Конспект Занятий "Моя Катя маленька"
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)

Гришан Лариса Николаевна

Чтение потешки сочетать с показом, синхронно отображающим ее содержание в действии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_2-oy_mladshy_gruppy.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

«Катя, Катя маленька»

Цель: Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями на основе фольклора. Используя потешку, обратить внимание на куклу как объект, имитирующий человека (ребенка): у куклы – глаза, руки, ноги. Она может стоять, ходить, топать ножками и т.п.

        Чтение потешки сочетать с показом, синхронно отображающим ее содержание в действии.

        Используя прием сравнения, провести практическое сопоставление инсценированного текста с реальной ситуацией, т.е. как дети умеют ходить, топать ножками и т.п. Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным текстом. Побуждать к активной речи, используя прием повышенной заинтересованности наглядностью и артистичностью при показе куклы (примерное обогащение активного словаря: «Катя – Катя, «топ - топ»» и т.п.).

        Материал: Кукла большого размера (40 – 50 см), устойчивая, с подвижными руками и ногами (удобно при показе), одетая в платье пастельного тона и яркие цветные туфельки. Гимнастическая высокая скамейка (из набора физкультурного оборудования), покрытая сверху яркой, цветной дорожкой.

Ход занятия

Первая часть: Воспитатель объединяет группу детей, побуждая их к совместным действиям. Вначале, показывая и поясняя, предлагает малышам походить по всей комнате.

Воспитатель: Как дети умеют ходить? Топ! Топ! Как ножки топают? Топ! Топ! Остановились ножки на дорожке и не слышно топ, топ. Послушаем.

Педагог побуждает малышей не двигаться и вслушаться в тишину (5 – 10 сек). Затем все повторяется сначала. При повторной ходьбе педагог еще более эмоционально выполняет действие, имитирует звук и побуждает детей прислушиваться при остановках.

Заинтересованность возникает на основе контрастности: ходьба – остановка, звуковой фон – тишина. Педагог обыгрывает эти моменты, побуждая малышей к активному подражанию, использует приемы активизации на контрасте слуховых ориентировочных реакций.

Вторая часть: Вводится стихотворный текст, описывающий конкретную ситуацию.

Воспитатель: Походили ножки, потопали и пришли к стульчикам. Детки сели. (Когда малыши успокоятся, воспитатель, обращаясь к ним, читает). Детки, детки маленькие, деточки удаленькие. (Пауза 10 – 15 сек. Затем идет как бы пояснение). Мои хорошие, мои красивые! (Повторное стихотворное обращение). Детки, детки маленькие, деточки удаленьки! (Пауза).

Воспитатель должен убедиться, что малыши поняли его обращение и готовы к дальнейшему эмоциональному контакту. Он повторяет эти стихотворные строчки и делает руками движения, приглашающие следовать за ним, сочетая действия со словами.

Воспитатель: Пройдут по дороженькам,

                     Топнут детки ноженьками,

                     Топ! Топ! Топ!

При последних словах дети топают. Затем останавливаются и прислушиваются. Эта часть занятия повторяется в убыстренном темпе. Затем педагог предлагает малышам сесть и обращаться то к одному, то к другому ребенку: «Как ты топал? Скажи: Топ! Топ!».

Третья часть.

Воспитатель: Кто – то к нам идет. Послушайте пожалуйста: Топ! Топ! (Педагог выводит из – за ширмочки куклу). Катя! Катя! Кукла Катя к нам пришла! (Воспитатель дает возможность рассмотреть куклу (1 – 2 мин), обращает внимание на то, что у куклы – глазки (показ), ручки (показ), ножки (показ). На ножках – красивые туфельки. Приглашает малышей подойти к Кате и поздороваться за ручку, погладить куколку по головке. Обращаясь к детям, спрашивает: «Как куколку зовут! Скажи, Олечка!» (С такой же просьбой он обращается к другому ребенку, третьему и т.д.).

В этой части занятия воспитатель сочетает речевое общение со стихами, включая их в разговор о кукле.

Воспитатель: Катя, Катя маленька,

                     Катенька удаленька!

Вот такая у нас куколка! А умеет ли она ножками топать? (Воспитатель приподнимает куклу над полом и опускает со стуком).

Слово «удаленька», разумеется, детям второго года жизни объяснить невозможно. Здесь поможет практическое претворение, т.е. наглядная демонстрация.

Четвертая часть: Воспитатель просит куклу показать детям, как она умеет ходить и топать ножками.

Воспитатель: Вот какая она удаленькая! (Педагог ставит куклу на скамейку, стоящую в стороне, заранее приготовленную и покрытую цветной дорожкой, и, имитируя ходьбу, попеременно выдвигает у куклы вперед то одну, то другую ножку. Первый проход по дорожке сочетается только со словами: «Катя, Катя маленькая!» Дается возможность рассмотреть действия игрушки). Вот такая у нас куколка! Как она хорошо ходит, топает!

После того как дети эмоционально «переживут» момент хождения куклы, взрослый читает все стихотворение:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке

(ведет куклу вдоль скамейки),

Топни, Катя, ноженькой.

Топ! Топ! Топ! Топ!

(Приподнимает ножку куклы и стучит о поверхность стола).

Это действие с чтением потешки повторяется 3 – 4 раза.

Пятая часть: Педагог предлагает куколке посмотреть, как детки умеют ходить и топать ножками. Это занятие проводится индивидуально. При этом в потешку можно вставить имя ребенка.

Воспитатель: Детки, детки маленьки,

                     Деточки удаленьки,

                     Пройдут по дороженькам,

                     Топнут, топнут ноженьками!

                     Топ! Топ! Топ!

Педагог побуждает малышей к активным действиям.

Шестая часть: Дети садятся.

Воспитатель: А теперь куколка Катя еще раз покажет, как она умеет ходить и топать ножкой.

Читается потешка выразительно от начала до конца.

Седьмая часть: Педагог предлагает малышам поговорить с куклой, т.е. попросить ее пройти по дороженьке и топнуть ноженькой. Дети поочередно выходят к кукле и водят ее за ручку вдоль скамейки (с помощью взрослого). Желательно, чтобы ребенок сам просил об этом.

Восьмая часть: Занятие заканчивается. Воспитатель говорит, что куколке очень понравилось у ребят, и она обязательно придет в следующий раз. (При повторении первую часть занятия можно снять, так как малыши хорошо понимают его смысл и вспоминают, как ходила кукла).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 22 «Веселые нотки»

Открытое занятие по развитию речи

«Знакомство с фольклором»

Гришан Л.Н. 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИГРЫ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "Наша Катя маленька" для 1-ой мл. группы

КОНСПЕКТ ИГРЫ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "Наша Катя маленька" для 1-ой мл. группы...

Конспект « Кукла Катя умывается»

Конспект « Кукла Катя умывается»Цель: Продолжать учить детей умываться (с помощью взрослых), мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо своим полотенцем.          ...

Конспект "Кукла Катя в гостях у ребят"

Конспект занятия с дидактическим материалом для детей раннего возраста "Кукла Катя в гостях у ребят"...

Конспект занятия «Катя в гостях у детей».

Конспект занятия   «Катя в гостях у детей»....

Конспект НОД «Катись, катись, яблочко наливное, по волшебному блюдечку…»

Конспект НОД «Катись, катись, яблочко наливное, по волшебному блюдечку…» по познавательному развитию детей старшей группы...