Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»
учебно-методический материал по художественной литературе (средняя группа) на тему

Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельности (развивающих, проблемно-речевых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, а также литературных развлечений и театрализованных игр), что нашло отражение в календарно-тематическом плане.  В центре литературно-речевого развития в распоряжении детей программные и внепрограммные произведения. Например, природоведческого, познавательного характера, где дети знакомятся не только с произведениями литературы, а также с иллюстрациями известных художников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»

Ознакомление дошкольников с литературой

Литературная гостиная

«Час литературного чтения»

Возрастная группа детей: 4-5 лет

Составитель: Рыжкова М. В.

2018г.

Пояснительная записка

Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельности (развивающих, проблемно-речевых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, а также литературных развлечений и театрализованных игр), что нашло отражение в календарно-тематическом плане. С учетом средств организации предметно-развивающей среды с целью активизации самостоятельной литературной, художественно-речевой, театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. В центре литературно-речевого развития в распоряжении детей программные и внепрограммные произведения. Например, природоведческого, познавательного характера, где дети знакомятся не только с произведениями литературы, а также с иллюстрациями известных художников.

Задачи:

  1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
  2. Расширять «читательский» опыт за счет разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
  3. Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмента.
  4. Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы, выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
  5. Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности.

Методы: последующая беседа, моделирование, театральные игры, чтение художественной литературы.

Планируемые результаты:

  1. Ребенок внимательно с интересом слушает чтение или рассказывание. Стремится к повторной встрече с произведением, его героями, просит взрослого прочитать новое литературное произведение.
  2. Легко включается в процесс восприятия, охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям, героям, красоте некоторых художественных средств, отвечает на вопросы по содержанию, устанавливает причинные связи, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев, дает им элементарную оценку.
  3. Имеет представление о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица.
  4. Развиты умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: ребенок пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть стихи, потешки, загадки, охотно участвует в играх со звукоподражаниями и рифмами.
  5. Активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисует иллюстрации , лепит и конструирует фигурки для театрализованных игр, создавая интересные образы героев.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Месяцы

Чтение

Рассказ

Пересказ

Заучивание наизусть

Рассказ по картине.

Сентябрь

1

К. Ушинский «Бодливая корова»

Цель: учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы.

Русская народная   сказка

«Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.

2

К. Чуковский «Федорино горе»

Цель:учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. Помочь детям вспомнить и назвать сказки К. И. Чуковского , запомнить фамилию писателя.

М. Горький " Про Иванушку - дурачка".

Цель:Обсудить с детьми поступки и характер главного героя, учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, передавать в речи свои впечатления.

3

Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»

Цель: вызвать интерес к стихотворению и желание его запомнить. Расширять у детей память и внимание, воспитывать доброжелательность, любовь к поэзии.

Картина «Овощи»

Цель: Учить описывать овощи и фрукты правильно их называть, уточнять представления о фруктах и овощах, где они растут..

4

Русская народная   сказка

Сказки «Лисичка – сестричка и волк" обр. М. Булатова.

Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, воспитывать эмоциональное восприятие сказки; передавать интонацией голоса и характер персонажей.

Потешка «Ножки, ножки, где вы были?»

Цель:Знакомить детей с малыми формами фолькора,  расширять представления о грибах.

Октябрь

1

Д. Мамин-Сибиряк "Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост"

Цель. Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.

Картина «Заблудился»

 (с грибами)

Цель: Обогащать представления детей о том, какие  деревья растут в лесу.

Ввести в словарь детей слова «хвойный, лиственный, смешанный».

2

Сказка

«Лиса и козёл»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь.

Шотландская народная песенка «Купите лук» пер. И. Токмаковой

Цель:Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения; нравственный смысл произведения.

Картина «Мы играем в кубики, строим дом»

Цель: Учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы по картине и составлять короткий рассказ.

3

А. Милна «Винни пух и все, все,все»

Цель: вызвать у детей радостное настроение от встречи со сказочными героями; развивать  умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки..

Картина «Кошка с котятами»

Цель: Учить  соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей, активизировать в речи слова, обозначающие действия.

4

Русская народная сказка

 «Лиса, заяц и петух»

Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.

В. Орлов «С базара»

Цель: Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста.

Ноябрь

1

Сказка Д. Биссет " Про мальчика, который рычал на тигров"

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать  и  понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь.

.

Картина «Река замёрзла»

Цель: Развивать эстетическое восприятие картины, связную речь детей;

воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе;

2

Русская народная сказка

" Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; Воспитывать у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду.

В. Орлов  «Почему медведь зимой спит»

Цель:Способствовать формированию умения вести диалог с педагогом, помочь научиться отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.

3

С. Михалков «Дядя Стёпа»

Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений; взаимосвязь описанного с реальностью, развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения

А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…»  

Цель:Конкретизировать знания детей о ветре, учить определять силу ветра, активизировать в речи соответствующие понятия.

4

Сказка М. Горького " Про Иванушку - дурачка".

Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения..

Е. Серов «Одуванчик»

Цель:Учить детей использовать  выразительные средства речи для передачи содержания стихотворения, воспитывать интерес к цветущим растениям, бережное отношение к ним.

Декабрь

1

К. Чуковский «Телефон»

Цель: Продолжать учить детей слушать большую по объему текст, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения.

.

А.Барто «Я знаю, что   надо придумать»

Цель: Закрепить представления детей о сезонных изменениях, происходящих в природе.

2

Ш. Перо " Красная Шапочка".

Цель: Довести до сознания детей замысел сказки, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких

Картина «Катаемся на санках»

Цель: Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины,

называть зимние развлечения,

3

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором» (из поэмы Мороз, Красный нос)

Цель:  познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»; обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста

З. Александрова «Ёлочка»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение

4

А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка»

Цель: знакомство с стихотворением А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка».

Картина «Не боимся мороза»

Учить  подбирать определения к словам снег, зима, снежинки, продолжать учить выделять звуки в словах и правильно произносить.

Январь

1

Литературная сказка Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги )

Цель: Продолжить работу по формированию интереса к книге, учить детей по вопросам воспитателя рассказывать  о характере главных героев, предлагать свои варианты действий.

Песенка «Дед хотел уху сварить…»?

Цель: Развивать чувство ритма, закрепить знания о речных рыбах, способах ловли рыбы (удочкой, сетями)

2

Н. Воронкова «Как ёлку наряжали»

Цель: Учить поддерживать беседу, эмоционально воспринимать литературное произведение

Е. Серова «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»)

Цель: Способствовать эмоциональному восприятию образной основы поэтических произведений. Развивать творческое воображение, выразительность речи.

3

С. Михалков «А что у вас»

Цель: учить проявлять чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением С. Михалкова

Потешка «Идёт лисичка по мосту»

Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы.

Февраль

1

К. Чуковский «Тараканище»

Цель: вспомнить с детьми произведения К. И. Чуковского; вызвать желание прочесть наизусть отрывки из его сказок; воспитывать чувство юмора, познакомить с новым произведением этого автора.        

Картина «Саша и снеговик»

Цель: Способствовать установлению связи между предметами по картине и явлениями.

Учить подбирать прилагательные к существительным: мальчик, погода, снег.

2

Русская народная сказка «Мороз и заяц»

Цель: знакомить с русскими сказками, слушать внимательно.

Ю. Кушак «Оленёнок» заучивание

Цель: вызывать эмоциональный отклик на стихотворение (оленёнок). Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно; воспитывать чувство сопереживания; воспитывать интерес к художественным произведениям.

3

С. Есенин «Поёт зима , аукает» чтение

Цель: Познакомить детей с поэтом С. Есениным,  приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух.

Русская народная сказка «Заяц и ёж»

Цель: учить пересказывать сказку, отвечать на вопросы воспитателя.

4

В. Бороздин «Звездолетчики»

Цель: учить слушать произведение и отвечать на вопросы.

Н. Калинина «Про снежный колобок»

Цель: учить составлять рассказ по опорным картинкам, эмоционально воспринимать литературное произведение.

Март

1

Е.Чарушин «Курочка»

Цель: учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией своё отношение к содержанию; понимать образные выражения.

Картина «Лиса с лисятами»

Цель: Продолжать учить  составлять рассказ, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (лиса).

2

С. Маршак «Багаж»

Цель: учить детей понимать содержание стихотворение его юмористический смысл.

Е. Баратынский «Весна, весна»

Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

3

Русская народная сказка «Кораблик»

Цель: познакомить с русской народной сказкой кораблик.

С. Маршак «Про всё на свете»

Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, вспомнить произведения С. Я. Маршка

4

В. Осеева «Сороки»

Цель: учит слушать тексты, отвечать на вопросы  педагога.

Потешка «Сидит ,сидит зайка»

Цель: учить внимательно слушать потешку, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Апрель

1

Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим».

Цель: учить слушать рассказ, переживать с героями, выделить главную мысль рассказа.

Повторение

Цель: Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года

2

Л.Н. Толстой «У Вари был чиж»

Цель:Учить детей понимать содержание художественного произведения и пересказывать его близко к тексту.

Картина «Коза с козлёнком»

Цели: Формировать умение внимательно рассматривать персонажей ,закрепление в речи названия животных и их детенышей.

3

Л. Толстой «Отец приказал сыновьям…»

Цель: познакомить детей с произведением Л. Н. Толстого, учить внимательно, слушать рассказ; развивать внимание, память; отвечать на вопросы  по содержанию рассказа.

Потешка «Кот на печку пошёл»

Цель: : воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы.

4

Л. Толстой «Мальчик стерёг овец…»

Цель: познакомить детей с произведением Л. Н. Толстого.

В. Берестов «Праздник мам»

Цель :воспитывать у детей добрые чувства по отношению к близким людям

Май

1

Сказка " Три поросенка".

Цель: Познакомить детей с английской сказкой, помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.

Картина «Брат и сестра на качелях « (лето)

Учить высказываться на тему из личного опыта, уточнить понятие качели, учить правильно использовать предлоги и наречия.

2

Про маленького поросёнка Плюха (по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод)

Цель: продолжение чтения глав. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке. Развивать образность и выразительность речи

М. Лермонтов « Спи младенец мой прекрасный».

Цель: заучивание стихотворения наизусть.

3

Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»

Цель: учить слушать художественное произведение формировать представление о героизме солдат.

Потешка «Иди, весна, иди, красна…»

Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать радостному весеннему настроению. Помочь детям понять содержание потешки.

4

В. Бианки « Подкидыш».

Цель: приучить детей внимательно слушать художественное произведение, оценивать поступки героев, учить отвечать на вопросы воспитателя.

Чтение потешки «Солнышко-ведрышко»

Цель: познакомить детей с русской народной потешкой, учить внимательно, слушать и понимать смысл прочитанного произведения, активизировать словарь, ознакомить детей с приметами весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по " Ознакомлению с художественной литературой" в подготовительной группе "Литературная викторина по сказкам"

Конспект занятия по " Ознакомлению с художественной литературой" в подготовительной группе "Литературная викторина по сказкам"...

«Освоение культурного опыта дошкольниками, через встречи в «Музыкальной и литературной гостиной»

Вызов нового времени актуализировал создание оптимальных условий для обогащения социального опыта дошкольников в процессе освоения ценностей культуры. Одним из средств формирования личностных качест...

Дидактическая игра по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи «Литературное лото»

Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но,  к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают...

Ознакомление дошкольников с литературой «Час литературного чтения»

Пояснительная запискаОсвоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совмест...