Главные вкладки

    Статья « Влияние фольклора на эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста»
    статья

    Федорова Наталия Валерьевна

    В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция тяготения к интеллектуальному развитию детей. При этом формированию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание.

    Мир эмоций удивительно богат и многогранен. Эмоции представляют собой психологическое состояние человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент, а также в зависимости от того, как идёт процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы.

    Эмоции играют большую роль в формировании у ребёнка способов, приёмов овладения деятельностью. Эмоции определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребёнка, в развитии его мышления, речи, внимания, а также в социализации.

    Маленькие дети часто находятся в плену эмоций, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности, к осложнению в общении со сверстниками и взрослыми. Дети, посещающие детский сад, воспитываются не всегда в полной семье. У детей с нарушением речи, наблюдаются психологические проблемы в эмоционально – личностной сфере: тревожность, агрессивность, гиперактивность, что негативно сказывается на усвоении ребёнком речевого образовательного материала. Число детей с проблемами речи с каждым годом возрастает. Наблюдается также ряд нарушений в эмоционально – волевой сфере: недоразвитие и неустойчивость эмоций, состояние радости без особых причин может сменяться печалью, а смех – слезами. Волевые качества характеризуются слабостью собственных намерений, побуждений и большой внушаемостью. Так же страдает формирование личности и двигательных функций.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья « Влияние фольклора на эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста»

    В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция тяготения к интеллектуальному развитию детей. При этом формированию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание.

    Мир эмоций удивительно богат и многогранен. Эмоции представляют собой психологическое состояние человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент, а также в зависимости от того, как идёт процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы.

    Эмоции играют большую роль в формировании у ребёнка способов, приёмов овладения деятельностью. Эмоции определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребёнка, в развитии его мышления, речи, внимания, а также в социализации.

    Маленькие дети часто находятся в плену эмоций, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности, к осложнению в общении со сверстниками и взрослыми. Дети, посещающие детский сад, воспитываются не всегда в полной семье. У детей с нарушением речи, наблюдаются психологические проблемы в эмоционально – личностной сфере: тревожность, агрессивность, гиперактивность, что негативно сказывается на усвоении ребёнком речевого образовательного материала. Число детей с проблемами речи с каждым годом возрастает. Наблюдается также ряд нарушений в эмоционально – волевой сфере: недоразвитие и неустойчивость эмоций, состояние радости без особых причин может сменяться печалью, а смех – слезами. Волевые качества характеризуются слабостью собственных намерений, побуждений и большой внушаемостью. Так же страдает формирование личности и двигательных функций.

    Эмоциональным развитием детей дошкольного возраста занимались многие педагоги, они считали, что эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и, прежде всего, ребёнка.

    Б.М. Теплов считает  эмоции – важнейшей стороной психического совершенства. Запаздывание в формировании  эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств.

    Я.З. Неверович отмечает, что эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в социальной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

    « Искусство в жизни ребёнка – как отмечает Флерина- является методом образного познания жизни..» Восприятие художественного произведения – сложная внутренняя деятельность, в которой учувствуют все психологические процессы, том числе и эмоции. Каждый из процессов выполняют свою функцию в знакомстве с явлениями окружающий действительности. Произведения искусства не только расширяют представления ребёнка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний, эмоциональных открытий.

    Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста ( Е. Н. Водовозова, О. И. Соловьёва, Е. А. Флерина и другие)

    Народная культура - главное средство нравственного, познавательного и эстетического развития ребенка. В народе говорят: «Нет дерева без корней, дома - без фундамента». И этим фундаментом является фольклор, на котором строится и раскрывается ребенок как личность. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежат в основе его личности.

    На сегодняшней день ценность народной культуры заметно утратило своё значение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощённым пересказам известных сказок, часто искажающий первоначальный смысл произведений, превращающий сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям, определённые образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказок и фольклорных произведений. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

    Приобщение детей к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать всё содержание дошкольного образования. Для плодотворного общения взрослого и ребёнка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор – сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, частушки.

    Фольклор (сказки, потешки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.) -  средство эмоционально – волевого развития и духовно – нравственного воспитания дошкольников.

    Один из видов фольклора, является сказка. Сказка помогает –гармонизировать   эмоциональную сферу и скорректировать поведение ребёнка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений; создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребёнка. Во все времена сказка способствовала развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребёнка, которые определяют его внутренний мир, дифференцирует представления о добре и зле, что приводит к формированию гуманных чувств и социальных эмоций, и коррекции отклонений в поведении ребёнка.

    Так же очень важна и актуальна в формировании эмоционального интеллекта  театрализованная  деятельность на основе фольклорных произведений, направленная на развитие эмоциональной сферы детей. Именно в театрализованной деятельности у ребёнка появляется на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.

    Приобщение детей к сказочно – былинной живописи, а так же шедевров мировой живописи, развивает эмоциональный мир детей, познавательную сферу дошкольников, формирует систему отношений к окружающему миру и нравственное сознание.

    В игре - беседе происходит «выход» к детям отдельных героев сказки. Дети воспринимают их как живых, сопереживают, спорят с ними и т.д.

    Игра – драматизация - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, позволяющая ребенку психологически сблизиться с героями сказки, пережить их  счастье и беду. Предпочтение отдается народным сказкам, в которых, как правило, очень подмечены  особенности характера людей, животных, растений; описываются национальные культурные традиции и праздники.

    Упражнения – этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики определённых эмоций, для различения сходных и противоположных эмоциональных состояний. Этюды требуют от детей умения включаться в импровизацию (обычно сопровождается музыкой).

    Психогимнастика – называется метод при котором участники проявляют себя и общаются при помощи слов, это курс (этюдов, игр, упражнений) направленных на развитие различных сторон психики  ребёнка (как его познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).

    Рисование под музыку различных эмоциональных переживаний, знакомят детей с эмоциями, но и с помощью цветной палитры помогают детям отобразить свои переживания, и изменить их.

    Чтение художественной литературы и определение эмоциональных характеристик персонажей сказок, открывает и объясняет ребенку жизнь современного общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, речь, нравственные качества, обогащает его эмоции. «Чтение- это окошко, через которое детипознают мир и самих себя.

    Произведение малых фольклорных жанров: потешки, прибаутки, песенки, которым. Они эффективно развивают эмоциональную сферу ребёнка, раскрывая целую галерею привлекательных образов детей, зверей, птиц, игрушек.

    Игры-хороводы, которые ориентированы на выразительное инсценирование текста, способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега), учат детей действовать вместе, сотрудничать, знакомят детей с древними традициями и обычаями.

    Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для развития детей. Фольклор, развивает эмоциональную сферу у детей, что способствует снижению тревожного состояния и эмоциональной напряженности. Фольклор позволяет ребенку приобщаться к культурным ценностям, усваивать их  через такие формы, как сказка, игра и др. Таким образом, «у ребенка складываются и развиваются одновременно и во взаимодействии две главные человеческие способности - созидание и усвоение».

       

                    

         

    Для установления

    Фольклор активно воздействует на чувства, эмоции ребёнка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, интеллект.

    Воспитание художественным словом приводит к большими изменениям эмоциональной сферы ребёнка в случаи правильно организованного процесса при активном участии родителей.

    Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают мир, учатся быть добрыми, ласковыми по отношению не только к окружающим людям, и ко всему живому, учатся понимать себя и других, а также формируют умения проявлять, « выпускать» свои эмоции. Ребёнок учится жить в социуме, постигая его законы, определяя своё место в нём, а это успешно может происходить на фоне эмоционального благополучия.

    Хочется завершить свою работу словами великого русского педагога К.Д. Ушинского, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого – он засушенный цветок»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста

    В статье рассмотрены основные задачи детей раннего возрата по эмоциональному развитию при использовании малых форм фальклора...

    «СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемыАнализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулиро...

    Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."

    Произведения русского  фольклора  начиная с колыбельных песенок, потешек  и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:...

    Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного  возрастаФольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка. Детский фольклор представляет собо...

    Консультация для педагогов «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

    Консультация составлена для педагогов на основе изученной литературы по теме  «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»...