Проект по литературному развитию детей
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему

Мугалимова Ирина Вячеславовна

Проэкт по литературному развитию детей "Необыкновенные приключения детей и их родителей в сказочной стране Лукоморье."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobyknovennye_priklyucheniya_detey.docx63.35 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\admin\Desktop\569a2761d25da.jpg

Проект по литературному развитию детей

Тема: «Необыкновеные приключения детй,их родителей и педагогов в сказочной стране Лукоморье.»

Группа: подготовительная

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы «Алые паруса.» воспитатели, музыкальный руководитель,  родители воспитанников.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Задачи:

          -сформировать устойчивый интерес к литературе и искусству , интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

- познакомить детей с творчеством А .С. Пушкина , фактами его биографии, почему А . С. Пушкина называют «Народный поэт»;

-обучать понимать красоту поэзии Пушкина;

-развивать в детях интерес к поэзии, чувство ритма , умение пользоваться богатством русского языка, образными      выражениями,  пословицами, поговорками;

-приобщать детей к владению русским языком;

-воспитывать интерес к творчеств Пушкина;    

-формирование почтительное отношение к национальным и культурным традициям своего народа;

- формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам ,взрослым  людям других национальностей;

- познакомить с историей возникновения книг, книгопечатанья, создания библиотек;

- дать представление о том, что книга незаменимый источник знаний;

-прививать любовь к родной природе,  воспитывать желание беречь и охранять ее красоту.

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная, конструирование.

Принципы: 

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Актуальность:

      Книга сосредотачивает в себе всю духовную составляющую человека, копит и распространяет его знания и опыт, она была и остаётся носителем истины, милосердия, гуманности. Знания, почерпанные из книги, способны вознести к вершинам жизни. Книга предстаёт перед нами как наилучший способ соприкосновения с людьми, народами, поколениями. Она способна осуществить невозможное – стереть временные границы.

      Перемещая своего читателя в соответствующую эпоху, она даёт прочувствовать всю атмосферу, открывает как центральные, широкомасштабные, так и мельчайшие компоненты тех времён. Хвала книгам как стражам духовной истории человечества, прочнейшим звеньям между поколениями. Великое заблуждение кроется за мнением, что разные времена предполагают разные проблемы. Разумеется, окружающий мир и условия жизни меняется, но душевный мир неизменен.

        Говоря незатейливо, книга является кладезем знаний и идей, мыслей, ценных советов, построенных на изящных примерах. Она открывает перед нами тайны прошлого, будущего и, в конце концов, настоящего, формируя поистине значимые, фундаментальные ценности, упорядочивая и налаживая жизнь, обучая нас сосуществовать в мире, ценить, уважать и любить других и себя.

        Книга достойна  любви и детей, и взрослых, и простых рабочих, и серьёзных учёных. Поэтому мы и называем книгу источником знаний. Обесценивая её, человек теряет возможность учиться, становиться образованным, узнавать о Вселенной, окружающей его и, самое главное, человек теряет возможность открывать себя самого.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции.  В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций  народа  у детей, совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Методы и приемы работы:

— Заучивание стихов.

— Использование пословиц, загадок, поговорок.

— Чтение художественной литературы.

— Использование  народных песен и танцев.

— Проведение  народных игр.

— Использование народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

—  Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

— Рассказ о народных обычаях и традициях.

— Рассматривание иллюстраций.

— Беседы, вопросы, разъяснения.

— Показ презентаций.

Формы образовательной работы с детьми 

— Организованные занятия.

— Совместная деятельность.

— Праздники и развлечения.

— Наблюдения в быту и природе.

— Слушание музыки.

Адресная направленность

Опыт проектной деятельности на тему «Необыкновенные приключения детей , родителей, педагогов в библиотеке !» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к чтению художественной литературы.

Планируемые результаты:

-сформирован устойчивый интерес к чтению ;

 -знакомы с биографией А. С.  Пушкина ;

 -имеют представление  о поэзии, стихах ,сказках А.С. Пушкина ;

-знают наизусть отрывки из сказок ;

-  знают традиции народов населяющих нашу страну ;

 - сформирован интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства ;

-  испытывают любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту ;

- знакомы с историей возникновения книг, книгопечатанья, создания библиотек .

План реализации проекта

I этап – подготовительный

Срок

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

-Подбор методической и художественной литературы.

-Поиск информации для родителей.

-Определение тематики сценария театральной постановки.

-Изготовление атрибутов к сказке.

-Выбор объектов для экскурсии.

 — Первичный мониторинг.

 — Анкетирование родителей.

 — Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.

-составление конспектов ООД.

  Воспитатели, родители, родительский комитет      группы,

специалисты.

 II этап – практический - реализация проекта

Срок

Мероприятия

Ответственные

Октябрь

-Беседа «История возникновения библиотек.»

Цель: познакомить детей с историей

 возникновения письменности ,

 книгопечатания, библиотеками .

- Просмотр презентации «Возникновение письменности на Руси. Первые библиотеки.»

Цель: закрепить полученные знания о истории возникновения письменности ,познакомить с

Создателями русского алфавита монахами Кириллом и Мефодием.

- Экскурсия в библиотеку.

Цель: познакомить воспитанников с сосредоточением книг, источником знаний многих поколений ,с поэтом А. С. Пушкиным.

- анкетирование родителей

  Воспитатели, родители, родительский комитет      группы, специалисты

библиотеки

Ноябрь

-Беседа « А .С. Пушкин народный поэт.»

Цель: познакомить с биографией поэта, обучать понимать красоту поэзии Пушкина, формировать  интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства

-Чтение и заучивание стихов А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало.», «Утро.»

-Чтение сказки «Сказка о золотой рыбке.»

-художественно-эстетическое развитие

(лепка) «Золотая рыбка.»

- художественно-эстетическое развитие

(рисование ) «Осенний лес.»

- оформление альбома А.С. Пушкин. «Пушкинские места.»

-консультация для родителей «Волшебный мир сказок А.С. Пушкина.»

-просмотр мультфильма «Сказка о золотой рыбке.»

-Д.И «Сказочники.», «Найди рифму.»

-развлечение  « У лукоморья.»

-консультация специалистов библиотеки для родителей. «Приобщение детей к чтению.»

  Воспитатели, родители, родительский комитет      группы, специалисты

Декабрь

- Беседа  « Что за прелесть эти сказки.»

-Чтение сказки А.С. Пушкина  «Сказка о мертвой царевне и  семи богатырях.»

-чтение и заучивание стихотворения « Зимний  вечер.» , «Утро.»

-художественно-эстетическое развитие

(аппликация) «Зимний вечер.»

- художественно-эстетическое развитие

(рисование ) «Волшебный лес.»

-конкурс чтецов.

- конкурс рисунков.

-оформление выставки книг.

-экскурсия в библиотеку.

-изготовление самодельных  книг.

  Воспитатели, родители, родительский комитет      группы, специалисты

Январь

-просмотр презентации библиотека имени А.С. « Пушкина в Москве.»

- чтение сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане.»

-чтение стихотворений «Зимнее утро.», «Ветер ,ветер! Ты могуч!»

-беседа «Я памятник воздвиг себе нерукотворный!»

-конкурс чтецов.

-викторина « Сказки А.С. Пушкина.»

-сюжетно-ролевая игра «Театр.»

-художественно-эстетическое развитий (рисование) по мотивам сказки «О царе Салтане.»

-художественно-эстетическое развитий (аппликация) по мотивам сказки «О царе Салтане.»

-Д.И. «Что значит слово.», «Скажи по другому.»

- театральна деятельность по мотивам сказки «

Сказка о старике и золотой рыбке.»

 

  Воспитатели, родители, родительский комитет      группы, специалисты

III этап – итоговый

Март

-статья в портал педагога « Творчество А.С. Пушкина- достояние России.»

-фотоотчет о проделанной работе.

-развлечение  « Сказочные приключения в сказочной стране Лукоморье.»

-итоговая беседа «А.С. Пушкин – мой любимый поэт !»

- публикация проекта в личном мини сайте на портале педагога.

- создание фотоотчета на личном мини-сайте.

  Воспитатели, родители, родительский комитет      группы, специалисты

  • Литература: Алексеев М. П. Пушкин и мировая литература. — Л., 1984.
  • Алексеев М. П. Пушкин. Сравнительно-историческое исследование. — Изд. 2-е. — Л., 1974.
  • Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина // Соч. Пушкина. В 7 т. — Т. 1. — СПб, 1855.
  • Анциферов Н. П. Петербург Пушкина. — М., 1950.
  • Анциферов Н. П. Пушкин в Царском Селе. — М., 1950
  • А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2 т. — М., 19.
  • Вацуро В. Э., Гилельсон М. И. Сквозь «умственные плотины». — М., 1972.
  • Вацуро В. Э., Гилельсон М. И. Сквозь «умственные плотины». — Изд. 2-е. — М., 1986.
  • Гессен А. И. Жизнь поэта. — М., 1972.
  • Гинзбург Л. Я. О лирике. — Изд. 2-е. — Л., 1974.
  • Глинка В. Пушкин и Военная галерея Зимнего дворца. — Л., 1949.
  • Зажурило В., Кузьмина Л., Назарова Г. «Люблю тебя, Петра творенье...»: Пушкинские места Ленинграда. — Л.: Лениздат, 1989.
  • Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. — Л. 1975.
  • Лежнев А. З. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования. — М., 1937.
  • Лежнев А. З. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования. — Изд. 2-е. — М., 1966.
  • Лернер Н. О. Рассказы о Пушкине. — Л., 1929.
  • Лернер Л. О. Труды и дни Пушкина. — Изд. 2-е. — СПб., 1910.
  • Лотман Ю. М. Пушкин [статьи и заметки; комментарий]. — СПб., 1995.
  • Лотман Ю. М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». — Тарту, 1975.
  • Мейлах Б. С. Жизнь Александра Пушкина. — Л., 1974.
  • Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники. — СПб., 1999.
  • Модзалевский Б. Л. Пушкин. — Л., 1929.
  • Пушкин: Альбом / А. И. Минина. — Л.: Изокомбинат «Художник РСФСР», 1990. — («Семья художника»).
  • Стихи Пушкина 1820— 30-х гг. / ред. Н. В. Измайлов. — Л., 1974.
  • Страхов Н. Н. Заметки о Пушкине и других поэтах. — СПб., 1888.
  • Цявловская Т. Г. Рисунки Пушкина. — М., 1970.
  • Цявловская Т. Г. Рисунки Пушкина. — Изд. 4-е. — М., 1986.
  • Цявловский М. А. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. В 2 т. — М., 1951.
  • Цявловский М. А. Статьи о Пушкине. — М., 1962.
  • Черейский Л. А. Пушкин и его окружение. — Л., 1975.
  • Черняев Н. И. Критические статьи и заметки о Пушкине. — Х., 1900.
  • Шкловский В. Б. Заметки о прозе Пушкине. — М., 1937.
  • Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина. — М., 1936.
  • Щеголев П. Е. Помещик Пушкин и другие очерки. — М., 2006.
  • Щеголев П. Е. Из жизни и творчества Пушкина. — Изд. 3-е. — М.-Л. 1931.
  • Эйдельман Н. Я. Пушкин и декабристы. — М., 1979.
  • Эйдельман Н. Я. Пушкин. История и современность в художественном сознании поэта. — М., 1984.
  • Эфрос А. М. Автопортреты Пушкина. — М., 1945.
  • Эфрос А. М. Рисунки поэта. — М., 1933.

1 этап

Анкета для родителей «Семейное чтение»

Уважаемые родители!

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге.

Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Ваши Ф. И. О. ___

Ф. И. ребёнка ___

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

• несколько книжных полок;

• книжный шкаф;

• стеллажи с книгами;

• другое.

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

• да;

• нет.

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

• каждый день;

• каждый вечер перед сном;

• когда попросит;

• иногда.

4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете?

• периодическую литературу (журналы, газеты,

• познавательную литературу,

• художественную литературу,

• нет

5. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

• сказки;

• стихи;

• литературу о природе;

• энциклопедии, книги познавательного содержания;

• нет определенных предпочтений.

6. Как вы выбираете книгу для чтения малышу?

• по просьбе ребенка;

• случайно;

• другое

7. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?

• мать;

• отец;

• другие члены семьи (указать кто) ___

• все вместе

8. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

• да;

• нет;

• иногда.

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

• да;

• нет;

• не знаю.

10. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

• в дошкольном возрасте;

• в школе;

• затрудняюсь ответить.

11. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

• да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;

• когда как;

• нет, книгу ничто не заменит.

12. Что даёт современному ребёнку чтение книг?

• способствует интеллектуальному развитию ребёнка;

• способствует познанию мира;

• развивает память, мышление;

• совместное общение со взрослым;

13.Желаете ли вы принять участие в проекте литературное развитие детей.

Спасибо за искренние ответы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ПРОБЛЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ)

В статье раскрываются подходы к определению понятия литературного развития для дошкольников 3-4 летнего возраста, его компоненты и особенности, определяются некоторые педагогические условия для оптими...

Компьютерная презентация как средство литературного развития детей старшего дошкольного возраста

В статье изложены актуальность изучаемой проблемы, даны основные понятия - литературного развития детей дошкольного возраста и ИКТ-технологий в образовании. Компьютерная презентация рассматривается в ...

Презентация "Литературное развитие детей младшего дошкольного возраста"

      Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Её роль велика в развитии речи дошкольника. Огромно её      воспитательное,...

Инновационный педагогический опыт воспитателя Арсентьевой Натальи Викторовны по теме «ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С БАСНЕЙ»

Литературное развитие ребенка это – понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-х...

Литературное развитие детей старшего дошкольного возраста

Особенности восприятия детьми литературных произведений...

Примерная программа литературного развития детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

В данном материале представлена система работы по литературному развитию детей.Использовались образовательно - игровые ситуации для обогащения литературного опыта и формирования читательской куль...

Проект «Добрые сказки В. Сутеева " Театрально – игровая деятельность как средство художественно – литературного развития детей среднего дошкольного возраста.

Проект предназначен для реализации в средней возрастной группе. Содержание проекта раскрывает возможность формирования у детей представлений о творчестве В. Сутеева, приобщению к книге, к художественн...