«Художественная литература, как основа формирования экологического воспитания у детей среднего и старшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал по окружающему миру на тему
Перспективный план мероприятий по экологическому воспитанию через художественную литературу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Художественная литература, как основа формирования экологического воспитания у детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Актуальность:
Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить.
Человек и природа: поэты и художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.
Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в дошкольный возраст при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
В этом плане велика роль художественной литературы .«Книга – это открытие мира». Использование произведений художественной литературы в экологическом воспитании детей позволяет интегрировать задачи воспитания разных образовательных областей, а так же сформировать у детей полноту представлений об окружающем мире.
Через книгу ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, сверстниками, их радостями и неудачами. Художественное слово воздействует на сознание ребёнка, его чувства и поступки. Слово может окрылить и вызвать желание стать лучше.
Очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Поэтическое произведение даёт доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован им как образец для подражания.
Детская книга о природе используется педагогом прежде всего в воспитательных целях, она воздействует не только на сознание ребёнка, но и на его чувства.
Природоведческая книга даёт возможность узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных.
Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц, пословицы и поговорки о животных, растениях и явлениях природы, чтение экологических сказок, рассматривание картин о временах года; использование мультимедийной доски с прекрасно подобранным иллюстративным и художественным материалом.
Дети, слушая художественные произведения о природе, размышляют и задумываются.
Перед педагогом стоит ПРОБЛЕМА: как приучить детей беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? Для решения этой проблемы, мной была поставлена ЦЕЛЬ – развивать интерес детей к миру природы через использование художественной литературы.
Задачи:
1 формировать элементарные экологические знания и представления посредством чтения художественной литературы
2 развивать ответственное и бережное отношение ко всем живым организмам
3 воспитывать правильное и безопасное поведение в природе
План мероприятий:
дата | название | задачи | методы и приёмы | другое |
Ноябрь 2015 года | «Путешествие в воображаемый осенний лес» | -показать детям красоту осеннего леса -при помощи русских поэтов раскрыть всё величие Царицы-Осени -развивать воображение | -дети «переносятся» в волшебный лес -прочесть стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» -каждый ребёнок описывает, что он видит в воображаемом лесу -предложить детям загадать сказочное желание -прочесть стихотворение Т.Собакина «Желание» -заучить стихотворение | -портрет и стихотворение Ф.Тютчева -фонограмма с голосами птиц -портрет и стихотворение Т.Собакина |
Апрель 2016 года | «Азбука безопасного поведения в природе» | -продолжать учить правила безопасного поведения в природе -воспитывать экологическую культуру | -сюрпризный момент - пришёл Медвежонок -прочесть стихи о весне -дети с воспитателем отправляются в весенний лес -выбрать ребёнка – машиниста -по ходу путешествия рассказать правила безопасного поведения в природе -задание от Медвежонка - повторить правила | -картинки «Правила друзей леса» -картинки «Животные и его детёныши» -любимый игровой персонаж детей -фуражка для машиниста -стихи М.Бычковой и Е.Митько |
Сентябрь 2016 года | Развлечение «В гостях у Фрутоняни» | -дать детям представление об осеннем времени года -помочь детям запомнить названия фруктов -развивать монологическую и диалогическую речь | -на мультимедийной доске запускаются слайды про осень -дети исполняют танец с листочками -дети читают стихи про осень -игра с зонтом -сюрпризный момент – письмо от Осени -сценка «Фруктовый сад» -угощение фруктами либо соком | -подборка слайдов про осень -листочки для танца -зонт -костюм для Фрутоняни -шапочки для детей «фрукты» -фрукты либо сок |
Февраль 2017 года | Занятие «Творчество А.С.Пушкина о природе» Стихи «Зимнее утро», «Зимний вечер» | -продолжить знакомство детей с творчеством Пушкина -раскрыть красоту зимнего пейзажа утром и вечером -показать детям с какой заботой нежностью поэт относится к своей няне | -предложить детям вспомнить, как выглядит зимняя природа утром, когда они идут в детский сад и вечером, когда идут обратно -прочесть стихи -рассмотреть иллюстрации с зимним утром, вечером -ещё раз прочесть стихи -заучить несколько строк | -портрет А.С.Пушкина -портрет няни Пушкина – Арины Родионовны -иллюстрации с пейзажем зимнего утра, вечера |
Июль 2017 года | Путешествие по экологической тропе детского сада «В гостях у Лесовичка» | -обогащать представление детей о многообразии растительного мира -воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир -поддерживать у детей интерес к поэзии о цветах, деревьях, насекомых | -дети с воспитателем идут по экологической тропе -прочесть стихотворение Е.Трутневой «Лето» -загадать загадки про деревья -дети называют деревья на экологической тропе -прочесть стихотворение З.Александровой «Одуванчик» -дети рассказывают стихи про цветы -игра Полевые цветы» -дети называют цветы, которые растут на территории детского сада -загадки про насекомых -найти и рассмотреть насекомых через лупу -сюрприз от Лета - угощение | -стихи Е.Трутневой «Лето» и З.Александровой «Одуванчик» -загадки про цветы, деревья, насекомых -лупы -угощение |
Октябрь 2017 года | Игра – соревнование по отгадыванию экологических загадок «Кто больше знает?» по теме «Овощи и фрукты» | -закрепить у детей знания об обобщающих понятиях «Овощи» и «Фрукты» и названия различных овощей и фруктов -развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста | -дети собирают разрезные картинки с изображением овощей и фруктов -дети делятся на две команды -оглашаются правила соревнований -проводится 7 конкурсов -подведение итогов -«Победила дружба» | -корзина для овощей -ваза для фруктов -жетоны в форме фруктов и овощей -муляжи овощей и фруктов -разрезные картинки -рассказ В.Сутеева «Мешок яблок» |
Декабрь 2017 года | Собрание – игра для родителей и детей «Воспитание у детей любви к родной природе» | -воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных -развивать умение слушать ответы друг друга, воспитывать дружеские отношения между детьми и родителями -закреплять у детей и родителей знания о растениях и животных | -объявляется тема собрания – игры -дети и родители делятся на команды -команды отвечают на вопросы, отгадывают загадки, решают педагогические ситуации -дети читают стихи -подведение итогов -чаепитие | -подготовить вопросы, загадки, ситуации -найти стихи для детей -организовать чаепитие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Цель. Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Актуальность темы. Общительност...
Краткие рекомендации для воспитателей по формированию чувства цвета у детей среднего и старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Овладение детьми цветовым богатством окружающего мира основано на сенсорном развитии ребенка, которое организуется и направляется взрослым и педагогом. В детском саду развитие чувства цвета на основе ...

Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Ознакомление детей с православными праздниками....

Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной сило...

Формирование экологической культуры у детей особой заботы старшего дошкольного возраста
В презентации отражена актульность экологического воспитания дошкольников, цели, задачи, результативность, а также рассмотрены основные аспекты системного подхода....

Детские экологические сказки для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Нужно научить детей бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде – источнику всего живого, научить любить свой край....

Формирование толерантного отношения у детей среднего и старшего дошкольного возраста к детям ОВЗ
Мероприятие по формированию толерантного отношения у детей среднего и старшего дошкольного возраста к особенному ребенку...
