Влияние сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
методическая разработка по художественной литературе

Важным средством развития внутреннего эмоционального мира дошкольников является сказка. Это кладезь ресурсов, которые нужно увидеть и использовать. Данная статья может быть использована как консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.odt78.03 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние сказки на эмоциональное развитие детей

дошкольного возраста

Важным средством развития внутреннего эмоционального мира ребёнка является сказка. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка – это наиболее распространенный и древнейший жанр устного народного творчества, прекрасное творение искусства, имеющие свою особенность и ценность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Язык сказки доступен ребенку. Она проста и в то же время загадочна. Она учит ребенка жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения.

Слово «сказка» появилось в письменных источниках не ранее XVI века. Оно образовано от слова «казать» в значении: перечень, список, точное описание. Ранее использовалось слово «баснь», до XI века – «кощуна». Современное значение «сказка» приобретает с XVII-XIX века в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел.

Фольклорист А.И. Никифоров дал следующее определение понятию «сказка» в своей работе «Сказка, ее бытование и носители»: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

О важной роли сказки в эмоциональном развитии дошкольников говорили Л.С. Выготский, Л.С Запорожец, Д.Б. Эльконин, Б. Бетейхейм, О.М. Дьяченко Н.А. Ветлугина, А.В. Карпинская, Р.И. Усова и другие. По их мнению, сказка эмоционально близка ребенку по мироощущению: она способна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать воображение, развивать интеллект. Она помогает ребенку понять самого себя, свои желания и эмоции, а также способствует повышению уверенности в себе и своем будущем.

К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребёнок чувствует себя её активным участником и всегда отождествляет себя с теми из её персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу» [Чуковский, 1978].

По мнению Л.С. Выготского, «Мы нисколько не уводим ребенка от действительности, когда рассказываем фантастическую сказку, если только возникающие при этом чувства обращены в жизнь... В этом смысле умной сказке принадлежит оздоровляющее и целебное значение в эмоциональной жизни ребенка».

Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Во-первых, главная отличительная особенность сказки – это ее метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии. Во-вторых, для того, чтобы лучше осознать тему и принять эти жизненные правила, введены их носители. Отличительной особенностью носителей являются некая фантастичность. Третьей особенностью сказочного текста являются такие выразительные средства как повторы в действиях, наличие заклинаний.

Сказки имеют традиционные зачины и концовки, выраженные в образных словосочетаниях, необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, делающими их более образными, эмоциональными, колоритными.

Воспитательная функция сказки – еще один из ее жанровых признаков.  Сказочный дидактизм пронизывает всю ее структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. В ней всегда торжествует нравственная и социальная правда – дидактический вывод. Сказка обучает, раскрывает человеческие взаимоотношения, при этом в процессе обучения сказка опирается на понятие красоты, которой, по мнению Ф.М. Достоевского, «предназначено спасти мир». Сказка не учит напрямую, а предлагает такие образы, через которые ребенок незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию.

Важнейший признак сказки – это особая форма ее построения и поэтика. А также присущие ей – повествовательность, сюжетность, установка на вымысел и назидательность, развлекательность, необычность изображаемых событий, особая форма повествования, вызывающая богатые эмоции.

Таким образом, любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и даже лечит («сказкотерапия»). Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших средств формирования личности.

К литературным сказкам относят народные сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории.

Народные сказки дают «концентрат» мудрости, а авторские истории чудесно «разбавляют» его образами, чувствами, отношением, интерпретацией. Именно авторские истории рассказывают о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания. Сюжеты народных сказок многообразны. Их подразделяют на три основные группы: сказки о животных, героически-фантастические и социально-бытовые.

Сказки о животных. В этом виде сказок обязательно присутствуют животные, которым присущи человеческие качества: они бывают хитрыми и глупыми, скупыми, мудрыми. Композиция сказки состоит из четырех частей: экспозиция, рассказывающая об изначальном положении дел; завязка действия – появление героя-антагониста; кульминация – схватка истинного героя с героем-антагонистом, повторяющаяся трижды; развязка – одно-два предложения, завершающие сюжет. Задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому.

Волшебные сказки. Эти художественные произведения объединяет волшебство и  выраженная идея победы человека над темными силами зла.

Особенностью волшебных сказок есть то, что в них фантастическое начало органически объединяется с реалистическим, с конкретной жизнью человека. Волшебная сказка строится по определенным законам, в ней наблюдаются: зачин, испытание героя, запрет и нарушение запрета, уход героя из дома, встреча с помощником и получение волшебного средства, испытание героя и богатый пир. Заданность этических и нравственных норм и специфика  содержания сказки способствуют моральному воспитанию дошкольников.

Бытовые сказки. Отмечаются острой социальной направленностью, их главными темами является социальная несправедливость и социальное наказание. Отличительной особенностью бытовых сказок является их комический эффект. Действие героя и его врага протекает в одном временном пространстве и воспринимается как повседневная реальность. Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь – жадные, равнодушные, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди. В конце сказки они побеждают, чем восстанавливается справедливость и уверенность в торжестве правды.

Прелесть сказок заключается в том, что в одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смыслы и значения, близкие и понятные им.

Итак, сказка имеет некую структуру с множеством внутренних взаимосвяй ее частей. Несмотря на великое множество разных сказочных персонажей, черт характеров героев, на сложность фабулических интриг, заговоров и всей динамики сказочного действия, во всех сказках неизменно возникают одни и те же повторяющиеся функции. Функции – это типы действий, которые совершают сказочные персонажи; значимые и судьбоносные действия. Структура разворачивается поэтапно и целенаправленно.

Сказка является для ребенка неисчерпаемым источником чувств и фантазии, а приобщает их к духовному богатству, накопленному человечеством.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, заставляют волноваться, сопереживать, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

Сказка, как средство развивающего эмоционального воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. Она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира, вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет волноваться, пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для детей первым толчком к развитию его душевности и призваны воздействовать на его память, мышление, чувства, эмоции, мотивацию деятельности, воображение, творчество, позволяет формировать основы общения и поведения. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным персонажем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. А посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

Являясь доступной и интересной для детей, сказка привлекает своей неповторимостью, необычностью, что в свою очередь создает условия для развития эмоционального отклика на ее проявления.

Таким образом, каждая сказка – это кладезь ресурсов, которые нужно увидеть и использовать.

По мнению Л.Д. Коротковой педагогическими условиями успешности использования сказки в работе, направленной на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста являются: связь с жизнью; учет возрастных особенностей; педагогическое руководство; побуждение к самостоятельной деятельности; поэтапное использование сказки в работе с детьми; обеспечение адекватности восприятия сказки и оценка действий персонажей детьми; личность самого педагога, отвечающего духовно-нравственным требованиям; обоснованность выбора литературного материала обстоятельствам. Выбор сказки должен основываться на общей проблематике и характере главного сказочного героя.

При этом целесообразнее использовать следующие формы работы: включение чтения сказки в организованную деятельность детей; чтение сказки вне занятий с использованием проблемно-диалогической технологии или для первичного ознакомления со сказкой; работа по подгруппам и индивидуальная работа по сказкам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, сказка – это занимательный рассказ о невероятной, но поучительной истории. В сказке заключено богатое содержание, выраженное красивым, художественным языком, что обеспечивает ее художественную и педагогическую ценность как средства эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Афанасьев А.Н. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1980 – 111с

2. Воробьева В.Н. В стране эмоций: Учебник. – М.: Академия, 2007. – 315с.

3. Данилина Т.А, Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособ. для практич. Работ. – М.: Айрис-пресс, 2008.- 160с.

4. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. – 2005 – №5 С. 25-31.

5. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2003-176с.

6. Кряжева H.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития». 2004 – 208 с.

7. Никифоров А.И. Сказка и ее бытование – М.: Просвещение, 1930 – 105 с.

8. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. – М.: 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

«Влияние музыки на психо-эмоциональное  развитие детей дошкольного возраста»...

"Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Статья о влиянии художественной литературы на развитие эмоциональной сферы дошкольников...

Консультация "Влияние сказки на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Сказки позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок. Педагоги получают возможность заниматься коррекционной работой с ко...

Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного  возрастаФольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка. Детский фольклор представляет собо...

Консультация для педагогов «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Консультация составлена для педагогов на основе изученной литературы по теме  «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников. Процессы восприятия...