Ознакомление дошкольников с литературой «Час литературного чтения»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Попова Екатерина Игоревна

Пояснительная записка

Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельности (развивающих, проблемно-речевых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, а также литературных развлечений и театрализованных игр), что нашло отражение в календарно-тематическом плане. С учетом средств организации предметно-развивающей среды с целью активизации самостоятельной литературной, художественно-речевой, театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. В центре литературно-речевого развития в распоряжении детей программные и внепрограммные произведения. Например, природоведческого, познавательного характера, где дети знакомятся не только с произведениями литературы, а также с иллюстрациями известных художников.

Задачи:

  1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
  2. Расширять «читательский» опыт за счет разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
  3. Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмента.
  4. Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы, выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
  5. Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_plan.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»

Ознакомление дошкольников с литературой

Литературная гостиная

«Час литературного чтения»

Возрастная группа детей: 3-4 лет

2018г.

Пояснительная записка

Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельности (развивающих, проблемно-речевых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, а также литературных развлечений и театрализованных игр), что нашло отражение в календарно-тематическом плане. С учетом средств организации предметно-развивающей среды с целью активизации самостоятельной литературной, художественно-речевой, театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. В центре литературно-речевого развития в распоряжении детей программные и внепрограммные произведения. Например, природоведческого, познавательного характера, где дети знакомятся не только с произведениями литературы, а также с иллюстрациями известных художников.

Задачи:

  1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
  2. Расширять «читательский» опыт за счет разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
  3. Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмента.
  4. Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы, выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
  5. Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности.

Методы: последующая беседа, моделирование, театральные игры, чтение художественной литературы.

Планируемые результаты:

  1. Ребенок внимательно с интересом слушает чтение или рассказывание. Стремится к повторной встрече с произведением, его героями, просит взрослого прочитать новое литературное произведение.
  2. Легко включается в процесс восприятия, охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям, героям, красоте некоторых художественных средств, отвечает на вопросы по содержанию, устанавливает причинные связи, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев, дает им элементарную оценку.
  3. Имеет представление о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица.
  4. Развиты умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: ребенок пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть стихи, потешки, загадки, охотно участвует в играх со звукоподражаниями и рифмами.
  5. Активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисует иллюстрации,  лепит и конструирует фигурки для театрализованных игр, создавая интересные образы героев.

Календарно-тематическое планирование

Месяцы

Чтение

Рассказ

Пересказ

Заучивание наизусть

Рассказ по картине.

Сентябрь

1

К. Ушинский «Уточки»

Цель: учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы.

Русская народная   сказка «Коза-дереза»

Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.

2

А. Блок «Зайчик»

Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста.

Русская народная   сказка «Кот, петух и лиса».

Цель: Обсудить с детьми поступки и характер главного героя, учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, передавать в речи свои впечатления.

3

Малые формы фольклора: потешки «Барашенька», «Божья коровка»

Цель: вызвать интерес к стихотворению и желание его запомнить. Расширять у детей память и внимание, воспитывать доброжелательность, любовь к поэзии.

Картина «Овощи»

Цель: Учить описывать овощи и фрукты правильно их называть, уточнять представления о фруктах и овощах, где они растут..

4

Русская народная   сказка

Сказки «Лиса и журавль".

Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, воспитывать эмоциональное восприятие сказки; передавать интонацией голоса и характер персонажей.

Потешка «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»

Цель: Знакомить детей с малыми формами фолькора,  расширять представления о грибах.

Октябрь

1

Сказка "Бременские музыканты" (нем.)

Цель: познакомить детей со сказкой,  воспитывать эмоциональное восприятие сказки; передавать интонацией голоса и характер персонажей.

Картина «Заблудился»

 (с грибами)

Цель: Обогащать представления детей о том, какие  деревья растут в лесу.

Ввести в словарь детей слова «хвойный, лиственный, смешанный».

2

Сказка

«Петушок и бобовое зернышко»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь.

«Где ночует солнце?» (арм.)

Цель: Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения;

Картина «Мы играем в кубики, строим дом»

Цель: Учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы по картине и составлять короткий рассказ.

3

Сказка «Маша и медведь»

Цель: вызвать у детей радостное настроение от встречи со сказочными героями; развивать  умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Картина «Кошка с котятами»

Цель: Учить  соотносить слова, обозна-чающие назва-ния животных, с названиями их детенышей, активизиро-вать в речи слова, обозначающие действия.

4

Русская народная сказка  «Теремок»

Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.

А. Кольцов «Дуют ветры буйные…»

Цель: Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста.

Ноябрь

1

Сказка «Воробей и лиса» (болг.)

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать  и  понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь.

.

Картина «Река замёрзла»

Цель: Развивать эстетическое восприятие картины, связную речь детей;

воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе;

2

Мордовская народная сказка " Как собака друга искала".

Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; Воспитывать у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду.

К. Чуковский «Мойдодыр»

Цель: Способствовать формированию умения вести диалог с педагогом, помочь научиться отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.

3

Ф. Тютчев «В небе тают облака…»

Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений; взаимосвязь описанного с реальностью, развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения

А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…»  

Цель: Конкретизировать знания детей о ветре, учить определять силу ветра, активизировать в речи соответствующие понятия.

4

Словацкая сказка «У солнышка в гостях»

Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения.

А. Фет «Ласточки пропали»

Цель: Учить детей использовать  выразительные средства речи для передачи содержания стихотворения, воспитывать интерес к птицам, бережное отношение к ним.

Декабрь

1

А. Пушкин «Зимняя дорога»

Цель: Продолжать учить детей слушать произведение,  правильно воспринимать его содержание.

.

И. Суриков «Первый снег пушистый»

Цель: Закрепить представления детей о сезонных изменениях, происходящих в природе.

2

С. Маршак  «Усатый-полосатый».

Цель: Довести до сознания детей замысел произведения, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких

Картина «Катаемся на санках»

Цель: Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины,

называть зимние развлечения,

3

К. Чуковский «Ёлка»

Цель:  обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста

А. Фет «Чудная картина»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение

4

Сказка К. Ушинский «Коровка»

Цель: знакомство с произведением; воспитывать чувство сопереживания; воспитывать интерес к художественным произведениям.

Картина «Не боимся мороза»

Учить  подбирать определения к словам снег, зима, снежинки

Январь

1

Л. Толстой «У Миши были сани…»

Цель: Продолжить работу по формированию интереса к книге, учить детей по вопросам воспитателя рассказывать  о характере главных героев, предлагать свои варианты действий.

Песенка-потешка «Волк-волчок шерстяной бочок…»

Цель: Развивать чувство ритма, закрепить знания о речных рыбах, способах ловли рыбы (удочкой, сетями)

2

Я. Аким «Ёлка наряжается»

Цель: Учить поддерживать беседу, эмоционально воспринимать литературное произведение

С. Черный «На коньках»

Цель: Способствовать эмоциональному восприятию образной основы поэтических произведений. Развивать творческое воображение, выразительность речи.

3

А. Барто «Девочка-ревушка»

Цель: учить проявлять чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением С. Михалкова

Потешка «Гуси вы, гуси»

Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы.

Февраль

1

К. Чуковский «Айболит»

Цель: вспомнить с детьми произведения К. И. Чуковского; вызвать желание прочесть наизусть отрывки из его сказок; воспитывать чувство юмора, познакомить с новым произведением этого автора.        

Картина «Саша и снеговик»

Цель: Способствовать установлению связи между предметами по картине и явлениями.

Учить подбирать прилагательные к существительным: мальчик, погода, снег.

2

Русская народная сказка «Снегурушка и лиса»

Цель: знакомить с русскими сказками, слушать внимательно. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл.

Потешка «Тили-бом…» заучивание

Цель: вызывать эмоциональный отклик на стихотворение. Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.

3

В. Берестов «Снегопад» чтение

Цель: Познакомить детей с поэтом,  приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух.

П. Павлова «Щепочка и камешек»

Цель: учить пересказывать, отвечать на вопросы воспитателя.

4

Л. Толстой «Сел дед пить чай…»

Цель: учить слушать произведение и отвечать на вопросы.

К. Благинина  «Улетают, улетели…»

Цель: учить составлять рассказ по опорным картинкам, эмоционально воспринимать литературное произведение.

Март

1

Л. Толстой «Нашли дети ежа»

Цель: учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией своё отношение к содержанию; понимать образные выражения.

Картина «Лиса с лисятами»

Цель: Продолжать учить  составлять рассказ, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (лиса).

2

С. Маршак «Сказка об умном мышонке»

Цель: учить детей понимать содержание стихотворение его юмористический смысл.

А. Плещеев «Уж тает снег»

Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

3

У. Дисней «Приключения маленького щенка»

Цель: познакомить с произведением.

Англ. потешки «Перчатки», «Храбрецы»

Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение

4

Л. Толстой «Саша был трус…»

Цель: учить слушать тексты, отвечать на вопросы  педагога.

Потешка «Заинька, войди в сад»

Цель: учить внимательно слушать потешку, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Апрель

1

Укр. сказка Колосок».

Цель: учить слушать, переживать с героями, выделить главную мысль.

Повторение

Цель: Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года

2

Л.Н. Толстой «У Вари был чиж»

Цель: Учить детей понимать содержание художественного произведения и пересказывать его близко к тексту.

Картина «Коза с козлёнком»

Цели: Формировать умение внима-тельно рассматри-вать персонажей, закрепление в речи названия животных и их детенышей.

3

Л. Толстой «Три медведя…»

Цель: познакомить детей с произведением Л. Н. Толстого, учить внимательно, слушать рассказ; развивать внимание, память; отвечать на вопросы  по содержанию рассказа.

Потешка «Дедушка Егор»

Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы.

4

К. Ушинский «Спор зверей»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления с авторской сказкой

Л. Квитко «Бабушкины руки»

Цель: воспитывать у детей добрые чувства по отношению к близким людям

Май

1

Берг «Рыбка».

Цель: Познакомить детей с английской сказкой, помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.

Картина «Брат и сестра на качелях « (лето)

Учить высказываться на тему из личного опыта, уточнить понятие качели, учить правильно использовать предлоги и наречия.

2

Литовская сказка «Почему кот моется после еды»

Цель: Развивать образность и выразительность речи

Потешки «Иванушка», «Ласточка».

Цель: заучивание стихотворения наизусть.

3

Франц. Потешки «Дождь, дождь», «Ручки, спляшите»

Цель: учить слушать художественное произведение.

Потешка «Ах ты, радуга-дуга»

Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать радостному весеннему настроению. Помочь детям понять содержание потешки.

4

Эст. Сказка «Почему у зайца губа рассечена»

Цель: приучить детей внимательно слушать художественное произведение, оценивать поступки героев, учить отвечать на вопросы воспитателя.

Чтение потешки «Петушок»

Цель: познакомить детей с потешкой, учить внимательно, слушать и понимать смысл прочитанного произведения, ознакомить детей с приметами весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по ознакомлению с художественной литературой на тему: "Чтение рассказа Н. Носова "Живая шляпа""

Программное содержание:1. Образовательные задачи:   Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;   Формировать умение давать кратки...

Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»

Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...

Консультация для родителей «Возрастные особенности и задачи ознакомления дошкольников с книгой и литературными произведениями»

В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу ребёнок настраивался на восприятие книги: в течение дня это счастливое время всегда найдётся 15-20 минут, чтобы спокойно п...

Комплексное занятие в средней группе по ознакомлению с художественной литературой и аппликации. Чтение детям Английской народной песенки «Перчатки»

Комилексное занятие по ознакомлению с английской песенкой "Перчатки" и аппликации по украшению перчаток для котят....