ООД по развитию речи(Чтение художественной литературы) "Необыкновенные приключения Али в Азбуке"
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Мугалимова Ирина Вячеславовна

Знакомство с творчеством И.Токмаковой.Чтение произведения "Аля,Кляксич и буква "А"."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_rechevomu_razvitiyu.alya_.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по речевому развитию(чтение художественной литературы)

«Необыкновенные приключения Али в азбуке.»

Цели: формировать целостной картины мира, приобщать к словестному искусству ,в том числе к художественное восприятие и эстетический вкус.

Интеграция: познавательное развитие , коммуникационное развитие, музыкальное развитие.

Задачи:

Образовательная: познакомить с историей возникновения письменности ,уточнить представление о жанрах ,познакомить с писательницей Ириной Токмаковой ,ее произведением «Аля, Кляксич и буква А»

Развивающие :развивать интерес и любовь к книге.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к книге.

Средства: книга И.Токмаковой ,береста, перья, бумага, ручки.

Ход занятия:

Перед вами чудесный мешочек. Что в нем лежит ?Отгадайте загадку и узнаете:

Не сеялки ,а добро сеют,

Не хлеб ,а досыта кормят,

Без рук ,а все умеют,

Без ног,а по дорогам водят.

(Книги)

2.сегодня я хочу вас пригласить в удивительную страну. Азбукаландия .Ее знают все кто ,умеет писать и читать.(Звучит музыка дети под музыку выполняют движения)

-Вот и первый остров в нашем путешествии. Истроия .В разные времена люди по разному передавали друг другу опыт и знания .Первая в истории человеческая книга –книга наскальных изображений .Первым шагом  к современному письму было использование предметов ,которые не передавали мысли, напоминали о ней ,например узелки на па мять. В зависимости от окраски и порядка ,в котором они были повязаны ,определяли о чем идет речь .Такое письмо называлось узелковым .Представьте, что вы ученые ,которые обнаружили скалу с рисунком. На нем изображены…..что могут обозначать эти рисунки.

И в наши дни используют похожие письма рисунки(Дорожные знаки)

Давайте расшифруем слово книга .В прекрасной стране Месопотамии книги писали на глине. на глине писали палочками. Первая письменность была в виде рисунков ,картинок Позднее появились знаки ,обозначающие эти картинки-клинопись Клинописных табличек было так много ,что их стали собирать в первые библиотеки .Первые книги писали и на папирусах . папирус травянистое растение ,тростник. Его обрабатывали особым способом ,и получали такую бумагу которая сворачивалась в свитки ,но на ней нельзя писать с двух сторон. В дальнейшем люди стали использовать пергамент- это тонкая обработанная кожа Изготовляли ее недалеко от города Пергам. В отличии от папируса он не трескался ,был более прочен ,на нем писали с двух сторон .А на Руси писали на бересте. перышками Давайте и мы с вами пройдем к столам и попробуем написать. Береста это верхний слой березы ,а писали специальным составом в который входили сок, зола, Первую бумагу варили из помещали в рамки .Книги раньше были рукописные. То есть их писали в ручную Обычно их писали писцы церковные служители. Книги любили про книги придумали пословицы

Берегите книгу – источник знаний.

Букварь — к мудрости ступенька.

День без книги, что день без солнца.

Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души.

Знаешь аз да буки – так и книги в руки.

Золото добывают из земли, а знания — из книги..

Испокон веков книга растит человека.

Дидактицеская игра «Доскажи словечко»

Книга – твой друг, без нее как  ( без рук.)

Книга в деревне - что окно  ( в избе.)

Книга в счастье украшает, а в несчастье  (утешает.)

Книга для ума — что теплый дождь для( всходов.)

Книга мала, да ума ( придала.)

Книга не самолет, а за тридевять земель ( унесет.)

Книга одна, да тысячу людей (учит.)

Книги не говорят, а правду сказывают.

 Рукописи писались очень медленно Около года сейчас мы с вами привыкли читать печатные книги .Первым на Руси стал печатать книги книгопечатник Иван Федоров.

3.А сейчас я предлагаю отправиться дальше в путишествие .Ребята вот вы и прибыли в прекрасную страну Азбукознания. Она очень красивая и необычная. В ней живут книги .А кто пишет книги?(Писатели)Правильно. Писатели бывают детские и те кто пишет для взрослых .А кто знает что такое сказка? Чем отличается стихотворение от рассказа? А кто ответит на вопрос ,что такое басня ,былина. Сегодня я хочу вас познакомить с детской писательницей И. Токмаковой Ирина Петровна Токмакова — детский поэт и прозаик, переводчик детских стихов, лауреат Государственной премии России за произведения для детей и юношества. Будущая поэтесса родилась 3 марта 1929 года в Москве. Девочка росла во вполне благополучной и хорошо обеспеченной семье. Ее отец Петр Мануков был инженером-электротехником, а мать Лидия Дилигенская - детским врачом и при этом заведовала местным "Домом подкидышей" С самого детства проявляла свои таланты. К примеру, она имела непреодолимую тягу к знаниям. Она часами сидела в школьной библиотеке и читала книги на различные темы. Огромный багаж знаний помогал девочке во время учебы. Именно по этой причине для Ирины не составило труда окончить школу с золотой медалью. С детства писала стихи, но считала, что литературных способностей у неё нет, поэтому выбрала профессию лингвистаСвою литературную деятельность Ирина начала довольно-таки поздно. Да и вообще Токмакова не собиралась заниматься литературой. Все произошло очень спонтанно. Как-то раз в Россию прибыл шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела их для своего ребенка. Ее супруг, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отдал переводы в издательство. Так вышла ее первая книжка. А потом свет увидела также и книга собственных стихов Ирины Токмаковой, созданная вместе с супругом, — «Деревья». На полке детских книжек она тут же прижилась, оказавшись в числе самых любимых — и детьми, и родителями. Позднее появились книжки сказок, рассказов и повестей: «Аля, Кляксич и буква «А», «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет веселое утро» и многие другие. Ирина Токмакова переводила со многих европейских языков, а также восточных языков, в том числе, таджикского, узбекского, хинди. Лауреат Государственной премии РФ, лауреат Российской литературной премии имени Александра Грина (2002), она с радостью говорила в интервью, как напутствовал ее Самуил Яковлевич Маршак: «Когда я перевела шотландские песенки, Заходер пугал, что Маршак меня съест. И вот как-то раз в коммуналке, где я тогда проживала, раздается звонок и голос Маршака (он всех называл «голубчиком» и все время повторял слово «алё?»): «Але? Голубчик! Это говорит Маршак. Я читал Ваши переводы в «Мурзилке». Алё? Приглашаю вас придти ко мне». И я отправилась к Маршаку. Я в то время только начинала писать, а он разговаривал так, как будто он Маршак и я Маршак. Я вышла от него, и будто во мне внутри лампочка загорелась». Основная аудитория Токмаковой - это дети. Писательница довольно активно выпускала небольшие детские рассказы в стихотворной форме. Именно эти произведения принесли ей наибольшую славу. Как правило, данные книги несли какую-то поучительную историю и мораль. Именно по этой причине произведения Ирины Петровны Токмаковой можно считать притчами. Также Ирина прославилась в качестве драматурга. Пьесы Токмаковой были поставлены в лучших театрах России. Как и в случае с прозой, драматургические произведения ориентировались на детскую аудиторию. К наиболее известным пьесам можно отнести "Кукареку", "Заколдованное копытце", "Звездные мастера", "Морозко", "Звездоход Федя" и прочее. В библиографии Токмаковой присутствуют довольно-таки нетипичные произведения. К примеру, она писала различные детские повести-игры, благодаря которым ребенок мог научиться читать, считать, понимать основы грамматики. Также стоит подметить, что Токмакова участвовала в различных литературных коллаборациях. К примеру, Ирина написала пару детских пьес в соавторстве с небезызвестной советской писательницей Софьей Прокофьевой ("Подарок для Снегурочки", "Стрела Робин Гуда", "Иван-богатырь и Царь-Девица", "Андрей Стрелок и Марья Голубка"). Ирина Петровна скончалась на 90-м году жизни 05 апреля 2018 года в Москве.(Входит Аля)

-Здравствуйте ребята! Мне нужна ваша помощь!

-Давайте поможем Але! А ,что случилось?(Аля протягивает книгу)

-Вы все узнаете из этой книги!

-Хорошо ,давайте начнем читать!

 ГЛАВА ПЕРВАЯ

Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но все шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание! Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква А. Она размахивала руками и что-то кричала.

— Что с тобой, что случилось? — изумилась Аля.

Буква А уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:

— Кляксич!

— Ничего не понимаю! — сказала Аля.

— Да Кляксич же! — воскликнула буква А. — Отвратительный Кляксич пробрался в Букварь. Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моем месте стоит жирная клякса — его племянница.

Тут добрая трудолюбивая буква А расплакалась.

— Вот тебе и на! — поразилась Аля. — Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!

— Что уж тут придумаешь! — возразила буква А. — Ты ведь даже свое письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву А я уже выгнал, букву Л я запру под замок, а букву Я так запрячу, что ее никто не найдет. Как тогда Аля подпишет свое письмо? Я — хозяин Букваря!»

Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не сможет. А если не подписать, то как мама поймет, кто написал ей письмо?

— Знаю, знаю! — вдруг закричала Аля. — Мы с тобой отправимся в Букварь, разыщем Кляксича и сотрем его ластиком. Правильно?

— Еще как правильно! — обрадовалась буква А.

Взявшись за руки, Аля и буква А направились прямо в Букварь. У самого входа дорогу им преградила добродушная с виду буква Б. У нее через плечо висела на ремне огромная корзина.

— Будете брать бублики? — спросила она.

— Да какие там бублики! — запротестовала буква А. — У нас важное дело. Пропусти нас, пожалуйста!

— Бросьте, — сказала буква Б, не трогаясь с места. — Берите белые бублики и баранки. Быстрее.

Буква Б была ужасно толстая, Аля и буква А никак не могли ее обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую:

Но буква Б по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:

— Больше! Больше!

У них не было больше свободной строчки. Бублики просто некуда было класть.

Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы Б бубликов, кто сколько сумеет, иначе Аля и буква А не попадут в Букварь, и все. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!

-Ребята давайте поможем Але и букве А, нарисуем много бубликов.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Ну, наконец-то буква Б отступила! Аля и буква А вошли в ворота. За воротами зеленел лужок. На траве паслись двоеточия. За ними, щелкая кнутом, ходил вопросительный знак.

— Ты не видал Кляксича? — спросила у него буква А.

— Кляксича? — вопросительный знак почесал в затылке. — Как же. Кляксича видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать?

И вопросительный знак посмотрел на них вопросительно.

От этого пастуха толку не добьешься! Скорей на вокзал!

На вокзале буква В в кондукторской фуражке с красным донышком покрикивала на пассажиров.— В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны! Вы в восьмой вагон? спросила она у Али. — Ваши вещи?

Странно, что она просила предъявить вещи, а не билеты. Но Але некогда было удивляться. Она предъявила строчку с бубликами.

— Великолепно! — почему-то обрадовалась буква В.

Только они вошли в вагон и отыскали свои места, как поезд тронулся. Они уселись поудобнее. Колеса застучали по рельсам. За окнами замелькали домики и деревья.

Но вдруг поезд со скрежетом затормозил и остановился. Пассажиры высыпали из вагонов. Подумать только! Дальше пути не было! Это Кляксич (кто же еще?) унес рельсы, разобрал шпалы и даже спилил все деревья!

Буква А тут же впала в отчаяние. Аля принялась ее утешать:

— Ты забыла: ведь у нас есть читатели! Они нас выручат из беды. За работу, дорогие читатели! Все на ремонт путей! Укладывайте шпалы! Заодно почините домики и насадите побольше елочек: дороге нужна лесозащитная полоса!

-Дети Але снова нужна наша помощь. Давайте из палочек выложим рельсы.

-Дорогая Аля и буква А нам пора возвращаться в наш детский сад.Но мы возьмем с собой книгу и будем дальше помогать тебе в твоих приключениях.

- До свидания ребята.

(Дети возвращаются в детский сад)

-Ребята в какой стране мы сегодня побывали?

-Что нового вы узнали о истории возникновения книги?

-С какой писательницей познакомились?

-Как называется книга которую мы читали?

-Кто главный герой, что она делала ,кто решил Але помешать написать письмо, кто пришел к Але из азбуки ,куда они отправились, кого повстречали, как мы помогли Але.?

-Давайте мы и дальше будем помогать Але в ее приключениях .А когда мы закончим читать эту книгу мы будем значь весь алфавит и сможем сами читать книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по развитию речи "Чтение потешки "Ай качи, качи, качи..."

Данный конспект занятия по развитию речи составлен для детей первой младшей группы....

Занятие по развитию речи "Чтение С. Есенина"

На занятии воспитатель выразительно читает стихотворение.Затеи он спрашивает: «О какой березе говорится в стихотворений С. Есенина?» Подняли руки многие.Алеша. О белой березоньке, как она серебром пок...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.Чтение рассказа Н.Носова « Фантазёры » в старшей группе.

Программное содержание:1. Образовательные задачи:Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;Подвести детей к пониманию идеи рассказа;Формировать умение давать краткие ...

Конспект занятия по развитию речи Чтение стихотворения "Снегирек" в первой младшей группе

Конспект комплексного занятия для самых маленьких. Чтение стих-я (немецкой песенки) В. Викторова и лепка ягодок. Дети знакомятся через художественное слово со снегирем, рассматриваем картинку, беседуе...

Интеграция: познавательное развитие, развитие речи, чтение художественной литературы "Зеленая сказка" Н.В. Плещеева, пластинография "Лягушонок"

Интеграция: познавательное развитие, развитие речи, чтение художественной литературы "Зеленая сказка" Н.В. Плещеева, пластинография "Лягушонок"Цель: Закреплять представления о зелё...

Конспект образовательной организованной деятельности по развитию речи «Чтение главы «Друзья» (из книги Ч.Янчарского «Приключения Мишки Ушастика)»

Конспект образовательной организованной деятельности по развитию речи для детей 2-3 лет разработан на основе методической литературе В.В.Гербовой....

Развитие речи. Чтение художественной литературы. Тема: Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

Развитие речи. Чтение художественной литературы.  Тема: Чтение сказки «Снегурушка и лиса»Д/и: «Эхо»; «Чудесный мешочек»: помочь детям вспомнить сказку «С...