"Времена года". Старшая группа.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Комова Валерия Викторовна

Итоговое занятие по чтению художественной литературы в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx519.6 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Чудо- Садик»

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

КОНСПЕКТ

Организации непосредственно образовательной

деятельности с детьми

в старшей группе № 10

по теме «Времена года»

Дмитриева В.В.

Воспитатель

Москва

Программное содержание:

- продолжать знакомить детей с русской лирикой. Активизировать эмоциональное отношение детей к произведениям русских поэтов;

- показать красоту русской природы через восприятие поэтического текста;

- побуждать детей эмоционально передавать свои чувства, понимать поэтический образ, интонационно и выразительно читать стихи о природе;

- учить чётко формировать свои ответы и давать их в грамматически правильной форме;

- при чтении передавать чувства и доносить до слушателя эмоции, заключенные в стихотворении;

- развивать интонационную выразительность, слуховое внимание. Расширять речевой словарь;

- воспитывать любовь к родной природе.

Материалы:

- портреты: А. Майкова, И. Бунина, А. Барто, О. Высотской, С. Есенина, А. Усачева, А. Яшина, А. Плещеева.

- репродукции картин: Исаак Ильич Левитан «Золотая осень», Исаак Израилевич Бродский «Поздняя осень», Илья Семенович Остроухов «Ранняя весна».

- листочки деревьев на каждого ребёнка, для физкультминутки.

- иллюстрации из стихотворений.

 

1.Организационный момент.

Воспитатель:

ребята, сегодня мы с вами будем вспоминать, и читать стихи великих русских поэтов о природе времен года. Чтение вами стихотворений будет происходить на фоне репродукций картин знаменитых русских художников: И. Левитана, И. Бродского, И. Остроухова. Эти картины помогут нам наиболее ярко передать содержание и настроение художественных произведений.

Воспитатель:

- но, сначала, давайте назовем все времена года.

Дети:

- зима, весна, лето, осень.

Воспитатель: 

- ребята, подумайте и скажите, какое время года вам нравится больше всего и почему?
1й. ребенок:

 – мне больше всего нравиться лето, потому что в это время года можно целый день играть на улице, кататься на велосипеде, загорать, купаться.

2й ребенок:

- а для меня лучшим временем года является зима, потому что зимой наступает Новый год, зимой у детей много развлечений, катание на санках, лыжах, коньках, игры в снежки, зимой можно лепить снеговика.
3й ребенок:

- а я люблю весну. Весной все кругом тает и можно пускать кораблики по бегущим ручейкам.

4й ребенок:

- а знаете, за что я люблю осень? За ее красоту, за листопад. Просто нельзя оторвать глаз от оранжевых, красных, багряных листьев рябины.

2. Основная часть.

Воспитатель: 

- ребята, я согласна со всеми вашими ответами. Особенно мне понравился ответ (…), то, как она умеет наблюдать, видеть и любоваться красотой нашей природы.
Воспитатель: 

- именно умение видеть, чувствовать, восхищаться, побуждало наших русских поэтов писать так много о родной русской природе. Поэты – это особенные люди. Они могут передавать свои чувства в стихах.

Воспитатель: 

– ребята, перед вами портреты великих русских поэтов. Давайте назовем их имена и фамилии.

Дети: 

- Апполон Майков, Иван Бунин, Агния Барто, Ольга Высотская, Сергей Есенин, Андрей Усачев, Александр Яшин, Алексей Плещеев.

Воспитатель:

 – а теперь, подробнее остановимся на каждом времени года и на авторах, написавших так много красивых стихов о русской природе в разное время года.
Воспитатель: 

– дети, как вы думаете, осень – это веселое или грустное время года?

Дети: 

- грустное.

Воспитатель: 

- верно. Очень точно это состояние природы описал А. Майков в своём стихотворении «Осенние листья по ветру кружат!»

Воспитатель: 

- ребята, кто желает прочитать это стихотворение?

Ребёнок:

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят.

Все гибнет, все гибнет! Ты черен

И гол, о, лес наш родимый,

Конец твой пришел!

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес.

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

Воспитатель: 

- Молодец (…) Скажи, пожалуйста (...) кроме грусти, что ты еще почувствовала и так ярко выделила это и голосом и глазами?

Ребёнок:

 - красоту осеннего леса.

Воспитатель: Майков всегда восхищался осенью. Осень была любимым временем года поэта.

Воспитатель: 

- а кто еще из русских поэтов очень ярко описал очарование осени?

Ребёнок: 

- это, пожалуй, И. Бунин в стихотворении «Листопад». Вот послушайте.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Воспитатель: 

- спасибо, ты с таким проникновенным чувством прочитал это стихотворение. Молодец!

Воспитатель: 

- дети, скажите, а какая осень в стихах И. Бунина?

Дети: 

- светлая, нежная, расписная, как терем!

Воспитатель: 

- ребята, как вы считаете, какой из этих осенних пейзажей больше всего отражает содержание стихотворений А. Майкова, а какой И. Бунина.

Ребёнок: 

- я думаю, этот пейзаж больше всего подходит к стихотворению И. Бунина. В нем отражены все краски осени.

Воспитатель: 

- а о каком периоде осени идет речь в этих стихотворениях?

Дети: 

- о раннем. О начале осени.

Воспитатель:

- правильно ребята.

Ребёнок: 

- я этот пейзаж больше всего подходит к стихотворению А. Майкова. В этом стихотворении описана поздняя осень.

Воспитатель: 

- правильно (…) очень точно передала состояние этого периода осени своим выразительным чтением.

Воспитатель: 

- дети, вы обратили внимание, как удалось передать печаль этого времени года?

Дети: 

- благодаря, напевности при чтении.

Воспитатель: 

- а сейчас я вас приглашаю на танец осенних листочков

Физминутка «Осенние листочки»

Дети:

Мы листочки осенние

(Плавное покачивание руками над головой.)

Мы дружно полетели

И на землю тихо сели.

(Руки в стороны. Присели)

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

(Дети бегают, кружатся)

Закружились, полетели.

И на землю тихо сели.

(Дети садятся по местам)

Воспитатель: 

- ребята, скажите, какое время года наступает после осени?

Дети: 

- зима.

Воспитатель: 

- почему зиму называют временем необычайно белой природы?

Дети: 

- из-за снега.

Воспитатель: 

- конечно же, приход зимы наступает с появлением первого снега. И к этому необычайному зрелищу природа готовиться. Поэты любят изображать зиму в своих произведениях. Они восхищаются красотой заснеженных просторов, белым ажурным кружевам на деревьях, тишиной зимнего пейзажа.

Детская игра «Угадай»

Воспитатель:

- к сегодняшнему занятию ребята я приготовила несколько иллюстраций, из стихотворений о зиме русских писателей.

Постарайтесь определить автора и название стихотворения.

C:\Users\Группа 10\Desktop\Литературная радуга\Зима\Апоет зима аукает.jpg «Поёт зима аукает» Сергей Есенин

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

C:\Users\Группа 10\Desktop\Литературная радуга\Зима\Ёлочка.jpg «Ёлочка» Ольга Высотская

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И берёзки, и осинки

Скучные стоят.

Только ёлочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она.

C:\Users\Группа 10\Desktop\Литературная радуга\Зима\Снег.jpg «Снег» Ольга Теплякова

Закружился первый снег -
Заметает снегом всех!

Падают снежинки
Прямо на тропинку,
На собачку, и на кошку,
И на Дашину ладошку!

C:\Users\Группа 10\Desktop\Литературная радуга\Зима\Снежинки.jpg Андрей Усачев «Снежинки»

Ёжик смотрит на снежинки,

«Это, — думает, — ежинки...

Белые, колючие

И к тому ж — летучие».

Паучок на паутинке

Тоже смотрит на снежинки:

«Ишь какие смелые

Эти мухи белые!»

Заяц смотрит на снежинки:

«Это заячьи пушинки...

Видно, заяц — весь в пуху —

Чешет шубу наверху».

Мальчик смотрит на снежинки:

«Это, может быть, смешинки?..»

Не поймёт он, почему

Очень весело ему.

C:\Users\Группа 10\Desktop\Литературная радуга\Зима\Снежный кролик.jpg Ольга Высотская «Снежный кролик»

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз

Вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел, как живой!

Он с хвостом и с головой!

За усы

Не тяни –

Из соломинок они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие!

 Агния Барто «Я знаю, что надо придумать»

Я знаю, что надо придумать,

Чтоб не было больше зимы,

Чтоб вместо высоких сугробов

Вокруг зеленели холмы.

Смотрю я в стекляшку

Зеленого цвета,

И сразу зима

Превращается в лето.

Александр  Яшина «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель: 

- молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием

Воспитатель: 

- дети, а как долго длится каждое время года?

Дети: 

- три месяца.

Воспитатель: 

- правильно. А сейчас какое время года?

Дети: 

- весна.

Воспитатель: 

- а чувствуете ли вы приход весны?

Дети: 

- да. Правда, весна еще робкая, несмелая.

Воспитатель: 

- но она обязательно прогонит зиму. А как это произойдет, как вы думаете?

Дети: 

- мы думаем, это произойдет так, как рассказывает Алексей Плещеев в своем стихотворении «Уж тает снег».

Воспитатель: 

- очень любопытно, давайте вместе прочитаем это стихотворение.

Дети:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Воспитатель: 

- молодцы! Вы так выразительно передали встречу зимы и весны.

Воспитатель: 

- ребята, а вы, какие чувства испытали, читая это стихотворение?

Дети: 

- чувство торжества весны!

3. Итог занятия

Воспитатель:

- ребята, мы сегодня прочитали столько много замечательных стихов великих русских поэтов. Как вы думаете, какими людьми были все эти поэты, создавшие такие яркие, чувственные, незабываемые произведения?

Дети: 

- они были добрыми, талантливыми, умели чувствовать и понимать природу, у них была большая человеческая душа, они очень любили свою Родину.
Воспитатель: 

- да, именно такими и были наши соотечественники, имена которых Сергей Есенин, продолжайте, пожалуйста…

Дети: 

- (Продолжают называть имена известных им русских поэтов)

Воспитатель: 

- на сегодняшнем занятии вы показали себя большими знатоками русской поэзии. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Времена года" старшая группа

Мы разработали план проекта "Времена года" на год...

Конспект НОД "Времена года" старшая группа

Большую часть своей жизни я посвятила работе с дошкольниками,  и за это время у меня накопился достаточно большой опыт, которымя решила поделиться  с дргими педагогами. Мои разработки в...

Конспект занятия по экологии «Времена года» старшая группа

Цель: Систематизация знаний  детей о временах года,  расширение представления детей о лете как времени года, о его признаках и приметахЗадачи:Развивающие:1....

План по безопасности в зимнее время года Старшая группа

План по безопасности в зимнее время года Старшая группа...

Квест игра "Времена года" старшая группа

"Времена года" квест - игра. ...

Конспект ООД на тему: «Опасные зимние забавы» . (Безопасность детей в зимнее время года), старшая группа

Формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период времени.Дать детям представление о безопасном поведении в зимний период.Познакомить с правилами поведения во время зимней пр...