Использование сказок в работе с дошкольниками старшего возраста
методическая разработка по художественной литературе

Прокудина Алла Николаевна

Одними из первых литературных произведений, с которыми знакомится ребенок, являются сказки, мир которых прекрасен и увлекателен. Сказка — самый любимый  литературный жанр  у дошкольников. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей. Слушая сказки, дети становятся участниками происходящих событий.  Дети легко «входят» в непривычную для них обстановку, мгновенно превращаясь в «Королевича» или «Белоснежку». Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного детскому возрасту присуща еще одна особенность — желание подражать именно положительным героям сказки: добрым феям, храбрым принцам и т. д. Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей, их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность. Одна из главных задач взрослых – познакомить ребенка с содержанием сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прокудина А.Н., воспитатель ГБДОУ д/с №50

Использование сказок в работе с дошкольниками старшего возраста

Одними из первых литературных произведений, с которыми знакомится ребенок, являются сказки, мир которых прекрасен и увлекателен. Сказка — самый любимый  литературный жанр  у дошкольников. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей. Слушая сказки, дети становятся участниками происходящих событий.  Дети легко «входят» в непривычную для них обстановку, мгновенно превращаясь в «Королевича» или «Белоснежку». Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного детскому возрасту присуща еще одна особенность — желание подражать именно положительным героям сказки: добрым феям, храбрым принцам и т. д. Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей, их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность. Одна из главных задач взрослых – познакомить ребенка с содержанием сказки. В лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой. Фесюкова Л. Б.  предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.

Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по – своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Цель проводимой работы - научить ребенка осознанно и адекватно действовать в различных жизненных ситуациях, т.е. научить культуре поведения на примере различных сказок.

Задачи:

• помочь детям оригинально, непривычно воспринимать содержание сказки;

• преобразовывать ход повествования;

• придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.

Работа  с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

Формы и методы работы со сказкой

Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах:

  • Использование сказки, как метафоры (текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личности, личной жизни ребенка);
  • Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа (служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, «хорошо - плохо»);
  • Использование   сказки  как  притчи  -  нравоучения;
  • Проигрывание эпизодов сказки (дает возможность ребенку почувствовать эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции);
  • Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

Основные приемы работы со сказкой.

Анализ сказок.

Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?

Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?

Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

Что такого делали другие герои, что поспособствовало сложившейся ситуации?

Как можно было поступить каждому из героев, что бы ситуация развивалась по-другому?

Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка и т.д.

Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.

Рассказывание сказок.

Ребенку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Лисы, Бабы-Яги или Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок.

Переписывание сказок.

  Переписывание или дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет поворот событий, ситуаций, конец сказок и т.д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимых ему персонажей, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения - в этом заключается психокорекционный смысл переписывания сказки.

Постановка сказки.

    Драматическая постановка обеспечивает проигрывание ситуаций. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

Сочинение сказок

 Ребенок может сочинить сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе взрослой может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способ её решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Начало сказок может быть разным: «Один раз пришел медведь к зайцу и говорит....»; В некотором царстве, некотором государстве, на опушке волшебного леса стоял маленький домик «Жил в нем...»; «Жил-был царь, и было у него три сына и одна дочь...».Сочиняя сказку, ребенок осмысливает свой жизненный опыт, делится им, на бессознательно - символическом уровне строит планы на будущее. Разнообразные формы работы со сказками совмещаются, комбинируются. Рассказывание и анализ сказок комбинируется с процессами создания кукол, сочинение собственных историй - с рисованием. В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой человек из волшебного путешествия - это осознание собственных поступков и ресурсов, которыми необходимо научиться пользоваться.

Модель работы со сказкой:

1) выяснение конкретного содержания сказки:

выделение персонажей сказки, разграничение их ролей;

определение места действия (обычный мир или иной), последовательности событий;

определение характерных черт на основании поведения и поступка героя (персонажа);

выяснение причин поведения;

обсуждение взаимоотношений героев;

2) словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;

3) сравнение персонажей;

4) выявление посыла сказки, морального, этического урока;

5) определение личного отношения к персонажам сказки, событиям, высказывание оценочных суждений;

6) наблюдения над жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями, яркими изобразительными средствами);

7) творческая работа по мотивам сказки.

Рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий

- Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Привлекайте к оценке самого ребенка:

- Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.

- Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.

- Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

- Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.

- Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

- Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.

- Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).

Общие рекомендации по работе со сказкой

- Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок).

- Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

- Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных .

-Сказку читает педагог, но желательно ее рассказывать.

Список используемой литературы

1.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]. – СПб. 1997, - 208с.

2.Зимина. И. народная сказка в системе воспитания дошкольника [Текст]. // Дошкольное воспитание, 2005. №8. – с. 26-31.

3.Нартова-Бачавер, С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии [Текст]. - М., 1996.- 459 с.

4.Пропп, В. Я. Русская сказка [Текст].- М. 2000. – 423 с.

5.Родари, Дж. Грамматика фантазии [Текст]. - Калуга, 1992. – 231с.

6.Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст]. - М., 2000. - 138с.

7.Фесюкова, Л. Б, Гончарова, Л. Игры и упражнения [Текст]. – Бишкек: Мактен, 1991. – 376с.

8.Фесюкова, Л. Воспитание сказкой. [Текст]. - М. 2000. - 462с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательной гимнастики Стрельниковой в корреккционной работе с дошкольниками старшего возраста

Приёмы и варианты упражнений дыхательной гимнастики (Из опыта работы с дошкольниками)...

Интеллект карты – в работе с дошкольниками старшего возраста

Данная работа описывает, как легко, интересно и познвательно можно построить образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста....

Организация и реализация долгосрочных проектов в работе с дошкольниками старшего возраста.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА"

РМО педагогов старших групп и подготовительных групп.  Выступление воспитателя 1 квалификационной категории Потаповой Марины вячеславовны с докладом на тему:"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧ...

Организация работы с дошкольниками старшего возраста по экологическому воспитанию

В современном мире вопрос экологического воспитания приобретает особую важность. Видя экологическую обстановку, мы понимаем, что эта тема всегда будет актуальна для человечества....

Организация работы с дошкольниками старшего возраста по экологическому воспитанию

Статья посвящена проблеме экологического воспитания дошкольников. Авторы рассказывают, как с помощью различных видов деятельности можно сформировать у детей экологические знания....