Проект "Путешествие по сказкам А. С. Пушкина"
проект по художественной литературе (старшая группа)

Коровайко Ольга Васильевна

Позновательно развивающий проект по сказкам А. С. ПУШКИНА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Золотая рыбка» города Славянска-на-Кубани»








Проект

Путешествие по сказкам

А. С. Пушкина




Разработала:

Першина О.В.

г. Славянск-на-Кубани 2019г.

Актуальность проекта


Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другого вида творчества, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. Творчество А.С.Пушкина открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, происходит обогащение эмоций. Огромно его воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, сказки и стихи А.С.Пушкина воздействуют на личность детей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Творчество А.С.Пушкина помогают развить ребенку высокий уровень культуры речи, способствует развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. Задача взрослых познакомить детей с творчеством поэта, как можно раньше и сделать его стихи, сказки частью внутреннего мира ребенка.

Образовательная область: познание, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Вид проекта: творческий.

Длительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации: с 3.06.2019г.- 7.06.2019г.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Проблема проекта: Дети не имеют достаточно знаний о А. С. Пушкине и его творчеств. Слабый интерес у родителей к заучиванию стихов с детьми. Монотонное чтение стихов детьми. Автоматизация звуков в речи.

Цель:

  • создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности;
  • интегрированное взаимодействие педагогов, детей и родителей в процессе организации художественно – эстетической и познавательной деятельности.

Задачи: 

  • Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям;
  • Познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина;
  • Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
  • Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
  • Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.

Методы проекта:

  • Наблюдения: групповые, индивидуальные;
  • Наглядные: иллюстрации, картины;
  • Словесные: беседы, чтение художественной литературы.

Форма проведения: игровая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, выставка книг, детских рисунков на темы произведений А. С. Пушкина.

Материал и оборудование: книги А. С. Пушкина, его портрет, иллюстрации к произведениям, материалы для творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

  • Развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина;
  • Развитие познавательной активности;
  • Расширение кругозора;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование эмоциональной отзывчивости.

Интеграция непосредственно – образовательных областей программы в соответствии с фгт в ходе реализации проекта

«Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».


















Приложение


Викторина «Наши любимые сказки»

(по сказкам А. С. Пушкина)

Цель викторины: 

Формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.

Задачи:

  • Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.
  • Расширить кругозор воспитанников.
  • Развивать внимание, память, речь и мышление.
  • Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности.

Оборудование: 

Портрет А. С. Пушкина, диск с записью мультфильма, разрезные картинки, красивый мешочек, зеркальце, яблоко, веревка, жетоны, сладкие призы для каждого ребенка.

Ход викторины:

1. Предварительный этап.

Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта, А. С. Пушкина (показ портрета). А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. С раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно о нем заботилась его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее мамушкой. А вы, дети, помните как ее звали? (Арина Родионовна) Начнет Арина Родионовна рассказывать сказки, так он не шелохнется, боится слово пропустить. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. На основе этих сказок Пушкин создал свои произведения, которые вы все знаете и любите. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами поговорим о творчестве этого великого поэта. Вспомним его сказки. С ними вас знакомили ваши родители и в детском саду мы тоже слушали сказки и стихи Пушкина.

Дети читают отрывок «У лукоморья … » из вступления к поэме «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо-песнь заводит,

Налево-сказку говорит;

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках,

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам необходимо разделиться на 3 команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд). Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для одной из команд. Если команда ошибается, то на него могут ответить другие команды. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. В конце викторины мы посчитаем жетоны, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки Пушкина и достойна приза.

2. Викторина.

1 конкурс: «Назови сказку правильно»

Ведущий: Давайте вспомним названия сказок А. С. Пушкина.

- «Сказка о рыбаке и … .» (рыбке)

- «Сказка о царе Салтане и … » (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)

- «Сказка о Золотом … » (петушке)

- «Сказка о попе и … » (о работнике его Балде)

- «Сказка о спящей царевне и… » (семи богатырях)

2 конкурс «Подбери рифму»

Ветер весело шумит

Судно весело (бежит)

Мимо острова Буяна

В царство славного (Салтана)

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный (рожок)

И молва трезвонить стала

Дочка царская (пропала)

3 конкурс: «Из какой сказки отрывок? »

Ведущий: Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.

1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане… »)

2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи… » («Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)

3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». («Сказка о золотом петушке».)

4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. «Жил-был поп, толоконный лоб». («Сказка о попе и его работнике Балде»)

6. «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».)

7. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. («Сказка о царе Салтане».)

8. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны? » («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

9. Вот пошел он к синему морю;

Видит, море слегка разыгралось

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила

«Чего тебе надобно, старче? »

(Сказка о рыбаке и рыбке)

9 .Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь

(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

4 конкурс «Знайки»

Кто так говорил:

«Чего тебе надобно старче? »

(золотая рыбка)

Кого подарил царю Дадону Мудрец?

(золотого петушка)

Назови героя, который вместе со своей матерью, попал на необитаемый остров

в бочке (князь Гвидон)

5 конкурс: «Кто лишний? »

Ведущий: Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герои не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…

Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.

6 конкурс: «Собери картинку»

Ведущий: У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой. Та команда, которая быстрее всех справиться с заданием получит 3 жетона. Вторая команда – 2 жетона. Команда, которая последней соберет свою картинку, получит 1 жетон.

7 конкурс: «Вопрос – ответ? »

Ведущий: Сейчас я буду задавать вопросы. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать из них один правильный.

1. Героем кaкoй пушкинской скaзки, является цaрь Дaдoн?

А. "Сказки о рыбаке и рыбке".

Б. "Сказки о золотом петушке".

В. "Сказки о попе и о работнике его Балде".

2. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?

А. В землянке.

Б. В избушке.

Г. В шалаше.

3. В кого превращался князь Гвидон в сказке о царе Салтане?

А. В медведя

Б. В воробья

В. В комара

4. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

А. Мудрец

Б. Старик

В. Царица

5. За какую плату согласился работать Балда у попа?

А. Бесплатно

Б. За три щелчка по лбу

В. За 3 рубля

6. Что сделал старик, поймав золотую рыбку?

А. Поместил в аквариум.

Б. Отпустил в море.

В. Сварил уху.

7. Кто помог королевичу Елисею отыскать царевну-невесту?

А. Волшебник

Б. Ветер

В. Комар

8. С кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря из «Сказки о попе и работнике его Балде»?

А. С зайкой

Б. С мышкой

В. С Балдой

9. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?

А. Три.

Б. Четыре.

В. Пять.

10. Как звали предводителя 33 богатырей из сказки Пушкина о царе Салтане?

А. Старшина

Б. Илья Муромец

В. Дядька Черномор

11. Как назвался остров, нa котором выстрoил свoй двoрец князь Гвидoн, cын цaря Сaлтанa?

А. на острове сокровищ

Б. на острове Буяне

В. Остров царя Салтана

12. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?

А. Удочкой.

Б. Неводом.

В. Сачком.

8 конкурс «Волшебный мешочек».

Ведущий: Капитанам команд предстоит достать из «Волшебного мешочка» по одному предмету, и назвать из какой сказки этот предмет.

Предметы:

Яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

Зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

Веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»)

7конкурс «Орешки»

Белка песенки поет

Да орешки все грызет

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Ядра чистый изумруд

Слуги белку стерегут

У нас есть орешки непростые, а с секретом.

Ваша задача добежать до стола, раскрыть орешек, скорлупки в одно ведро сложить, а ядрышки в другое .

Кто быстрее справится с заданием, получит 2 жетона, вторая команда -1

3. Подведение итогов.

Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Давайте подсчитаем, сколько жетонов набрала каждая команда (подсчет жетонов). Команды набрали примерно равное количество жетонов, а это значит, что победила дружба! Значит, всем вам полагается сладкий приз.

Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя викторина? (ответы детей)

Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)

Познавательная беседа о А. С.Пушкине


Беседа о жизни и творчестве А. С. Пушкина

Программное содержание:

Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и человеке. Уточнить знания детей о том, что Пушкин писал не только стихи и сказки, но также и повести, рассказы, романы.

Воспитывать интерес к творчеству поэта. Развивать речь детей, умение читать стихи громко, выразительно. Отвечать на заданный вопрос полным ответом. Делать выводы при характеристике любимого героя из сказок Пушкина. Воспитывать любовь и интерес к творчеству поэта.

Методические приёмы:

Вопросы, рассматривание книг, иллюстраций.

Предварительная работа:

Разучивание стихов, рассматривание книг, иллюстраций, чтение сказок.

Ход занятия:

На доске портрет А. С. Пушкина.

- Кого вы видите на этом портрете? (ответы детей.)

- Правильно. Это Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин -поэт и писатель. Он писал стихи и сказки для детей.

Родился поэт 6 июня в городе Москве. Маму его звали Надежда Осиповна, папу Сергей Львович.

Он рос шаловливым мальчиком. И можно с уверенностью сказать, что больше всех его любили

Бабушка и няня Арина Родионовна. Она была простой крестьянкой. Её любовь к маленькому

Пушкину осталась такой же неизменной, даже когда Александр Сергеевич Пушкин стал совсем взрослым. Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна Матвеева.

Пушкин посвятил своей няне два стихотворения. Одно из них он так и назвал «Няня», второе стихотворение - «Зимний вечер». Пушкин сказал о своей няне такие ласковые, такие нежные слова и с такой сыновней любовью, что от них сжимается горло:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя…

Ребёнок читает стихотворение «Няня».

- Когда Пушкину исполнилось 12 лет, он уезжает из Москвы в Петербург, где поступает учиться в лицей. За время учёбы у него появляется много друзей. О своей дружбе Пушкин говорил: «Друзья прекрасен наш союз». Учась в лицее, он пишет много стихов.

Особенно Пушкин любил время года осень. Осенью ему особенно работалось. Он написал прекрасное стихотворение «Уж небо осенью дышало».

Ребёнок читает стихотворение.

- Ребята, как вы думаете Пушкин любил детей?

-А для детей он писал волшебные сказки! Эти сказки любили слушать не только дети, но и взрослые Пушкин слушал милые нянины сказки –необыкновенно простые и волшебные. Они превращались под его беглым быстрым пером в поющие строчки:

В синем небе звёзды блещут

В синем море волны плещут;

Туча по небу идёт

Бочка по морю плывёт…

Или же в такие:

Здравствуй князь ты мой прекрасный,

Что ты тих как день ненастный?

В низеньком домике Арины Родионовны в тёплом сумраке родились все эти замечательные сказки о рыбаке и рыбке, царе Салтане и др.

Пушкин говорил о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! »

Чтобы вспомнить какие сказки Пушкин написал мы с вами поиграем в игру: «Литературная викторина». Я буду читать по две строчки из сказок Пушкина, а вы угадайте из какой они сказки. За правильный ответ даю фишку.

-Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

-сказка о царе Салтане.

-Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

-сказка о рыбаке и рыбке.

-молодцы! Слушаем дальше.

-Царь с царицею простился.

В путь дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

-Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

-Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

-Сказка о золотом Петушке.

Вот какие вы молодцы! Как хорошо знаете сказки Пушкина.

Пушкин прожил недолгую жизнь, но память о нём осталась в его произведениях. В Петербурге есть музей, где сохранена вся обстановка в которой жил Пушкин. В нашем городе есть памятник поэту, а в других городах театры носят имя Пушкина. Пушкин любим народом, жизнь его изучается. Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы-дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов-Александра Сергеевича Пушкина. С полным правом!




Конкурс загадок

Задачи конкурса: 

  • испытать сообразительность ребят,
  • развивать способность к выдумке;
  • развивать логическое мышление, смекалку, положительные эмоции.

Предварительная работа: 

В конкурсе участвуют три команды. Они придумывают себе соответствующие названия, оформляют их в виде загадок, что бы другие команды его отгадали, выбирают капитанов. Читающие дети могут сделать записи загадок по темам.

Материалы: 

Листы бумаги, цветные карандаши, записи детей.

Скажите, вы любите отгадывать загадки? А кто знает, что такое загадка и как она появилась? Не знаете? Как только человек научился говорить, он стал составлять из слов предложения, а потом люди стали задавать друг другу вопросы. И вот однажды какой-то человек задал другому человеку не просто вопрос, а вопрос-загадку. Он взял и спрятал в своем вопросе признак какого-то предмета. У него получилось примерно так: «Зубасты, а не кусаются?» (Грабли) А почему грабли зубасты? (Потому что у них есть «зубы»)

После этого начинается с представления команд:

Сели птицы на страницы, знают быль и небылицы. (Буквы)

Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. ( Солнце)

Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звезды)

Ведущий:

Внимание! Внимание! Начинаем первый конкурс.

Объявляется конкурс загадок. 

Посмотрим, какая команда знает больше загадок. Я объявляю тему, вы вспоминаете и говорите загадки на эту тему. Если команда на счет 3 не вспомнит загадку, она выбывает. Побеждает команда, не вышедшая из игры. И так, тема “Растения. Лес” Можно пользоваться записями, сделанными во время подготовки. ( Темы: «Явления природы», «Животные»)

Команды одна за другой называют загадки о растениях. Постепенно они выбывают из игры. Наконец остаётся одна команда. Затем тема меняется. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Второй конкурс – перекрёстный поединок.

Команды задают друг другу загадки: одну в словесной, обычной форме, другую пантонимически.

Другие команды должны назвать и загадку и отгадку.

Третий конкурс – нарисовать отгадку.

У вас на столе лежит бумага и цветные карандаши. Я буду читать загадки, а вы рисуете отгадки. Побеждает команда, которая сделает это быстрее и лучше.

Загадки:

Сидит на ложен, свесив ножки. ( Лампа)

Стоит толстуха – деревянное брюхо, железный поясок. ( Бочка)

На голове пуговка, в носу решето, одна ручка, да и та на спине. ( Чайник)

Четвёртый конкурс – творческий.

Вам предлагаются слова, Нужно сочинить загадку и загадать её другой команде. ( Морковь, снег, солнце).

Итак, все конкурсы завершены. Жюри подводит итоги. Победители и остальные участники награждаются.

Консультация для родителей

Зачем читать детям книги на ночь?

Малыш и мама, малыш и папа – это связь ребёнка с родителями, данная природой. Тесный контакт, как физический, так и душевный между мамой и её ребёнком закрепляется при грудном вскармливании, а сладкий младенческий сон убаюкивается в это время маминой колыбельной. Мамин голос, нежный и родной, сопровождает ребёнка с самого зарождения его жизни. После прекращения грудного вскармливания и тогда, когда колыбельная песенка перестаёт быть актуальной, многие родители забывают о сохранении тесной эмоциональной связи между ними и ребёнком. Мамин голос, зачастую, начинает заменять просмотр мультфильмов на ночь, а доброе нежное родительское слово превращается в редкий дар. Общение с ребёнком превращается в основном в язык команд и запретов: «помой руки», «поиграй», «посмотри мультик»… Активный жизненный ритм и реалии современной жизни отдаляют друг от друга родителей и их чада. Поэтому, мудрые и любящие родители должны ценить общение с малышом, что позволяет укрепить взаимосвязь с ребёнком.

Вот здесь и приходит на помощь чтение детям книг на ночь? Почему именно на ночь? Здесь можно выделить несколько причин такого удачно выбранного времени суток для чтения. Время перед сном – это тот период, когда все уже освободились от дневных забот. Поэтому, это наиболее удачно выбранное время суток для создания доверительной атмосферы между родителями и ребёнком, это своеобразный семейный ритуал, посвящённый общему делу, общению, взаимному проявлению любви и гармонии. Чтение детям на ночь – это продолжение колыбельной, которая выполняла миссию убаюкивания, но с возрастом перешедшая на другую, высшую, ступеньку.

Благодаря чтению книг на ночь родителями, ребёнок лучше засыпает и спит со сладкими сновидениями, благодаря полученным эмоциям. Вечерняя атмосфера сама по себе успокаивает, поэтому чтение книг в это время облегчает восприятие услышанного и способствует формированию положительных эмоций, а, следовательно – и приятных сновидений.

Сказки на ночь или сказкотерапия

«Сказка ложь, а в ней намёк, добрым молодцам урок», - сразу вспомнилось при мыслях о сказках. Чтение детям сказок на ночь – это лучшее средство хорошего убаюкивания и засыпания. Сказкотерапия хорошо себя зарекомендовала с давних времён. Чтение сказок – это замечательное средство для формирования психики и восприятия окружающего мира малышом, это важный инструмент раннего развития, а также главный элемент воспитательной работы.

Чтение сказок, обсуждение действий и поступков действующих героев, а также фантазирование продолжений историй способствуют всестороннему развитию интеллекта ребёнка. Сказкотерапия на ночь – это также залог хорошего засыпания для непоседливого малыша. Главное – научиться заинтриговать кроху и побудить у него интерес к слушанию.

Правила чтения детям книг

Чтобы чтение приносило удовольствие и реальную пользу, нужно придерживаться простых, но важных правил:

- Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесёт никакой пользы. Взаимное чтение книг должно приносить максимум удовольствия, а не быть непосильной ношей.

- Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет – 15-20 минут подряд. Хочу заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности вашего ребёнка.

- Чтение книги ребёнку на ночь должно приносить взаимное удовольствие. Если вы себя попросту заставляете читать, чтобы выполнить ежедневный план, это не принесёт никакого удовольствия вашему ребёнку. Известно, что малыш очень чувствует эмоции своих родителей, поэтому чтение книги должно происходить при самых положительных настроях и должно приносить максимум удовольствия.

- Не выбирайте страшных книг, будоражащих воображение.

- Читая каждый день книги своему ребёнку, вы способствуете расширению его знаний и словарного запаса.

- Рекомендуется чтение книг обоими родителями, что способствует становлению тесного душевного контакта ребёнка, как с мамой, так и с папой.

- Читайте книгу медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.

- Не заменяйте живое чтение «сухими безжизненными» аудиокнигами.

Приятного чтения вам и вашему малышу!






Конспект  занятия

Тема: «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Инструкции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Цели:

  • Закреплять знании о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, содержании его сказок;
  • Формировать интерес к творчеству поэта, гордость за приобщение к его гению;
  • Развивать воображение, память, речь, ориентировку в пространстве, выразительность, творчество;
  • Формировать умение играть сообща.

Планируемые результаты: знает имя автора, название сказок, эмоционально откликается на литературные произведения, сопереживает его героям, использует соответствующую лексику.

Материал: иллюстрации по сказкам, синяя птица.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам. Посмотрите и скажите, чей это портрет?

Дети: Это портрет А. С. Пушкина.

Воспитатель: Кто такой А. С. Пушкин?

Дети: Это поэт и писатель.

Воспитатель: Что писал А. С. Пушкин?

Дети: Стихи, поэмы и сказки.

Воспитатель: Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Воспитатель: сегодня мы отправиться в путешествие по сказкам А. С. Пушкина, а поможет войти в сказку волшебная Синяя птица.

Идут друг за другом говорим слова:

«Мы длинной вереницей

Идем за Синей птицей.

В гости к Пушкину придем,

Много сказок там найдем».

Дети садятся

Загадывание загадки (открываю иллюстрацию сказки)

Жадность и гордыня

Бабку повели

И к корыту старому

Бабку привели.

Как называется сказка?

Дети: «Сказка о золотой рыбке»

Воспитатель: Сколько раз старик закидывал невод, когда выловил золотую рыбку?

Дети: Три раза.

Воспитатель: С чем пришел невод в первый раз? Второй раз и третий.

Ответы детей.

Воспитатель: Что попросила бабка у золотой рыбке?

Дети: Корыто, избу, стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской.

Воспитатель: Отправляемся с Синей птицей в следующую сказку.

Загадка.

«Повстречался сын с отцом.

Выстроил для белки дом.

В лебедь белую влюбился,

На красавице женился».

Как называется сказка?

Сказка о царе Салтане (открываю иллюстрацию сказки)

Воспитатель: Как звали трех девиц – вредителей, из – за которых князь Гвидон так долго не мог встретиться с царем Салтаном?

Дети: Повариха, ткачиха, баба Бабариха.

Воспитатель: Сколько богатырей охраняли славный город князя Гвидона? Дети: Тридцать три богатыря.

Воспитатель: Какие чудеса получил князь Гвидон от царевны Лебедь?

Дети: Белку, 33 богатыря с дядькой Черномором; царевну, во лбу звезда, а под косой месяц.

Воспитатель: Какие чудеса делала белка?

Дети: Грызла орешки, орешки не простые, а скорлупки золотые.

Воспитатель: Назовите любимую песню белки.

Дети: «Во саду ли, в огороде»

Дети: Водят хоровод.

Воспитатель: Покажите, как из моря выходили 33 богатыря.

Воспитатель: В кого превращался князь Гвидон?

Дети: В комара, муху, шмеля.

Игра: «Угадай сказку»

Выкладывание из частей целую картинку, и назвать сказку, работа в подгруппе.

Воспитатель: Отправляемся с Синей птицей в следующую сказку.

Загадка.

«Странное зеркальце

В сказке той было.

С царицей недоброй

Оно говорило».

Назовите сказку

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (открываю иллюстрацию)

Воспитатель: Какая была царевна?

Дети: Злая, ревнивая, гордая, своенравная, властная.

Воспитатель: Возьмите по «волшебному» зеркальцу изобразите гордыню, ревнивую царевну, которая смотрится в зеркальце и разговаривает с ним.

Проговаривание слов детьми

Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Воспитатель: «Как злая царица расправилась с царевной?»

Детей: А сейчас мы будем королевичи, воспитатель предлагает «оседлать коней», и в роли королевича Елисея отправиться искать царевну. Дети имитируют езду на лошадях под слова сказки.

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет…

Воспитатель: Отправляемся с Синей птицей в следующую сказку.

Загадка

Петушок царю помог.

Слово царь сдержать не мог,

Вот поэтому и умер –

В темя клюнул петушок.

Воспитатель: Кто подарил царю золотого петушка? (Мудрец.)

Что обещал мудрецу за петушка царь? («Волю первую твою я исполню, как мою».)

Дети изображают, как кричит петушок, предупреждая царю об опасности.

-Кири – ку – ку.

Царствуй, лежа на боку!

Воспитатель: Отправляемся с Синей птицей в следующую сказку.

Загадка

В сказке поп и попадья,

Даже черти в море.

С ними за оброк Болда

С зайцем вместе спорит.

Воспитатель: Кого выдал бесенку Балда за меньшего брата? (Зайца.)

Сколько щелчков в лоб должен был получить поп как плату за работу Балде? (Три щелчка.)

Каких трех работников заменял Балда? (Повара, плотника, конюха.)

В заключение дети вспоминают, в каких сказках А. С. Пушкина они побывали, проектируют дальнейшие путешествия по сказкам.

Перемещаться из сказки в сказку дети могут на ковре – самолете, сапогах – скороходах, с помощью Джина.




Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Золотая рыбка» города Славянска-на-Кубани»








Проект

Путешествие по сказкам

А. С. Пушкина




Разработала:

Першина О.В.

г. Славянск-на-Кубани 2019г.

Актуальность проекта


Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другого вида творчества, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. Творчество А.С.Пушкина открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, происходит обогащение эмоций. Огромно его воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, сказки и стихи А.С.Пушкина воздействуют на личность детей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Творчество А.С.Пушкина помогают развить ребенку высокий уровень культуры речи, способствует развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. Задача взрослых познакомить детей с творчеством поэта, как можно раньше и сделать его стихи, сказки частью внутреннего мира ребенка.

Образовательная область: познание, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Вид проекта: творческий.

Длительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации: с 3.06.2019г.- 7.06.2019г.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Проблема проекта: Дети не имеют достаточно знаний о А. С. Пушкине и его творчеств. Слабый интерес у родителей к заучиванию стихов с детьми. Монотонное чтение стихов детьми. Автоматизация звуков в речи.

Цель:

  • создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности;
  • интегрированное взаимодействие педагогов, детей и родителей в процессе организации художественно – эстетической и познавательной деятельности.

Задачи: 

  • Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям;
  • Познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина;
  • Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
  • Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
  • Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.

Методы проекта:

  • Наблюдения: групповые, индивидуальные;
  • Наглядные: иллюстрации, картины;
  • Словесные: беседы, чтение художественной литературы.

Форма проведения: игровая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, выставка книг, детских рисунков на темы произведений А. С. Пушкина.

Материал и оборудование: книги А. С. Пушкина, его портрет, иллюстрации к произведениям, материалы для творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

  • Развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина;
  • Развитие познавательной активности;
  • Расширение кругозора;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование эмоциональной отзывчивости.

Интеграция непосредственно – образовательных областей программы в соответствии с фгт в ходе реализации проекта

«Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».


















Приложение


Викторина «Наши любимые сказки»

(по сказкам А. С. Пушкина)

Цель викторины: 

Формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.

Задачи:

  • Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.
  • Расширить кругозор воспитанников.
  • Развивать внимание, память, речь и мышление.
  • Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности.

Оборудование: 

Портрет А. С. Пушкина, диск с записью мультфильма, разрезные картинки, красивый мешочек, зеркальце, яблоко, веревка, жетоны, сладкие призы для каждого ребенка.

Ход викторины:

1. Предварительный этап.

Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта, А. С. Пушкина (показ портрета). А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. С раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно о нем заботилась его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее мамушкой. А вы, дети, помните как ее звали? (Арина Родионовна) Начнет Арина Родионовна рассказывать сказки, так он не шелохнется, боится слово пропустить. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. На основе этих сказок Пушкин создал свои произведения, которые вы все знаете и любите. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами поговорим о творчестве этого великого поэта. Вспомним его сказки. С ними вас знакомили ваши родители и в детском саду мы тоже слушали сказки и стихи Пушкина.

Дети читают отрывок «У лукоморья … » из вступления к поэме «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо-песнь заводит,

Налево-сказку говорит;

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках,

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам необходимо разделиться на 3 команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд). Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для одной из команд. Если команда ошибается, то на него могут ответить другие команды. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. В конце викторины мы посчитаем жетоны, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки Пушкина и достойна приза.

2. Викторина.

1 конкурс: «Назови сказку правильно»

Ведущий: Давайте вспомним названия сказок А. С. Пушкина.

- «Сказка о рыбаке и … .» (рыбке)

- «Сказка о царе Салтане и … » (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)

- «Сказка о Золотом … » (петушке)

- «Сказка о попе и … » (о работнике его Балде)

- «Сказка о спящей царевне и… » (семи богатырях)

2 конкурс «Подбери рифму»

Ветер весело шумит

Судно весело (бежит)

Мимо острова Буяна

В царство славного (Салтана)

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный (рожок)

И молва трезвонить стала

Дочка царская (пропала)

3 конкурс: «Из какой сказки отрывок? »

Ведущий: Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.

1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане… »)

2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи… » («Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)

3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». («Сказка о золотом петушке».)

4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. «Жил-был поп, толоконный лоб». («Сказка о попе и его работнике Балде»)

6. «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».)

7. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. («Сказка о царе Салтане».)

8. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны? » («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

9. Вот пошел он к синему морю;

Видит, море слегка разыгралось

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила

«Чего тебе надобно, старче? »

(Сказка о рыбаке и рыбке)

9 .Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь

(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

4 конкурс «Знайки»

Кто так говорил:

«Чего тебе надобно старче? »

(золотая рыбка)

Кого подарил царю Дадону Мудрец?

(золотого петушка)

Назови героя, который вместе со своей матерью, попал на необитаемый остров

в бочке (князь Гвидон)

5 конкурс: «Кто лишний? »

Ведущий: Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герои не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…

Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.

6 конкурс: «Собери картинку»

Ведущий: У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой. Та команда, которая быстрее всех справиться с заданием получит 3 жетона. Вторая команда – 2 жетона. Команда, которая последней соберет свою картинку, получит 1 жетон.

7 конкурс: «Вопрос – ответ? »

Ведущий: Сейчас я буду задавать вопросы. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать из них один правильный.

1. Героем кaкoй пушкинской скaзки, является цaрь Дaдoн?

А. "Сказки о рыбаке и рыбке".

Б. "Сказки о золотом петушке".

В. "Сказки о попе и о работнике его Балде".

2. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?

А. В землянке.

Б. В избушке.

Г. В шалаше.

3. В кого превращался князь Гвидон в сказке о царе Салтане?

А. В медведя

Б. В воробья

В. В комара

4. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

А. Мудрец

Б. Старик

В. Царица

5. За какую плату согласился работать Балда у попа?

А. Бесплатно

Б. За три щелчка по лбу

В. За 3 рубля

6. Что сделал старик, поймав золотую рыбку?

А. Поместил в аквариум.

Б. Отпустил в море.

В. Сварил уху.

7. Кто помог королевичу Елисею отыскать царевну-невесту?

А. Волшебник

Б. Ветер

В. Комар

8. С кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря из «Сказки о попе и работнике его Балде»?

А. С зайкой

Б. С мышкой

В. С Балдой

9. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?

А. Три.

Б. Четыре.

В. Пять.

10. Как звали предводителя 33 богатырей из сказки Пушкина о царе Салтане?

А. Старшина

Б. Илья Муромец

В. Дядька Черномор

11. Как назвался остров, нa котором выстрoил свoй двoрец князь Гвидoн, cын цaря Сaлтанa?

А. на острове сокровищ

Б. на острове Буяне

В. Остров царя Салтана

12. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?

А. Удочкой.

Б. Неводом.

В. Сачком.

8 конкурс «Волшебный мешочек».

Ведущий: Капитанам команд предстоит достать из «Волшебного мешочка» по одному предмету, и назвать из какой сказки этот предмет.

Предметы:

Яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

Зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

Веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»)

7конкурс «Орешки»

Белка песенки поет

Да орешки все грызет

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Ядра чистый изумруд

Слуги белку стерегут

У нас есть орешки непростые, а с секретом.

Ваша задача добежать до стола, раскрыть орешек, скорлупки в одно ведро сложить, а ядрышки в другое .

Кто быстрее справится с заданием, получит 2 жетона, вторая команда -1

3. Подведение итогов.

Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Давайте подсчитаем, сколько жетонов набрала каждая команда (подсчет жетонов). Команды набрали примерно равное количество жетонов, а это значит, что победила дружба! Значит, всем вам полагается сладкий приз.

Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя викторина? (ответы детей)

Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)

Познавательная беседа о А. С.Пушкине


Беседа о жизни и творчестве А. С. Пушкина

Программное содержание:

Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и человеке. Уточнить знания детей о том, что Пушкин писал не только стихи и сказки, но также и повести, рассказы, романы.

Воспитывать интерес к творчеству поэта. Развивать речь детей, умение читать стихи громко, выразительно. Отвечать на заданный вопрос полным ответом. Делать выводы при характеристике любимого героя из сказок Пушкина. Воспитывать любовь и интерес к творчеству поэта.

Методические приёмы:

Вопросы, рассматривание книг, иллюстраций.

Предварительная работа:

Разучивание стихов, рассматривание книг, иллюстраций, чтение сказок.

Ход занятия:

На доске портрет А. С. Пушкина.

- Кого вы видите на этом портрете? (ответы детей.)

- Правильно. Это Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин -поэт и писатель. Он писал стихи и сказки для детей.

Родился поэт 6 июня в городе Москве. Маму его звали Надежда Осиповна, папу Сергей Львович.

Он рос шаловливым мальчиком. И можно с уверенностью сказать, что больше всех его любили

Бабушка и няня Арина Родионовна. Она была простой крестьянкой. Её любовь к маленькому

Пушкину осталась такой же неизменной, даже когда Александр Сергеевич Пушкин стал совсем взрослым. Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна Матвеева.

Пушкин посвятил своей няне два стихотворения. Одно из них он так и назвал «Няня», второе стихотворение - «Зимний вечер». Пушкин сказал о своей няне такие ласковые, такие нежные слова и с такой сыновней любовью, что от них сжимается горло:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя…

Ребёнок читает стихотворение «Няня».

- Когда Пушкину исполнилось 12 лет, он уезжает из Москвы в Петербург, где поступает учиться в лицей. За время учёбы у него появляется много друзей. О своей дружбе Пушкин говорил: «Друзья прекрасен наш союз». Учась в лицее, он пишет много стихов.

Особенно Пушкин любил время года осень. Осенью ему особенно работалось. Он написал прекрасное стихотворение «Уж небо осенью дышало».

Ребёнок читает стихотворение.

- Ребята, как вы думаете Пушкин любил детей?

-А для детей он писал волшебные сказки! Эти сказки любили слушать не только дети, но и взрослые Пушкин слушал милые нянины сказки –необыкновенно простые и волшебные. Они превращались под его беглым быстрым пером в поющие строчки:

В синем небе звёзды блещут

В синем море волны плещут;

Туча по небу идёт

Бочка по морю плывёт…

Или же в такие:

Здравствуй князь ты мой прекрасный,

Что ты тих как день ненастный?

В низеньком домике Арины Родионовны в тёплом сумраке родились все эти замечательные сказки о рыбаке и рыбке, царе Салтане и др.

Пушкин говорил о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! »

Чтобы вспомнить какие сказки Пушкин написал мы с вами поиграем в игру: «Литературная викторина». Я буду читать по две строчки из сказок Пушкина, а вы угадайте из какой они сказки. За правильный ответ даю фишку.

-Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

-сказка о царе Салтане.

-Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

-сказка о рыбаке и рыбке.

-молодцы! Слушаем дальше.

-Царь с царицею простился.

В путь дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

-Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

-Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

-Сказка о золотом Петушке.

Вот какие вы молодцы! Как хорошо знаете сказки Пушкина.

Пушкин прожил недолгую жизнь, но память о нём осталась в его произведениях. В Петербурге есть музей, где сохранена вся обстановка в которой жил Пушкин. В нашем городе есть памятник поэту, а в других городах театры носят имя Пушкина. Пушкин любим народом, жизнь его изучается. Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы-дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов-Александра Сергеевича Пушкина. С полным правом!




Конкурс загадок

Задачи конкурса: 

  • испытать сообразительность ребят,
  • развивать способность к выдумке;
  • развивать логическое мышление, смекалку, положительные эмоции.

Предварительная работа: 

В конкурсе участвуют три команды. Они придумывают себе соответствующие названия, оформляют их в виде загадок, что бы другие команды его отгадали, выбирают капитанов. Читающие дети могут сделать записи загадок по темам.

Материалы: 

Листы бумаги, цветные карандаши, записи детей.

Скажите, вы любите отгадывать загадки? А кто знает, что такое загадка и как она появилась? Не знаете? Как только человек научился говорить, он стал составлять из слов предложения, а потом люди стали задавать друг другу вопросы. И вот однажды какой-то человек задал другому человеку не просто вопрос, а вопрос-загадку. Он взял и спрятал в своем вопросе признак какого-то предмета. У него получилось примерно так: «Зубасты, а не кусаются?» (Грабли) А почему грабли зубасты? (Потому что у них есть «зубы»)

После этого начинается с представления команд:

Сели птицы на страницы, знают быль и небылицы. (Буквы)

Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. ( Солнце)

Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звезды)

Ведущий:

Внимание! Внимание! Начинаем первый конкурс.

Объявляется конкурс загадок. 

Посмотрим, какая команда знает больше загадок. Я объявляю тему, вы вспоминаете и говорите загадки на эту тему. Если команда на счет 3 не вспомнит загадку, она выбывает. Побеждает команда, не вышедшая из игры. И так, тема “Растения. Лес” Можно пользоваться записями, сделанными во время подготовки. ( Темы: «Явления природы», «Животные»)

Команды одна за другой называют загадки о растениях. Постепенно они выбывают из игры. Наконец остаётся одна команда. Затем тема меняется. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Второй конкурс – перекрёстный поединок.

Команды задают друг другу загадки: одну в словесной, обычной форме, другую пантонимически.

Другие команды должны назвать и загадку и отгадку.

Третий конкурс – нарисовать отгадку.

У вас на столе лежит бумага и цветные карандаши. Я буду читать загадки, а вы рисуете отгадки. Побеждает команда, которая сделает это быстрее и лучше.

Загадки:

Сидит на ложен, свесив ножки. ( Лампа)

Стоит толстуха – деревянное брюхо, железный поясок. ( Бочка)

На голове пуговка, в носу решето, одна ручка, да и та на спине. ( Чайник)

Четвёртый конкурс – творческий.

Вам предлагаются слова, Нужно сочинить загадку и загадать её другой команде. ( Морковь, снег, солнце).

Итак, все конкурсы завершены. Жюри подводит итоги. Победители и остальные участники награждаются.

Консультация для родителей

Зачем читать детям книги на ночь?

Малыш и мама, малыш и папа – это связь ребёнка с родителями, данная природой. Тесный контакт, как физический, так и душевный между мамой и её ребёнком закрепляется при грудном вскармливании, а сладкий младенческий сон убаюкивается в это время маминой колыбельной. Мамин голос, нежный и родной, сопровождает ребёнка с самого зарождения его жизни. После прекращения грудного вскармливания и тогда, когда колыбельная песенка перестаёт быть актуальной, многие родители забывают о сохранении тесной эмоциональной связи между ними и ребёнком. Мамин голос, зачастую, начинает заменять просмотр мультфильмов на ночь, а доброе нежное родительское слово превращается в редкий дар. Общение с ребёнком превращается в основном в язык команд и запретов: «помой руки», «поиграй», «посмотри мультик»… Активный жизненный ритм и реалии современной жизни отдаляют друг от друга родителей и их чада. Поэтому, мудрые и любящие родители должны ценить общение с малышом, что позволяет укрепить взаимосвязь с ребёнком.

Вот здесь и приходит на помощь чтение детям книг на ночь? Почему именно на ночь? Здесь можно выделить несколько причин такого удачно выбранного времени суток для чтения. Время перед сном – это тот период, когда все уже освободились от дневных забот. Поэтому, это наиболее удачно выбранное время суток для создания доверительной атмосферы между родителями и ребёнком, это своеобразный семейный ритуал, посвящённый общему делу, общению, взаимному проявлению любви и гармонии. Чтение детям на ночь – это продолжение колыбельной, которая выполняла миссию убаюкивания, но с возрастом перешедшая на другую, высшую, ступеньку.

Благодаря чтению книг на ночь родителями, ребёнок лучше засыпает и спит со сладкими сновидениями, благодаря полученным эмоциям. Вечерняя атмосфера сама по себе успокаивает, поэтому чтение книг в это время облегчает восприятие услышанного и способствует формированию положительных эмоций, а, следовательно – и приятных сновидений.

Сказки на ночь или сказкотерапия

«Сказка ложь, а в ней намёк, добрым молодцам урок», - сразу вспомнилось при мыслях о сказках. Чтение детям сказок на ночь – это лучшее средство хорошего убаюкивания и засыпания. Сказкотерапия хорошо себя зарекомендовала с давних времён. Чтение сказок – это замечательное средство для формирования психики и восприятия окружающего мира малышом, это важный инструмент раннего развития, а также главный элемент воспитательной работы.

Чтение сказок, обсуждение действий и поступков действующих героев, а также фантазирование продолжений историй способствуют всестороннему развитию интеллекта ребёнка. Сказкотерапия на ночь – это также залог хорошего засыпания для непоседливого малыша. Главное – научиться заинтриговать кроху и побудить у него интерес к слушанию.

Правила чтения детям книг

Чтобы чтение приносило удовольствие и реальную пользу, нужно придерживаться простых, но важных правил:

- Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесёт никакой пользы. Взаимное чтение книг должно приносить максимум удовольствия, а не быть непосильной ношей.

- Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет – 15-20 минут подряд. Хочу заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности вашего ребёнка.

- Чтение книги ребёнку на ночь должно приносить взаимное удовольствие. Если вы себя попросту заставляете читать, чтобы выполнить ежедневный план, это не принесёт никакого удовольствия вашему ребёнку. Известно, что малыш очень чувствует эмоции своих родителей, поэтому чтение книги должно происходить при самых положительных настроях и должно приносить максимум удовольствия.

- Не выбирайте страшных книг, будоражащих воображение.

- Читая каждый день книги своему ребёнку, вы способствуете расширению его знаний и словарного запаса.

- Рекомендуется чтение книг обоими родителями, что способствует становлению тесного душевного контакта ребёнка, как с мамой, так и с папой.

- Читайте книгу медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.

- Не заменяйте живое чтение «сухими безжизненными» аудиокнигами.

Приятного чтения вам и вашему малышу!






Конспект  занятия

Тема: «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Инструкции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Цели:

  • Закреплять знании о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, содержании его сказок;
  • Формировать интерес к творчеству поэта, гордость за приобщение к его гению;
  • Развивать воображение, память, речь, ориентировку в пространстве, выразительность, творчество;
  • Формировать умение играть сообща.

Планируемые результаты: знает имя автора, название сказок, эмоционально откликается на литературные произведения, сопереживает его героям, использует соответствующую лексику.

Материал: иллюстрации по сказкам, синяя птица.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам. Посмотрите и скажите, чей это портрет?

Дети: Это портрет А. С. Пушкина.

Воспитатель: Кто такой А. С. Пушкин?

Дети: Это поэт и писатель.

Воспитатель: Что писал А. С. Пушкин?

Дети: Стихи, поэмы и сказки.

Воспитатель: Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Воспитатель: сегодня мы отправиться в путешествие по сказкам А. С. Пушкина, а поможет войти в сказку волшебная Синяя птица.

Идут друг за другом говорим слова:

«Мы длинной вереницей

Идем за Синей птицей.

В гости к Пушкину придем,

Много сказок там найдем».

Дети садятся

Загадывание загадки (открываю иллюстрацию сказки)

Жадность и гордыня

Бабку повели

И к корыту старому

Бабку привели.

Как называется сказка?

Дети: «Сказка о золотой рыбке»

Воспитатель: Сколько раз старик закидывал невод, когда выловил золотую рыбку?

Дети: Три раза.

Воспитатель: С чем пришел невод в первый раз? Второй раз и третий.

Ответы детей.

Воспитатель: Что попросила бабка у золотой рыбке?

Дети: Корыто, избу, стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской.

Воспитатель: Отправляемся с Синей птицей в следующую сказку.

Загадка.

«Повстречался сын с отцом.

Выстроил для белки дом.

В лебедь белую влюбился,

На красавице женился».

Как называется сказка?

Сказка о царе Салтане (открываю иллюстрацию сказки)

Воспитатель: Как звали трех девиц – вредителей, из – за которых князь Гвидон так долго не мог встретиться с царем Салтаном?

Дети: Повариха, ткачиха, баба Бабариха.

Воспитатель: Сколько богатырей охраняли славный город князя Гвидона? Дети: Тридцать три богатыря.

Воспитатель: Какие чудеса получил князь Гвидон от царевны Лебедь?

Дети: Белку, 33 богатыря с дядькой Черномором; царевну, во лбу звезда, а под косой месяц.

Воспитатель: Какие чудеса делала белка?

Дети: Грызла орешки, орешки не простые, а скорлупки золотые.

Воспитатель: Назовите любимую песню белки.

Дети: «Во саду ли, в огороде»

Дети: Водят хоровод.

Воспитатель: Покажите, как из моря выходили 33 богатыря.

Воспитатель: В кого превращался князь Гвидон?

Дети: В комара, муху, шмеля.

Игра: «Угадай сказку»

Выкладывание из частей целую картинку, и назвать сказку, работа в подгруппе.

Воспитатель: Отправляемся с Синей птицей в следующую сказку.

Загадка.

«Странное зеркальце

В сказке той было.

С царицей недоброй

Оно говорило».

Назовите сказку

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (открываю иллюстрацию)

Воспитатель: Какая была царевна?

Дети: Злая, ревнивая, гордая, своенравная, властная.

Воспитатель: Возьмите по «волшебному» зеркальцу изобразите гордыню, ревнивую царевну, которая смотрится в зеркальце и разговаривает с ним.

Проговаривание слов детьми

Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Воспитатель: «Как злая царица расправилась с царевной?»

Детей: А сейчас мы будем королевичи, воспитатель предлагает «оседлать коней», и в роли королевича Елисея отправиться искать царевну. Дети имитируют езду на лошадях под слова сказки.

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет…

Воспитатель: Отправляемся с Синей птицей в следующую сказку.

Загадка

Петушок царю помог.

Слово царь сдержать не мог,

Вот поэтому и умер –

В темя клюнул петушок.

Воспитатель: Кто подарил царю золотого петушка? (Мудрец.)

Что обещал мудрецу за петушка царь? («Волю первую твою я исполню, как мою».)

Дети изображают, как кричит петушок, предупреждая царю об опасности.

-Кири – ку – ку.

Царствуй, лежа на боку!

Воспитатель: Отправляемся с Синей птицей в следующую сказку.

Загадка

В сказке поп и попадья,

Даже черти в море.

С ними за оброк Болда

С зайцем вместе спорит.

Воспитатель: Кого выдал бесенку Балда за меньшего брата? (Зайца.)

Сколько щелчков в лоб должен был получить поп как плату за работу Балде? (Три щелчка.)

Каких трех работников заменял Балда? (Повара, плотника, конюха.)

В заключение дети вспоминают, в каких сказках А. С. Пушкина они побывали, проектируют дальнейшие путешествия по сказкам.

Перемещаться из сказки в сказку дети могут на ковре – самолете, сапогах – скороходах, с помощью Джина.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практически-творческий проект «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Представлен проект по сказкам А.С. Пушкина  pict9660.jpg...

проект "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина" методическая статья

Использование данного проекта позволяет закрепить знания детей о сказках А.С. Пушкина, воспитывать интерес к творчеству поэта; создавать эмоционально-благоприятную обстановку во время совместной деяте...

практическо-творческий проект Путешествие по сказкам А.С. Пушкина

На протяжении месяца дети знакомились с произведениями А.С.Пушкина, хотелось бы поделиться результатом этой работы....

Творческий проект "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"

Вид проекта:  познавательно-творческий, межгрупповой.Продолжительность:   1 месяц.Участники:  дети среднего и старшего возраста, логопед, родители, воспитатели, воспитатель по...

Презентация проекта "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина"

Презентация проекта "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина"...

Творческий проект «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина».

: Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют ...

Проект "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина"

Проект знакомит детей с творчеством Александра Сергеевича,а точнее с его сказками...