Конспект НОД «Тема дружбы в произведениях Софьи Прокофьевой»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Белянина Валентина Ивановна

Цель: Развивать у детей социально - коммуникативные навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_prokofevoy.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы

«Тема дружбы в произведениях Софьи Прокофьевой»

Разработала воспитатель

 Белянина Валентина Ивановна

Цель: Развивать у детей социально - коммуникативные навыки.

Образовательные задачи:

- формировать представление о дружбе, доброте и отзывчивости;

- на примере произведения Софьи Прокофьевой «Сказка о самом большом друге» учить детей понимать и оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы;

- подбирать однокоренные слова к слову «дружба»;

- знакомить с новыми словами: «недруг», «удружить», «дружелюбный» и их значением;

- закрепить знания пословиц о дружбе: «Друзья познаются в беде», «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», « Человек без друзей, что дерево без корней», «Нет друга - ищи, а нашёл - береги», и умение объяснять их смысл;

Развивающие задачи:

- развивать навыки дружеского общения  между детьми;

- развивать память, зрительное внимание, логическое мышление;

- активизировать словарь детей;

- совершенствовать двигательные и музыкальные способности детей;

Воспитательные задачи: 

- воспитывать старание детей соблюдать правила дружбы, культуру общения друг с другом;

- воспитывать желание детей совершать добрые поступки, быть чуткими и внимательными к окружающим.

Оборудование:

Портреты писательницы Софьи Леонидовны Прокопьевой; книги С. Прокопьевой; рисунки художников С. Бордюга и Н. Трепенюка к «Сказке о самом большом друге» С. Прокопьевой;

кукла Маша, картинка Кота Леопольда с мышатами, разрезные картинки к «Сказке о самом большом друге», картинки с пословицами о дружбе, игрушечный микрофон, аудиозаписи песен «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского), «Всё мы делим пополам» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского), бумбокс.

Предварительная работа:

- чтение произведений Софьи Прокофьевой:  «Маша  и Ойка», «Сказка про игрушечный городок» «Сказка о грубом слове «уходи». «Сказка про волшебные перышки», «Сказка о высунутом язычке», «Сказка о ленивых ногах», «Сказка о том, как Зайцы испугали Серого Волка», «Сказка про маленький дубок», «Сказке о невоспитанном Мышонке», «Сказки о самом большом друге»;

-разучивание пословиц о дружбе;

-прослушивание  детских песен про дружбу;

- разучивание «Песенка об улыбке» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского);

- выполнение рисунков к понравившимся сказкам;

- раскрашивание картинок по сказкам С. Прокопьевой.

Ход занятия:

Вводная часть

Дети играют. Звучит аудиозапись песни «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского). На  стульчике сидит большая кукла.

В: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

Ответы детей.

В: Вы догадались, как зовут девочку?
Ответы детей.

В: Правильно, ее зовут Маша. Она  хочет найти новых друзей, потому что Ойка постоянно с ней ссориться. А сейчас я предлагаю встать в круг, посадить Машу в центр и спеть первый куплет с припевом «Песенку об улыбке» (Сл. М. Пляцковского,  муз. В. Шаинского)

Дети встают в круг, поют песню и выполняют движения по тексту.

От улыбки хмурый день светлей.             Поднимают руки вверх и разводят в стороны

От улыбки в небе радуга проснется!        Соединив руки, показывают радугу слева направо

Поделись улыбкою своей,                        От груди руки разводят в стороны

И она к тебе не раз еще вернется.            Двумя руками обхватывают себя за плечи

И тогда, наверняка,                                   Хлопают в ладоши

Вдруг запляшут облака,                           Поднимают руки вверх и делают «фонарики»

И кузнечик запиликает на скрипке.        «Играют на скрипке»

С голубого ручейка начинается река,     Правой, а потом левой рукой показывают волны

Ну а дружба начинается с улыбки.         Берут за руки друг друга, раскачивают ими вперед-назад 

С голубого ручейка начинается река,     Правой, а потом левой рукой показывают волны

Ну а дружба начинается с улыбки.         Берут за руки друг друга, раскачивают ими вперед-назад 

В: Маша, посмотри, как стало в группе тепло и уютно от красивых улыбок ребят. Садитесь, пожалуйста, на свои места.

Ребята садятся на стульчики.

Основная часть:

В: После такой замечательной песни, Маша тоже стала улыбаться. Итак, что же начинается с улыбки?

Д: Дружба!

В: Что такое дружба? Как вы думаете?

Ответы детей.

В: Правильно. Дружба - это веселое и хорошее общение, желание помочь в трудную минуту. Ты дружишь с человеком потому, что с ним интересно играть, он тебя понимает. Друг скучает, когда ты не приходишь в детский сад; ждет, когда ты поправишься, если заболел; радуется встрече.

В: А что значит дружить?

Ответы детей.

В: Вспомните, что говорил Кот Леопольд двум мышатам?

Д: Ребята! Давайте жить дружно!

Воспитатель показывает картинку с изображением Кота Леопольд с двумя мышатами.

В: Есть правила дружбы. Вы с ними знакомы, назовите их,  пожалуйста.

Ответы детей.

В: Давайте их еще раз повторим и запомним:

Быть вежливым

Уступать

Помогать другу

Не жадничать

Не злиться

Не ссориться

Быть честным

Быть внимательным

Не бояться просить прощения, если обидел друга

Маша, вы с Ойкой постоянно ссоритесь, потому что иногда нарушаете правила дружбы. А этого делать не надо, тогда не будет обид и слез. Ребята, вы согласны?

Д: Да…

В: Вспомните, какие вы знаете еще слова, в которых корнем является «дружба»?

Ответы детей.

В: Правильно, это слова «друзья», «друг», «подруга», «дружок», «дружище», «дружить», «подружиться», «дружный». Я хочу вас познакомить с новыми словами.  Недруг - это неприятель , враг; удружить- это сделать что-то хорошее для друга; дружелюбный- это человек с добрыми желаниями, настроенный по-дружески. Давайте повторим новые слова.

Дети вместе с воспитателем повторяют слова.

 В: Очень хорошо о дружбе писала в детских книжках Софья Леонидовна Прокофьева.

Воспитатель показывает на стенд с книгами и портретом писательницы.

В: Напомню, что она родилась в Москве, в семье известного художника. С юности девочка писала стихи, и ее мечта была - стать поэтом. Писать сказки Софья начала, когда стала мамой, после рождения сына. Сначала были небольшие историй для маленьких «Машины сказки», а потом перешла к жанру повести-сказки для читателей разного возраста. С тех пор она написала более тридцати книг. В этом году ей  исполнилось  90 лет.

Воспитатель показывает другой портрет писательницы.

В:  Вы дома с мамами и папами вместе читали ее сказки, рисовали рисунки с главными героями. Параллельно, мы с вами в группе прочитали много сказок Софьи Леонидовны, раскрашивали картинки к ее произведениям. Давайте вспомним, глядя на вывешенные картинки на доске, произведение «Сказка о самом большом друге» и ее героев. Быть другом - не просто, а самым большим другом - тем более.

  Давайте вспомним физкультминутку про дружбу и покажем Маше. Выходите в круг.

Дети становятся в круг и выполняют движения физкультминутки в соответствии с текстом.

В: Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я -твой друг и ты -мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики к груди прильнули.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди! 

Дети садятся на места.

В: Ребята, мы с вами поиграем в игру «Отгадай пословицу про дружбу». Я вам буду показывать картинку, а вы попытаетесь ее отгадать. Если будет сложно, то я называю начало пословицы, а вы ее продолжаете. Желающие, могут объяснить смысл пословицы, о чем она.

Воспитатель показывает картинки  с пословицами.

  1. Друзья познаются …в беде (настоящий друг приходит на помощь при любой беде или помогает решить разные проблемы). 
  2. Не имей 100 рублей  ….а имей 100 друзей. (дружба- самое важное: друзья не бросят тебя, помогут в трудную минуту, а сто рублей быстро потратятся, после покупки в магазине)
  3. Человек без друзей, …что дерево без корней (Дерево растет,  питается, держится за землю при помощи  корней и поэтому стоит прочно, надёжно, а человеку трудно быть одному – нужно разговаривать, общаться, делится секретами, чувствовать внимание и поддержку,  получать помощь в трудные минуты; все это возможно, если есть друзья.
  4. Нет друга - ищи,…а нашёл -…..береги. (Если тебе встретился человек, который тебя нравится; он тебя понимает, помогает, делится игрушками, с ним интересно и весело, то нужно и тебе быть таким же, уступать и не ссориться.)

Дети называют пословицы и объясняют их смысл.
В: Маша очень довольна. Молодцы! А теперь поиграем в игру «Собери картинку». На пяти столах лежат картинки из произведения Софьи Прокопьевой «Сказка о самом  большом друге», состоящие из 14 частей. Пятеро желающих ребят на скорость собирают эти картинки и говорят, из какого они эпизода в сказке.

Дети собирают картинки из 14 частей на скорость и рассказывают о них.

В: Замечательно! Все справились с заданием. А теперь нас ждет викторина по сказкам, которые мы с вами и вашими родителями прочитали, рисовали рисунки, раскрашивали картинки . По каждой сказке будет один вопрос и три варианта ответов, из которых вы должны выбрать правильный.

В: Ребята, вы ответили на все вопросы викторины. Вы большие молодцы! Давайте поиграем в игру

 «Интервью». Я с микрофоном буду в роли журналиста и стану задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать.

Вопросы: Здравствуй! Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как называется ваш детский сад? Как называется ваша группа? Есть ли у тебя друзья (подруги) в группе? Как зовут твоих друзей (подружек)? В какие игры ты любишь играть с друзьями (подружками)? Что вы делаете вместе? Вашу группу можно назвать дружной? Если у твоего друга (подруги) сломалась игрушка, какие будут твои  действия? Если у тебя есть яркие фломастеры, а у друга они старые и почти не пишут, как ты поступишь? Какой подарок своими руками ты можешь сделать для друга?...

Дети отвечают на вопросы.

В: Маша, так рады была услышать ваши ответы.

Заключительная часть

В: Ребята, о произведениях какой писательницы мы с вами сегодня говорили?

Ответы детей.

В: Вы хотите, чтобы у вас было больше друзей?

Ответы детей.

В: Какие правила дружбы вы запомнили?

Ответы детей.

В: Вы будете соблюдать эти правила?

Ответы детей.

В: Значит, наша группа будет еще дружнее. Маша принесла вам интересную новую настольную игру «Найди друзей» и надеется, что она вам понравиться. Все дружно говорим ей…

Д: Спасибо!

В: Маша очень счастлива. Она познакомилась с вами и у нее стало много новых друзей. Попрощаемся с ней…

Д: До свидания!

Звучит аудиозапись песни «Всё мы делим пополам»  (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по теме "Дружба" ОО "Речевое развитие"

Конспект занятия в старшей группе...

Конспект НОД Тема: «Дружба» в подготовительной группе

Цель: Формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.Задачи: 1.Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг”, «дружба”.2. П...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Тема дружбы в произведениях Софьи Прокофьевой» с детьми подготовительной группы

Развивать у детей социально - коммуникативные навыки. Воспитывать старание детей соблюдать правила дружбы, культуру общения друг с другом. Воспитывать желание детей совершать добрые поступки, быть чут...

Конспект НОД «Знакомство с музыкой С.С. Прокофьева»Конспект НОД «Знакомство с музыкой С.С. Прокофьева»

Задачи:1. Узнавать знакомые произведения;2. Учить детей чувствовать настроение музыки, различая ее изобразительность;3. Оркестровать музыку, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующих ха...

Конспект на тему "Дружба"

Конспект на тему "Дружба" для детей старшей группы...

Софья Прокофьева

Творчество  Софьи Прокофьевой....

Интерактивная викторина по произведениям Софьи Бунтовской для детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание условий для расширения представлений детей старшего дошкольного возраста о природе родного края.Задачи:Образовательные: обобщить и закрипить знания о произведениях Софьи Бунтовской (Эко...