Главные вкладки

    Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."
    статья по развитию речи (младшая группа) на тему

    Галина Ивановна Кузьмина

    Произведения русского  фольклора  начиная с колыбельных песенок, потешек  и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста.

    Произведения русского  фольклора  начиная с колыбельных песенок, потешек  и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности трудолюбия, доброты, дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.

    К.Д.Ушинский   подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщают ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде  всего являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки,  пестушки,  загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др.. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.

    Фольклор формирует у ребёнка чувства принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка.

    Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

    Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные  памятью народа.

    Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

    Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Через народное творчество ребёнок может развиваться, может проявлять свои умения, показать себя в играх.

    Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художественные вкусы.

    Устное народное творчество -  это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение – неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие – по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.

    Произведения  навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.

    В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой репертуар. Как только ребёнок учится говорить, начинает активно двигаться, он включается в процесс собственного детского творчества. Этому периоду детства свойственны считалки, дразнилки, заклички, скороговорки и так далее. В этом возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. В играх развивается инициатива , ораторские способности, находчивость.

    Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только малыша, но и взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребёнка.

    Наблюдения   показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребёнок улавливает повторяющие звуки, вызывают у него реакцию на художественные произведение. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приёмы, вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Возраст трёх – четырёх лет богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речь.

    Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Игра для малышей – желанный и незаменимый вид деятельности. В раннем возрасте только в игре ребёнок может проявить свою индивидуальность, творческие способности, свои мысли, фантазию, желания, чувства.

    На основе подражания дети с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты колыбельных песен, пестушек, приговорок, закличек, стихов.

    Ребёнок не только приобщается к народному творчеству, но и обогащает свою речь. У детей появляются эмоции в мимике, жестах, пантомиме, выразительном проговаривании текста.

    Прежде всего, между взрослым и ребёнком должны быть доверительные отношения.

    Колыбельная песня даёт ребёнку покой и тепло, убаюкивает его, и он засыпает. Колыбельная – это первая встреча со звуками родного языка. Как много в колыбельных песнях добрых, ласковых слов, обращенных к ребёнку.

    Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивала ребёнка, убаюкивала, что очень важно для физического развития, одновременно способствовала накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно вела к восприятию человеческого голоса как сигнала общения, к вычленению из потока ежедневно и многократно повторяющихся звуковых рядов отдельных смысловых единиц, к восприятию слов, к пониманию языка.

    Наши верные помощники на пути развития и воспитания малыша – пестушки, удивительные и поразительный жанр детского фольклора.

    Пестушки – это коротенькие песенки, название которых произошло «пестовать», что значит – носить на руках, растить, ухаживать, воспитывать ребёнка.

    Пестушкам присущи все жанровые черты. Произведения этой группы имеют строго определенную бытовую функцию: они являются сводом приёмов физического воспитания, разработанных народной педагогикой. Им присуще своеобразие построение, определяемое характером и краткостью физических упражнений, необходимых ребёнку в тот или иной момент.

    Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребёнка и взрослого. Потешками называются и песенки – приговорки, организующие эти забавы.

    Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения, бытовое назначение, эмоционально – мелодическая основа и педагогическое воздействие - совершенно иные. Потешка  призвана потешить, развеселить, позабавить ребёнка. При помощи потешек  пестуньи вырабатывали у детей потребность в игре, раскрывали её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе.

    Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.

    Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающие речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки – песенки, которые завлекали и потешали детей.

    Прибаутка признана маленький, замкнутый мирок ребёнка превратить в «разомкнутый» и бесконечно разнообразный мир, поднять ребёнка до понимания социальных проблем, классовых отношений и некоторых философских категорий, что для него жизненно необходимо.

    Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки имеют четко выраженную воспитательную функцию, считалки, жеребьёвые  с говорки, игры – игровую и т. д., что позволяет их объединить их по функциональному признаку и выделить: поэзию пестования, игровой фольклор, потешный фольклор. Но в детском фольклоре есть жанры, для которых характерны многофункциональность (детские сказки, детские песни, страшилки), сочетание игровой и вербальной магической функции (заклички и приговоры, обрядовые песенки), нравоучительной и коммуникативной – речевой ( дразнилки, прозвища). Все эти жанры, отразившие различные стороны детского быта относятся к бытовому фольклору.

    Сказка особенно побуждает активность ребёнка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребёнок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: её композиция, яркое противостояние добра и зла, фантастические и очень определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык , динамика событий, особые причинно- следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы-всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

    Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

    Сказки-  своего рода нравственный кодекс народа, их герои –это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятия бытия- удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека.

    Таким образом сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.

    Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.

    Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающих целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора.

    Сказки, песенки, потешки- незаменимое средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говор прибауток, потешек называют радость не только у малыша, но и у взрослого.

    Потешки, приговорки- первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет побуждать к познавательной деятельности.

    Детский фольклор  в игре незаметно учит речи, заставляет вслушиваться в каждое слово, в его звучание, задумываться над способами, правилами создания слов, над грамматическим строем речи.

    Сказки, потешки и другие жанры фольклора обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировоззрение, отзывчивость, служит прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми .Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста

    В статье рассмотрены основные задачи детей раннего возрата по эмоциональному развитию при использовании малых форм фальклора...

    Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста

    Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения ...

    «ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

    О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

    План по самообразованию во второй младшей группе по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".

    Цель моей работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,коммуникативные способности детей на основе ...

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...