Главные вкладки

    План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему:
    Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Небылицы перевертыши».

    Федосеева Азиза Азизовна

    Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими перевертышами; формирования желания составлять свои небылицы.

    Содержание НОД

    Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

    Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха.

    Основная часть

    Послушайте: Рано утром вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете. Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто». Еще послушайте: Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выхватил телегу он из-под кнута И давай дубасить ею в ворота. Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь погоняет мужика кнутом. А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.

    Ну а теперь пора поиграть. Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру. Русские дети знали много считалочек. Считалочки — это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях. Например: «Меня тятька увидал, за волосы оттрепал...»

    Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта: Раз, и два, и три, четыре. Меня грамоте учили – Не читать, не писать – Только по полу скакать. Я скакала да скакала, Себе ноженьку сломала. Меня мама увидала И веревкой отхлестала. Меня папа увидал И за доктором послал. Доктор едет на коне, Балалайка на спине, А гитара на носу, Доктор любит колбасу. (При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово).

    А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку. Дети встают в круг, воспитатель читает считалку «На златом крыльце сидели...», рассчитывает детей. Считалку разучивают, дети упражняются в расчете. На златом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей – Не задерживай Добрых и честных людей!

    Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось — устное народное творчество.
     

     

    В: Ребята, послушайте еще: 
    Ехала деревня
    Мимо мужика,
    Вдруг из-под собаки
    Лают ворота.
    Выхватил телегу
    Конь из-под кнута
    И давай дубасить
    Ею ворота.

    * * *
    Уж как по небу медведь летит.
    Медведь летит,
    Головой вертит.
    А несет-то он коровушку,
    Черно-пеструю, белохвостую.
    А коровушка мычит
    Да хвостищем-то вертит!
    Знай медведю кричит:
    – Давай вправо,
    Давай влево,
    А теперь вот напрямик!

    «Но существуют и авторские перевертыши. Попробуйте вспомнить, откуда эти строчки и кто их написал», – говорит воспитатель.
    Старушка сказала:
    – Открою буфет
    И косточку пуделю
    Дам на обед.

    Подходит к буфету,
    На полку глядит,
    А пудель на блюде
    В буфете сидит…
    С. Маршак, «Пудель»

    Далее педагог читает детям «Путаницу» Н. Матвеевой. Это произведение-игра.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Начинаю повторять:

    Дети подбирают подходящее по смыслу слово, а педагог называет слово, которое здесь совсем не к месту.
    В печке выпечен
    Бутон.
    А в петлицу вдет
    Батон…

    Завершение занятия

    Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: кто? что? какой? что делает? где живет? Педагог заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Например: ежик клубничный пляшет в тарелке. Шоколадный щенок поливает облако. И так далее.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nebylitsy-perevertyshi.docx17.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Небылицы перевертыши».

    Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими перевертышами; формирования желания составлять свои небылицы.

    Содержание НОД

    Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

    Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха.

    Основная часть

    Послушайте: Рано утром вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете. Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто». Еще послушайте: Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выхватил телегу он из-под кнута И давай дубасить ею в ворота. Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь погоняет мужика кнутом. А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.

    Ну а теперь пора поиграть. Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру. Русские дети знали много считалочек. Считалочки — это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях. Например: «Меня тятька увидал, за волосы оттрепал...»

    Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта: Раз, и два, и три, четыре. Меня грамоте учили – Не читать, не писать – Только по полу скакать. Я скакала да скакала, Себе ноженьку сломала. Меня мама увидала И веревкой отхлестала. Меня папа увидал И за доктором послал. Доктор едет на коне, Балалайка на спине, А гитара на носу, Доктор любит колбасу. (При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово).

    А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку. Дети встают в круг, воспитатель читает считалку «На златом крыльце сидели...», рассчитывает детей. Считалку разучивают, дети упражняются в расчете. На златом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей – Не задерживай Добрых и честных людей!

    Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось — устное народное творчество.

    В: Ребята, послушайте еще: 
    Ехала деревня
    Мимо мужика,
    Вдруг из-под собаки
    Лают ворота.
    Выхватил телегу
    Конь из-под кнута
    И давай дубасить
    Ею ворота.

    * * *
    Уж как по небу медведь летит.
    Медведь летит,
    Головой вертит.
    А несет-то он коровушку,
    Черно-пеструю, белохвостую.
    А коровушка мычит
    Да хвостищем-то вертит!
    Знай медведю кричит:
    – Давай вправо,
    Давай влево,
    А теперь вот напрямик!

    «Но существуют и авторские перевертыши. Попробуйте вспомнить, откуда эти строчки и кто их написал», – говорит воспитатель.
    Старушка сказала:
    – Открою буфет
    И косточку пуделю
    Дам на обед.

    Подходит к буфету,
    На полку глядит,
    А пудель на блюде
    В буфете сидит…
    С. Маршак, «Пудель»

    Далее педагог читает детям «Путаницу» Н. Матвеевой. Это произведение-игра.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Начинаю повторять:

    Дети подбирают подходящее по смыслу слово, а педагог называет слово, которое здесь совсем не к месту.
    В печке выпечен
    Бутон.
    А в петлицу вдет
    Батон…

    Завершение занятия

    Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: кто? что? какой? что делает? где живет? Педагог заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Например: ежик клубничный пляшет в тарелке. Шоколадный щенок поливает облако. И так далее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дорога в космос». Составила воспитатель первый категории Киндюшенко Татьяна Валерьевна.

    Программное содержание:Познакомить  детей с глобусом, с понятиями земля-планета, космический корабль, ракета, космонавт.Познакомить с расположением городов на глобусе, зелеными насаждениями и вод...

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с миром природы на тему: "Мы жители лесные, мы добрые и злые"

    Тема: «Мы жители лесные             Мы добрые и злые»Программное содержание: расширить представления детей о лесе. Дать первоночальные реали...

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

    Конспект занятия в старшей группе  по ознакомлению с художественной литературой.Чтение  русской народной сказки  «Хаврошечка»....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин «Золотой луг».

    Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой, который познакомит детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». На этом занятии дети знакомятс...

    Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Ходит по лесу лесник..."

    Ознакомление с профессиональной деятельностью взрослых не всегда интересная информация для детей. Иногда задаёшься вопросом: ну что же придумать для более эффективного результата? Одна из годовых зада...