«Художественная литература, как основа формирования экологического воспитания у детей среднего и старшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Плотникова Нина Владимировна

Перспективный план мероприятий  по экологическому воспитанию через художественную литературу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Художественная литература, как основа формирования экологического воспитания у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

                        Актуальность:

Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить.

Человек и природа: поэты и художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в дошкольный возраст при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

В этом плане велика роль художественной литературы .«Книга – это открытие мира». Использование произведений художественной литературы в экологическом воспитании детей позволяет интегрировать задачи воспитания разных образовательных областей, а так же сформировать у детей полноту представлений об окружающем мире.

Через книгу ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, сверстниками, их радостями и неудачами. Художественное слово воздействует на сознание ребёнка, его чувства и поступки. Слово может окрылить и вызвать желание стать лучше.

Очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

Поэтическое произведение даёт доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован им как образец для подражания.

Детская книга о природе используется педагогом прежде всего в воспитательных целях, она воздействует не только на сознание ребёнка, но и на его чувства.

Природоведческая книга даёт возможность узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных.

Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц, пословицы и поговорки о животных, растениях и явлениях природы, чтение экологических сказок, рассматривание картин о временах года; использование мультимедийной доски с прекрасно подобранным иллюстративным и художественным материалом.

Дети, слушая художественные произведения о природе, размышляют и задумываются.

 Перед педагогом стоит ПРОБЛЕМА: как приучить детей беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? Для решения этой проблемы, мной была поставлена ЦЕЛЬ – развивать интерес детей к миру природы через использование художественной литературы.

                                Задачи:

1 формировать элементарные экологические знания и представления посредством чтения художественной литературы

2 развивать ответственное и бережное отношение ко всем живым организмам

3 воспитывать правильное и безопасное поведение в природе

                План мероприятий:

дата

название

задачи

методы и приёмы

другое

Ноябрь

2015 года

«Путешествие в воображаемый осенний лес»

-показать детям красоту осеннего леса

-при помощи русских поэтов раскрыть всё величие Царицы-Осени

-развивать воображение

-дети «переносятся» в волшебный лес

-прочесть стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

-каждый ребёнок описывает, что он видит в воображаемом лесу

-предложить детям загадать сказочное желание

-прочесть стихотворение Т.Собакина «Желание»

-заучить стихотворение

-портрет и стихотворение Ф.Тютчева

-фонограмма с голосами птиц

-портрет и стихотворение Т.Собакина

Апрель

2016 года

«Азбука безопасного поведения в природе»

-продолжать учить правила безопасного поведения в природе

-воспитывать экологическую культуру

-сюрпризный момент - пришёл Медвежонок

-прочесть стихи о весне

-дети с воспитателем отправляются в весенний лес

-выбрать ребёнка – машиниста

-по ходу путешествия рассказать правила безопасного поведения в природе

-задание от Медвежонка - повторить правила

-картинки «Правила друзей леса»

-картинки «Животные и его детёныши»

-любимый игровой персонаж детей

-фуражка для машиниста

-стихи М.Бычковой и Е.Митько

Сентябрь

2016 года

Развлечение «В гостях у Фрутоняни»

-дать детям представление об осеннем времени года

-помочь детям запомнить названия фруктов

-развивать монологическую и диалогическую речь

-на мультимедийной  доске запускаются слайды про осень

-дети исполняют танец с листочками

-дети читают стихи про осень

-игра с зонтом

-сюрпризный момент – письмо от Осени

-сценка «Фруктовый сад»

-угощение фруктами либо соком

-подборка слайдов про осень

-листочки для танца

-зонт

-костюм для Фрутоняни

-шапочки для детей «фрукты»

-фрукты либо сок

Февраль

2017 года

Занятие «Творчество А.С.Пушкина о природе»

Стихи «Зимнее утро», «Зимний вечер»

-продолжить знакомство детей с творчеством Пушкина

-раскрыть красоту зимнего пейзажа утром и вечером

-показать детям с какой заботой нежностью поэт относится к своей няне

-предложить детям вспомнить, как выглядит зимняя природа утром, когда они идут в детский сад и вечером, когда идут обратно

-прочесть стихи

-рассмотреть иллюстрации с зимним утром, вечером

-ещё раз прочесть стихи

-заучить несколько строк

-портрет А.С.Пушкина

-портрет няни Пушкина – Арины Родионовны

-иллюстрации с пейзажем зимнего утра, вечера

Июль

2017 года

Путешествие по экологической тропе детского сада «В гостях у Лесовичка»

-обогащать представление детей о многообразии растительного мира

-воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир

-поддерживать у детей интерес к поэзии о цветах, деревьях, насекомых

-дети с воспитателем идут по экологической тропе

-прочесть стихотворение Е.Трутневой «Лето»

-загадать загадки про деревья

-дети называют деревья на экологической тропе

-прочесть стихотворение З.Александровой «Одуванчик»

-дети рассказывают стихи про цветы

-игра Полевые цветы»

-дети называют цветы, которые растут на территории детского сада

-загадки про насекомых

-найти и рассмотреть насекомых через лупу

-сюрприз от Лета - угощение

-стихи Е.Трутневой «Лето» и З.Александровой «Одуванчик»

-загадки про цветы, деревья, насекомых

-лупы

-угощение

Октябрь

2017 года

Игра – соревнование по отгадыванию экологических  загадок «Кто больше знает?» по теме «Овощи и фрукты»

-закрепить у детей знания об обобщающих понятиях «Овощи» и «Фрукты» и названия различных овощей и фруктов

-развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста

-дети собирают разрезные картинки с изображением овощей и фруктов

-дети делятся на две команды

-оглашаются правила соревнований

-проводится 7 конкурсов

-подведение итогов

-«Победила дружба»

-корзина для овощей

-ваза для фруктов

-жетоны в форме фруктов и овощей

-муляжи овощей и фруктов

-разрезные картинки

-рассказ В.Сутеева «Мешок яблок»

Декабрь

2017 года

Собрание – игра для родителей и детей «Воспитание у детей любви к родной природе»

-воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных

-развивать умение слушать ответы друг друга, воспитывать дружеские отношения между детьми и родителями

-закреплять у детей и родителей знания о растениях и животных

-объявляется тема собрания – игры

-дети и родители делятся на команды

-команды отвечают на вопросы, отгадывают загадки, решают педагогические ситуации

-дети читают стихи

-подведение итогов

-чаепитие

-подготовить вопросы, загадки, ситуации

-найти стихи для детей

-организовать чаепитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Цель. Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Актуальность темы. Общительност...

Краткие рекомендации для воспитателей по формированию чувства цвета у детей среднего и старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Овладение детьми цветовым богатством окружающего мира основано на сенсорном развитии ребенка, которое организуется и направляется взрослым и педагогом. В детском саду развитие чувства цвета на основе ...

Дидактические игры для формирования и развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Для формирования и обогащения словаря используются дидактические игры, как распространенный метод словарной работы....

Формирование экологической культуры у детей особой заботы старшего дошкольного возраста

В презентации отражена актульность экологического воспитания дошкольников, цели, задачи, результативность, а также рассмотрены основные аспекты системного подхода....

Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Данный  комплекс упражнений, направлен на формирование у детей навыка словообразования,  как грамматического строя родной   речи. Как и любое другое начинание, проект, прошел ...

Детские экологические сказки для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Нужно научить детей  бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде – источнику всего живого, научить любить свой край....