Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
статья (средняя группа) на тему

Трудолюбова Оксана Викторовна

Влияние фольклора на эмоциональное развитие

детей дошкольного  возраста

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка. Детский фольклор представляет собой специальную область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна ввести его « в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни».  Такой литературой, прежде всего, являются потешки, частушки, загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Произведения фольклора наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка.  Произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, пестушек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки трудолюбия, доброты, дружбы на всю жизнь.

Возраст детей  трех- четырех лет  - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевают средством человеческого общения – речь. На основе подражания дети с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты колыбельных песен, приговорок, закличек, стихов. Ребенок не только приобщается к народному творчеству, но и обогащает свою речь.

В своей группе «Земляничка»  мы во всех режимных моментах используем потешки:  перед сном включаем колыбельные песенки, которые своим несложным ритмом успокаивают детей, убаюкивают их, при умывании напеваем про водичку, на прогулке про солнышко, дождик, на занятиях по лексическим темам стараемся подобрать потешки, скороговорки, считалочки по смыслу.

Начиная с младшего дошкольного возраста, мы прививаем детям любовь к сказкам.  В своей работе мы активно используем театральную деятельность, в тесном контакте также с нами работают музыкальный руководитель и логопед. Принимая во внимания особенности наших детей, их речевые нарушения, приобщаем детей к театральной деятельности поэтапно, с постепенным усложнением. Легче всего ребенок справляется с театром теней, проводя элементарные манипуляции с персонажами, далее следует знакомство с «Пальчиковым театром», когда ребенок не делает никаких лишних движений, используется только речь. Следующий вид театра, с которым мы работаем – это «Колпачковый театр». Игрушки для этого театра изготавливаем вмести с детьми -  это только повышает их ценность. В непосредственно образовательной деятельности мы используем «плоскостной театр». На занятиях по ручному труду, аппликациях, мы создаем плоскостные виды разных  предметов: птицы, рыбы, насекомые и т.д. Разыгрывая постановки с такими  персонажами, дети легче запоминают их при изучении темы «Животные». В игровой деятельности мы используем театр масок. Надевая изготовленные своими руками маски, дети обыгрывают их в спектаклях и свободной деятельности. Театр БИ-БА-БО хорошо использовать для диалогической речи.

Наконец, самый сложный вид театра - это «сценический» театр, когда ребенок сам становится персонажем. В процессе работы по театральной деятельности все тексты спектаклей корректируются логопедом: заменяются, вставляются слова с учетом возможностей детей. На музыкальных занятиях мы разучиваем русские народные песни, хороводы, заклички, учим играть детей оркестром на народных инструментах. На занятиях по рисованию мы расписываем ложки, всевозможные игрушки-свистульки, фартуки, матрешки.

Родители нашей группы принимают активное участие в развитии детского фольклора. Каждый месяц они участвуют в театральных постановках по русским народным сказкам, готовят атрибуты и декорации к сказкам.

Детский фольклор посредством игровой деятельности развивает речь детей, заставляет вслушиваться в каждое слово, в его звучание.  Используя фольклор, мы работаем над грамматическим строем речи. Сказки, потешки и другие жанры фольклора обогащают словарь эмоциональной лексикой, развеивают образное мировоззрение, отзывчивость, служат прекрасным поводам для содержательного диалога педагога с детьми.

В заключении хотелось бы отметить, что приобщение дошкольника к истокам народной культуры влияет не только на их духовную сферу, но и наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, предметами народно – прикладного искусства.

 Трудолюбова Оксана  Викторовна,

воспитатель высшей категории

Акимова Лариса Анатольевна,

воспитатель высшей категории

МАДОУ «Детский сад №373 комбинированного вида  «Скворушка»,  Дзержинский район,

г. Новосибирск.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудолюбова Оксана  Викторовна,

воспитатель высшей категории

Акимова Лариса Анатольевна,

воспитатель высшей категории

МАДОУ «Детский сад №373 комбинированного вида  «Скворушка»,  Дзержинский район,

г. Новосибирск.

Влияние фольклора на эмоциональное развитие

детей дошкольного  возраста

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка. Детский фольклор представляет собой специальную область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна ввести его « в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни».  Такой литературой, прежде всего, являются потешки, частушки, загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Произведения фольклора наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка.  Произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, пестушек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки трудолюбия, доброты, дружбы на всю жизнь.

Возраст детей  трех- четырех лет  - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевают средством человеческого общения – речь. На основе подражания дети с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты колыбельных песен, приговорок, закличек, стихов. Ребенок не только приобщается к народному творчеству, но и обогащает свою речь.

В своей группе «Земляничка»  мы во всех режимных моментах используем потешки:  перед сном включаем колыбельные песенки, которые своим несложным ритмом успокаивают детей, убаюкивают их, при умывании напеваем про водичку, на прогулке про солнышко, дождик, на занятиях по лексическим темам стараемся подобрать потешки, скороговорки, считалочки по смыслу.

Начиная с младшего дошкольного возраста, мы прививаем детям любовь к сказкам.  В своей работе мы активно используем театральную деятельность, в тесном контакте также с нами работают музыкальный руководитель и логопед. Принимая во внимания особенности наших детей, их речевые нарушения, приобщаем детей к театральной деятельности поэтапно, с постепенным усложнением. Легче всего ребенок справляется с театром теней, проводя элементарные манипуляции с персонажами, далее следует знакомство с «Пальчиковым театром», когда ребенок не делает никаких лишних движений, используется только речь. Следующий вид театра, с которым мы работаем – это «Колпачковый театр». Игрушки для этого театра изготавливаем вмести с детьми -  это только повышает их ценность. В непосредственно образовательной деятельности мы используем «плоскостной театр». На занятиях по ручному труду, аппликациях, мы создаем плоскостные виды разных  предметов: птицы, рыбы, насекомые и т.д. Разыгрывая постановки с такими  персонажами, дети легче запоминают их при изучении темы «Животные». В игровой деятельности мы используем театр масок. Надевая изготовленные своими руками маски, дети обыгрывают их в спектаклях и свободной деятельности. Театр БИ-БА-БО хорошо использовать для диалогической речи.

Наконец, самый сложный вид театра - это «сценический» театр, когда ребенок сам становится персонажем. В процессе работы по театральной деятельности все тексты спектаклей корректируются логопедом: заменяются, вставляются слова с учетом возможностей детей. На музыкальных занятиях мы разучиваем русские народные песни, хороводы, заклички, учим играть детей оркестром на народных инструментах. На занятиях по рисованию мы расписываем ложки, всевозможные игрушки-свистульки, фартуки, матрешки.

Родители нашей группы принимают активное участие в развитии детского фольклора. Каждый месяц они участвуют в театральных постановках по русским народным сказкам, готовят атрибуты и декорации к сказкам.

Детский фольклор посредством игровой деятельности развивает речь детей, заставляет вслушиваться в каждое слово, в его звучание.  Используя фольклор, мы работаем над грамматическим строем речи. Сказки, потешки и другие жанры фольклора обогащают словарь эмоциональной лексикой, развеивают образное мировоззрение, отзывчивость, служат прекрасным поводам для содержательного диалога педагога с детьми.

В заключении хотелось бы отметить, что приобщение дошкольника к истокам народной культуры влияет не только на их духовную сферу, но и наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, предметами народно – прикладного искусства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста

В статье рассмотрены основные задачи детей раннего возрата по эмоциональному развитию при использовании малых форм фальклора...

Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."

Произведения русского  фольклора  начиная с колыбельных песенок, потешек  и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:...

Консультация для педагогов «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Консультация составлена для педагогов на основе изученной литературы по теме  «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»...

Статья « Влияние фольклора на эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста»

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция тяготения к интеллектуальному развитию детей. При этом формированию эмоциональной сферы часто уделяется недо...