Знакомство с народной культурой и традициями
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа) на тему

Безуглова Елена Николаевна

Знакомство с народной культурой и традициями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_narodnoy_kulturoy_i_traditsiyami.docx568.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11

«Знакомство с народной культурой и традициями»

IMG_1737.JPG

                                                                                               

                                                                                                                                                                                                   Вид проекта:

по доминирующей деятельности: Познавательно-творческий

по количеству участников: групповой

 по продолжительности: краткосрочный ( 12.03.2018-16.03.2018гг.):

Заявитель: дети младшей группы №1

                                                                                                                                                                              Подготовили:                                                                                          

 Е.Н.Безуглова воспитатель

И.И. Наумова воспитатель

г. Донецк Ростовской области

2018г.

Пояснительная записка

Проблема: Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывались чувства причастности детей к наследию прошлого, и позволяло бы с ним соприкоснуться – необходимо  знакомить детей с традициями и культурой нашего народа..


Актуальность темы (пояснение):
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Что мы знаем?

Игрушки, сказки, песни, игра, праздник.

Что мы хотим узнать?

Познакомить с русской народной игрушкой
Формировать интерес к русской народной игрушке «Матрёшке»
Расширять словарный запас детей

Иметь представления о культурных традициях своей семьи.

Знать полное имя мамы, папы.

 Знать свое имя, отчество, фамилию, пол, возраст, место работы родителей, их профессию.

Иметь представления о народных традициям и духовных ценностях русского народа.

С помощью чего узнаем?

Рассматривание иллюстраций, открыток, посвященных теме «Музыкальные инструменты».

Учить устанавливать и обозначать родственные отношения в семье. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, оценивать поступки героев сказок. Объяснить смысл народной мудрости. Воспитывать положительное отношение к смелости, находчивости, удальству. Дать элементарные знания о декоративно-прикладном искусстве – росписи деревянной посуды. Учить любоваться её красотой. Поддерживать интерес к самостоятельной художественной деятельности.

- Познакомить детей с праздником прилёта птиц – Сороками. Побуждать активно исполнять заклички, развивать умение испытывать радость от игр со звуками, словами.

- Познакомить детей с берёзой, обычаем русского народа. Укреплять веру в благополучное будущее, желание проявлять заботу, нежность, доброжелательность друг к другу. Пробуждать интерес к природе, первым весенним признакам.

- Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской.

Вовлечь родителей в работу над проектом:

Цель проекта: Развивать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений. Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрёшка и др.). Ознакомление с народными промыслами.

Задачи

1. Развивать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.

2. Знакомить детей со способами действий с предметами быта, их функциями.

3. Развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их (прялкой, веретеном, русской печкой).

4. Расширять представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка, матрёшка и др.) .

5. Знакомить детей с народными промыслами.       

Методы и формы работы:

-Беседы, направленные  на  реализацию задач  проекта

-Тематические занятия. Изменяются только: содержание, объем познавательного материала и сложность, длительность изучения. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематических рисунков)

-выставки поделок, презентации, чтение художественной литературы, рассматривание и рассматривание картин и иллюстраций

Целевые ориентиры 

Формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа.

Воспитывать любовь и гордость за свой народ.

Развивать память, воображение, речь.

Обогащать словарный запас за счет русских слов.

Воспитывать уважение к русской культуре.

Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.

1 Этап: Подготовительный.

  • Сбор и анализ литературы по данной теме
  • Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта
  • Подборка иллюстративного материала.
  • Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, упражнений по теме.

II этап – основной: (примерная форма оформления)

        

День недели, дата

Содержание организованной образовательной деятельности в рамках проекта

(Совместная работа педагога с детьми)

Свободная творческая деятельность детей

Понедельник

12.03.2018

Развитие речи

Речевое развитие. Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики», обр. Серовой

Цель:Напомнить известные русские народные сказки и познакомить с новой.

Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки

 

Интеграция ОО: : познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование: : русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Снегурушка и лиса», « Гуси-лебеди», «лиса и заяц», «У страха глаза велики»(обраб.М. Серовой)

Литература В.В. Гербова

«Развитие речи в детском саду -младшая группа», Стр.68

Компьютерная презентация"Русские народные сказки" Цель: Формировать у детей представление о русских народных сказках, о героях этих сказок

Чтение р.н.с. «Петушок и бобовое зернышко».

Цель: Учить детей слушать сказку, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

Вторник

13.03.2018

ФЦКМ

«ФЦКМ»

Тема: «Варвара – краса – длинная коса»

Цель: Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своих детях. Формировать уважение к маме.

Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование:  предметы для ухода за волосами, предметы для шитья, предметы для ремонта

Литература: О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.28

Беседа  на тему «Русские народные песенки и потешки». Цель: познакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать обогащению словарного запаса детей; развивать творческие способности, речевые умения, способствовать воспитанию уважительного отношения к народному творчеству.

Обыгрывание потешки «Уж я косу заплету, Уж я руссу заплёту…» Цель: Учить детей повторять за воспитателем слова и умение обыгрывать потешку

Среда

14.03.2018

Лепка/аппликация

«ХЭР»Аппликация

Тема: «Салфетка»

Цель: Учить составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы, располагая круг  посередине, а квадратики – в углах квадрата.

Интеграция ОО: : познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.
Материалы, инструменты, оборудование.
на каждого ребёнка - тарелочки, вырезанные круги и квадраты, кисточка для клея, подставка для клея, розетка для клея, салфетка, альбомный лист квадратной формы, клеёнка, готовый образец, клей.  
Литература: Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Стр.91

Прогулка «Весна идет»

ЦЕЛЬ:  Дать детям первые представления о ранней весне. Создание условий для воспитания ребёнка на традиционных культурных ценностях своего народа.

Русская народная игра «Каравай».

Цель игры: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата

Четверг

15.03.2018

Конструирование

Конструирование Тема: «Ворота».

Цель:  помочь детям овладевать элементарными конструкторскими навыками: приставлять, прикладывать, делать простые перекрытия, обстраивать плоскостные модели.

Оборудование: кубики, конструктор-кирпичик, игрушечные машины.

Литература:  Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий»

 Музыкальная гостиная «Ознакомление детей со звучанием народных инструментов - бубен»
Цель:  Познакомить детей с музыкальным инструментом -бубен, и его звучанием;
развивать у детей умение двигаться в такт музыке, сменой движения реагировать на изменение ритма; 
вызвать у детей эмоциональную отзывчивость на звучание русских народных музыкальных инструментов и интерес к народному творчеству;
доставить детям удовольствие и радость от совместной деятельности.

Пятница

16.03.2018

Рисование

Рисование: «Рисование «Неваляшки – яркие рубашки»»

Цель: продолжать знакомить детей с матрешкой . Учить рисовать узоры .

Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование:  кисти, гуашь, стаканчики с водой, клеенки, стеки, альбомный лист

Литература:  Накопительная папка

Развитие познавательно-исследовательской деятельности  в природе.

Тема: «Рассматривание березы».

Цель: уточнять представление о дереве (растение, основные части: корень, ствол, ветви, листья), используя модели. Воспитывать интерес к наблюдению за деревьями.

Оборудование: модель дерева, картинки с изображением березы.

Театрализованная деятельность «Мы из сказки».

 Цель: Учить «играть в сказку» - «Теремок», инсценируя ее с помощью взрослых. Рассмотреть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство.

Работа с родителями:

1. Оформление папки-передвижки

«Как знакомить детей с народными праздниками и традициями».

2. В родительском уголке  помещение  статья  «Народная мудрость гласит» (пословицы).

3. Оформление информации для родителей:

 «Праздники народного календаря»

4.  Привлечь к изготовлению масок для драматизации сказок.

5. Привлечь к совместному заучиванию потешек.

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды:

«Театральный уголок»

«Центр народно-прикладного творчества»

 изготовление масок сказочных героев

Пополнение уголка атрибутами

III этап – заключительный (презентационный): подведение итогов работы по проекту.

Выставки поделок « Русские народные промыслы»

Отчет по проекту оформить презентацией

2. Приложения к проекту

Конспекты занятий

Подбор художественных произведений, загадок по теме проекта.

1)Критерии оценки результатов по диагностике……

Оценка уровня развития:

      1 – 1,5 балл – низкий уровень (большинство компонентов недостаточно развиты);

1,6 – 2,5 балла – уровень ниже среднего (отдельные компоненты не развиты);        

2,6 – 3,5 балла – средний уровень (соответствует возрасту);

      3,6 - 4 балла – высокий уровень (одаренный ребенок).

Педагогическая  диагностика детей

                                     

2).Информационное обеспечение проекта

3).Методическое обеспечение проекта (использованная литература).

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Вторая младшая группа.- М.: Мозайка-Синтез,2014.-80с.

Колдина Д.Н. Аппликация  с дедьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.: Мозайка-Синтез,2010.-56с., цв.вкл.

Колдина Д.Н. Лепка  с дедьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.: Мозайка-Синтез,2010.-56с., цв.вкл.

Колдина Д.Н. Рисование  с дедьми 3-4 лет. Конспекты занятий.-М.: Мозайка-Синтез,2010.-56с., цв.вкл.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. -М.: Мозайка-Синтез,2015.-112с.:цв.вкл.

4) Накопительный материал

    конспекты

5) Продукт реализации проекта

      Выступление перед родителями «Весна идет».

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия недели «Знакомство с народной культурой и традициями» в средней группе, занятие по теме: «Путешествие в прошлое куклы»

ЦеееПривлекать внимание детей к  народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение  выделя...

Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...

Мини - проект на тему "Знакомство с народными культурами и традициями"

Цели: Расширить представления детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством....

Мини проект_Знакомство с народными культурами и традициями

ЦельРасширить представление детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством....

Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями»

Обзор информации по данной теме для родительского уголка....

Знакомство с народной культурой и традициями в ДОО

Знакомство с народной культурой и традициями в ДОО...

Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».

ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...