Cтатья Психолого-педагогические проблемы литературного развития дошкольников
статья по теме

Николаева Александра Александровна

Психолого педагогические аспекты проблемы литературного развития дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические аспекты проблемы литературного развития  дошкольников

     Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой  получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. В современных условиях само понятие" книга "  почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, кино, видео, компьютер активно выступают ее конкурентами. Но мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом.  И именно литературе даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его чувств мыслей. Именно она создает определенные незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. 

    Дошкольный возраст, справедливо считается одним из самых сложных и ответственных периодов социально-психологического развития личности. Поскольку это время связано с началом активного самоутверждения ребенка, неизбежно сопровождающегося обретениями и потерями, творческим постижением окружающего мира и первым серьезным, а иногда и трагическим осмыслением человеческих отношений. Размышляя об особенностях социализации дошкольника, известный отечественный психолог В. С. Мухина справедливо подчеркивает: "В перипетиях отношений с взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение с взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, природными объектами, игрушками, изображениями". Следовательно, создание условий для способности преодоления эгоцентрического начала личности, умения понять точку зрения другого человека, способности к принятию его роли, является ключевой предпосылкой для морально-нравственного  развития личности и  становится важнейшей воспитательной задачей. С этой точки зрения невозможно переоценить значение художественной литературы  не только для интериоризации   ребенком культуры, но и для гармоничного психического развития личности. Авторы детской литературы  отражают в своих произведениях предрасположенности ребенка к деятельности воображения - являющуюся характерной психологической чертой дошкольника. В частности, В. С. Мухина подчеркивает: "…воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта".  Важнейшая черта психологии ребенка дошкольного возраста - влияние образов воображения на восприятие ребенком реальной жизни. В самом деле, дошкольнику бывает трудно дифференцировать мир фантастический и действительность, начав фантазировать, он расцвечивает свою жизнь невероятными красками, становясь участником захватывающих приключений и удивительных событий.  Интенсивная работа воображения, жизнь в мире сказок, игр, фантазий, способность и потребность видеть необыкновенное в обыкновенном. Способности каждый день совершать небольшие, но столь необходимые для духовного роста личности, открытия является непременным залогом успешной социализации, предполагающей также и возникновение в дошкольном возрасте системы нравственных координат, определяющих жизненный путь человека, характер его взаимоотношений с окружающим миром.  Дошкольник осваивает окружающий мир, начинает осознавать законы морали, попадая в ситуации, требующие нравственного выбора, причем, речь здесь не идет о глобальных вопросах, недоступных для понимания малыша, скорее следует сделать акцент на повседневных, не заметных на первый взгляд событиях, отдельных аспектах поведения ребенка, формирующих подрастающую личность,  поэтому так важно, чтобы детская литература без излишнего назидания и грубого дидактизма показывала малышу примеры социально одобряемого поведения   
 Литературное развитие трактуется в методике - как возрастной и одновременно учебный процесс, а также как процесс развития собственного литературного творчества детей. Это «развитие способности к непосредственному восприятию искусства слова, умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями», - считает Н.Д.Молдавская. Процесс воспитания талантливого читателя в  психолого-педагогическом аспекте всегда находился в центре внимания отечественных исследователей от  К. Д. Ушинского до В. А. Сухомлинского, от Ю. П. Азарова до З. А. Гриценко, которая рассуждает об особенностях читательского развития дошкольника и считает необходимым особо отметить: "Грамотный, или талантливый, как его называет С. Я. Маршак, читатель-это читатель, воспринимающий текст, согласно авторскому замыслу, постигающий его смысловую и художественную сущность, видящий его как произведение искусства, это читатель, умеющий обращаться с книгой, найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию". 
Психологи подчеркивают, что «развитие» предполагает не только количественное накопление знаний, умений, но главным образом, внутренние изменения структурных психических образований, усиливающие способность самостоятельного решения задач, не встречавшихся ранее, и способность «перенесения» знаний на новый материал. Таким образом, можно сделать вывод, что литературное развитие проявляется и в уровне читательского восприятия, и в собственном литературном творчестве ребенка и отражает способность «мыслить словесно-художественными образами».

Список  использованной литературы

1. Гурович  Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И.  Ребенок и книга. – М., 2002г.

2. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы.- М.: Книга, 1972. - с.206.

3. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.:Искусство, 1964. - с.86.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого –педагогические основы проблемы развития рисования у детей 4 – 5 лет

теоретический материал  по развитию  рисования у детей 4 – 5  лет....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Ребенок, приходя в ДОУ и погружаясь в среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая раб...

Статья "Психолого-педагогические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста".

Интерес к исследованию проблемы развития логического мышления, логического компонента, связан с поиском стратегий его оптимального развития, определение эффективности условий и средств его совершенств...

«Психолого-педагогические основы воспитания и обучения дошкольников» на тему: «Речевое развитие дошкольников»

ЭССЕ«Психолого-педагогические основы воспитания и обучения дошкольников»на тему: «Речевое развитие дошкольников»...

статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...

Психолого-педагогические основы проблемы внутрисемейных отношений.

Семья, как определённая  социальная  общность,  волновала  умы  философов, историков,  социологов,  педагогов,  психологов  во  все   времен...