Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Лысых Светлана Анатольевна

Викторина на знание дошкольниками сказок. Развитие честного соперничества. Формирование устойчивого интереса к художественной литературе.  С помощью такого метода работы можно проанализировать степень развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dlya_detey_starshey_gruppy.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшей группы

«Путешествие по сказкам»

Тема: «Путешествие по сказкам».

Цель: Систематизация знаний детей о русских народных сказках через игру – путешествие.

Задачи:

Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках, их героях; выявить лучших знатоков сказок

Прививать любовь к устному народному творчеству.

Привлечь родителей к участию воспитательно-образовательного процесса.

Развивать память, мышление, наблюдательность, коммуникативные функции речи.

Активизировать творческий потенциал детей и взрослых.

Воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

Воспитывать такие качества как взаимовыручка, взаимопонимание, дружелюбие.

Способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы.

Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

Предварительная работа:

Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед, анкетирование «Роль сказки в вашей семье», опрос детей о семейном чтении книг, оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», создание выставки коллажей «Сказки моего детства». Инсценировка сказки «Репка» перед детьми младших групп. Проведение досуга «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребенка». Разучивание музыкально - ритмического танца «Бабка Ёжка». Изготовление масок и атрибутов к сказке «Курочка Ряба», распределение ролей. Составление памяток для родителей «Роль книги в развитии ребенка».

Рисование по сказкам «Репка», «Вершки и корешки», по сказкам В. Сутеева «Под грибом», В. Катаева «Дудочка и кувшинчик».

Изготовление книжек – малышек по русским народным сказкам совместно с родителями.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Чтение сказок русских народных и авторских: «Хаврошечка», «Курочка ряба», «Теремок», «Бычок – смоляной бочок», «Лисичка со скалочкой», «Репка», «Вершки и корешки», «Три медведя», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди», «Лисичка сестричка и серый волк», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Крылатый, мохнатый, да блин масляный», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Царевна - лягушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса», сказок К. И. Чуковского «Айболит», «Бармалей», «Краденное солнце», «Цыпленок», «Путаница», «Муха - Цокотуха», «Федорино горе», заучивание стихотворения «У лукоморья», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» В. Сутеев «Под грибом», «Мешок яблок», «Петушок и краски», С. Прокофьева «Воронье гнездо».

Оборудование:

-загадки о сказках и сказочных героях:

-разрезные картинки по сказкам; поделка «Избушка на курьих ножках»; картинка с изображением Бабы –Яги; мягкие игрушки колобок, петушок; изображения деревья для украшения группы, картинка «Заюшкиной избушки»;

-раздаточные карточки по сказкам;

-фишки;

-книги со сказками для оформления; магнитофон, музыкальная запись песен «В гости к сказке», «Бабка Ёжка»; компьютер, интерактивная доска, презентация «Четвертый лишний».

Ход занятия:

Звучит негромкая музыка. Дети проходят, встают в круг.

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

- Пришли мы сегодня утром в садик, а в группе письмо лежит, смотрите (показ письма – Детям - гр. «Цветики», а от кого не знаем, надпись дождем смыло. Давайте посмотрим, что там? (Открываем письмо, пазлы разлетаются). -Как же нам теперь узнать? (ответы детей) -Правильно! Чтоб быстрее все узнать. Надо пазлы нам собрать!

- А чтобы у нас все быстро получилось, давайте разделимся на две команды. В круг быстрее все вставайте, На первый, второй расчитайтесь! Первые номера – будет первая команда, вторые номера – 2-я команда. Первые номера - шаг вперед, - Раз, два, три, четыре, пять –начинаем собирать - Сначала соберите картинки по цветам. Кто быстрее собирает, тот цветочек получает! (дети собирайте, родители, если что помогайте) - Пазлы собрали, что у вас получилось? (Дети - сказки) - За правильные ответы, команда тоже будет получать цветочки. – Назовите название сказок. (дети называют названия сказок) - А вместе - это сказки, какие? (ответы детей-русские народные сказки)

- Мы вам предлагаем отправиться в волшебное, сказочное путешествие. Хотите отправиться в путешествие? А родителей возьмем с собой? Гости присоединяйтесь к нам.

Собираемся друзья, Отправляться в путь пора. Сказка дверь нам отвори, и ребят наших впусти.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках.)

Начинаем колдовать, Двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем пальцы рук.)

Хоть замочек очень крепкий – (Сложить ладони в замок.) Металлический и цепкий, (Развести ладони и потянуть замок – пальцы переплетены.)

Мы его сперва покрутим, (Свести ладони и вращать “замочек” влево, вправо 4 раза.)

А потом три раза дунем, (Вдох через нос и три коротких выдоха через рот.)

Покачаем – раз, два, три: Дверь, замочек, отомкни! (Поднять локти на уровне груди, ладони крепко прижать одну к другой, повороты “замочка” от себя – к себе.) Двери открываются – Сказка начинается. (Развести руки в стороны.)

(Все дети идут по веревочке)

- По веревочке идем, но в обрыв не упадем. Все через обрыв глубокий прошли? (подошли к книжному центру, загадать загадку)

- На окошке он студился, Взял потом и укатился, На съедение лисе…. КОЛОБОК - Правильно, Колобок здесь нас встречает, Нам загадки загадает. Загадки для 1-ой команды: Отворили дверь козлята И пропали все куда-то. (Волк и 7 козлят) У Аленушки-сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят (Гуси-лебеди) Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей. Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка) Загадки для 2-ой команды: Этот сказочный герой поймал в прорубе зимой рыбу говорящую. Стоит лишь сказать слова, происходят чудеса:

Вёдра воду носят,

Сани дрова возят

Сам герой на печи

К царю в гости едет (Емеля из сказки «По щучьему велению»)

Сидит в корзинке девочка

У Мишки за спиной

Он сам того не ведая

Несет ее домой. (Маша из сказки «Маша и медведь»)

Он сумел поймать волчишку,

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их –бочком. (Бычок – смоляной бочок) 

- Молодцы ребята, все загадки отгадали, и героев всех назвали. (Вручить цветочки)

- Колобок-то, колобок подарил он нам клубок! - Ты, клубочек помоги, Нас по сказкам проведи!

- Вот и к лесу мы пришли, Лист волшебный там нашли. (показ схемы)

Раз, два, три, четыре, пять – перестроимся опять! (в 2-е команды) - Чья команда больше сказок угадает, та цветочек получает!

Игра «Угадай-ка»

- Ой, клубочек, ты клубок Ты куда бежишь, дружок! (полоса препятствия)

- В какую сказку мы попали? (Заюшкина избушка)

Кто помог зайчишке выгнать лису? (Петушок) Петушок приготовил вам задание Игра «Кто говорит эти слова?»

- Молодцы ребята и здесь все задания выполнили, получите цветочки,

- Ой, клубочек, ты клубок Снова побежал, дружок!

- Что за странный теремок, Из трубы идет дымок? У избушки ноги есть. Кто ж тогда хозяин здесь? (домик Бабы-Яги + картинка)

- Вот она Бабусечка, Бабусечка – Ягусечка! Тоже задание вам приготовила. (загадки на картинке)

- Молодцы, ребята! Вы загадки отгадали, но еще не поплясали И сейчас и сейчас все мы дружно пойдем в пляс!

Музыкально-ритмическая пауза «Бабка - Ёжка».

- Спасибо скажем Бабке-Ёжке, Что размяли свои ножки! (схема-перестроение в шеренгу) Раз, два, три, четыре, пять – перестроимся опять. На ковер мы тихо сели, сказочку мы посмотрели.

Сказка «Курочка ряба» (инсценировка сказки) - Давайте, поаплодируем юным артистам. Спасибо, занимайте свои места.

- А теперь все улыбнитесь и к экрану повернитесь. Игра - презентация «Четвертый лишний».

- Молодцы, ребята! Справились с заданием! Получите цветочки.

-Пора со сказкой нам прощаться,

В родную группу возвращаться.

 Вокруг себя повернитесь.

 И в группе очутитесь. Один, Два, Три, вот так чудеса.

- Где мы с вами сегодня были? - Кого встречали? - Понравилось вам путешествие? А родителям? Еще будем путешествовать? - Капитаны посчитали, удивились и сказали: Сколько цветиков собрали? (подсчет цветочков)

- Все, ребята, отличились, Со сказкой вы теперь сдружились. Вы, ребята, молодцы, Получите, леденцы!

Самоанализ занятия в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Цель:

Обучающие задачи:

1. Уточнить и обогатить знания детей о сказках, пословицах.

2. Учить узнавать сказку по заданию, закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок.

3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивающие задачи:

1. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

2. Развивать умение действовать согласованно.

3. Развивать слуховое внимание, творческие способности детей.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.

Оздоровительные задачи:

1. Снятие зрительного напряжения (гимнастика для глаз, снятия мышечного напряжений (физ. минутки, пальчиковая гимнастика.

Длительность мероприятия соответствует нормам СаН ПиНа для детей данного возраста 25-30 мин. Занятие динамичное, что позволило избежать утомляемости детей.

Использовала методы: Игровой, словесно-логический, ИКТ, самостоятельный.

Использовала приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа: расширение словаря по теме – подбор прилагательных к существительному (слово - «сказка»).

Материал: Игра «Сложи сказку» (разрезные картинки, игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы, индивидуальные листы для закрашивания, маски-шапочки.

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, ноутбук, экран, столы, стульчики.

Вид занятия: Занятие-игра. Ребята отправляются в сказочное путешествие с Иваном-царевичем, чтобы спасти Василису Прекрасную, которую Змей Горыныч унес в царство Кощея Бессмертного. Чтобы выполнить свою миссию, ребята должны выполнить задания сказочных героев. В процессе игры у детей развивается творческое воображение и логическое мышление.

Формы работы: Индивидуальная, коллективная.

Для лучшего усвоения программного материала я

в свое занятие внесла игровую мотивацию, проблемную ситуацию - задания, волшебный клубок помощник.

Все моменты мероприятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Занятие осуществлялось в соответствии поставленными задачами.

Методы и приёмы носили игровой характер, что помогло добиться хороших результатов.

Этапы занятия взаимосвязаны. Игровая мотивация интерес у детей и активность была достаточно высокая. Слушая отрывки из художественных произведений, дети четко называли название сказок и героев.

Для снятия утомления и перехода к другому виду заданий провела короткую физ. минутку «Буратино», гимнастику для глаз.

С загадками о сказочных героях дети справились легко.

Метод контроля и стимулирования в виде одобрения «молодец» и похвала, вручение медалей.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли активность, эмоциональность, показали хорошие знания сказок.

Я думаю, что детям занятие очень понравилось и запомнилось, своими впечатлениями они обязательно поделятся со своим родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие по городу на ковре – самолете».

Занятие разработано с целью закрепить знания детей об общественно-значимых местах родного города, расширить представления детей о родном городе, его достопримечательностях; сделать вклад в воспи...

Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие в сказку»

Данное занятие направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального и сенсорного развития и формирования элементарных математических представлений....

Конспект занятия КВН в старшей группе «Путешествие по сказкам»

        Конспект занятия КВН в старшей группе «Путешествие по сказкам»Цель: Систематизировать знания детей о русских народных сказках через игру – КВН.Образователь...

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам» Воспитатель: Гавердовская Г.В.

Задачи:-продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры - сказками;-учить узнавать сказки по характерным признакам, по рисункам, загадкам; ребусам-активизировать речь, обогащать...

Конспект открытого занятия для детей старшей группы "Путешествие по сказкам"

Цель: обобщить представления детей о сказкахЗадачи: Углубить знания детей о сказках; умение подбирать родственные слова и слова антонимы; развивать диалогическую и монологическую речь. Воспи...

Методическая разработка: Конспект занятия для детей средней группы «Путешествие за сказкой»

Конспект занятия для детей средней группы «Путешествие за сказкой»Возраст: средняя группа.Тема: «Путешествие за сказкой».Образовательная область: познавательное развитие, речев...