Организация книжного уголка
методическая разработка по художественной литературе на тему

Селезнева Елена Николаевна

Рекомендации по организации книжного уголка в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Книжный уголок.

Работа в книжном уголке должна планироваться и быть целенаправленной.

  • В книжном уголке проводится прежде всего индивидуальная работа с детьми по всем направлениям развития речи. Она планируется в первой и во второй половине дня.
  • Кроме того, материалы книжного уголка отражают всю работу на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим миром. Сюда помещаются иллюстрации и книги, используемые на занятиях.

Уголок должен быть оборудован так, чтобы в нем решались все вопросы развития речи в индивидуально-ориентированной форме.

1.        Место для книжного уголка:

  • оно должно быть хорошо освещенным (естественный свет) или с дополнительным освещением;
  • книжный уголок должен располагаться не в зоне сюжетно-ролевых игр;
  • книжный уголок должен находиться не в зоне занятий, не у доски, чтобы книги и фотоиллюстрации уголка не отвлекали внимания детей во время занятий.

2.        Наглядное оформление:

  • в книжном уголке обязательно должна быть горизонтальная плоскость для выставочных материалов - в идеале, две-три открытые книжные полки, расположенные на уровне зрения детей;
  • желательно, чтобы был журнальный столик на 2-3 ребенка;
  • может быть магнитофон или проигрыватель для прослушивания сказок.
  1. Содержание книжного уголка.
  • Детская художественная литература:
  • во-первых, та, которую воспитатель читает на занятии, именно детские книги с иллюстрациями, а не хрестоматии. Книги должны быть представлены не по одному экземпляру, желательно разных издательств, оформленные разными художниками-оформителями;
  • во-вторых, та художественная литература, которую воспитатель читает для расширения сюжета детских игр (эти книги подбираются на месяц);
  • в-третьих,    любимые    книги    детей,    которые    читаются    по    желанию   детей, с продолжением;
  • младших и средних группах одна и та же книга в нескольких экземплярах; в старшем возрасте - одна и то же произведение, но проиллюстрированное разными художниками, в разном оформлении;
  • в если на занятиях мы беседуем с детьми о творчестве писателя или поэта, его портрет выносится на занятие, а потом остается в книжном уголке (приблизительно на месяц).
  • Иллюстрированный материал:
  • по теме занятия по ознакомлению с окружающим миром;
  • по теме занятия по ознакомлению с художественной литературой - книжная графика, иллюстрации к прочитанным книгам;
  • иллюстрации по темам занятий обновляются еженедельно.

В понедельник утром воспитатель вместе с детьми выставляет в книжный уголок те иллюстрации, которые отражают тематику занятий по ознакомлению с окружающим миром. Эти иллюстрации останутся в книжном уголке в течение месяца. Одновременно с помещением новых иллюстраций из уголка убираются старые - те, которые были выставлены в него 4 недели назад. Таким образом, здесь содержится иллюстративный материал за текущую неделю и три предыдущих;

  • по темам занятий в книжный уголок помещаются предметные и сюжетные картинки и фотоиллюстрации - по 2-3 по каждой теме;
  • картины по временам года. В иллюстрациях о природе желательны не пейзажи, а сюжетные картины «Ребенок в данном времени года»;
  • размер картинок и фотоиллюстраций - от половины альбомного листа, до альбомного листа; все картинки наклеены на паспарту в одном стиле.
  • Тематические выставки.

Они оформляются по двум направлениям:

  • памятные даты страны;
  • юбилеи или дни рождения писателей.

В младшей группе выставки организуются только к концу учебного года, по сказкам; в средней группе 3-4 выставки в год; в старшем возрасте - 4-5 выставок в год, может быть и более.

Одна из форм работы в книжном уголке и один из видов выставок - презентация детьми любимых книг, которые они принесли из дома. Эта работа проводится в тесном контакте с семьей - родителей просят принести иллюстрации, семейные фотографии, о которых рассказывают дети.

Материал для выставки собирается за месяц, а выставляется накануне, вместе с детьми: «Посмотрите, дети, вот у нас картины, книги, посвященные... давайте подумаем, как их лучше расставить, разместить, чтобы было удобнее их рассматривать...»

Выставки могут устраиваться в разных группах по различным темам. Потом дети приглашают друг друга в гости - одна группа идет в гости к другой, совместные полдники, чаепития. Воспитатель ненавязчиво проводит подготовку к приему гостей - напоминает детям правила хорошего тона, этикета при походе в гости и встрече гостей, правила сервировки стола.

Можно пригласить и родителей посетить выставку в группе - опять подключается этикет, эмоциональный подтекст.

Выставка планируется в годовом плане, перспективном планировании.

Когда в книжном уголке оформляется выставка, все остальные материалы убираются.

Детские журналы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организации книжного уголка в средней группе детского сада как совместная деятельность педагога и детей по приобщению к художественной литературе.

В статье описан опыт работы по организации книжного уголка в группе детского сада, его наполняемость, работа проводимая с детьми и родителями по приобщению к художественной литераатуре....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ КНИЖНОГО УГОЛКА"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ НА ПЕДСОВЕТЕ, В ВИДЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ И ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ В РАБОТЕ ПО ЗАДАЧЕ "ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К КНИГЕ"...

Рекомендации по организации книжного уголка в детском саду.

В предложенной презентации даны рекомендации по оформлению книжного уголка в разных возрастных группах....

Организация книжного уголка

Методические рекомендации, буклет...

Организация книжного уголка в группах детского сада

Представлен материал по организации книжного уголка в группах детского сада...