Рабочая программа по реализации познавательно - речевого направления.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме

Меркулова Татьяна Ивановна

 

Программа разработана для детей от 4-5 лет. В программе пояснительная записка, цель и задачи, методическая литература. Тематический план (36 занятий).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sredney_gruppy.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка»

                                                                                                

Рабочая программа

по реализации познавательно - речевого направления

Образовательная область: художественно - эстетическое

Вид непосредственной образовательной деятельности: конструктивная деятельность

Возрастная группа: 4 - 5 лет

Сведения о разработчиках:

Меркулова Т. И. воспитатель

2016 - 2017 учебный год

Инжавино


Пояснительная записка

       Ребёнок на пятом году жизни достаточно самостоятельный инициативный. У него развиваются мелкая моторика, глазомер. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда и охотно упражняется в конструировании. У него быстро совершенствуются психические процессы.

              Возрастает потребность малыша в деловом общении, развивается конструктивное творчество, воображение.

 Занятия по конструктивной деятельности развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение. Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, поделках.

  Рабочая программа познавательно — речевой направленности по конструктивной деятельности в подготовительной к школе группе (с 4 до 5 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Берёзка»».

              Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

1.  Куцакова Л.В Занятия по конструированию из строительного материла. Мозаика-Синтез М.2006.

2.  Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду – М., Творческий центр «Сфера», 2007.

3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., М.А.Васитьева. Перспективное планирование – В. Учитель 2012.

4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 

5.Лыкова И.А. Конструирование в детском саду «Цветной Мир» М.2016.

             Программой предусмотрено проведение:

        - диагностических занятий - 2

         - практических занятий -36

            Цель программы: развитие конструктивных способностей дошкольников

            Задачи обучения:

     • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

     *  конструирование из строительного материала:

     - развивать способности различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок)

     - учить использовать их с учётом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

     - развивать умения устанавливать ассоциативные связи (предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели).

     - учить анализировать образец постройки: выделять основные части различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга

 - учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине, ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции (« Построй такой же домик, но высокий»)

 - учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

   * конструирование из бумаги:

 - учить сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали.

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у детей общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций.

      Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития детей.

  • Конструирование из бытовых и природных материалов

-Знакомить детей с различными поделочными материалами-бытовыми(бумага, картон, фольга, ткань) и природными (камушки, шишки, желуди, каштаны, осенние листья, ягоды рябины).

-Создать условия для свободного экспериментирования, связанного с выявлениям конструктивных и художественных возможностей различных материалов и инструментов.

-Показать способы преобразования готовых предметов и различных материалов в арт-конструкции: складывание, сминание, скручивание, соединение нескольких форм в одно осмысленное целое.

        Программа составлена с учетом меж предметных связей по разделам:

1. «Игра» - знания и умения полученные на занятиях применяют в игровой деятельности.

2. «Познание» - постигают свойства различных материалов, активно действуя с ними.

3. «Изобразительная деятельность» - рисуют здания, машины, мосты, используют свои рисунки как образец для конструирования.

4. «Развитие речи» - развивает умение рассуждать; дети обсуждают будущую постройку, составляют план ее возведения.

5. «Формирование элементарных математических представлений» - совершают разные пробующие действия (прикладывают, накладывают, приставляют), открывают для себя физические свойства предметов: форму, величину, цвет, фактуру и динамические качества.

6. «Художественная литература» - знакомятся со стихами, рассказами.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год.

Продолжительность диагностического периода: 

Стартовая диагностика: 03.10.20016-14.10.2016

Итоговая диагностика: 15.04.2017 – 28.04.2017 г.

 

      Основные требования к уровню подготовки детей 4 – 5 лет по конструктивной деятельности:

  - Использовать строительные детали с учётом их конструктивных свойств.

  - Преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.

  - Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

                                                                                 

Тема занятий

                                                 Цели

Методическое обеспечение

Модель детского сада

Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий(впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа)в различении и назывании цветов.

   Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Заборчики

     Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырёх цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый и геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.

     Закреплять представления об основных строительных деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.

Куцакова  Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду

стр. 48

Домики

   Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий(впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа)в различении и назывании цветов.

   Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и художественный труд в детском саду

стр. 47

Загородки и заборы

   Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырёх цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый и геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.

     Закреплять представления об основных строительных деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.

Куцакова Л.В., Занятия по конструированию из строительного материала стр. 5

Диагностическое обследование на начало года

Выявить умение сооружать различные конструкции и подбирать подходящие детали. Умение планировать процесс возведения постройки.

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Как шишки стали лесными жителями

Знакомим детей с художественным видом конструирования-из природного материала. Вызвать интерес к обследованию шишек, поиску ассоциативных образов и созданию лесных персонажей по замыслу. Развивать творческое воображение, чувство формы и композиции.

Лыкова И.А. Конструирование в детском саду стр.50

Как яблоко стало колючим ёжиком

Вызвать интерес к конструированию образов животных из природных и бытовых материалов в их свободном сочетании, создавать условие для художественного экспериментирования. Показать способ изготовления ёжика из половинки яблока и пластиковых трубочек. Воспитывать эстетические эмоции активность, аккуратность.

Лыкова И.А. Конструирование в детском саду стр.44

Сарайчики

   Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа)в различении и назывании цветов.

   Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; учить анализировать постройку.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и художественный труд в детском саду

стр. 49

Гаражи

Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий(впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа)в различении и назывании цветов.

   Учить соразмерять постройки с игрушками, проявлять творчество.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и художественный труд в детском саду

стр. 49

Ворота (строительный материал)

Упражнять сооружать красивые ворота, украшенные флажками; упражнять в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (слева, справа, на верху)

    Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и художественный труд в детском саду

стр. 48

Мосты (строительный материал)

Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов.

   Закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвета, комбинировать их.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и художественный  труд в детском саду

стр. 52

Грузовые автомобили

Дать детям обобщенное представление о грузов транспорте; упражнять его конструирование в анализе образцов; в преобразовании конструкций по заданным условиям; дать представление о строительной детали цилиндре и его свойствах; побуждать к поиску собственных решений; развивать способность к плоскостному моделированию.

Куцакова Л.В.,

Занятия по конструированию из строительного материала

Стр.29

Трамвай (строительный материал)

Формировать у детей обобщённые представления о пассажирском транспорте; о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском) упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и художественный труд в детском саду

стр. 50

Записная книжка (Бумага)

Познакомить детей со свойствами бумаги.

Учить детей складывать прямоугольный лист пополам, проглаживать линию сгиба украшать поделку аппликацией (составлять геометрический узор), аккуратно приклеивать.

   Учить анализировать работы.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и художественный  труд в детском саду

стр. 54

Как лист бумаги превратился в китайский фонарик.

Дать первое представление о китайских бумажных фонариках и связанных с ними традициях. Вызывать интерес к конструированию фонарика из цветной. Предложить для освоения традиционный способ «Цилиндр с ажурной юбочкой». Закрепить навыки резания ножницами до метки. Развивать эстетическое восприятие.

Лыкова И.А

Конструирование в детском саду

Стр.68

Как мы построили кроватки для трех медведей

Расширять опыт конструирования кроватки. Инициировать освоение способа создания построек по заданному условию. Продолжать знакомить с бруском. Развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение.

Лыкова И.А

Конструирование в детском саду

Стр.78

Дворец Снежной Королевы (строительный материал)

Учить конструировать по собственному замыслу, формировать навыки конструирования. Развивать фантазию и воображение.

Веракса Н.Е.

Комплексные занятия (средняя группа)

стр. 172

Лесной детский сад (строительный материал)

Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом.

  Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать пространственное мышление

Куцакова Л.В.,

Занятия по конструированию из строительного материала

стр. 26

Как квадрат превратился в маску с ушами

Вызывать интерес к созданию персонажей  театра путем преобразования бумажного квадрата. Продолжать учить складывать бумажный квадрат по диагонали и видоизменять форму. Показать варианты изменений: По парно отгибать уголки вниз или вверх, чтобы получились ушки животных. Развивать творческое воображение.

Лыкова И.А.

Конструирование в детском саду. Стр.74

Будка для собаки

Продолжать учить складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем. Развивать пространственное мышление, творческое воображение

Куцакова Л.В.,

Занятия по конструированию из строительного материала

стр. 55

Как мы вместе строили высокую горку.

Учить создавать постройку по представлению о ее строении и назначении. Расширить опыт конструирования асимметричных построек. Продолжать учить работать в парах и малых группах. Знакомить с пластиной в разных ее вариантах. Развивать восприятия наглядно-образное мышление.

Лыкова И.А.

Конструирование в детском саду. Стр.90

Как мы конструировали машины

Обогащать технику конструирования из бумаги и тонкого. Уточнить представление о конструкции автомобиля. Продолжать учить складывать лист бумаги пополам. Разглаживая линию сгиба от середины в обе стороны, дополнять конструкцию. Развивать чувство формы, симметрии и пропорции.

Лыкова И.А.

Конструирование в детском саду. Стр.92

Вагон

Учить делать вагон из бумаги складывать лист пополам вдоль, уголки возле линия сгиба, срезать. Учить аккуратно наклеивать готовые детали. Развивать образное мышление, творчество.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и художественный  труд в детском саду

Стр.56

Как мы построили тоннель, для своей машины

Уточнить представление о назначении и строении тоннеля. Вызывать интерес к совместному сооружению тоннелей по условию. Формировать опыт организации деятельности: ставить цель, распределять работу и материалы, договариваться, проверять качество постройки. Развивать наглядное образное мышление, воображение.

Лыкова И.А.

Конструирование в детском саду. Стр.94

Как лоскутки стали узелковыми куклами

Приобщать детей к традициям и ценностям народной культуры. Вызывать интерес к конструированию тряпичных кукол узелковым способом. Раскрыть символику узла. Формировать трудовые действия: сворачивание, скручивание, завязывание, обматывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, пространственное мышление, творческое воображение.

Лыкова И.А.

Конструирование в детском саду. Стр.84

Пригласительный билет

Учить складывать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба. Учить детей терпению, умению доводить дело до конца. Учить украшать билет аппликацией.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и художественны труд в детском саду. Стр. 54

Как ворота превратились в красивую арку.

Уточнить представление о воротах, как важные части любого ограждения познакомить с аркой. Вызвать интерес конструированию красивой стены с воротами и аркой. Показать варианты открывающихся ворот и варианты арок. Закрепить способы преобразования постройки в длину и высоту. Развивать восприятие, наглядное мышление.

Лыкова И.А.

Конструирование в детском саду. Стр.110

Как мы построили мост через речку.

Расширить опыт конструирования мостиков по условию. Инициировать поиск способов создания мостика, удобного для пешеходов и корабликов. Уточнить и обобщить представление о мостике, как сооружении, созданном людьми для преодоления преград. Развивать ассоциативное восприятие, творческое воображение.

Лыкова И.А.

Конструирование в детском саду. Стр.106

Мосты (строительный материал)

Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов.

   Закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвета, комбинировать их. Познакомить детей с трафаретной линейкой, упражнять в работе с ней в сравнении фигур, выделении их сходства и различия.

Куцакова Л.В.,

Конструирование из строительного материала

стр. 37

Самолет

(из деталей конструкторов)

Учить детей конструировать самолеты по схемам. Учить анализировать и выделять основные части (фюзеляж, кабина пилота, салон, отделение для грузов, крылья, пропеллеры), их пространственное расположение по отношению друг к другу, функциональное назначение.

Куцакова Л.В.,

Конструирование из строительного материала

стр. 43

Вот какие у нас разные звездолеты.

Вызывать интерес к конструированию космического транспорта на основе представления о его строении и назначении. Расширять опыт создания вертикальных построек по типу «башня). Развивать ассоциативное восприятие, наглядно-образное мышление.

Лыкова И.А.

Конструирование в детском саду. Стр.108

Корабли

Дать представление о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу.

Куцакова Л.В.

Занятия по конструированию из строительного материала.  Стр. 41

Диагностическое обследование на конец года.

Как мы воздвигли обелиски Победы.

Вызывать интерес к конструированию обелисков воинской славы. Расширять детский кругозор и опыт создания построек-символов. Инициировать выбор подходящих строительных деталей. Развивать историческую и культурную память. Формировать опыт планирования и организации деятельности.

Лыкова. И.А

Конструирование в детском саду.

Стр.112

Как лист бумаги стал письмом с фронта

Вызывать интерес к созданию открытки «Фронтовой треугольник» в подарок ветеранам войны и на выставку «День Победы». Обогащать опыт конструирования с опорой на технологическую карту. Формировать умение складывать в разных направлениях. Начинать учить ставить цели и мотивы своей деятельности достигать высокого качества результата. Развивать восприятие, историческую и культурную память.

Лыкова. И.А

Конструирование в детском саду.

Стр.114

Как листок стал бумажным самолетиком

Вызывать интерес к конструированию бумажных самолетиков для подвижных игр на улице. Обогащать опыт конструирования с опорой на технологическую карту. Формировать умение складывать лист бумаги в разных направлениях. Знакомить с искусством оригами. Развивать внимание, усидчивость, ответственность. Воспитывать трудолюбие, стремление доводить дело до конца.

Лыкова. И.А

Конструирование в детском саду.

Стр.116

Как одноэтажный дом стал двухэтажным.

Вызывать интерес к конструированию красивых деревенских домиков. Расширять опыт создания замкнутых конструкций на основе представления о реальных архитектурных сооружениях. Продолжать знакомство с аркой для изображения окошек. Развивать восприятие, пространственное мышление.

Лыкова И.А.

Конструирование в детском саду.

Стр.118

Как мы построили красивый городок.

Вызывать интерес к созданию коллективной композиции «Наш городок» из строительного материала. Показать возможность объединения отдельных построек(домов) общей темой и размещением в пространстве. Уточнить понятие о городе и его архитектуре. Создать условия для экспериментирования со строительными материалами для конструирование вертикальных построек. Развивать восприятие, пространственное мышление.

Лыкова И.А.

Конструирование в детском саду.

Стр.120

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД воспитателя с детьми среднего возраста по реализации познавательно-речевого направления. Презентация "Такие разные насекомые"

Скоро лето, и нужно познакомить наших детей с различными насекомыми, которые могут встретиться им в природе: в лесу, в поле, на лугу. Детям необходимо знать о пользе насекомых, о том, что их нель...

НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по реализации познавательно-речевого направления на тему «Такие разные насекомые» (использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий)

В данную методическую разработку включена физкультминутка, дыхательная гимнастика, психогимнастика, презентация, а так же дидактическое упражнение, объединенные общей темой "Такие разные нас...

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Семинар-практикум для воспитателей по реализации познавательно-речевого направления. Образовательная область "Коммуникация"

В данном материале содержится все необходимое для проведения семинара-практикума для воспитателей ДОУ: технологическая карта семинара-практикума и различные приложения необхожимые для его проведения....

Семинар-практикум для воспитателей по реализации познавательно-речевого направления. Образовательная область "Коммуникация"

В данном материале содержится все необходимое для проведения семинара-практикума для воспитателей ДОУ: технологическая карта семинара-практикума и различные приложения необхожимые для его проведения....

Рабочая программа по реализации познавательно – речевого направления для детей 6-7 лет

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по речевому развитию детей группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требов...

Рабочая программа по реализации познавательно-речевого направления

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по приобщению к художественной литературе детей группы общеразвивающей направленности (от 3-4 лет) составлена в соответствии с ФГОС ДО к структур...