Рабочая программа по реализации познавательно-речевого направления
рабочая программа по художественной литературе (младшая группа)

Малахова Ольга Анатольевна

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по приобщению к художественной литературе детей группы общеразвивающей направленности (от 3-4 лет) составлена в соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №1 «Золотой ключик».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия: Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. –М.: Мозайка-Синтез, 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_hudozhestvennoy_literatury.docx64.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Золотой ключик»

Рассмотрена и рекомендована

 к утверждению педагогическим советом № 1

«30» августа 2016 г.

Утверждена Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детским садом №1 «Золотой ключик»»

________________________Т.А.Дорофеева

Приказ от 30.08.2016 № 165

Рабочая программа

по реализации познавательно-речевого направления

Образовательная область: чтение художественной литературы

Вид непосредственной образовательной деятельности: чтение художественной литературы

Возрастная группа: 3-4 лет

Сведения о разработчиках:

 О.А.Малахова, воспитатель

 

2016 - 2017 учебный год

 Мордово

Пояснительная записка

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по приобщению к художественной литературе детей группы общеразвивающей направленности (от 3-4 лет) составлена в соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №1 «Золотой ключик».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия: Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. –М.: Мозайка-Синтез, 2010.

  Содержание программы направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятия) книг. В этом возрасте у детей необходимо развивать интерес к художественной литературе. Поддерживать желание знакомить с чтением знакомых, любимых детьми художественных произведений, рекомендованных Программой для второй младшей группы.

Воспитывать умения слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.   Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Учить с  помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки  из народных сказок и песенок.  

Повторение наиболее интересных, выразительных отрывков из прочитанного произведения.

Развитие умения читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения.

Формирование интереса к книгам. Регулярное рассматривание с детьми иллюстраций.      

 В  середине года (январь) в рабочей программе запланированы для воспитанников детского сада недельные каникулы (СанПиН 2.4.1.3049-13), во время которых проводятся занятия только эстетически – оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительное искусство).

       В связи с праздничными днями с 01 января по 10 января, выпадает из непрерывной образовательной деятельности 1 занятие по художественной литературе. В соответствии с этим по художественной литературе  17  занятий в год.

Режим реализации программы

Общее количество  образовательных ситуаций в год

Количество  непрерывной образовательных ситуаций в неделю

Длительность  непрерывной образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

18

1 раз в две недели

15 минут

групповая

Программой предусмотрено проведение:

  • диагностических занятий – 2;
  • практических занятий –16.

Цель:  формирование интереса и потребности в чтении, восприятии книг через решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса".

Задачи по программе

По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений):

  • развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя  и т.п. ;
  • развивать  желание выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами;
  • формировать интерес к положительным героям произведений, эпизодам и ситуациям, в которых положительные герои «побеждают» отрицательных, помогают слабым, маленьким и т.п.

По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы):

  • побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;
  • развивать желание разговаривать о прочитанном;

По приобщению к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе):

  • поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном,  проявлять желание «прочитать» произведение еще раз;
  • способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя; сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой и т.п.);

Принципы художественной литературе

·        Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;

·        Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

·        Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи);

·        Принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;

·        Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей;

·        Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса;

·        Принцип решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

·        построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями.

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

«Здоровье»

Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, насухо вытирать руки, вешать полотенце на место. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

«Физическая культура»

Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений.

«Безопасность»

Продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши, нос. Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения не нанося им вред; наблюдать за животными не беспокоя их и не причиняя им вреда.

«Социализация»

Формирование  первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях,   окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений

«Труд»

Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и т.п.). Формировать бережное отношение к собственным поделкам, рисункам и поделкам сверстников.

«Познание»

Формирование  целостной картины мира, расширение кругозора детей

«Коммуникация»

Развитие  свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи

«Художественное творчество»

Развитие  детского творчества. Использование  средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания области «Чтение  детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений.

«Музыка»

Использование  музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

 

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год:

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: 15.09.2016 – 30.09.2016 г.,

Итоговая диагностика: 15.04.2017 – 30.04.2017 г

Тематический план

№ п/п

 Программное содержание

Объем учебной нагрузки (часы)

1

«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка»

1

2

Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

1

3

Чтение русской народной сказки «Колобок»

1

4

Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик» Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила»

1

5

Чтение стихотворения об осени.

1

6

Чтение стихотворения С.Маршака «Детки в клетке»

1

7

Чтение сказки «Снегурочка и лиса»

1

8

Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет, стихотворения А.Боева «Трое»

1

9

Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди»

1

10

Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди» и сюжетных картин.

1

11

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

1

12

Заучивание стихотворения В.Берестова «Петушки распетушились»

1

13

Чтение стихотворения И.Косякова «все она». Заучивание стихотворения «Очень мамочку люблю, потому что...»

1

14

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

1

15

Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна»

1

16

Чтение драматизация русской народной  песенки «Курочка – рябушечка»

1

17

Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца»

1

18

Заучивание  стихотворения И.Белоусова «Весенний гость»

1

Итого

18

Календарно-тематическое планирование

Плановые сроки прохож –

дения

                                           Непрерывно - образовательная деятельность

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

Тема

       Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

1

2

3

4

5

6

1

12.09.16

“Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?” Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка»

 

Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя. Помочь малышам поверить в то, что каждый из них - замечательный ребенок и взрослые их любят.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.26, №1.

Рассматривание изображений с мамой, держащей ребенка на руках. Дидактическая игра “Мишка”.  Математическая  игра “Соберем игрушки”.

2

26.09.16

«Кот, петух и лиса» Чтение русской народной сказки

(мониторинг)

 Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса».  Учить отвечать на вопросы по содержанию сказок. Развивать слуховое восприятие. Воспитывать интерес к художественной литературе.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.29, №2.

Комплекс общеразвивающих упражнений “Дождик”. Рассматривание иллюстраций в книге. Чтение потешки “Петушок”. Лепка “Горошки”

3

10.10.16

Чтение русской народной сказки «Колобок».

 Познакомить со сказкой «Колобок». Упражнять в образовании слов по аналогии. Учить слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.37, №2.

Игровое упражнение “Ладушки”. Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке”Колобок”. Дид. упражнение “Играем в слова”. Матем. игра “Собери картинку”

4

24.10.16

Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик» Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила»

 Помочь детям запомнить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А.Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.38, №4.  

Исполнение ритмических движений под музыку. Сюж. рол игра “Семья”. Дид. игра “Собери картинку

Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?»

5

07.11.16

Чтение стихотворения об осени.

 Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.40, №1.  

Рассматривание картины, иллюстраций об осени, дети называют времена года.  

Дид. игра “Грустно-весело”

6

21.11.16

Чтение стихотворения С.Маршака «Детки в клетке»

Познакомить с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.45, №4.  

 

Рассматривание иллюстраций “Животные и их детеныши” Дид. игра “Детки в клетке”, “Лото”.

7

05.12.16

Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»

 Познакомить с русской народной сказкой, с образом лисы (отличным от образа лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка - причитания Снегурушки.  Учить слушать художественное произведение, отвечать на вопросы.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.49, №1.  

 

 

Рассматривание иллюстраций к сказке «Снегурушка и лиса». Подвижная игра “Лесом по проселку”. Пальчиковая игра “Лиса”. Подвижная игра “Лиса и цыплята”

8

19.12.16

Чтение рассказа Л.Воронковой“Снег идет”, стихотворения А.Боева «Трое».

 Познакомить с рассказом, оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А.Боева «Трое»

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.51, №3.  

 

 

Рассматривание картины “Катаемся на санках” Е. Батуриной. Пальчиковая игра “Снеговик”. Дид. игра “Снег идет”

9

16.01.17

Чтение русской народной сказки “Гуси-лебеди”

 Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать еще раз, поиграть в сказку.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.53, №1.  

 

 

Подвижная игра “Снеговик”. Дид. игра “Снежинка”.Рассматривание иллюстраций к сказке. Прогулка по зимнему парку.

10

30.01.17

Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди» и сюжетных картин.

 Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, высказывать предложения.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.54, №2.  

 

 

Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси лебеди». Дидактическая игра “Времена года”.

11

13.02.17

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

 Познакомить с русской народной сказкой, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец).

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.59, №1.  

 .

Подвижная игра “Лиса и заяц” Ходьба друг за другом по скамейке. Рассматривание иллюстраций  к сказке.

12

27.02.17

Заучивание стихотворения В.Берестова «Петушки распетушились»

 Помочь детям запомнить  стихотворение В.Берестова «Петушки распетушились», учить выразительно  читать его.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.61, №3.  

 

Игровые упражнения в физкультурном зале на различных спортивных снарядах. Подвижные игры “Самолеты”,

”Парашютисты”

13

13.03.17

 Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что ...»

 Познакомить с новым стихотворением. Совершенствовать диалогическую речь. Формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать приятное.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.64, №1.  

 

Подвижная игра “Кто быстрее соберет”. Рассматривание альбома “Мамы – разные нужны” Дид. игра “Закончи предложение”.

14

27.03.17

 Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

 Напомнить известные русские народные сказки и познакомить с новой. Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.67, №3.  

 

Комплекс упражнений “Прогулка” Дид. игры по выбору детей.  Дидактическая игра «Что изменилось»

15

10.04.17

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».

 Познакомить со стихотворением. Учить называть признаки весны. Воспитывать интерес к искусству.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.70, №1.  

 

 

Комплекс упражнений “Праздник” Подвижно – дидактическая игра “Солнышко”

16

24.04.17

 Чтение и драматизация русской народной сказки «Курочка-ряба»

(мониторинг)

 Познакомить с русской народной сказкой. Учить рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображжено.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.73, №3.  

 

 

Рассматривание сюжетных картин(варианты: 1-я картина - «Дети кормят курицу с цыплятами», 2-я картина - «Подрастают цыплята») Упражнения на звукопроизношение.

17

08.05.17

 Чтение русской народной сказки «Бычок - черный бочок, белые копытца»

 Познакомить с русской народной сказкой. Помочь вспомнить название и содержание сказок, которые читали на занятиях ранее.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.76, №1.  

 

Общеразвивающие упражнения с флажками. Литературная викторина.

18

22.05.17

Заучивание  стихотворения И.Белоусова «Весенний гость»

 Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года, запомнить новое стихотворение.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» стр.78, №3.  

 

Пальчиковая игра “Дождик” Подвижно-дидактическая игра “Радуга”

Примерный список литературы для чтения детям

русский фольклор

Песенки, потешки, заклички, «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом!Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи »...», «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.»,

«На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик,

пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...»,

. Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот,петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира.

Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С.Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н.Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;

«У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н.Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;

«Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народовМозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

произведения поэтов и писателей России

Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); А.Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин.

«Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и . семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак.«Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», « Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха»,

«Ежики смеются», «Елка», « Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», « Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П.Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И.Токмакова. «Медведь».

Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»; Т.Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», -Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк.

«Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс.«Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке»

(из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. –Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М.Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т.

Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», ~ер.сболг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б.

Поттер. « Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина; О.Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!»,пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

примерный список для заучивания наизусть

«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.,.» — рус.нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Чтение художественной литературы

№ задания

критерии

Методика проведения

Оборудование

Задание 1

 Пересказывает содержание произведений с опорой на рисунке в книге, на вопросы воспитателя

Дидактическое упражнение «Перескажи сказку».

Материал: иллюстрации к сказке «Три котенка» В.Сутеева.                              Задание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации и услышать историю про трех котят, затем самому рассказать историю про котят, опираясь на картинки                  (с помощью воспитателя).

 Иллюстрации к сказке «Три котенка» В.Сутеева.                                                            

Задание 2

 Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него

Дидактическое упражнение «Послушай и вспомни, как называется»

Задание:                                                            

 - Воспитатель читает или рассказывает небольшой отрывок из знакомого детям литературного программного произведения, ребенок должен (в произвольном изложении) вспомнить название или о чем там говорится.        

  Например (или др. на выбор воспитателя):

- Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил… Что обронил дедушка? Кто в рукавичке решил жить? (Рус. нар.сказка «Рукавичка»)

- Однажды большая тучка занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света. «Куда это солнышко девалось?» - говорят. «Нужно его поскорее на небо вернуть». «Где же вы его найдете?» - закудахтала наседка. «Разве вы знаете, где оно живет?». «Знать-то мы не знаем, а кого встретим, того спросим» - ответили цыплята. Что случилось                              с солнышком? (оно не проснулось) Вернулось ли солнышко на небо? Кто помог цыплятам разбудить солнышко? (сорока, заяц, еж, утка). (Сказка «У солнышка в гостях»)

Чтение русской народной сказки «Рукавичка», «У солнышка в гостях»

Задание 3

 Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

Дидактическое задание «Прочитай наизусть стихотворение».

Задание: Воспитатель просит ребенка прочитать стихотворение, которое ему нравится.

 

 Сборник стихотворений.

Задание 4

 Слушает стихи, сказки, рассказы.

При повторном чтении

проговаривает небольшие фразы.

 Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки.

Словесная игра «Я начну, а ты закончи», «Измени конец (начало).

 Тексты произведений различных жанров.

Задание 5

Рассматривает иллюстрации в

знакомых книжках, сопереживает

героям сказки.

Проводиться беседа:

-Что слушали? Как об этом догадались?

-Чем одно произведение отличается от других?

 Рассматривание знакомых иллюстраций и беседа по вопросам.

Оценка результатов:

 4 балла – ребенок с небольшой помощью воспитателя пересказывает знакомое произведение по картинкам; может рассказать о содержании знакомых литературных произведений; умеет выразительно читать наизусть стихотворение.

3 балла – ребенок только с помощью воспитателя пересказывает знакомое произведение по картинкам; может вспомнить не о всех читаемых ранее произведениях, но которые узнает, рассказывает правильно; умеет выразительно читать наизусть стихотворение, но речь не достаточно выразительна.

2 балла – ребенок справляется с заданиями только с активной помощью и наводящими подсказками воспитателя, во время пересказа сказки преимущественно пользуется ситуативной речью и жестами, ребенок справляется с заданиями только с активной помощью и наводящими подсказками воспитателя, ребенок может прочитать наизусть стихотворение только с подсказками взрослого, выразительность отсутствует.                                              

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий, ребенок не может пересказать произведение даже с большой помощью взрослого, ребенок затрудняется прочитать наизусть стихотворение даже с подсказками взрослого, чаще всего договаривает последние фразы или слова.

Диагностическая карта

п/п

Фамилия, имя ребенка

Чтение художественной литературы

Уровень развития

Пересказывает содержание произведений с опорой на рисунке в книге, на вопросы воспитателя 

Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него

 

 Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

Слушает стихи, сказки, рассказы.

При повторном чтении

проговаривает небольшие фразы;

 

Рассматривает иллюстрации в

знакомых книжках, сопереживает

героям сказки.

 

Баллы

Средний балл

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Количество баллов

Средний балл

% уровня программы

Список литературы:

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010г.
  2.  ГербоваВ.В.Приобщениедетейкхудожественнойлитературе.—М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  3.  Гербова В.В. Занятие по развитию речи во второй младшей группе детского сада. –М.: Мозайка – Синтез, 2010.  
  4. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия.2-4лет/Сост.В.В.Гербова,и др.-М.,2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации художественно-эстетического направления

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  «Ромашка»  Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом № 1«30» августа 2012 г....

Рабочая программа по реализации художественно-эстетического направления

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  «Ромашка»  Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом № 1«30» августа 2012 г....

Рабочая программа по реализации познавательно – речевого направления для детей 6-7 лет

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по речевому развитию детей группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требов...

Рабочая программа по реализации познавательно - речевого направления.

Программа разработана для детей от 4-5 лет. В программе пояснительная записка, цель и задачи, методическая литература. Тематический план (36 занятий)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ группа «В» общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет срок реализации 2016-2017 учебный год

СодержаниеI.Целевой разделСтр.1.Пояснительная записка31.1.Цели и задачи реализации Программы31.2.Принципы  и подходы в организации образовательного процесса41.3.Возрастные и индивидуальные особен...

Рабочая программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельностьРасширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.С...

Рабочая программа по реализации образовательных областей в группе комбинированной направленности № 10 «Мальвина» старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с интеграцией детей с ТНР Срок реализации Программы: 1 год

Рабочая программа по реализации образовательных областей в группе комбинированной направленности  №  10 «Мальвина» старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)  с интеграци...