Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор
статья по логопедии по теме

При заучивании стихов с детьми - логопатами наиболее эффективно использование метода иллюстраций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon log.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №52 «Сказка»

города Набережные Челны Республики Татарстан

«Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор»

Подготовила:

Учитель-логопед

I кв. категории

Корчеганова

Галина Борисовна

        В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться с взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле- и радиопередачи. Особенно это актуально для детей с речевыми нарушениями, отличающихся низким уровнем внимания, трудностями припоминания, сниженными вербальной памятью и продуктивностью запоминания, слабым развитием наглядно – образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.

        Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь проблемного ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно - иллюстративный материал.

        Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк

        Заучивание стихов – один из испытанных приемов развития речи, но легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объем запоминаемой информации, быстрота и точность запоминания, а также время хранения информации. Память дошкольника развивается постепенно. С возрастом увеличивается роль опосредованной памяти: чем старше становится ребенок, тем больше количество материала усваивается именно благодаря этому виду памяти.

        Исследования психологов подтверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8–1 раз повторить стихотворение и 2–3 раза припоминать в дальнейшем.

        Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать дополнительные приемы, т.е. дошкольники должны учить стихи с опорой на наглядно – иллюстративный материал. Интересен в этом плане опыт педагогов Н.М. Гордеевой  и Н.Е. Васюковой, рекомендующих детям 3-5 и 5-7 лет стихи Г. Лагздынь и песенки народов мира по сериям картинок -  иллюстраций.

   Многолетний опыт работы позволил накопить и систематизировать для детей старшего дошкольного возраста целую серию великолепных стихов отечественных поэтов. Для большей эффективности была проведена классификация их с учетом лексических тем и подобран наглядно - иллюстративный  материал, используемый в качестве зрительных опор. Накопленный материал распределяется по возрастным группам.

        Отбирая стихи для заучивания, следует учитывать пожелания японского ученого Масару Ибука: они должны воспитывать в ребенке благородные чувства, быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнили.  А.М. Бородич поясняет: в отобранных стихах строки должны быть понятными, чаще веселыми, насыщенными действиями и событиями, написанные живым языком, с веселыми картинками, простыми рифмами и позитивным настроением.

        На наш взгляд, при заучивании стихов с детьми – логопатами, наиболее эффективно использование метода иллюстраций, позволяющего логически запомнить текст через смысловое соотнесение, иначе говоря, логическое запоминание текста. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование опосредованной памяти. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнит ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Согласно методу иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

        Так через зрительные опоры – картинки для детей материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает вспомнить сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.

        На этапе заучивания стихотворения с помощью цельной «ленты» из серии картинок – зрительных образов отражается его содержание. На последующих этапах работы с целью усложнения стих – иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки – фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность.

        Таким образом, дети учатся быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки – иллюстрации, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

        Опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстраций, с помощью зрительных опор, позволяет поддерживать у детей с проблемами в развитии речи интерес к авторским стихам даже при их многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает понимание текста детьми – логопатами, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти, повышает эффективность заучивания стихов: значительно сокращает время заучивания, облегчает его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов, т.е. качество кратко- и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление, способности к замещению, активизируется речь в целом: пассивный словарь переходит в разряд активного, побуждая к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащается словарный запас. Кроме того , зрительные опоры в виде картинок – иллюстраций позволяют сократить  энергетические и временные затраты со стороны детей, педагогов и родителей, оказывая им существенную помощь в ходе данной работы.

Список использованной литературы

  1. Алябьева Е.А. Как научить ребенка запоминать стихи. М.: ООО «ТЦ Сфера»,2010 г.
  2. Нищаева Н.В. Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. М.: издательство «Детство – Пресс»,2002 г.
  3. Бакаева М.Н. Развитие речи детей дошкольного возраста. Научно - методический журнал «Логопед»,№7 М.: ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нескучное занятие (заучивание стихов с помощью собственных рисунков)

В этой брошюре  предлагаются схематические рисунки, используемые на занятиях по заучиванию стихов, которые позволяют быстро, легко, а главное в увлекательной для детей форме исключать пробл...

Заучивание стихов с помощью мнемотехники

Этот пальчик -бабушка, Этот пальчик -дедушка, Этот пальчик- мамочка,Этот пальчик -папочка,Этот пальчик -я. Вот и вся моя семья....

УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА

Результаты экспериментальных исследований по гендерным особенностям развития опосредованной памяти старших дошкольников и предложения по разработке программы...

«Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор»

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле- и радиопередачи. Особе...

Технологическая карта образовательной мастерской «Заучивание стихов с помощью мнемотехники»

Технологическая карта образовательной мастерской «Заучивание стихов с помощью мнемотехники»...

Заучивание стихов с помощью мнемотехники

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной речи....

Заучивание стихов при помощи мнемотаблиц .Семинар-практикум для воспитателей

Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений.Задачи:Развивающие:• развивать память;• зрительное внимание,• образное мышление,• связную реч...


 

Комментарии

К тексту замечаний нет. Но это только текст, а где хотя бы один пример с иллюстрациями? Получился бы очень интересный материал. А так скучновато.