К ПРОБЛЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ)
статья (младшая группа) на тему

Романова Ксения Викторовна

В статье раскрываются подходы к определению понятия литературного развития для дошкольников 3-4 летнего возраста, его компоненты и особенности, определяются некоторые педагогические условия для оптимизации процесса литературного развития детей данного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К ПРОБЛЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

(НА ПРИМЕРЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ)

Романова К.В.

В статье раскрываются подходы к определению понятия литературного развития для дошкольников 3-4 летнего возраста, его компоненты и особенности, определяются некоторые педагогические условия для оптимизации процесса литературного развития детей данного возраста.

На современном этапе один из актуальных в педагогике и психологии вопросов - это целостное развитие личности ребёнка. Литературное развитие ребёнка - один из компонентов личностного развития.

Вместе с тем преобладание «знаниевого подхода» в образовательном процессе детского сада не позволяет в полной мере решать задачу воспитания потребностей у младших дошкольников к общению с произведениями художественной литературы. Другой стороной проблемы, является отсутствие альтернативных педагогических технологий по литературному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Таким образом, процесс литературного развития детей 3-4 лет в дошкольных образовательных учреждениях является малоэффективным в силу серьезных недостатков в сфере компетентности воспитателей дошкольных учреждений в данном виде деятельности. В связи с проблемой литературного развития актуальным является вопрос о выявлении особенностей восприятия книги у детей на ранних этапах развития.

Литературное развитие – это процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности (М.П. Воюшина, З.А.Гриценко Л.М.Гурович, Н.В.Гавриш, Л.Б.Жабицкая М.Р. Львов, В.Г.Маранцман, Н.Д. Молдавская, З.Н. Новлянская, и др).

Литературное развитие дошкольников включает в себя несколько компонентов: читательский интерес, начитанность восприятие художественных произведений (О.В.Акулова, О.Н.Сомкова).

При целенаправленной педагогической работе можно обеспечить восприятие художественного произведения и осознание детьми его содержания, средств художественной выразительности.

Детей необходимо, прежде всего, учить воспринимать единство двух составляющих: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность).

Формы деятельности, в которую включается художественное слово, очень разнообразны и определяются творчеством педагога.

В основе отбора поэтических произведений лежат педагогические принципы, которые разработаны на основе общих положений эстетики.

При отборе поэтического произведения надо учитывать его познавательные, эстетические и нравственные ценности, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Большинство исследователей считают, что в младшем возрасте ребёнок имеет особую чуткость к поэтической речи, ему нравится слушать стихи, он легко их запоминает. Однако этот аспект недостаточно рассматривался в отношении современных младших дошкольников. Отсюда это стало предметом нашего изучения.

Поэтические произведения воспринимаются и запоминаются детьми младшего возраста благодаря своему ритму, звуку, интонационной выразительности, поэтому при отборе поэтических текстов, необходимо руководствоваться следующими требованиями (Е.И.Тихеева): простота и четкость ритма, краткость самого стишка и отдельных строк, простота и ясность знакомых детям образов, отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности. 

В работах Л.М.Гурович сформулированы две группы принципов подбора литературных произведений. Художественные, которые позволяют правильно оценить художественные достоинства детской книги. Педагогические позволяющие устанавливать соответствия между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями.

При выборе поэтического произведения учитывается также единство содержания и формы. Основными критериями здесь являются (О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович):

  1. Духовная направленность поэтического произведения.
  2. Художественность - единство содержания произведения и его формы, особыми требованиями к литературности языка текста;
  3. Доступность с точки зрения соответствия возрастным и психологическим особенностям детей.
  4. Простота и ясность композиции, сюжетная занимательность;

Поэтические произведения помогают пополнить и расширить жизненный опыт 3-4 летнего ребёнка, обогатить социально-нравственных представлений и понятий детей, т.к. поэзия воздействует на сознание, на чувства и поступки детей, вызывают определённый эмоциональный отклик в душе ребёнка на события вокруг, позволяют перестроить его субъективный мир, позволяет открыться ребёнку, вызывает желание сделать что-то хорошее, стать лучше.

Требования педагогической науки в современной жизни заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Выше указанные критерии отбора, позволяют определить круг поэтических произведений для детского чтения и рассказывания, включающие в себя следующие группы произведений:

  • малые формы фольклора (загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши), произведения русского народного творчества и творчества народов мира;
  • поэтические произведения русской и зарубежной классической литературы;
  •  поэтические произведения современной русской и зарубежной литературы.

В работе дошкольного образовательного учреждения используется несколько форм взаимодействия педагогов с детьми, направленными на литературное развитие детей: непосредственное ознакомление с текстом, вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления, организация книжного уголка, углубленное ознакомление дошкольников с писателями и поэтами, художниками-иллюстраторами детских книг.

Важна целенаправленная и систематическая работа по литературному развитию, которая позволит формировать у дошкольника широту читательских интересов, а также – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Нами было проведено исследование особенностей литературного развития детей 3-4 лет, а также отношение педагогов и родителей воспитанников к данной проблеме.

В целом эксперимент позволил изучить уровень литературного развития детей младшего дошкольного возраста и влияние на него имеющихся педагогических условий. Анализ позволил выявить ряд проблем в литературном развитии детей 3-4 лет.

Главная причина заключается в несформированности у детей необходимого уровня художественного восприятия. Мало детей в 3-4 года могут правильно понять смысл прочитанного произведения, даже небольшого по форме. Большинство из них нуждаются в помощи взрослого при осознании поэтических произведений, им необходимы вопросы, тщательный анализ текстов, обогащение опыта.

Следующая причина – недостаточный литературный опыт, выраженный в «неначитанности» детей. Хуже всего дети знают поэтические произведения современных писателей и классиков, видимо они просто редко слышат или вообще не знают их.

И, наконец, неумение детей самостоятельно использовать поэтические тексты в разных видах детской деятельности, что объясняется возрастными особенностями. В целом, детям интересно отображать свой литературный опыт в различных видах детской деятельности, например, в рисунке, но, возможно, у них не достаточно сформированы навыки и умения, недостаточный уровень речевого развития для пояснений своей деятельности.

 Несмотря на названные проблемы, экспериментальная работа выявила потенциальный интерес детей 3-4 лет к литературе вообще и к поэтическим произведениям в частности, к общению детей с книгой, различным видам игр по мотивам литературных произведений, т. е. объективные основы, с опорой на которые, можно строить работу с детьми по данному направлению.

Анализ компетентности педагогов, особенностей взаимодействия воспитателей с родителями воспитанников по литературному развитию позволила объяснить результаты эксперимента. В целом: в группах не ведется целенаправленная и систематическая работа по литературному развитию детей 3-4 лет, что может быть связано с незаинтересованностью самих педагогов, недостаточной их компетентности по данному вопросу. Предметно-развивающая среда не богатая, однообразна, неинтересна детям. Формы работы не соответствует интересам и возможностям детей данного возраста, т. к. литературное развитие детей сводится к чтению литературных произведений в соответствие с требованиями программы, редкой демонстрацией театра воспитателем.  В то же время, педагоги выражают желание повысить уровень своей компетентности по данной проблеме, что может стать основой для целенаправленной и систематической работы с детьми и изменить их отношение к данному виду деятельности.

Со стороны родителей было отмечено общеположительное отношения к литературному развитию детей в условиях семейного воспитания, большинство из них знают читательские интересы детей, активно их развивают, отмечают важность этого направления семейного воспитания и проявляют интерес к повышению уровня своих знаний о литературном развитии детей.

Всё это предполагает дальнейшую организацию целенаправленного эффективного педагогического процесса взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе литературного развития детей 3-4 лет.

Основываясь на теоретических положениях, был создан проект экспериментальной работы, включающей два направления: взаимодействие с родителями и работа с детьми. В разработке проекта учитывались следующие принципы:

  • Личностного ориентированного и культуросообразного педагогического процесса (О.С.Газман, О.В.Дыбина, Р.М.Чумичева и др.);
  • Социального, психологического, педагогического интереса (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн и др.);
  • Единства деятельности и общения (М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);
  • Развития ребёнка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения (А,Г,Гогоберидзе, Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт, О.В.Солнцева и др.);
  • Развития творчества детей дошкольного возраста, раскрывающий особенности детского творчества и необходимые условия его развития (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А,Г,Гогоберидзе, Т.С.Комарова и др.);
  • Построения развивающей среды дошкольных учреждений (Л.М.Кларина, С.Л.Новосёлова, М.Н.Полякова и др.);
  • Обогащения развития ребёнка, его видов деятельности для полноценного развития, которое становится средством преодоления односторонности развития и выявлению способностей у детей (теория амплификации А.В.Запорожца);

Разработанная технология литературного развития детей 3-4 лет на примере поэтических текстов включала в себя систему работы, направленную на развитие интереса к поэзии, обогащение и углубление литературного опыта и развитие творческого воображения. Работа включала в себя три этапа. Первый этап был направлен на расширение интереса и обогащение литературного опыта у детей младшего дошкольного возраста за счёт произведений малых фольклорных форм. Второй этап - основной (обучающий) направлен на углубление и обогащение литературного опыта детей средствами классических авторских стихов. Третий этап работы - творческий (практический) предполагал использование современной детской поэзии в различных видах детской деятельности.

Таким образом, можно предположить, что при соблюдении комплекса педагогических условий можно оптимизировать процесс литературного развития детей 3-4 лет в дошкольных образовательных учреждениях, что станет эффективным средством развития личности ребёнка в единстве социально-нравственного, эмоционального, интеллектуальной и художественно-эстетической составляющей.

Литература

  1. Акулова, О.В. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста: Программа учебного курса и методические рекомендации / О.В. Акулова, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, Л.М. Гурович. - М.: Педагогическое общество России, 2008. – 240с.
  2. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с.
  3. Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. - СПб, 1999.
  4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под редакцией Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. – СПб.: Питер, 2013. – 464с.: ил.
  5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М, Просвещение, 1981, с.119 - 121

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста.

Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста.  Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной п...

Cтатья Психолого-педагогические проблемы литературного развития дошкольников

Психолого педагогические аспекты проблемы литературного развития дошкольников...

Родительская конференция по развитию речи детей. Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Родительская конференция по развитию речи детей.Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....

Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста

Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной педагогике....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, на примере игры "Веселые пальчики"

Краткое описание значимости сенсорного воспитания детей младшего дошкольног возраста, на примере простой игры "Веселые пальчики"....