«Освоение культурного опыта дошкольниками, через встречи в «Музыкальной и литературной гостиной»
методическая разработка на тему

Михнёва Ирина Николаевна
Вызов нового времени актуализировал создание оптимальных условий для обогащения социального опыта дошкольников в процессе освоения ценностей культуры. Одним из средств формирования личностных качеств ребенка, его духовного мира является музыкально - литературная гостиная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_gostinaya.docx25.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Направление Ярмарки – Инновационные  решения  в  воспитании

Тема: «Освоение культурного опыта дошкольниками,  через встречи в «Музыкальной и литературной гостиной»

Актуальность

В настоящее время в новой социокультурной ситуации развития детства признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности культуры.

Неслучайно Стандарт дошкольного образования расставляет новые акценты на процессы индивидуализации и социализации, направленных на формирование личности в процессе освоения культурного опыта и ориентирует педагогов на обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры.

С этих позиций особое внимание уделяется содержанию образования, которое направлено на развитие универсальных культурных умений, формирующихся на основе  культурных практик: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной творческой деятельности.

Вызов нового времени актуализировал создание оптимальных условий для обогащения социального опыта  дошкольников  в процессе освоения ценностей культуры.

Одним из средств формирования личностных качеств ребенка, его духовного мира является музыка и литература.

Концептуальность

Как отметил композитор Кобалевский: «Главной задачей  музыкального воспитания детей, является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность». В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Приобщаясь к культурному музыкальному и литературному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений.

Поэтому, идеальной средой для формирования культурных умений, в силу своей эмоциональности является восприятие художественной литературы и   музыкально – творческая  деятельность в «музыкальной и литературной гостиной», как одной из форм культурных практик, в процессе которой происходит формирование духовно - нравственных качеств.

Именно поэтому в МБДОУ «ДСОВ №47» возникла идея создания «музыкальной и литературной гостиной», в которой  царит не только атмосфера непринужденности и свободы, творчества и успеха,   но и формируются культурные умения в процессе творческих встреч, основанных на восприятии литературы и музыкальных произведений.

Кроме того, «гостиная» уникальная возможность обеспечения единого пространства социокультурной преемственности между поколениями, основанном на  тесном  сотрудничестве взрослых и детей в процессе совместной познавательно творческой деятельности, дискуссий, активизирующего обучения.

Мы считаем, что только в   творческом союзе со взрослыми и сверстниками, в процессе ознакомления с лучшими образцами литературы и музыкальной культуры, у дошкольников будет формироваться  эстетическое отношение к окружающему миру,  система эстетических и нравственных понятий в контексте музыкальных и литературных произведений, навыки позитивного общения, познание самого себя и других.

С этой целью в ДОУ был разработан проект, направленный на создание условий для формирования культурных умений средствами восприятия литературы и музыкально – творческой деятельности в «музыкальной и литературной гостиной».

Идеи развития личности, обогащение его культурного опыта, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование читательской культуры определили задачи и содержание проекта:

  • Формировать представления об общепринятых культурных ценностях через лучшие образцы художественной литературы и музыкальной  культуры;
  •  Познакомить детей с системой эстетических и нравственных понятий в контексте музыкальных  и литературных произведений;
  • В совместной творческой деятельности развивать индивидуальные особенности, обращая внимание на  оригинальность и уникальность   действий каждого ребенка;
  • Воспитывать интерес и любовь к классической и народной музыке;
  •  Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
  • Укреплять семейные традиции и семейные отношения в процессе культуротворческого диалога взрослых и детей.

Инновационные подходы связаны с развитием универсальных культурных умений в ходе освоения культурных практик, одними из которых является литературная и музыкальная гостиная в процессе органичного сочетания обучения и воспитания, основанных  на  текущих  и  перспективных  интересах ребенка, поведения и опыта.

С одной стороны, «гостиная» как одна из форм культурных практик, способствует формированию у ребенка различных представлений об окружающем мире через восприятие литературных произведений,  музыку отечественных и зарубежных композиторов. А с другой стороны, в «гостиной», в процессе интересной познавательной музыкально – творческой деятельности у детей формируются нравственные качества личности, способность любить и понимать искусство, бережно относиться к окружающему миру.

Воспитание рассматривается педагогом как организованное целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через формирование культурных ценностей и достижений человечества.

Сама новизна позиции активного участника досуговой деятельности  обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок.

Педагог – равный партнер такого восхождения. Именно он представляет культурные ценности как ценностный объект, доступный и восприятию, и пониманию, и оценке ребенка.

Гостиные не рассчитаны на быстрый педагогический результат, но рождают эмоциональный отклик в детских сердцах, открывают новые возможности для формирования ценностно - смыслового отношения к окружающему миру.

Тематика  гостиный рассчитана на детей от 6 до 8 лет. Предоставляемый материал в каждой гостиной состоит из четырёх блоков, который разработан с учетом новых подходов в рамках программно – методического комплекса: программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры» , являющейся инновационной технологией, позволяющей возможность найти свой неповторимый путь к сердцу ребенка, посредством классической музыки; программой Т.Э.Тютинниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», направляет на развитие творческого воображения дошкольников, музыкальности через объединение различных ощущений  в процессе музицирования, способность к построению ассоциативных аналогий; «Ладушки» - программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И.Каплуновой, И.Новоскольцевой отличающейся творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей, учитывающей  их индивидуальные особенности, обеспечивающей  создание атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности.

Подбор литературы осуществляется с учетом возрастных особенностей дошкольников и круга детского чтения, составляющих произведения разных жанров: фольклор, произведения русской и зарубежной классической литературы, произведения современной русской и зарубежной литературы.

Кроме того, литературная гостиная способствует творческой самореализации ребенка, приобщению к чтению, возможности сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

В ходе тематических встреч  акцент делается на  методы и приемы, направленных на  формирование культурных умений, ведущими из которых являются восприятие музыки и литературы, игра и театрализация, дискуссия, методы воспитывающих ситуаций, решение творческих задач, игровые тренинги, импровизация, методы сотрудничества, ситуации морального выбора.

Ведущим педагогическим методом  является педагогическая поддержка, которая позволяет максимально включить воспитанников в процесс сотворчества с ведущим, взрослыми и сверстниками, исполнителями.

Большое внимание в организации творческих встреч в  гостиных уделяется  музыкально – художественному проектированию, в основе которого  составление оригинального сценария, отражающего смысл проводимого мероприятия. Сценарий, прежде всего,  обеспечивает включение в творческую деятельность максимального числа участников и создание непринуждённой творческой обстановки. Работа над сценарием предполагает  включение в деятельность педагогов – сотрудников, детей и родителей. Количество участников подобных мероприятий – не  превышает 25 – 30 человек, что обеспечивает индивидуально – личностный подход к участникам музыкальных гостиных.

Этапы реализации проекта: 

Задачи подготовительного этапа: постановка проблемы, формулировка задач, сбор информации о  художественной литературе и музыкальной культуре.

Задачи подготовительного этапа: формирование системы культурных ценностей и правил в контексте музыкальных и литературных произведений; укрепление семейных традиций.

Реализация основного этапа происходит согласно содержания четырех блоков, предполагающих использование разных форм работы совместной деятельности: восприятие, экскурсии, акция, мастер – классы, беседы, встречи с творческими коллективами, выставки, музыкальная театрализация, участие в творческих конкурсах., коллекционирование, создание аудиокопилок, проекты. Итогом освоения содержания являются тематические встречи в «музыкальной и литературной гостиной», в которой принимают участие родители воспитанников.

Задачи заключительного этапа: перенос накопленного опыта слушания, исполнения, творчества в самостоятельную  деятельность.

Результатом развития ребенка в процессе совместных творческих встреч является ценностно – смысловое восприятие  литературных и музыкальных произведений, освоение культурных ценностей,  определяемых целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, которые включают в себя овладение основными культурными средствами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности, умение взаимодействовать со сверстниками и подчиняться правилам и социальным нормам, способность к волевым усилиям.

Система работы гостиных представлена комплексно – тематическим планом и сценариями встреч, которые могут использовать в своей практике педагоги других учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социального опыта дошкольников, через физическое развитие.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, пр...

Сценарий тематического педсовета «Обогащение социального опыта дошкольников через культурологический подход в образовании» Подготовила Михнёва И.Н. старший воспитатель МБДОУ "ДСОВ №47" г.Братска

Педсовет посвящен созданию условий по обогащению социального опыта дошкольников средствами культурных практик, освоение нового содержания в проектировании образовательной среды...

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность...

Отчёт по теме самообразования "Обогащение двигательного опыта дошкольника через игры с мячом"

Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма....

Формирование социального опыта дошкольников через экологическое воспитание

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально психологической адаптации...

Встреча в музыкальной детско - взрослой гостиной

Встреча в музыкальной детско - взрослой гостиной....