Конспект ООД в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой "Финист-Ясный Сокол"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Подробный конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_ned_literatura_finist.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы "Школа № 1195"

дошкольное отделение

структурное подразделение № 3

Конспект ООД

в подготовительной группе

по ознакомлению с художественной литературой

"Финист-Ясный Сокол"

Составила и провела: Мильцанская Елена Николаевна

2014-2015 уч.год

Цель:  Продолжать знакомить детей с волшебными сказками как литературным жанром. Учить выявлять образный строй волшебной сказки  и структуру сюжета.

Задачи:

1. Развивать чувство языка.

2. Создавать условия для проигрывания сказочных эпизодов, использования в диалогах характерных для сказки образных выражений.

3. Поддерживать стремление детей участвовать в игре-драматизации.  

Предварительная работа: Накануне читается основная часть сказки. В процессе чтения поясняется, что сокол - птица. Показывается картинки и иллюстрации. На лепке создаются образы злой Бабы-Яги. После чтения 1-ой части сказки домой даются раскраски "Добрая Баба-Яга".

Материал: Текст сказки. Кукла Домовёнка Кузи с сундучком. Картинки: сокол, полушалок, сапожки, русское народное платье, иллюстрации к сказке - будут сопровождать пересказ и чтение. Волшебный ларец с атрибутами к сказке для проигрывания сказочных эпизодов.

I. Звучит русская народная плясовая. "Появляется" Домовёнок Кузя.

Кузя: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! (красные - т.е. красивые).  Меня вы, конечно, узнали?! (Герой одноименной сказки Т.Александровой, прочитанной в старшей группе). В руке у меня мой Волшебный сундучок. Помните, что в нём? (Сказки). Хожу я по вашему садику, сказки в свой сундучок собираю. Прослышал, что у вас в гостях волшебная русская народная сказка. У меня такой сказки ещё нет, вот и пришёл я к вам сказку послушать. Можно? А по дороге встретились мне люди добрые, тоже захотели вместе с вами сказку послушать. Так я их позвал. А вот и они! (Здороваемся с гостями).

Просим пироги кушать,

Да сказку слушать.

- Ребята, а какая сказка у нас гостит? ("Финист-Ясный Сокол")

- А кто её написал? (Это народная сказка). Имя автора нам неизвестно. На Руси сказки сказывали, а не читали. Так и переходила она от бабушек- внукам. Те своим внукам рассказывали.

Итак, жили-были...( крестьянин и его 3 дочери. Дети помогают восстановить ход событий, пересказывая первую часть, прочитанную накануне. ). Педагог подкрепляет выдержками из сказки. Текст с. 18-20.

Старшие "завидущие да жаднющие: модницы-перемодницы - весь день сидят да белятся, румянятся, да в обновки наряжаются. Платье им - не платье, сапожки - не сапожки, платок - не платок.

А младшая - Марьюшка (не Марья, не Маша!) С.18.

"Всё-то она умеет, всё-то у неё ладится. Любил отец Марьюшку: рад был, что такая умная да работящая дочка растёт."

Раз собрался крестьянин на базар в город и спрашивает своих дочерей:

- Что вам, дочки, купить? Чем порадовать? (Дети вспоминают - полушалки. (вторичный показ полушалка - элемента народного костюма. Впервые показан во время чтения. Если не вспомнили - как подсказка)

Купи по полушалку, да такому, чтоб цветы покрупнее, золотом расписанные.

А Марьюшка молчит.

Купи мне, батюшка, пёрышко Финиста-Ясна Сокола.

Педагог: полушалки купил, а пёрышка не нашёл!

Второй раз собирается на базар. (Сапожки  с серебряными подковками. - Показывается картинка).

Педагог: сапожки купил, а пёрышка не нашёл!

Третий раз - (купи нам по платью)

Педагог: платья купил, а пёрышка не нашёл! Выехал из города, навстречу ...(древний старичок).

"Есть у меня такое пёрышко, да оно заветное: но доброму человеку отдам."

С. 22 Сёстры над Марьюшкой смеются: "Как была ты дурочка, так и есть. Нацепи своё пёрышко в волоса да любуйся!

Промолчала Марьюшка, отошла в сторону, а когда все спать легли:..

с.22 - Любезный Финист-Ясный Сокол, явись ко мне, жданный мой жених!

Зачитать с.23 "Три дня Марьюшка привечала к себемолодца на четвёртый день сёстры задумали недоброе:

Вот летит...

и сказал тогда Сокол: (с.23)

Услышала это Марьюшка, вскочила ... (с.23)

Педагог: шла она чистым полем, тёмным лесом, высокими горами. Птички весёлыми песнями сердце ей радовали. И никто не мог М. тронуть..

Физкультминутка."По тропинке в лес пойдём"

По тропинке в лес пойдем

(дети шагают)

Лужу мимо обойдем

(обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеек,

(перепрыгивают через «ручеек»)

Посмотрели мы налево,

(смотрят налево)

Посмотрели мы направо,

(смотрят направо)

Посмотрели вверх на солнышко

(смотрят вверх, стоя на носочках)

Ах, какая красота!

(удивляются, разводят руки в стороны)

Педагог: Износила Марьюшка башмаки железные,

посох железный изломала

и колпак порвала 

видит на поляне стоит избушка на курьих ножках - вертится

Какие волшебные слова произносит Марьюшка, обращаясь к избушке?

(С. 25 Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!

Мне в тебя лезть, хлеба есть.

Педагог: Что произошло дальше? (Повернулась избушка к лесу задом, к Марьюшке передом, а там.. Кто? (Баба-Яга)

- Тьфу, тьфу, русским духом пахнет!

Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь? (по делу пришла или от безделья)

Кузя: Ой, видел я у вас в группе фигурки Бабы-Яги. Она такая злая! (Речь о фигурках, вылепленных детьми).Сейчас баба-Яга Марьюшку в бане выпарит, изжарит и съест! Как хотела съесть Иванушку в сказке... позабыл, как называется (Ребята вспоминают сказки "Гуси-лебеди", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и сообщают Кузе, что в сказке "Финист-Ясный Сокол" Баба-Яга другая: она помогает Марьюшке)

Педагог: А почему? (Марьюшка - добрая и работящая. Идёт спасать Финиста.)

Давайте посмотрим на портреты Бабы-Яги, которые вы раскрашивали дома. Какими художественными средствами вы передали, что она добрая? (Анализ работ).

Что подарила Баба-Яга Марьюшке? (серебряное блюдо и золотое яичко)

Что наказала? (будут покупать - не продавай , просись Финиста-Ясного Сокола повидать.)

Поблагодарила М. Бабу-Ягу и пошла.

Потемнел лес, страшно стало М., боится и шагнуть, а навстречу... Кто? (Кот). Он и говорит: Будет ещё страшнее, а ты иди и иди, не оглядывайся!

Вторую пару сапог железных износила, второй посох поломала, второй колпак порвала и пришла... Куда? (К избушке другой Бабы-Яги).

С. 27  Что она подарила М.? (серебряные пяльцы, золотую иголочку)

Что наказала? (Буду покупать - не продавай, просись Финиста-Ясного Сокола повидать.)

Педагог: пустилась в путь Марюшка. "В селу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно стало М. Кто выбежал навстречу? Приободрил? (Собака: Будет ещё страшнее, а ты иди и иди, не оглядывайся!)

Педагог: не дай страху себя победить! Только вперёд смотри, помни - что идёшь Финиста-Ясного Сокола из беды выручать.)

А лес ещё страшнее, темнее: за рукава хватает, за ноги цепляет.

Идёт М., идёт, назад не оглянется.

Долго ли, коротко ли шла Износила Марьюшка башмаки железные,

посох железный изломала и колпак порвала

с. 27  на полянке избушка (- Тьфу, тьфу, русским духом пахнет!

Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?

- Трудно, да я тебе помогу.

Педагог: Что подарила третья Баба-Яга? (Серебряное донце, золотое веретёнце)

Физкультминутка "Листики осенние"

Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

II. Музыка русская народная тревожная. Педагог читает сказку до конца со с.28.

III. Сказка "Финист-Ясный Сокол" - волшебная. В ней волшебные персонажи (три Бабы-Яги), волшебные помощники (кот, собака, серый волк) подсказывают, как пройти испытания, помогают их преодолеть.

В сказках добрые герои всегда побеждают зло.

Почему Марьюшка нашла своего Финиста-Ясного Сокола? (Рассуждения детей).

Чем закончилась сказка? (И стали они жить-поживать и добра наживать.)

Хорошо, если вы нарисуете, как они стали жить дальше. И мы с вами продолжим свой альбом, посвященный русской народной сказке " Финист-Ясный Сокол", подобно альбому по сказке Ершова "Конёк-Горбунок". В этот альбом мы вложим и портреты доброй Бабы-Яги.

Кузя: Ой, спасибо вам, добры молодцы и красны девицы! Положил я эту волшебную сказку в свой сундучок. А вам оставляю ларец волшебный, чтобы играли и сказку вспоминали. Будьте здоровы! До свидания!

Дети с педагогом рассматривают предметы из ларца. Распределяются роли, начинается игра...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого ННОД в подготовительной группе по ознакомлению детей с художественной литературой.

Конспект открытого ННОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению детей с художественной литературой....

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Небылицы перевертыши».

Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими перевертышами; формирования желания составлять свои небылицы.Содержание НОДВводная часть (организационный и мотивационный мо...

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с художественной «Путешествие по страницам сказок»

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с художественной «Путешествие по страницам сказок» Интеграция образовательных областей: «Чтение художествен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Тема: Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»

Цель : развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы.Развивающая среда: иллюстрации к сказке «Снегурочка» разных художников....

Конспект ООД в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по биографии и произведениям Агнии Львовны Барто»

Конспект ООД в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по биографии и произведениям Агнии Львовны Барто»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой "Заучивание стихотворения П.Воронько "Лучше нет родного края"

Цель: уточнение и закрепление у дошкольников представлений о Родине, о родном крае.Задачи:Образовательные задачи:- Помочь детям запоминать стихотворный текст, выразительно читать его, используя мнемот...