Значение художественной литературы в экологическом воспитании старших дошкольников
консультация по художественной литературе (старшая группа) на тему

Модель Елена Федоровна

опыт работы со старшими дошкольниками по экологическому воспитанию с использованием художественной литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение художественной литературы в экологическом воспитании старших дошкольников.

                                                  Педсовет апрель 2018г.

Из опыта работы воспитателя Модель Е.Ф. 

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник мира человечности в человеке. «Годы детства — это, прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой — семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению природоведческой литературы. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей.

В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей после чтения воспитателем художественной литературы, поведенных наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т.е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.

Таким образом, углубление экологических проблем планеты до кризисного состояния возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Экологическое образование и воспитание рассматривается как неотъемлемая часть общего образования.

За годы работы с детьми я убедилась, что чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на воспитание ребенка как личности. Поэтому в своей работе по экологическому воспитанию детей широко использую художественную литературу. Чтение рассказов, стихов, сказок о природе глубоко воздействует на чувства детей. Яркие образы героев - животных надолго сохраняются в их памяти. Книга, прочитанная в детские годы, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.

Для решения задач экологического воспитания я использовала художественные произведения, рекомендуемые программой, а также природоведческую литературу разных жанров, помогающую детям узнать и понять окружающий мир. При отборе художественной литературы руководствовалась следующими принципами:

  1. Доступность произведений детскому пониманию. Произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понято им.
  2. Реалистичность. Важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и др.
  3. Привлекательность для детей. Следует подбирать произведения с интересным сюжетом, насыщенные поэтическими образами.

Исходя из этого, я подобрала соответствующую художественную литературу, которую и использовала в своей работе.

Чтение художественных произведений сочетала с беседой, играми, решением экологических задач. Дети с увлечением отгадывали загадки, решали логические задачи, задачки на удивление, слушали рассказы.

В начале своей работы с детьми старшего дошкольного возраста провела беседу «Наш дом - природа». Чтение стихотворения В. Орлова «Дом под крышей голубой» и его обсуждение помогло детям понять, что человек — часть природы, что надо быть друзьями по отношению к растениям и животным.

Сближение ребенка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть ее красоту. Художественное слово, поэзия помогают открывать детям неповторимую красоту окружающего мира.

Встречая детей по утрам, я не упускаю случая обратить внимание на красоту, которая их окружает: солнце своими лучами будит природу, греет землю, помогает расти всему живому. И чтобы усилить эмоциональное впечатление от общения с солнышком, читаю стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики». А игра с солнечными зайчиками вызывает восторг и удивление, желание узнать больше о солнышке.

На одной из прогулок обратила внимание детей на красоту деревьев, растущих на участке. Прочитала стихотворение А. Прокофьева «Люблю березку русскую», предложила подойти к дереву. Дети любовались зеленой листвой, слушали, как шелестят листочки, гладили руками ствол и радовались, что такое прекрасное дерево растет рядом с ними. На следующей прогулке, подойдя к березе, ребята нашли на ветке письмо. В письме березка просила почитать о ней стихи, спеть песни. Дети с огромным удовольствием водили хоровод вокруг березки, читали ей небольшие стихи. Играя в тени березки, любуясь ею, дети в то же время могли сорвать листок, сломать ветку, не задумываясь о том, что это вредит дереву. Я предложила детям прочитать интересный рассказ С. Воронина «Моя березка». После чтения задала вопрос: «Как вы думаете, деревья живые? Почему вы так считаете?» Зная особенности строения деревьев, ребята ответили, что у каждого дерева есть ствол, веточки и листья, а в земле находятся корни. Ими деревья пьют воду, с их помощью питаются. Значит — они живые. Деревья, как и люди, любят свет и тепло. Без них они не смогут жить. Значит — деревья живые и к ним нужно относиться бережно. Беседа «Деревья нашего участка» позволила расширить представления детей о разновидностях деревьев, научила узнавать деревья по внешнему виду, находить сходства и различия.

Во время прогулки задала вопрос: «Какое дерево вам нравится больше?» Предложила понаблюдать за ним, чтобы понять, как приспосабливаются растения к сезонным изменениям в природе. Наблюдения детей привели к выводу, что изменения в жизни и развитии растений находятся в тесной взаимосвязи с сезонными изменениями в природе. Потеря листвы помогает деревьям выжить в холодную, снежную зиму.

Непосредственное общение с природой играет большую роль в воспитании бережного отношения к ней.

Чтобы расширить представление детей о роли деревьев в жизни человека, познакомила их с понятием — лес. Предложила послушать рассказ Ю.Дмитриева «Что такое лес». В нем в интересной форме дается представление о настоящем лесе. Из рассказа дети узнали, что в настоящем лесу есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Лес - это сообщество растений и животных, проживающие вместе на одной территории. Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Лес — это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. В лесном доме существует строгий порядок. Об этом дети узнали из рассказа М. Пришвина «Этажи леса». Вся лесная живность живет строго «по этажам». Поменяться этажами с соседями, спуститься или подняться им невозможно. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.

Рассказ В. Танасийчук «Цепочки в лесу» раскрывает связь растений и животных друг с другом. В лесу существует множество цепочек. Ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.

Такой подход к изучению природы — то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей — позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Вопрос: Какую елку нарядить на праздник - живую или искусственную?» - не вызвал у детей сомнения в том, как поступить. Рассказ С. Михалкова «Елочка» помогает решить вопрос о праздничной елке.

Постепенно у детей формируется представление о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от нее. В подтверждение этому прочитала воспитанникам сказку В. Бианки «Сова». Из которой дети поняли, что нельзя нарушать связей, сложившихся в природе. Исключение одного из звеньев лесной цепочки ведет к гибели многих животных, растений, т.е. природы, частью которой является человек. Поэтому, чтобы изменить что-то в природе, надо дать оценку своему поведению, т.к. нарушение законов природы может нанести ей непоправимый вред. Рассказ «Олени и хищники» помог детям понять, что это действительно так.

Для закрепления полученных детьми знаний, использовала словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, игра «Пирамидки» («Птицы в природе») развивает умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев, экологическую пирамидку, объяснить к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы. Игра «Меню для птиц», помогла уточнить представления о том, чем питаются пернатые. С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми правил поведения в природе использовала дидактическую игру «Угадай правило».

Чтение рассказов В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», «Почему плачет синичка?» также закрепляет знания детей о культуре поведения в природе, учит правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

В основе отношения человека к окружающему миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть - забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Для формирования гуманного отношения к природе включаем детей в посильную для их возраста практическую деятельность. Вместе с детьми озеленяем уголок природы, посадили огород на подоконнике, с увлечением поливаем, наблюдаем за всходами, разбиваем цветники. Дети не только видят окружающею красоту, но и принимают участие в ее создании. Это вызывает у воспитанников радость, поддерживает положительное эмоциональное состояние, способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Чувство сострадания, сопереживания определяет действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать, попавшим в беду. А активная позиция способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, зимующими птицами. Умение сопереживать и сочувствовать попеременно вырабатывает эмоциональное табу на действие, причиняющее страдание и боль всему живому.

Чтение и обсуждение рассказов В. Танайсичук «Что такое кислый дождь», «Нефть в море», «От чего погибли киты» подводит детей к пониманию, что мы все вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю. Чтобы сохранить природу, не допустить ее гибели нужно знать и соблюдать строгие правила в науке экологии. 

Художественная литература служит могучим средством в экологическом воспитании детей и способствует формированию первых понятий о единстве человека и природы, дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экологическую культуру человека.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

  • сформированы начала экологической культуры детей;

- сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям

природы, экологическое мышление;

  • дети участвуют в пассивной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и закрепляется в процессе практической деятельности и помогает нам в этом незаменимые произведения - рассказы, стихи, сказки русских классиков и современников. Книги учат добру, ответственности, причастности человека ко всему, что его окружает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками

Книга - источник знаний. Из книг дети узнают многое о жизни общества и о природе. Влияет на умственное и нравственное воспитание....

Значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить....

Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развит...

Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть...

Статья "Значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников"

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательн...