«Небылицы-перевертыши»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Перетрухина Елена Анатольевна

создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими перевертышами; формирования желания составлять свои небылицы.

Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память мышление, развивать словарный запас; прививать интерес к игре со словом; закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nebylitsy.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Небылицы-перевертыши»

Программное содержание: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими перевертышами; формирования желания составлять свои небылицы.

Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память мышление, развивать словарный запас; прививать интерес к игре со словом; закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Ход НОД.

I.Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Просмотр мультфильма «Небылицы в лицах». https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=B9W-ulkVAyU

О чём был мультфильм, который мы только что посмотрели?

Бывает ли на самом деле так, как показано в мультфильме?

II.Основная часть.

1.Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Небылицы, от слова не было, то, чего не бывает и не будет в жизни.  Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха.

2.Сначала мы разомнемся. Скажи наоборот:

Небо - земля

Пол - потолок

Герой – трус

Мир – война

Мальчик – девочка

Правда – ложь

Шум – тишина

Огонь – вода

Молодой – старый

Добрый – злой

Отдыхать – работать

3. Игра «Подбери слова» 

«красные» - помидор, яблоко и т. д.

«зеленые» - трава, лягушка и т. д.

«желтые» - солнце, цыпленок и т. д.

«страшные» - Бармалей, Бага яга и т. д.

4.А в каких сказках встречаются небылицы?

«Красная шапочка» - она не могла выйти живой из брюха волка.

«Гуси лебеди» - гуси не могли унести Иванушку на крыльях.

«О рыбаке и рыбке» - рыбка не умеет делать чудеса, все звери не умеют разговаривать,

«Колобок»«Кот в сапогах»«Теремок» и т. д.

« По щучьему веленью» : Емеля ездил на печи,

- ведра не умеют сами ходить,

- топор сам не умеет колоть дрова,

- сами сани не умеют ездить.

5.Видеофизкультминутка «Снеговик».

6.«Предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Ты мне веришь или нет?». Я произношу фразу. Если это правда, вы прыгаете, а если нет – приседаете».

Примеры:

• У людей три глаза.

• Вода мокрая.

• Все птицы летают (к нелетающим птицам относятся страусы, пингвины).

• Зимой постоянно идёт снег.

• Почтальон лечит людей.

• Чай всегда горячий.

• Осенью иногда идёт дождь.

• Некоторые мальчики носят юбки (в Шотландии частью мужского национального костюма является юбка – кильт).

• Конфета солёная.

• Кошка летит по небу.

7.Послушайте, какие же еще есть небылицы, бывает ли такое в жизни?

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица Получилась перепутаница.(В. Бурыкина.)



Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор.
А по нашей кошке
Пробежал забор.

Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка 

Мамонт и папонт гуляли на речке,
Бабант и дедант лежали на печке.
А внучок сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.


Жучка булку не доела –
Неохота, надоело.
На островок налетел ураган.
На пальме остался последний баран.

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.(З. Александрова.)


Жили-были
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка ,
А ещё была у них
курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё -
два козла:
Сивка да Бурка!(Ю.Чёрных)


Мельник
Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.
Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.

Огурцы играют в прятки, 
Малыши растут на грядке, 
Мушкетеры спят в овраге, 
Поросята точат шпаги, 
Раки в цирк бегут ватагой, 
Дети дремлют под корягой, 
Волки плавают по дну, 
Щуки воют на луну. 
Это что за ералаш? 
Заточите карандаш! 
Я приказываю вам 
Все расставить по местам!

Я не зря себя хвалю, 
Всем и всюду говорю, 
Что любое предложенье. 
Прямо сразу повторю. 
Ехал Ваня на коне, 
Вел собачку на ремне, 
А старушка в это время 
Мыла кактус на окне. 
Ехал кактус на коне, 
Вел старушку на ремне, 
А собачка в это время 
Мыла Ваню на окне. 
Знаю я, что говорю, 
Говорил, что повторю, 
Вот и вышло без ошибок, 
А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)


КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА
Есть сладкое слово — ракета, 
Есть быстрое слово — конфета. 
Есть кислое слово — вагон, 
Есть слово с окошком — лимон.

Есть слово колючее — дождик, 
Есть слово промокшее — ежик. 
Есть слово упрямое — ель, 
Есть слово зеленое — цель. 
Есть книжное слово — синица, 
Есть слово лесное — страница. 
Есть слово веселое — снег, 
Есть слово пушистое — смех.

Стоп! Стоп! Извините, ребята. 
Машинка моя виновата. 
Ошибка в стихах не пустяк, 
Надо печатать вот так: (М. Пляцковский)


Повар готовил обед, 
А тут отключили свет. 
Повар леща берет 
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сьплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.

Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.


В чудной стране 
В одной стране,
В чуднОй стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднОй стране...
Ты почему не веришь мне?(И.Токмакова)

Удивительная грядка
У меня на грядке -
Крокодил
Растёт!!!
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил
Поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок -
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю.Коваль)

 Чеса заголовалась.

          ***

      Заплетык языкается.

8. Ну, что же, может, и мы попробуем сочинить небылицу, я говорю строку, а вы добавляете слово.

Составление небылицы.

Дядя Петя – классный повар,

Он готовит все подряд.

Если спросите любого,

Люди сразу подтвердят.

Он готовит суп из … (веток, ниток)

Борщ готовит из (камней,вещей)

Пироги печет из (скрепок)

Торт готовит из (ремней)

Очень вкусный винегрет

Получает из (конфет)

К сожаленью, тот обед

Принести нам может (вред, бед)

III.Итог занятия.

Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. О чём мы сегодня говорили?

Что вам особенно понравилось?

Все молодцы!

А сейчас давайте посмотрим ещё два мультфильма про небылицы:

«Весёлая карусель»

https://www.youtube.com/watch?v=00LTKL3NB-I

и  «Сказ про небылицы» https://www.youtube.com/watch?v=hm3MpasmGwU 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Небылицы - перевертыши" и "Прибаутки"

"Небылицы - перевертыши"...

Статья "Небылицы-перевертыши"

Нелепицы-это своего рода словесная игра, направленная на интеллектуальное развитие ребенка...

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Небылицы перевертыши».

Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими перевертышами; формирования желания составлять свои небылицы.Содержание НОДВводная часть (организационный и мотивационный мо...

Развитие речи. Небылицы - перевертыши.

Познакомить детей с народными и авторскими перевертышами, вызвать желание составлять свои небылицы....

Конспект по Развитию речи "Небылицы-перевертыши"

Конспект для занятия по Развитию речи в подготовительной группе...