искали приметы осени, я читала вам строчки стихотворения Ивана Алексеевича Белоусова "Осень", вот  послушайте

Садик мой веселый,

Где ж твои цветы?

Под дождем осенним

Изменился ты!

Ветер злой, холодный

Листья оборвал,

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Жди – весна вернется,

Зацветешь опять!

Сегодня, ребята, мы будем заучивать это стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте. Педагог повторно читает стихотворение, затем уточняет:

 

- Садик, был какой… (веселый).

- Почему садик был веселый? (Цвели цветы.)

-  Кто изменил веселый садик? (Осенний дождь.)

Подумайте, почему, читая последние две строчки, поэт  Иван Алексеевич делает акцент на слове изменился . (Совсем другой садик увидел поэт и удивился.)

Садик мой веселый,

Где ж твои цветы?

Под дождем осенним

Изменился ты!

Ветер злой, холодный

Листья оборвал,

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

- Ветер какой? (Ветер злой, холодный.) 

- Листья (оборвал),

-  по дорожкам… (грязным) 

- все их…(разбросал) .

- Я еще раз  повторю первое и  второе четверостишие, а вы очень тихо проговаривайте стихотворные строчки вместе со мной.

 Затем 2–3 ребенка самостоятельно читают четверостишие.

Педагог читает первые два четверостишия и присоединяет к ним третье. 

Садик мой веселый,

Где ж твои цветы?

Под дождем осенним

Изменился ты!

Ветер злой, холодный

Листья оборвал,

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Жди – весна вернется,

Зацветешь опять!

Просит двух-трех детей

-  Алина, проговори  первые две строчки, как бы ты спросила.

Воспитатель оценивает декламацию, отмечает, у кого из детей она получилась интереснее и правильнее (точнее).

 -Даша, повтори  вопрос автора, обращенный к садику.  ( Как тебя утешить,

Что тебе сказать?)

-А вот последние строчки стихотворения – утвердительные, все закончится хорошо. Весна вернется и садик зацветет опять.

- Осенью очень часто меняется погода, то светит солнышко, то идет дождь.

- Вдруг закрыли небо тучи,       (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть      (Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.         (Ходьба на месте, высоко поднимая колени) (Игра повторяется два раза)

-Вернемся к нашему стихотворению.

После чтения воспитатель предлагает прочитать стихотворение, используя разные приемы.

  • Ребята, я буду читать, а те, кто запомнил слова, вместе со мной повторяет (1-2 раза).
  • Я предлагаю вам читать стихотворение цепочкой по строчке. Если у кого-то возникли трудности, остальные ребята могут помочь (1-2 раза).

- А вы знаете о том, что одно и то же слово в стихотворении можно прочитать по-разному и тогда стихотворные строчки будут восприниматься иначе.

Вот например,  слово жди, можно  сначала сказать  громче обычного и с утвердительной интонацией ("Жди"), а можно – нараспев с утешительной интонацией. ("Жди-и-и".)

Давайте вместе  поупражняемся в выразительном чтении последнего четверостишия.

Жди – весна вернется,

Зацветешь опять!

Я прочитаю читает произведение еще раз, а вы шёпотом читайте его вместе со мной.

- Иван Алексеевич Белоусов. «Осень».

Садик мой веселый,

Где ж твои цветы?

Под дождем осенним

Изменился ты!

Ветер злой, холодный

Листья оборвал,

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Жди – весна вернется,

Зацветешь опять!

- Запомнили? Кто смелый, и расскажет нам выразительно? (индивидуальные ответы детей 5-6 человек.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для обучения заучивания стихотворений детей с ОНР.

В статье рассматриваются  затруднения, которые испытывают дети с ОНР в усвоении заданий по развитию речи, заучивании стихотворений.  А эффективным коррекционным средством служат приёмы мнемо...

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений

Материал содержит мнемотаблицы к стихотворениям и загадкам....

Использование мнемосхем при заучивании стихов, составлении загадок.

Консультация  для педагогов в форме презентации....

Заучивание стихотворений по мнемотаблицам

Использование мнемотаблицы в качестве опорных сигналов для при заучивании стихотворений...

Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор

При заучивании стихов с детьми - логопатами наиболее эффективно использование метода иллюстраций....

Заучивание стихотворений .

Произвольное запоминание-это внутренняя, интеллектуальная работа,помогающая ребёнку обогащению речи,интенсивному развитию эстетических чувств-чувства поэзии,прекрасного в языке,укреплению образной пам...

консультаия для воспитателей на тему" Методика заучивания стихотворения с детьми дошкольного возраста"

1. Подбор стихотворений для заучивания 2.Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений 3.Структура занятий 4.Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах...