НОД по ознакомлению с художественной литературой по теме "Чтение стихотворения "Зима" Сурикова И.З. для детей с ЗПР старшего возраста
материал по развитию речи (старшая группа) по теме

чтение стихотворения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по ознакомлению с художественной литературой

в старше группе

 для детей с ЗПР

Тема: Чтение стихотворения И.С.Сурикова «Зима».

Цель: помочь детям почувствовать лирический характер поэтического произведения.

Программное содержание

                                 

Коррекционно-образовательные цели. Закреплять представления детей о зиме и ее приметах. Обогащать словарь детей, упражнять в подборе эпитетов, сравнений;   Стимулировать познавательную активность детей и адекватное понимание смысла художественного текста. Учить слушать внимательно, не отвлекаться, при прослушивании произведения. Формировать умение действовать по образцу и инструкции педагога.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости. Развитие артикуляторной моторики для шипящих звуков.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Любовь к художественной литературе.        

 

 Методы

Словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический.

 

Приёмы

Поисково-исследовательская деятельность, игровой прием.

Оборудование:

Демонстрационный материал: цветные иллюстрации из детских книг, карточки: «Путь снежинки», «Морозные узоры», снежинка и снежок.

Раздаточный материал: детские художественные книги, карточки с практическими заданиями, карандаши.

Словарь: пелена, шапка, безветренная.

Предварительная работа:

  1. Экскурсии, наблюдения за зимними явлениями в природе;
  2. Рассматривание пейзажных картин о зиме;
  3. Чтение художественных произведений о зиме;
  4. Заучивание стихов и песен о зиме.

Ход занятия:

  1. Организационный момент и введение в тему занятия
  1. Вопрос к детям:

- Как называется самое холодное время года?

1 – ребенок: Зима

  1. Дидактическое задание «Найди картинку»

Инструкция педагога:

Найдите в книжках картинку о зиме

  1. Рассматривание иллюстраций

Вопросы к детям:

- Как ты догадался, что на этой картинке зима?

- Чем покрыта земля?

- На что похож снег, лежащий на земле? (снег лежит тонким слоем, как тоненькая пелёночка, пелена)

- А тебе что подсказало, что это зима?

- На что похож толстый слой снега, большие сугробы? (на теплое одеяло)

- По каким признакам ты догадался, что на картине зима?

- Что напоминает снег, лежащий на деревьях?

Педагог выставляет картинки на доску.

- Все картинки о зиме?

Вывод педагога:

Все картинки разные, но все они о зиме. Зиму, ребята, можно изобразить не только на картине, но и словами.

Дети самостоятельно выполняют задание на карточке.

  1. Работа по теме занятия

Инструкция педагога:

Послушайте стихотворение «Зима» Ивана Сурикова и представьте себе то, о чем там говорится.

  1. Чтение педагогом стихотворения«Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро поле

Снегом забелело.

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы,

И зима настала.

  1. Беседа по содержанию

- Вам понравилось стихотворение?

- Как поэт сказал в стихотворении про снег, какой он? (белый, пушистый)

- А еще снег какой бывает? (мягкий, красивый, серебристый, искристый)

- А что делает снег? (кружится, падает, ложится)

- Как падают снежинки в стихотворении? Быстро или плавно, тихо, медленно кружась в воздухе?

- Какая картинка подходит к этой части стихотворения?

- В какую погоду снег падает тихо, кружится в воздухе? (когда нет ветра)

Погода без ветра называется безветренная. Давайте вместе скажем это слово.

  1. Игровое упражнение «Нарисуй порхание снежинки»

 Инструкция педагога:

Нарисуйте пальчиком в воздухе, как кружатся снежинки. (сверху-вниз)

Педагог показывает движения, дети повторяют.

  1. Физкультурная минутка «Снежинки»

Инструкция детям:

Выходите на ковер. Сейчас мы с вами превратимся в снежинки, будем слушать отрывок из стихотворения, плавно кружиться и медленно опустимся на землю.

Педагог читает первое четверостишие, дети кружатся и приседают.

Давайте еще покружимся, кто запомнил слова, помогайте.

Второе четверостишие педагог читает, когда дети присели на пол.

IY. Продолжение работы по теме занятия

1. Практическое задание «Обведи путь снежинок»

Инструкция детям:

Нарисуйте движение снежинок на карточке. Обведите дорожку по пунктиру, не отрывая карандаша.

Дети выполняют задание под музыку 

2. Экспериментирование «Что легче?»

а) Вопросы к детям:

- Почему снежинки падают плавно, медленно?

- Давайте посмотрим, что упадет на пол быстрее снежок или снежинка?

- Что тяжелее?

- Какая по весу снежинка?

б) Вывод:

Снежинка падает медленно, потому что она легкая.

3. Чтение третьего четверостишия.

Вопрос к детям:

- Какая картинка подходит к этому отрывку? Почему? (снег похож на шапки)

  1. Чтение последнего четверостишия.

Мороз умеет рисовать красивые узоры. Где их можно увидеть? (на окне)

Инструкция педагога:

Возьмите длинные карточки. Давайте посмотрим на среднее дома.

- Сколько снежинок на нем? (2)

Справа от дома тоже есть окна.

- На каком окне столько же снежинок? (на последнем)

Соединим эти окна линией. И вы соедините. Остальное задание выполните самостоятельно.

5.Повторное чтение стихотворения

Давайте послушаем еще раз все стихотворение.

Y. Итог

- О чем это стихотворение? (о зиме)

- Кто его написал?

- Как вы думаете, любит ли автор стихотворения зиму, русскую природу зимой?

Вот поэтому Иван Суриков написал такое красивое стихотворение о зиме.

- А вам, ребята, понравилось это стихотворение?