Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Небылицы перевертыши».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Федосеева Азиза Азизовна

Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими перевертышами; формирования желания составлять свои небылицы.

Содержание НОД

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха.

Основная часть

Послушайте: Рано утром вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете. Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто». Еще послушайте: Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выхватил телегу он из-под кнута И давай дубасить ею в ворота. Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь погоняет мужика кнутом. А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.

Ну а теперь пора поиграть. Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру. Русские дети знали много считалочек. Считалочки — это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях. Например: «Меня тятька увидал, за волосы оттрепал...»

Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта: Раз, и два, и три, четыре. Меня грамоте учили – Не читать, не писать – Только по полу скакать. Я скакала да скакала, Себе ноженьку сломала. Меня мама увидала И веревкой отхлестала. Меня папа увидал И за доктором послал. Доктор едет на коне, Балалайка на спине, А гитара на носу, Доктор любит колбасу. (При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово).

А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку. Дети встают в круг, воспитатель читает считалку «На златом крыльце сидели...», рассчитывает детей. Считалку разучивают, дети упражняются в расчете. На златом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей – Не задерживай Добрых и честных людей!

Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось — устное народное творчество.
 

 

В: Ребята, послушайте еще: 
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.

* * *
Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертит.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертит!
Знай медведю кричит:
– Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!

«Но существуют и авторские перевертыши. Попробуйте вспомнить, откуда эти строчки и кто их написал», – говорит воспитатель.
Старушка сказала:
– Открою буфет
И косточку пуделю
Дам на обед.

Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель на блюде
В буфете сидит…
С. Маршак, «Пудель»

Далее педагог читает детям «Путаницу» Н. Матвеевой. Это произведение-игра.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:

Дети подбирают подходящее по смыслу слово, а педагог называет слово, которое здесь совсем не к месту.
В печке выпечен
Бутон.
А в петлицу вдет
Батон…

Завершение занятия

Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: кто? что? какой? что делает? где живет? Педагог заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Например: ежик клубничный пляшет в тарелке. Шоколадный щенок поливает облако. И так далее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nebylitsy-perevertyshi.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Небылицы перевертыши».

Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими перевертышами; формирования желания составлять свои небылицы.

Содержание НОД

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха.

Основная часть

Послушайте: Рано утром вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете. Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто». Еще послушайте: Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выхватил телегу он из-под кнута И давай дубасить ею в ворота. Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь погоняет мужика кнутом. А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.

Ну а теперь пора поиграть. Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру. Русские дети знали много считалочек. Считалочки — это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях. Например: «Меня тятька увидал, за волосы оттрепал...»

Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта: Раз, и два, и три, четыре. Меня грамоте учили – Не читать, не писать – Только по полу скакать. Я скакала да скакала, Себе ноженьку сломала. Меня мама увидала И веревкой отхлестала. Меня папа увидал И за доктором послал. Доктор едет на коне, Балалайка на спине, А гитара на носу, Доктор любит колбасу. (При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово).

А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку. Дети встают в круг, воспитатель читает считалку «На златом крыльце сидели...», рассчитывает детей. Считалку разучивают, дети упражняются в расчете. На златом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей – Не задерживай Добрых и честных людей!

Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось — устное народное творчество.

В: Ребята, послушайте еще: 
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.

* * *
Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертит.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертит!
Знай медведю кричит:
– Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!

«Но существуют и авторские перевертыши. Попробуйте вспомнить, откуда эти строчки и кто их написал», – говорит воспитатель.
Старушка сказала:
– Открою буфет
И косточку пуделю
Дам на обед.

Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель на блюде
В буфете сидит…
С. Маршак, «Пудель»

Далее педагог читает детям «Путаницу» Н. Матвеевой. Это произведение-игра.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:

Дети подбирают подходящее по смыслу слово, а педагог называет слово, которое здесь совсем не к месту.
В печке выпечен
Бутон.
А в петлицу вдет
Батон…

Завершение занятия

Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: кто? что? какой? что делает? где живет? Педагог заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Например: ежик клубничный пляшет в тарелке. Шоколадный щенок поливает облако. И так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Конспект занятия в старшей группе  по ознакомлению с художественной литературой.Чтение  русской народной сказки  «Хаврошечка»....

Конспект ООД в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по биографии и произведениям Агнии Львовны Барто»

Конспект ООД в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по биографии и произведениям Агнии Львовны Барто»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой "Заучивание стихотворения П.Воронько "Лучше нет родного края"

Цель: уточнение и закрепление у дошкольников представлений о Родине, о родном крае.Задачи:Образовательные задачи:- Помочь детям запоминать стихотворный текст, выразительно читать его, используя мнемот...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого, помочь запомнить начальную фразу произведения....

Конспект занятия для средней группы по ознакомлению с художественной литературой "Творческое рассказываете по сказке "Теремок".

Предложить ребятам пофантазировать и составить рассказ, используя знакомый сюжет сказки с придуманными героями. Использовать в своей речи прилагательные и глаголы....