«Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор»
презентация по развитию речи

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле- и радиопередачи. Особенно это актуально для современных детей, отличающихся низкими уровнем внимания, трудностями припоминания, сниженными вербальной памятью и продуктивностью запоминания, слабым развитием наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеОписание: C:\Users\Пользователь\Desktop\ЛОГОТИП.jpg

«Детский сад №15 «Колосок»

города Губкина Белгородской области

Мастер-класс

«Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор»

Подготовила

Учитель-логопед

Малышева Светлана Александровна

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле- и радиопередачи. Особенно это актуально для современных детей, отличающихся низкими уровнем внимания, трудностями припоминания, сниженными вербальной памятью и продуктивностью запоминания, слабым развитием наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.

 Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно- иллюстративный материал, фигуры – заместители, опорные схемы.

 Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.

 Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи, но легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объем запоминаемой информации, быстрота и точность запоминания, а также время хранения информации. Память дошкольника развивается постепенно. С возрастом увеличивается роль опосредованной памяти: чем старше становится ребенок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря этому виду памяти. С 5 лет уже можно развивать опосредованную память, которая представляет собой особую деятельность ума, специально направленную на запоминание чего-либо и связанную с использованием особых приемов запоминания.

 Исследования психологов подтверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8—10 раз (не на одном занятии) повторить стихотворение и 2—3 раза припомнить в дальнейшем Воспоминание есть прямое следствие визуального образа, который мы «держим» глазами своего воспоминания.

 Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать дополнительные приемы, т.е. дошкольники должны учить стихи с опорой на наглядно-иллюстративный материал. Для детей старшего дошкольного возраста рекомендую  целую серию великолепных стихов отечественных поэтов. Для большей эффективности  необходимо классифицировать их и подобрать наглядно-иллюстративный материал, используемый в качестве зрительных опор.

 Отбирая стихи для заучивания, следует учитывать то, что они должны воспитывать в ребенке благородные чувства, быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнили. В  отобранных стихах строки должны быть понятными, чаще веселыми, насыщенными действиями и событиями, написанные живым языком, с веселыми картинками, простыми рифмами и позитивным настроем.

 При заучивании стихов с детьми, наиболее эффективно использование метода иллюстраций, позволяющего логически запоминать текст через смысловое соотнесение, иначе говоря, логическое запоминание текста. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети дошкольного возраста испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование опосредованной памяти. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий . Согласно методу иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

 Для детей старшей группы каждое стихотворение изображается 4—5 картинками, для детей подготовительной к школе группы — 7—8. Покажем это на примере стихотворения

ЛАСТОЧКА    Алексея Плещеева

 Травка зеленеет, (трава залитая солнцем)

 Солнышко блестит;

 Ласточка с весною (летящая ласточка)

 В сени к нам летит.

 С нею солнце краше

 И весна милей... (изображение весны)

 Прощебечь с дороги

 Нам привет скорей! (ласточка)

 Дам тебе я зерен;

 А ты песню спой (птичка клюет зерно)

 Что из стран далеких

 Принесла с собой  ( изображение далекой страны)

 Так через зрительные опоры — картинки для детей материализуют содержание стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.

 На этапе заучивания стихотворения с помощью цельной «ленты» из серии картинок — зрительных образов отражается его содержание. На последующих этапах работы с целью усложнения стих—иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки — фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность.

 Таким образом, дети учатся быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки — иллюстрации, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

 Заучивание стихов методом иллюстраций, с помощью зрительных опор, позволяет поддерживать у детей интерес к авторским стихам даже при их многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает понимание текста детьми, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти , повышает эффективность заучивания стихов: значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов, т.е. качество кратко- и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению, активизируется речь в целом: пассивный словарь переходит в разряд активного, побуждая к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащается словарный запас. Кроме того, зрительные опоры в виде картинок — иллюстраций позволяют сократить энергетические и временные затраты со стороны детей, педагогов и родителей, оказывая им существенную помощь в ходе данной работы.

Список  использованной и рекомендуемой литературы

 1. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. М., 2004.

 2. Алябьева Е.А. Как научить ребенка запоминать стихи. М., 2010.

 3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981.

 4. Васюкова Н.Е. Он знал все песни наизусть: Учеб.- метод. пособие для чтения взрослыми детям. М., 2007.

 5. Лагздынь Г.Р., Гордеева Н.М. Учим стихи: Учеб. - метод. пособие для чтения взрослыми детям. М., 2004.

 6. Макдональд В. Руководство по субмодальностям. Воронеж, 1994.

 7. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор

При заучивании стихов с детьми - логопатами наиболее эффективно использование метода иллюстраций....

Нескучное занятие (заучивание стихов с помощью собственных рисунков)

В этой брошюре  предлагаются схематические рисунки, используемые на занятиях по заучиванию стихов, которые позволяют быстро, легко, а главное в увлекательной для детей форме исключать пробл...

Заучивание стихов с помощью мнемотехники

Этот пальчик -бабушка, Этот пальчик -дедушка, Этот пальчик- мамочка,Этот пальчик -папочка,Этот пальчик -я. Вот и вся моя семья....

УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА

Результаты экспериментальных исследований по гендерным особенностям развития опосредованной памяти старших дошкольников и предложения по разработке программы...

Технологическая карта образовательной мастерской «Заучивание стихов с помощью мнемотехники»

Технологическая карта образовательной мастерской «Заучивание стихов с помощью мнемотехники»...

Заучивание стихов с помощью мнемотехники

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной речи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ: ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ПОМОЩЬЮ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОПОР В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Консультация по заучиванию стихов с помощью зрительных опор в дошкольном возрасте адресована педагогам и родителям....