Конспект занятий по чтению художественной литературы в подготовительной группе
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

МАРИЧЕВА ОКСАНА ВАСИЛЬЕВНА

Конспект занятий по Чтению художественной литературы в соответствии с книгой О.М.Ельцова,А.В.Прокопьева, Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников  с детской литературой (с 6 до 7 лет)Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esenin_bereza.docx15.16 КБ
Файл karasik_02.11.docx14.6 КБ
Файл snezhnaya_koroleva.docx321.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по Коммуникативной деятельности (Чтение художественной литературы) в подготовительной к школе группе

Дата: 10.01.2019г                                                                                              Воспитатель: О.В.Маричева

Тема:  Заучивание стихотворения С.Есенина «Берёза»

Задачи:

Образовательные: .Продолжать знакомить детей с творчеством русского поэта С.А. Есенина на примере его стихотворения «Береза».. Продолжать развивать умение детей эмоционально воспринимать текст стихотворения, понимать его содержание, а также переносный смысл языковых средств выразительности (сравнения, метафоры)..Прививать интерес к поэтическому слову. Вызывать желание заучить текст наизусть и рассказывать его выразительно. Учить выявлять признаки зимы в художественном тексте.

Развивающие:  Развивать умение изображать в рисунке русскую березу согласно ее описанию в стихотворении. Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи.  Развивать желание рассказывать стихотворение своим сверстникам, родителям.

Воспитывающие: воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование и материалы: аудиозапись стихотворения «Берёза» в исполнении С. Безрукова, иллюстрации репродукций картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана, тонированная голубая бумага, карандаши цветные, аудиозапись И.Богушевской «Зимняя сказка», портрет С.Есенина, шаль с кистями.

Ход занятия:

1.Вступительная беседа. (На доске выставлено несколько зимних пейзажей.)

- Ребята предлагаю вам посмотреть на эти прекрасные иллюстрации. Давайте с вами вспомним, как называются картины, на которых мы можем увидеть изображение природы во всей своей красоте. (Пейзаж)

Многие известные художники - И. И. Шишкин, И. И. Левитан и другие очень любили рисовать природу. Но не только художники старались показать всю красоту и великолепие природы, некоторые писатели и поэты то же старались раскрыть всю её необыкновенность в своих произведениях.

Говорит, что когда-то очень давно один русский поэт, Сергей Есенин (показываю его портрет) увидел подобную картину и написал стихотворение.

2. Послушайте стихотворение С. Есенина «Береза».

(чтение стихотворения)

- Понравилось ли вам стихотворение, хотели бы вы его выучить.

- Ребята, кто внимательно слушал, о чём это стихотворение? (о березе)

3.Беседа по содержанию.

Какою увидел берёзу поэт? Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел её из окна? (укрыта снегом)

- С чем сравнивает поэт снег? (с серебром)

- А ветки у березы какие? (белые, пушистые)

-А почему пушистые?  (они принакрыты снегом, а он мягкий и пушистый)

- С чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки берёзовых веток? (С белой бахромой.) А что такое бахрома? Бахрома-ряд свисающих нитей по краям изделия, служащих для украшения, как у меня на шали.

- А как вы думаете, тепло ли березке зимой под такой шалью?

- Что делает березка? (стоит, дремлет, спит)

-«И стоит береза в сонной тишине…» А почему снежинки «горят в золотом огне»? Кто их зажег? (солнышко на заре)

Физминутка: а теперь давайте немного погреемся и поиграем с вами в игру «Два Мороза»

4.Выразительное чтение стихотворения.

- Как будем читать стихотворение - быстро или неторопливо? Громко или не очень громко? (Будем читать неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать, и постараться передать чувства автора, его любование берёзой.)

-Давайте все вместе расскажем стихотворение , я начинаю, а вы продолжаете.

5. Рисование берёзы

-Дети, а сейчас, я вам предлагаю нарисовать березу такой, какой вы ее себе представляете. (Под музыку И.Богушевской «Зимняя сказка»)

6. Итог.

-Дети, что мы делали сегодня на занятии? Кто написал стихотворение «Береза»? Понравилось ли оно вам?



Предварительный просмотр:

Конспект ООД по Коммуникативной деятельности (Чтение художественной литературы) в подготовительной к школе группе

Дата: 02.11.2018г                                                                                   Воспитатель: О.В.Маричева

Тема:  Чтение рассказа Н. Носова «Карасик».

Задачи: 

Образовательная: Расширять представления детей о творчестве писателей (детских). Учить оценивать поступки героев. Понимать нравственный смысл изображаемых событий.

Развивающая: Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывающая: Воспитывать любовь и интерес к литературным произведениям.

Оборудование:  портрет Н. Носова, цветная иллюстрация «Аквариум», азбука – тетрадь, дидактическая игра «Кто быстрей исправит ошибку?»

Ход ООД:

1. Организационный

Беседа о литературном жанре – рассказе.

- Чем отличаются рассказы от других литературных жанров?

- Каким, словом можно назвать автора рассказа?

- Давайте произнесём волшебные слова и узнаем, какое произведение для нас подобрала сегодня Волшебная книга?

2.Основной

Открывает книгу и читает «Н. Носов «Карасик».

Рассматривание портрета писателя и небольшой рассказ о творчестве писателя: «Н. Носов – известный детский писатель. Его рассказы очень понятны и интересны для детей. Его герои попадают в разнообразные интересные истории. Всем детям хорошо знакомы его произведения «Незнайка на Луне», «живая шляпа», «Фантазёры». Спасибо нашей Волшебной книге, что сегодня предлагает нам рассказ Носова «Карасик». Давайте прочитаем его.

Физминутка «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке. (Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко. (Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко. (Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать. (Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил, (Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил. (Убегают на месте)

-А теперь слушайте внимательно.

Читает рассказ.

Проводит беседу:

- Понравился ли вам рассказ? Почему?

- Правильно ли поступил Виталик, поменяв рыбку на свисток? Почему?

- Зачем мальчик спрятал Мурзика?

- Почему Виталик сказал маме неправду о пропаже рыбки? А как бы поступили вы?

- Почему переживал Виталик за Мурзика?

- Какие чувства он испытывал в то время, когда мама хотела наказать кота?

- Как вы думаете, какая была мама у Виталика?

- А вы когда – нибудь говорили неправду своим родителям? Почему?

- Есть ли у вас дома животные? Как вы к ним относитесь? Какие чувства испытываете к ним?

Рассматривание иллюстрации «Аквариум».

- Что вы можете сказать об обитателях аквариума?

- Как надо ухаживать за аквариумом?

- Какие рыбки могут жить в аквариуме?

- Для чего нужны водоросли в аквариуме?

3.Итог занятия.

- С каким рассказом мы сегодня познакомились?

- Кто написал рассказ «Карасик».

- Как называется человек, который пишет рассказы?

- Чему научил вас рассказ?



Предварительный просмотр:

Конспект ООД по Коммуникативной деятельности (Чтение художественной литературы) в подготовительной к школе группе

Дата: 20.12.2018г                                                                                   Воспитатель: О.В.Маричева

Тема:  Беседа по содержанию сказкиГ.-Х. Андерсена «Снежная королева»

Задачи: 

Образовательная: продолжать знакомство детей с творчеством Г.Х.Андерсенана примере его произведения «Снежная королева», развивать интерес к творчеству  великого сказочника; расширять представление детей об окружающем мире, о сезонных изменениях в природе и на основании этих представлений понимать, что в сказке вымысел, а что реальность; обобщить представление детей о добре, добрых поступках, вызвать стремление их совершать.

Развивающая: Продолжать развивать интерес к слушанию литературных произведений и стремление к активному участию в беседе по содержанию прослушанного произведения; развивать умение отвечать на вопросы , обосновывать свое мнение.

Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к окружающим людям и природе.

Материалы и оборудование: книга со сказкой Г.Х.Андерсена «Снежная королева», искусственная роза

Ход ООД:

  1. Организационный

- Ребята, отгадайте загадки:

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, белы дома –

Ночью к нам пришла ……. (зима)

        Поглядели мы в в окно,

Аж, глазам не верится!

Все вокруг белым - бело

И метет …(метелица)

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице ...(мороз)

        Дунул ветер, и мороз

        Снег нам с севера принёс.

        Только вот с тех самых пор

        На стекле моём ...(узор)

Видно, речка замерзала

И укрылась одеялом,

А раскрыться вряд ли сможет,

Если солнце не поможет.

Но когда весна придёт,

Одеяло пропадёт… (лёд на реке)

        Кружит снег она вдоль улиц,

        Словно перья белых куриц.

        Зимушки-зимы подруга,

        Северная гостья ...(вьюга)

- О каком времни года говорится в этих загадках?

2.Основной

- А какую сказку о зиме и дружбе Г.Х.Андерсена мы недавно читали? А что бы вспомнить ее я предлагаю вам поиграть в игру «Передай другому». А поможет нам в этом вот этот цветок? Как он называется? А какое отношение он имеет к сказке? Я задаю вопрос, а вы отвечаете и передаете розу следующему игроку:

- Кто смастерил волшебное зеркало?

Что случилось с зеркалом?

-Кто был повелительницей снежинок и льдинок?

-Кому из героев сказки попал в глаз осколок волшебного зеркала?

-В кого превратилась снежинка, упавшая на край цветочного горшка?

- К чьим саням прицепил свои санки Кай во время прогулки?

-В каких башмачках отправилась Герда на поиски Кая?

-Чем расчесывала старушка волосы Герде, чтобы она забыла Кая?

-С какой птицей повстречалась Герда, убежав от старушки?

-Что подарили Герде принц и принцесса?

- На каком животном Герда уехала от маленькой разбойницы?

-Где жила Снежная Королева?

- По дороге в Лапландию с кем повстречалась Герда? (с финкой и лапландкой)

- Чем был занят Кай , когда находился у Снежной Королевы? (решал головоломку из льдинок)

- Какое слово не мог выложить Кай из льдинок? (вечность)

- Молодцы, а теперь давайте присядем на ковер и побеседуем по сказке.

Беседа:

- Расскажите о дружбе Кая и Герды. Какая это была дружба?

-Какая беда случилась с Каем? Каким он стал? (читаю отрывок)

- Что стала делать Герда, когда однажды Кай не вернулся домой?

- Какой поступок Герды говорит о том, что она очень дорожит Каем? (пошла искать Кая в новых башмачках, которые были ее самой большой драгоценностью. Но не раздумывая хотела отдать их реке в замен Кая)

 (читаю отрывок)

 - Как вы думаете, почему все, с кем встречалась Герда на своем пути, помогали ей ли хотели оставить ее жить у себя?

- С какими трудностями ей пришлось столкнуться, прежде чем она нашла Кая?

Физминутка: подвижная игра «Погода-непогода»

-Что сказала финка оленю, когда тот примчал Герду к ней и стал просить ее помочь девочке? (читаю отрывок)

- Чем занимался Кай, когда Снежной Королевы не было в замке?

- Как смогла Герда растопить ледяное сердце Кая ?

- Как вы думаете, какие качества помогли Герде найти Кая?

- Подходит ли к окончанию сказки пословица «Дружба – великая сила?»

А теперь давайте разделимся на группы и нарисуем с вами любимые цветы Кая и Герды и оформим выставку рисунков

3.Итог занятия.

- С какой сказкой  мы сегодня познакомились?

- Кто написал сказку ?

- Как называется человек, который пишет сказки?

- Чему научила вас сказка?

http://bebi.lv/images/stories/raskrtsvetov/raskraski-cvetok2.jpghttp://bebi.lv/images/stories/raskrtsvetov/raskraski-cvetok2.jpg
http://bebi.lv/images/stories/raskrtsvetov/raskraski-cvetok2.jpg

http://bebi.lv/images/stories/raskrtsvetov/raskraski-cvetok2.jpghttp://bebi.lv/images/stories/raskrtsvetov/raskraski-cvetok2.jpghttp://bebi.lv/images/stories/raskrtsvetov/raskraski-cvetok2.jpghttp://bebi.lv/images/stories/raskrtsvetov/raskraski-cvetok2.jpghttp://bebi.lv/images/stories/raskrtsvetov/raskraski-cvetok2.jpghttp://bebi.lv/images/stories/raskrtsvetov/raskraski-cvetok2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по чтению художественной литературе в подготовительной группе. Стихотворение С. Черный «На коньках».

- Учитель выразительно читать наизусть стихотвореня, замечать изобразительно – выразительные средства;- Развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения;- Форми...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе. С. Черный «На коньках»

- Учитель выразительно читать наизусть стихотвореня, замечать изобразительно – выразительные средства;  - Развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотвор...

Конспект занятий по чтению художественной литературы в подготовительной группе

Конспекты составлены в соответствии с книгой О.М.Ельцова,А.В.Прокопьева "Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников  с детской литературой (с 6 до 7 лет)" Санкт...

Конспект занятий по чтению художественной литературы в подготовительной группе

Конспекты составлены в соответствии с книгой О.М.Ельцова,А.В.Прокопьева "Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников  с детской литературой (с 6 до 7 лет)" Санкт...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе.  Чтение сказки «Мороз Иванович» (В. Одоевский)

Аннотация к занятию: Данное занятие проводится с  подготовительной группой детей  дошкольного возраста по теме «Зима». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с ...