Досуг по художественной литературе в старшей группе «Литературная викторина».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи). Развивать чувство рифмы. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_po_hudozhestvennoy_literature_v_starshey_gruppe.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг по художественной литературе в старшей группе «Литературная викторина».

Программное содержание:   С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи). Развивать чувство рифмы. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование:  Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки.

Ход досуга:

- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждёт полёт на ковре-самолёте, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь по удобней на ковёр и мы отправляемся в путешествие. (Звучит музыка).

Первая остановка: «Сказочное королевство».

- Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей).

В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.

- Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей).

Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, Кощеева смерть в яйце и т. п.

Дидактическая игра «Отгадай сказку».

-Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка).

- На сметане мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок. Покатился ... (Колобок).

- У отца был мальчик странный, необычный - деревянный. Но любил папаша сына. Что за странный человечек деревянный на земле и под водой ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный. Кто же это?.. (Буратино).

- У Золушки с ножки свалилась случайно, была не простою она, а хрустальной … (туфелька).

- Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки "Репка ")

- Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Кто же были эти Маленькие дети? (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»).

- Возле леса, на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя).

- Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться, хвостик маленький крючком, вместо туфелек - копытца. Трое их - и до чего же братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три поросенка).

- Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей, сквозь очки свои глядит Добрый доктор ... (Айболит).

Дидактическая игра «Чьи это слова?».

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (Колобок из сказки «Колобок»).

«Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша из сказки «Маша и медведь»). «Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»).

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? (Петушок из сказки «Колосок»).

«У меня не усы, а усищи, не лапы - лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь!» (Заяц из сказки «Заяц-хваста»).

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка).

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть».

- Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем - и снова в путь!

- Нам советует Мальвина: Станет талия осиной, Если будем наклоняться влево - вправо десять раз.

- Вот Дюймовочки слова: – Чтоб была спина пряма, поднимайтесь на носочки, словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять.

- Красной шапочки совет: – Если будешь прыгать, бегать, проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения).

 Вторая остановка: «Край рассказов».

- Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей) В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация».

Показываю детям книги с иллюстрациями. Задаю вопрос: «Сказка или рассказ?»

«Про зайчат» Е. Чарушин

«Три медведя» Л. Толстой

«Живая шляпа» Н. Носов

«Три поросёнка» С. Михалков

«На горке» В. Носов

Третья остановка: «Мир стихов».

Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге).

А еще в стихах некоторые последние слова созвучны:

А потом позвонили зайчатки:

- Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Стала девочка котенка спать укладывать.

- Вот тебе под спинку Мягкую … перинку.

Сверху на перинку Чистую … простынку.

Вот тебе под ушки Белые … подушки. («Усатый-полосатый» С. Маршак)

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался …вскачь?

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко … топал. («Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела. –

Ой, куда я пальчик … дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не … попал! («Где мой пальчик» Н. Саконская)

Если бы у елочки были ножки,

Побежала бы она по … дорожке.

Заплясала бы она вместе с нами,

Застучала бы она … каблучками. («Елка» Е. Трутнева)

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел,

Утром брату помогала

- Он с утра конфеты … ел. («Помощница» А. Барто)

Мама спит, она устала…

Ну и я играть … не стала.

Я волчка не завожу,

 А уселась и … сижу. («Посидим в тишине» Е. Благинина)

Падал снег на порог

Кот лепил себе … пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог … утек! («Пирог» П. Воронько)

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал …. реветь. («Телефон» К. И. Чуковский)

Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали».

(по стихотворению И. Токмаковой)

Мы на пальчиках считали

И ужасно хохотали:

Разве это пальчики?

Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,

Любит хвастать просто так.

Как дела? — спроси его.

Он подпрыгнет, крикнет:

-Во! Указательный поманит,

Погрозит, укажет путь,

А потом в носу застрянет:

Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.

Щелкнет по лбу – будет шишка,

Щелк по шару – лопнет шар,

Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра

Выбирает имена:

Может Петя? Или Вова?

Или Алла Пугачева?

Мальчик-с-пальчик?

Карабас? Все уж было тыщу раз!

Надоело, спать пора,

Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!

Поведу его в зверинец,

Эскимо ему куплю

 – Очень маленьких люблю!

- Вам понравилось наше путешествие в «Мир Литературы»? Я надеюсь, что мы не раз встретимся с нашими любимыми сказками, рассказами и стихами. До новых встреч!