Главные вкладки

    Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста
    статья по теме

    Мехнина Наталья Николаевна

    Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

    Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста

    Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=433271653-56-72

    Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали – поехали»), вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

    Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает ребенка, убаюкивает, что очень важно для физического развития, одновременно способствует  накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно ведущих к восприятию человеческого голоса как сигнала общения, к вычленению из потока ежедневно и многократно повторяющихся звуковых рядов отдельных смысловых единиц, к восприятию слов, к пониманию языка.

    Учитывая психологические особенности ребенка колыбельного возраста, конкретно – образное, чувственное восприятие мира, колыбельная песня рисует этот мир не в красочной неподвижности, что любо некоторым детским писателям, а как мир стремительно движущихся существ и предметов.

    Познавательной и мнемонической функциями жанра предопределена художественная структура колыбельной: ритмика напева и поэтического текста, содержание, система образов, объем, композиция, язык и манера исполнения песни.

    Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

    Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождение словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.

    Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки – приговорки, организующие эти забавы.

    Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения, бытовое назначение, эмоционально – мелодическая основа и педагогическое воздействие – совершенно иные. Если монотонный напев колыбельной песни успокаивает ребенка, то потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребенку необходимую информацию и т. д.

    Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем детстве, и все это закрепила в примитивных, с точки зрения взрослого человека, поэтических произведениях – потешках.

    Доминирующей функции подчинена ритмика игры, а, следовательно, и организующей игру потешки. Для поддержания радостных эмоций в потешки вводятся простейшие шутки, комические мотивы, то есть предопределяется новая содержательность формы. Потешки начинают применять где–то на втором году жизни ребенка, когда ребенок, как правило, уже имеет первичный словарный фонд и даже произносит первые слова.

    В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

    Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.

    Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

    Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки – песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными  игровыми действиями. Некоторые ученые  (Г.Н. Потанин, В.И. Даль, А.Ф. Можаровский, А. Марков), видимо, по признаку наличия юмористических тенденций, к прибауткам относили произведения других жанров (считалки, перевертыши, скороговорки, дразнилки и т.д.).

    Небезынтересно проследить процесс формообразования прибауток. Пока действия ребенка ограничены стенами дома, общение с внешним миром – общением с родными и близкими, пока ребенок не вошел в коллектив равных себе и не создал свой мир «жизни – игры», внешние впечатления его предельно ограничены.Это могло бы затормозить процесс психологического развития, но к концу «колыбельного» периода (2–5 лет) ребенок уже владеет обширным словарным запасом, достаточным для введения жизненно важной информации о предметах и явлениях, лежащих за пределами личного опыта и конкретно чувственного восприятия действительности, и настолько прочными первичными представлениями, что возможна игра понятиями на уровне смысла; настолько владеет речью, что возможна игра словом. Потешки не только приготовили ребенка к игре, раскрыли перед ним эстетическую суть игры, но и воспитали эстетические потребности, которые можно удовлетворить только игрой.

    Возникновение жанра прибауток как игр взрослых (пестуний) с детьми на уровне слова, понятия, смысла было, таким образом, предопределено во всех своих параметрах.  Прибаутка призвана маленький, замкнутый мирок ребенка превратить в «разомкнутый» и бесконечно разнообразный мир, поднять ребенка до понимания социальных проблем, классовых отношений и некоторых философских категорий, что для него жизненно необходимо.

    Прибаутка всегда эстетически действенное произведение и вполне удовлетворяет детские «требования радости». Это достигается за счет высоких художественных достоинств поэтических текстов (яркая образность, рифмы).

    Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути  образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать.

    Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

    Воспитательный потенциал фольклора безграничен.  В последнее время в дошкольной педагогике возрос интерес к духовным ценностям народного фольклора, которые оказывают влияние на развитие эмоций детей, способствуют личностно-ориентированному подходу в обучении и воспитании.  Русский народный фольклор несет в себе высокий положительный заряд эмоций, имеет коммуникативную направленность и ярко выраженную экспрессивность, что позволяет использовать его для оптимизации развития эмоциональной сферы детей раннего возраста и развития речевой активности.

    Используемая литература:

    1. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей //Дошкольное воспитание. - 1985. - № 11. - С.21-24.
    2. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм //Дошкольное воспитание. - 1991. - № 9. - С.16-22.
    3. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256с.
    4. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1972. –78с.
    5. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Педагогика, 1990. –384с.
    6. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста //Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - С.8-15.
    7. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 1960. –348с.
    8. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред.А.Д.Кошелевой. – М., 1985.

    Составила  Мехнина Н.Н. воспитатель

     ГБДОУ детского сада № 61

    Колпинского района


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста

    В статье рассмотрены основные задачи детей раннего возрата по эмоциональному развитию при использовании малых форм фальклора...

    Методическая разработка на тему: "Фольклор как средство эмоционального развития детей раннего возраста"

    Цели:•развитие эмоций у детей раннего возраста по средствам малых форм фольклора;•формирование нравственных качеств для установления позитивных• межличностных отношений;•создание благоприятного п...

    Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."

    Произведения русского  фольклора  начиная с колыбельных песенок, потешек  и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:...

    Статья на тему "Фольклор как средство эмоционального развития детей раннего возраста."

    Фольклор ввоспитании и развитии  детей раннего возраста в ДОУ...